Килограмм
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Килограмм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Килограмм206.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Килограмм»

ФИО: Ребнева Лидия Викторовна

Место работы: Муниципальная общеобразовательная школа «Средняя общеобразовательная школа №2р.п. Новые Бурасы Саратовской области».

Должность: Учитель начальных классов.

Предмет: математика.

Класс: 2.

Тема урока: «Килограмм». Урок 21.

Учебник: Математика (Чекин А.Л.) учебник для 2-го класса в 2х частях. Часть 1. – М.: Академкнига\учебник 2012.

Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (килограмм).

Задачи:

Образовательные:

– формировать представление о единицы измерения массы- килограмм;

– Где  используется килограмм.

– Решения задач с единицей массы килограмм.

Развивающие:

– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

– развивать умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

 развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

– воспитывать аккуратность;

–  формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности.

– С добрым утром и с хорошим днем!

Наш урок с улыбки мы начнем.

– К какому уроку и вы, и я приготовились?

– Чем мы занимаемся на этих уроках?

– Посмотрите на доску. Чем мы будем сегодня заниматься? (на доске: записано- 1мм,5см,10см,1дм,1м,1килограмм, знак «?» в области темы урока)

– Конечно. Молодцы! А что нужно сделать, прежде чем открывать новое?

Дети улыбаются друг другу.

– К математике.

– Мы считаем, чертим геометрические фигуры. Решаем примеры, задачи. Сравниваем…

– Будем работать с единицами длины. Узнавать что-то новое!

– Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

– Посмотрите внимательно на доску, назовите единицы длины.

Какое задание вы можете предложить выполнить с его помощью?

Работа с единицами длины:

– Сколько миллиметров в одном сантиметре, а в пяти сантиметрах? Сколько  сантиметров в 1 дециметре, а в одном метре?  Сколько дециметров в одном метре?

А один килограмм можно отнести к единицам длины?

Называют единицы длины.

- Какие единицы длины больше или меньше. Поставить единицы длины в порядке возрастания.  Начертить отрезки и др.

Дети выполняют задание.

– Нет, мы этому еще не научились.

Дети выявляют затруднение.

Познавательные (анализ и синтез, умение извлекать информацию из базовых величин длины)

Постановка учебной задачи.

– Догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (учитель меняет на доске «?» на «!»)

– На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока? Давайте составим план работы.

Примерный план.

1.Узнать новую единицу массы – килограмм?

2. Где она используется?

3. Научится решать задачи?

– О килограмме.

Дети с учителем планируют деятельность на уроке.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

– Отправляемся в путь (физминутка «В лесу»).

– А что вы знаете про эту единицу, где вы слышали о ней?

– Где мы сможем найти подсказку?

– Откройте учебник на стр. 27. Прочитайте название темы урока. Давайте прочитаем рассуждение Маши и Миши, согласны ли вы с Машей

– Последуете вы совету Маши?

– Приведите примеры, где можно встретить единицу массы килограмм?

Повторим, это используя  интерактивную доску, сколько весит бутылка сока.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce2514a3-48a8-45bd-93fb-6b0d100fbe8e/view/

Дети выполняют различные двигательные упражнения

– В магазине.

– В учебнике.

Работа по учебнику.

– Согласны.

– Да.

Дети приводят примеры.

Дети участвуют в диалоге.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

–Для чего нужна единица измерения -  килограмм?

- Как называется прибор для измерения веса?

- В математике вместо слова вес используют слово «масса», в данном случае мы говорим о ?

- Верно …

– Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее?

– Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

– Ребята , что мы сейчас сравнивали?

- Обратимся к учебнику на стр. 27 №2.

- Объясни , почему Маша не смогла ответить на вопрос брата, сколько конфет в 1 кг. От чего зависит количество конфет в 1 кг.

Если конфета «Мечта» легче конфеты «Батончик», то число, каких конфет в 1 кг.  будет больше?

- Взвешивать фрукты, овощи, узнавать вес разных предметов (приводят примеры)

- Весы.

- Килограмме.

Дети сравнивают вес.

- Массы предметов.

- От веса одной конфеты, она может быть, легче или тяжелее. Вес одной конфеты двух или более  сортов разный.

- Конфет «Мечта»

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)

Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

– Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?

– Что еще надо сделать?

