ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
методическая разработка по математике на тему

Выполняя творческое задание, ученик должен  уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Какие же творческие задания я чаще всего использую?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_tvorcheskogo_haraktera.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Выполняя творческое задание, ученик должен  уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Какие же творческие задания я чаще всего использую?

1-й класс.

Внимание и запоминание у 6-7 - летних детей слабые, тем более, если учение их не захватывает. Значит надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно. Малыши очень эмоциональны и впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение, значит не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями, либо сводить соревнование к общей победе.

Почему бы на уроках русского языка не использовать рифмованные упражнения, грамматические сказки? Ведь дети так чутки к слову, к образу, им всё интересно. Несколько лет назад была популярна мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающая объём памяти за счёт искусственных ассоциаций,- но потом, видимо кто-то перепутал её с зубрёжкой и изъял из обучения. "КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто" - пример из старого учебника, чем он плох?

Кроме рифмовок в 1 классе можно использовать задание "лесенки" в букварный период. Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них "лесенку", стараясь, чтобы "лесенка" состояла из как можно большего количества "ступенек". Сочинять подписи к картинкам ученикам тоже нравиться - это их первые мини-сочинения. Любят первоклассники составлять слова из букв, которые как капельки падают из нарисованной тучки, и из букв какого-либо слова, например: КОНТРАБАС, АПЛОДИСМЕНТЫ. После изучения всех букв ребята составляют свою Азбуку, подбирают слова на определённую тему на каждую букву алфавита.

2-й класс.

Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.

С второклассниками мы вместе составляем различные словари: имён мужских и женских, словарик музыкальных терминов и искусства (после походов в театр), словарь разноцветной кисти (для запоминания правописания цветов не только радуги). Словарики синонимов и антонимов продолжают пополняться и в 3-4 классах и оказывают ученикам помощь при написании сочинений. И у совсем "взрослых" четвероклассников не останется без внимания призыв: "Помоги учительнице!", составь словарный диктант из глаголов неопределённой формы, которые есть в орфографическом словаре учебника или словарный диктант из 20 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словарика, включи в него 5 имён существительных, 5 глаголов, 5 наречий, 3 имени прилагательных и 2 имени числительных, запиши слова по частям речи.

Кроссворды со словарными словами - одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.

Составленные детьми тематические кроссворды затем активно используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

При изучении темы "Однокоренные слова" на уроке - игре "Путешествие в страну родственных слов" ученики с удовольствием подбирают группы родственных слов, (САД: садик, посадка, садовод, садовник, рассада; ЦВЕТ: цветик, цветник, цветок, соцветие, цветение, цветущий, зацвели, расцветали.; и др.) оформляя их в красочные рисунки.

При изучении видов предложений по цели высказывания мои ученики сами должны придумать и записать вопросительное предложение, которое можно прочитать с различной интонацией, и где на вопрос можно было бы дать несколько различных ответов. Например:

  • К вам вчера вечером приезжали гости? - Да, приезжали.
  • К вам вчера вечером приезжали гости? - Да, гости.
  • К вам вчера вечером приезжали гости?
  • Да, вечером.
  • К вам вчера вечером приезжали гости? - Да, вчера.
  • К вам вчера вечером приезжали гости? - Да, к нам.

Мы учимся не только отгадывать, но и составлять свои ребусы.

3- 4 класс

При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития речи третьеклассники обмениваются своими работами и подбирают подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков.

Например:

Арбуз.

На        столе лежит большой…………арбуз.

Вся        семья….. собралась на кухне, чтобы его попробовать. Папа разрезает…. корку, и нашему взору предстаёт        ..…мякоть. К счастью, арбуз оказался……        Сердцевина его ….цвета, а…. косточки.        Мы с удовольствием съели по три…… куска.

При завершении изучения темы: "Окончания имён прилагательных" я с учениками играю в игру "Цветные шары", в которой надо подобрать как можно больше имён прилагательных к существительному, написанному на рисунке воздушного шарика, согласуя прилагательные по роду, числу и падежу. Работать можно с учителем, группами (если слабый класс), самостоятельно парами, индивидуально. Например, на шарах написано:

РЕКИ, а ученик подбирает:

- Большие, быстрые, горные, известные, синие, спокойные, полноводные ...

