Изготовление и использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе.
статья по математике на тему

Юдина  Елена  Тихоновна

Практические советы учителю по изготовлению и использовании наглядных пособий на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Милютинская СОШ

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ   И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» 

 

Юдина Елена Тихоновна

учитель начальных классов

Одна из целей начального обучения математике – обеспечить усвоение смысла вводимых понятий, фактов и алгоритмов. Достичь этого можно посредством использования в обучении наглядных пособий.                                          

Одним из средств, повышающих интерес к учёбе и вызывающих у детей чувство радости, являются интересные, красочные наглядные пособия.

Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал: «Детская природа требует   наглядности…    Дитя  мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…»

Я. А. Коменский принцип наглядности назвал «золотым правилом дидактики» и призывал учителей  «…всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами…». Наглядность он рассматривал как принцип обучения и как наглядное средство обучения, т. е. как наглядное пособие.

Использование наглядных пособий на уроках математики позволяет обогатить и расширить чувственный опыт  детей, содействует изучению конкретных свойств предметов, созданию условий для перехода к абстрактному мышлению.

Использование наглядных пособий помогает реализации дидактических целей обучения, т. к. может применяться для:

- ознакомления с новым материалом;

- закрепления знаний, умений, навыков;

- проверки их усвоения.

С наглядных пособий целесообразно начинать изучение учебного материала, потому что у учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление.

Для учителей начальных классов наряду с учебником важнейшими являются наглядные пособия, позволяющие:

1.       создать условия для восприятия и переработки информации;

2.       увидеть в компактной форме структуру учебного материала;

3.       обеспечить доступность усвоения учебного материала учащимися;

4.       наладить совместную работу учителя и учащихся при создании индивидуальных учебных пособий, раздаточного материала;

5.       развивать интерес к обучению;

6.       получать положительные эмоции.

Учитывая великую роль наглядных пособий при обучении младших школьников математике,  можно говорить об актуальности данной темы.

Программой начальной школы поставлена задача повышения качества обучения учащихся математике. По моему мнению, в достижении этой цели велика функциональная возможность наглядных пособий Н. В. Петкевич. Яркое восприятие, многократное повторение и ассоциативные связи способствуют более лёгкому и прочному усвоению учебного материала. Опыт комплексного использования наглядности выполняет функцию сенсорно-моторного (чувственного) восприятия информации.

Наглядные пособия соответствуют психологическим особенностям младших школьников, у которых преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление, требующее наглядного предъявления информации.

Поэтому, наглядные средства обучения я использую последовательно. И это помогает ребятам обеспечивать все этапы усвоения информации, её восприятие и обработку за более короткое время.

Особую трудность у учащихся вызывает изучение таблицы умножения. Из опыта работы предыдущих лет, знаю, что дети заучивают её наизусть дома, т. к. традиционная методика изучения таблицы умножения не предусматривает организации работы по её запоминанию прямо на уроке. Для облегчения усвоения таблицы умножения и деления Н. В. Петкевич создала комплект демонстрационных наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением» и индивидуальные пособия «Альбом по математике», «Таблицу умножения изучаем сами - своим умом и руками».  

Применяя на уроках математики «Альбом…» и демонстрационные пособия, я поняла, что для достижения наибольшего эффекта, надо обязательно работать в системе.

Работая с пособиями в системе, я увидела возможность многократного повторения таблицы умножения, установления ассоциативных связей – это очень важные условия для запоминания.

Наибольший эффект достигается в системе использования «Альбома» и демонстрационных наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением».

Проработав с наглядными пособиями Н. В. Петкевич, я убедилась в том, что они соответствуют целям, задачам начального образования, формам и методам организации педагогического процесса в начальной школе, индивидуальным и возрастным психологическим особенностям младших школьников.

Эффективность наглядных пособий заключается в следующем:

- повышение мотивации учения;

- повышение качества знаний;

-  активизация интеллектуальных и познавательных процессов;

- сохранение здоровья детей.

Основными критериями эффективности наглядного обучения стали:

- сформированность вычислительных навыков;

- овладение трудовыми умениями и навыками;

- воспитание коллективизма, чувства единства.

 Таким образом, можно сделать вывод, что комплексное использование наглядных пособий Н. В. Петкевич на уроках математики способствует решению основных проблем, существующих в современной школе:

- позволяет улучшить у ребёнка психологические процессы

- снижает утомляемость

- корректирует недостатки опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха

- удовлетворяет образовательные запросы личности ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.        

Перспективу дальнейшего совершенствования данного опыта в своей профессиональной деятельности я вижу так:

- продолжение обучения учащихся с использованием наглядных пособий Н. В. Петкевич

- позитивное отношение учащихся к школе и процессу обучения

- осуществление личностно-ориентированного подхода

- улучшение здоровья учащихся

В нашей школе создана неплохая материально-техническая база и приобретены необходимые учебно-методические пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 В 2011 – 2012 учебном году, в связи с переходом на новый ФГОС, кабинеты начальной школы были оснащены интерактивным комплексом. Интерактивная доска – очень удобное оборудование, которое позволяет сде...

Использование логических задач на уроке математики в начальной школе

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нест...

Теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в начальной школе

 Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Описывается актуальность использования ИКТ на уроках математики в начальной школе как необходимая составляющая современного урока...

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Использование исследовательского метода на уроках математики в начальной школе.

Использование исследовательского метода на уроках математики в начальной школе....