Физминутка  «Раз – согнуться, разогнуться…»

– Работа с печатной тетрадью на стр. 11. Какое задание нам поможет в этом разобраться?

– В 1кг. 5 яблок или 6 апельсинов. Что тяжелее: яблоко или апельсин?

– Научится решать задачи .

– №2.

– Яблоко.

Познавательные (умение ориентироваться в тетради)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Первичное закрепление

– Повторим это на нашу интерактивную доску, узнаем вес предметов?

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b22be1fc-be86-4b4b-b73f-c9048bd15d50/view/

- Выполняют задание в парах проверяя друг друга.

Коммуникативные (умение работать в паре)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Откроем учебник на стр. 28 . №3 и № 4.

Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой.

Работа в рабочей  тетради, в парах.

Взаимопроверка.

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Включение в систему знаний и повторение.

– Предлагаю составить задачу, где используется слово килограмм, но вопросы к задачи будут разные. Сколько всего?  Сколько осталось?

– Ответьте на мои вопросы.

– Что тяжелее 1 кг льда или 1кг. снега?

– Что легче: 1кг пушинок или 1кг тетрадей?

_ Что тяжелее: 1кг. ваты или 1кг. камней?

Дети составляют задачи.

Самостоятельная работа в парах или по группам. Осуществляют самопроверку.

Учащиеся, отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

Регулятивные (составления задачи последовательности действий) Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения)

Рефлексия деятельности.

– Что нового узнали?

– Как узнали? Что помогло?

– Где пригодятся новые знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Домашнее задание: печатная тетрадь  на стр. 12 №2.

.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные

Делать выводы

Коммуникативные

Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные Оценивать учебные действия.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Сколько весит бутылка с соком?

Мультимедийный,

практический

Интерактивное упражнение – демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce2514a3-48a8-45bd-93fb-6b0d100fbe8e/view/

2.

 Сколько весят  предметы?

Мультимедийный,

практический

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b22be1fc-be86-4b4b-b73f-c9048bd15d50/view/


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Земля имеет форму шара»

ФИО: Ребнева Лидия Викторовна

Место работы: Муниципальная общеобразовательная школа №2р. П. Новые Бурасы  Саратовской области».

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2.

Тема урока: Земля имеет форму шара из раздела «Наша планета» (6 урок из 36 ч).

Учебник: Окружающий мир

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (Земля имеет форму шара).

Задачи:

Образовательные:

–  формируем представлений о форме Земли;

–  формируем умение определять линию горизонта, стороны света.

Воспитательные:

– воспитываем интерес к прошлому, положительное отношение к научным знаниям,

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

 развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Самоопределение к деятельности

- Посмотрите на эту полочку. Что вы здесь вы видите?

- Случайно ли этот учебник здесь появился?

- Знаете ли Вы, какая страница в учебнике у меня заложена?

- А можем предположить, какие страницы будут заложены у нас к следующему уроку? Почему?

- С каких страниц начнем работу?

Учебник «Окружающий мир»

Нет, мы приготовились к этому уроку.

Да.

Предположения детей.

С того, что заложено сейчас

Регулятивные

Развиваем умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Откройте их и скажите, о чём мы узнавали на прошлом уроке?

- Кому трудно было выполнять домашнее задание?

Разделимся на 4 группы и проверим, как тема прошлого урока стала нам понятна:

-1 и 2 группы класса выполняют задания на нетбуках:

1) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fe56903-ca11-484f-93d7-36e42c34f0f5/index_listing.html -определение сторон горизонта по солнцу

2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7f1ede9d-8c29-4c36-aa0b-510144b515fd/index_listing.html - определение  сторон горизонта по тени.

3 группа – в рабочих тетрадях.

4 группа – задания в карточках:

Определите стороны света, если Полярной звездой считать дверь класса; окна класса

О природном календаре, природных часах и природном компасе

Дети выполняют работу на нетбуках, на карточках и в рабочих тетрадях выполняют задания № 3 на стр. 6-7

Меняются местами соответственно 1 и 3, 2 и 4 группы

Познавательные

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Найдите или приведите примеры предметов, по форме напоминающие следующие фигуры: 1 группа – куб; 2 группа – пирамида; 3 группа – цилиндр; 4 группа – шар.

- Как хорошо вы разбираетесь в формах предметов!

- Наверное, определение формы предметов для вас – задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы и назвать количество окон в ней – при условии, что выходить из школы нельзя.