РУКАМИ: чистыми, золотыми, загребущими, добрыми, ласковыми, сильными ...

К ЗВЁЗДАМ: далёким, ярким, небесным, кремлёвским, лучистым, рождественским ... СТРАНУ: дальнюю, африканскую, зарубежную, интересную, соседнюю ...

ЯБЛОКА: сочного, зелёного, хрустящего, червивого, вкусного, мочёного ...

ГРИБУ: съедобному, трухлявому, сушёному, жареному, огромному, белому...

Для знакомства третьеклассников со значением и правописанием частицы не с глаголами предлагаю детям узнать интересные правила. Вывешиваю плакат, на котором вместо частицы не - прорези. Дети читают первое правило с интересом, второе - с недоумением, третье - с улыбкой и говорят, что я ошиблась, говорят, как надо, перечитывая правила. Я вставляю карточки с не в прорези. Например:

Береги книгу.

(...) бери книгу грязными руками. (...) загибай уголки листов. (...) пиши в книге и на книге. (...) читай во время еды. (...) бросай книгу где попало.

Дома ученики сами придумывают различные правила с частицей не: по дорожному движению, поведению во время перемены в школе и т.п.

С удовольствием, а не по принуждению ученики участвуют в КВНах по русскому языку. Один из любимых конкурсов: Составление своих сложных слов. Сколько положительных эмоций вызывает у ребят зашифрованный ими же утюг - "бельеглад", или выдуманные для семьи полезные вещи "сумконос", "швабромах" и "носкостир", или нужные в учёбе " задачереш", "самостир", "самочит" и"буквоправ".

Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению. Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, реализовывают желание ребёнка привлечь к себе внимание своих одноклассников.

Многие учителя используют как подготовку к сочинению о времени года написание сочинений-миниатюр после прослушивания музыкальных произведений П.Чайковского, М.Глинки, Г.Свиридова, и других композиторов. Я предлагаю ученикам прослушать пьесу "Январь" из альбома "Времена года" П.Чайковского, а потом придумать маленький рассказ о зимнем вечере, высказать те мысли, которые навеет музыкальное произведение. Вот один из рассказов ребят:

Мягко, нежно звучит музыка. Деревья стояли голые, а зима подарила им снежные шубки. Но вот зазвучала музыка тревожно. Это подошёл человек и дотронулся до веточки дерева, а деревце взволнованно прошептало: "Не тронь меня!" И человек ушёл. Музыка зазвучала спокойно, тревога улеглась. Но вот снова полились тревожные звуки. Это налетела метель, завыла, закружила. И снова тихая мелодия - метель успокоилась, выглянуло тусклое январское солнышко.

Такой вид работы ещё труден для учащихся, но я его использую, чтобы развивать воображение и речь детей. Важно, чтобы в каждом, пусть даже слабом сочинении, учитель сумел за стилистическими и грамматическими ошибками увидеть и отметить перед всем классом интересную мысль, новый подход к оценке того или иного явления.

На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений.

Не надо бояться вводить на уроках элементы занимательной фразеологии. То, что интересно, всегда легче запомнить. В исследовании фразеологизмов следует обратить внимание детей на:

значение целого сочетания

значение входящих в него слов, взятых отдельно

употребление фразеологического оборота.

Пример фрагмента рассказа с использованием фразеологизмов, в который ученик должен включить не менее 5-7 известных устойчивых сочетаний слов:

...Ура! Завтра у нас лыжный кросс! Ученик 4 б класса Аджигитов Алексей бежит домой сломя голову. Алёша чувствует себя на лыжах как рыба в воде и поэтому задирает нос. Он назубок знает, кто будет победителем кросса и заранее перемывает косточки своим соперникам, которых собирается разделать под орех. Как пить дать!...

Выполняя творческие задание, ученик учится делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над безударнй гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера

Квалифицированная работа по русскому языку по теме "Организация работы над безударной гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера"...

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельнос...

Статья на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством заданий творческого характера.

Статья на тему: Формирование познавательных универсальных действий  на уроках русского языка посредством заданий творческого характера....