Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Щербакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_3_klass.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП

Рассмотрено на заседании                                                        Утверждаю

предметного методического объединения                             Директор школы:

протокол №_____                                                                      _____________Е.В.Туренко

от «_____»  сентябрь 2013 г                                                     протокол педагогического совета №__

Руководитель МО:                                                                     от «____»  сентябрь  2013 г.

________________Г.Г.Рудько

                                                         

                                                                                                                     

Рабочая  программа

по кружку

«Умники и умницы»

для 4 класса.

 

 Направление: общекультурное

Тип программы: образовательная

Программа рассчитана на 1 год.

(на 2013-2014 учебный год)

  Составитель рабочей программы:

Щербакова Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов.

 Год составления: 2013 г. 

        

        

 

 

 г. Нижневартовск, 2013 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу «Юным умникам и умницам»  для 4 класса составлена на основе  авторской программы Холодовой О. «Юным умникам и умницам. Данная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту , рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

          Актуальность выбора определена следующим фактором:

на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 

Особенности организации учебного процесса.

           Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

  Развитие познавательных способностей                 4 класс (1 час в неделю)

Учебник:    О.Холодова «Юным умникам и умницам (в 2 частях)

Количество часов в течение года – 34 ч

дата

№ занятия

Тема занятия

основное направление занятия

Кол- во часов

1.09 - 8.09

1

I часть.

Что умею, что могу.

Диагностическая работа

1

10.09 - 15.09

2

Волшебные нити

Развитие внимания, логически-поисковые задания

1

17.09 - 22.09

3

Не верь глазам своим

Развитие внимания, логически-поисковые задания

1

24.09 - 29.09

4

Сонар

Развитие слуховой памяти, логически-поисковые задания

1

1.10 - 6.10

5

«Шифровальщик»

Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания

1

8.10 - 13.10

6

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

1

15.10 - 20.10

7

Изографы.

Совершенствование воображения, логически-поисковые задания

1

22.10 - 27.10

8

«Шифровальщик»

Развитие быстроты реакции, логически-поисковые задания

1

29.10 - 3.11

9

Следопыты

Развитие внимания, логически-поисковые задания

1

12.11 - 17.11

10

Игралочка.

Тренируем внимание

1

19.11 - 24.11

11

«Шифровальщик»

Развитие слуховой памяти, логически-поисковые задания

1

26.11 - 1.12

12

«Шифровальщик»

Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания

1

3.12 - 8.12

13

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

1

10.12 - 15.12

14

Изографы.

Совершенствование воображения

1

17.12 - 22.12

15

Клуб «Шерлок Холмс»

Развитие быстроты реакции

1

24.12 - 29.12

16

Не верь глазам своим

Развиваем внимание, логически-поисковые задания

1

10.01 - 19.01

17

Что сначала, что потом?

Тренируем внимание

1

21.01 - 26.01

18

Сонар

Развиваем слуховую память

1

28.01 - 2.02

19

Мозговой штурм

Тренируем зрительную память

1

4.02 - 9.02

20

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

1

11.02 - 16.02

21

II часть.

Волшебные нити

Совершенствование воображения, логически-поисковые задания

1

18.02 - 23.02

22

Эстафета

Развитие быстроты реакции

1

25.02 - 2.03

23

Волшебные нити

Развиваем внимание

1

4.03 - 9.03

24

Зоркий глаз

Тренируем внимание, логически-поисковые задания

1

11.03 - 16.03

25

Сонар

Развиваем слуховую память

1

18.03 - 22.03

26

Волшебное зеркало

Тренируем зрительную память

1

1.04 - 6.04

27

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

1

8.04 - 13.04

28

Изографы

Совершенствование воображения

1

15.04 - 20.04

29

Страна советов.

Развитие быстроты реакции, логически-поисковые задания

1

22.04 - 27.04

30

Кто самый глазастый?

Развиваем внимание, логически-поисковые задания

1

29.04 - 4.05

31

Карусель

Тренируем внимание, логически-поисковые задания

1

6.05 - 11.05

32

«Мы сами с ушами»

Развиваем слуховую память, логически-поисковые задания

1

13.05 - 18.05

33

Царство дядюшки Закона

Поиск закономерностей

1

20.05- 25.05

34

Викторина «Юным умникам и умницам».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа кружка по математике "Умники и умницы"

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа для 3 класса "Умники и умницы"

Курс «РПС» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в в...

Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам" (2 класс)

Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа по спецкурсу "Юным умникам и умницам"2класс

Данный курс можно проводить в рамках внеурочной деятельности ФГОС.Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....