- Кто готов ответить?

- Почему большинство из вас не справились, ведь до этого вы отлично справлялись с заданием и называли формы предметов?

- Чем ситуация со школой отличается?

– Какие вопросы у вас возникают?

Вопросы детей фиксируются на доске.

Дети готовятся в группах и называют данные предметы, остальные группы выражают своё отношение к выступлению

Мы видели школу издалека и представляем её форму, а вот количество окон не знаем.

Раньше мы видели предмет перед собой. Делали вывод о его форме, сравнивая его с данными моделями. Школа очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри него.

- Можно ли точно назвать форму предмета, если охватить взглядом этот предмет целиком? Если можно, то, как это сделать?

Познавательные

На основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные

Умение работать в паре и в группах

Личностные

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

3

Постановка учебной задачи

– А можете ли вы определить форму нашей планеты Земля?

– Но Земля – очень большой предмет. Разве вы видите его перед собой? Сравниваете форму Земли с моделями?

– А всегда ли люди считали, что Земля – это шар?

– А если выйти на улицу и внимательно посмотреть, можно увидеть подтверждение этой версии? Что мы увидим?

– Мы не можем быстро обойти Землю, собрать информацию… Нам не удастся своими силами посмотреть на нашу планету со стороны. Нужно привлечь помощников.

– Каких помощников придётся привлечь? Органы чувств, ум и память или книги?

Да, это очень легко. Наша Земля – это шар.

Земля – очень большой предмет. Мы находимся на её поверхности и не можем охватить её взглядом, но знаем, что Земля – шар. Это давно всем известно. 

Предположения детей.

Предположения детей.

Чтобы ознакомиться с собранной информацией о Земле, нам нужно обратиться к книгам.

– Какие предположения могут возникнуть у нас?

– Как вы думаете, какая будет тема урока?

На доске:

  1. Как определить форму Земли?
  2. Что такое горизонт?
  3. Кругосветное путешествие.
  4. Наблюдения на местности.

– Как вы думаете, что это записано на доске?

- Земля плоская или она шарообразная. 

- Какую форму имеет планета Земля.

- Вероятно, это план нашего урока.

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4

Построение проекта выхода из затруднения

– Прочитайте текст на доске.

- Что Вы узнали?

– Чтобы доказать или опровергнуть эти точки зрения, что нам поможет?

– Вы правы, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования (запись на доске).

1) Разбиться на группы, собрать информацию о частях предмета, зарисовать, сделать макет, обсудить собранные сведения.

2) Сравнить наблюдения с необходимыми моделями.

3) Сделать вывод.

4) Отойти подальше, посмотреть с самолёта или высокого здания.

Физминутка

– Выполним первый пункт: Разбиться на группы, собрать информацию о частях предмета, зарисовать, сделать макет, обсудить собранные сведения. Как поступим в случае с Землёй?

– Какие модели нам понадобятся?

 – Что значит в данном случае – отойти подальше и посмотреть?

1-е наблюдение.

– Поставьте на шар и диск фигурку и попробуйте определить, какую линию будет видеть наш наблюдатель на границе «Земли» и «неба»?

– Прочитайте в учебнике на с. 26, как называется эта линия,  какой модели она более соответствует.

– Что это значит?

– Что значит «до горизонта нельзя добраться»?

– Какой модели соответствуют наши совместные наблюдения?

2-е наблюдение.

– Теперь возьмите карандаш, поставьте диск и шар на уровне глаз и постепенно отодвигайте от себя карандаш вперёд, не меняя направления.

- Что вы заметили?

– Посмотрите иллюстрации на с. 27. Что видели наблюдатели в подзорную трубу?

– Что вы узнали?

 3-е наблюдение.

– Поставьте фигурку на диск и шар, заметьте место, откуда началось движение, передвигайте фигурку строго в одном направлении, что вы заметили?

– Могли ли люди и раньше заметить это?

– Прочитайте на с. 29 о путешествии Магеллана и сделайте вывод.

– Правильно ли я вас поняла, что вы уже приняли решение и не сомневаетесь, что Земля имеет форму шара?

– Скажите, ребята, все ли пункты нашего исследования мы прошли?

– Как вы думаете, какие путешественники нам бы помогли? На чём они путешествуют?

– На с. 31 вы увидите первого космонавта, который совершил кругосветное путешествие в космосе.

- Посмотрите, какая красивая наша планета из космоса.

http://www.youtube.com/watch?v=PfTylc3IoWs&feature=related

– Но это ещё не все доказательства шарообразности Земли. Догадайтесь, что ещё помогло людям. Прочитайте последнюю часть текста на с. 26.

– Разобраться в этом вам помогут опыты Миши и Лены на с. 30. Объясните, откуда тень на Луне?

– Проверьте свои предположения, проследив за фазами луны. Обратите внимание на свет от солнца и тень на Луне.

– Откуда тень на Луне?

Проверим себя: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009df-1000-4ddd-6f3c-3c0047fe092a/swf.htm?src=fazi_luni.swf – фазы луны

– Подумайте, как несколькими словами обозначить то, что мы узнали сегодня.

– Можем ли мы теперь вернуться к заданию, которое вызвало у вас затруднение? Это привело к возникновению нескольких версий по поводу формы Земли.

Существовало две точки зрения на форму Земли: Земля имеет форму шара, Земля плоская.

Нам понадобятся сведения о наблюдениях людей. Здесь нам помогут книги и учебник.

Шар, диск.

Мы думаем, что нам понадобятся наблюдения людей, видевших издалека нашу планету. 

Группы высказываются и приходят к общему выводу: Наш наблюдатель будет видеть на диске всегда одинаковой форму линию, в какую бы сторону ни пошёл. На шаре линия будет постепенно меняться.

Дети читают и приходят к выводу: линия горизонта как бы разделяет небо и Землю. Это воображаемая линия.

- На Земле мы не найдём такой нарисованной линии. Её заметили люди и назвали.

- Линия постоянно отодвигается от наблюдателя.

- Нам кажется, после сравнения с моделями, что она больше похожа на шар.

Работа в группах

- На диске карандаш, удаляясь, кажется немного меньше, виден весь. На шаре карандаш сначала кажется немного меньше, далее у него исчезает из поля зрения нижняя часть, потом от него остаётся лишь небольшая верхняя часть, далее он исчезает из вида.

-  Корабль приближался так: сначала показывалась верхняя часть, потом постепенно он становился виден весь целиком.

Это больше похоже на шар. 

Дети наблюдают и приходят к выводу:

–  На диске фигурка достигает его границы и дальше не может двигаться. На шаре фигурка, передвигаясь в одном направлении, возвращается в точку начала движения.

- Да, это могли заметить путешественники.

- Мы думаем, что Магеллан двигался не по диску, а по шару, что лишний раз доказывает, что Земля имеет форму шара.

- Да.

- Мы не прошли 4-й пункт – наблюдение за предметом со стороны.

- Мы считаем, что это космонавты. Они летают на космических кораблях. 

Дети делают вывод после обмена впечатлениями об увиденном:  

- Да, убедились, что Земля – это шар.

- Мы узнали, что людям как-то помогла Луна.

- Эта тень от Земли, и она круглая. 

Ответы детей.

- Да, конечно, теперь мы абсолютно уверены, что Земля имеет форму шара.

Познавательные

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре и в группах.

Личностные

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 – Выполните задание на карточках самостоятельно (Приложение), а проверить его выполнение сможете, объединившись в группы 

 После выполнения дети сверяют свою работу в группах, убеждаются в отсутствии или наличии ошибок, рассуждают, как им справиться со своими затруднениями

Познавательные

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций

6

Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону.

 Выполните задание 1, 2 и 3 в рабочей тетради.

Ответы детей.

Регулятивные

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7

Рефлексия деятельности

– Что нового узнали?

– Как узнали? Что помогло?

– Где пригодятся новые знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы учебника на стр. 29

Ответы детей.

Познавательные

Делать выводы

Коммуникативные

Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные Оценивать учебные действия.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Приложение к плану-конспекту урока окружающего мира во 2 классе по теме «Земля имеет форму шара» № 2

Соедини части линией:

Земля имеет форму:

Линия горизонта это –

Шарообразность Земли помогли доказать                                        

граница между небом и землёй

шарообразную

лунное затмение

Полярная звезда

наблюдения по компасу

кругосветные путешествия

тени от предметов в полдень

линия горизонта

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Определение сторон горизонта по Солнцу

Мультимедийный, практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fe56903-ca11-484f-93d7-36e42c34f0f5/index_listing.html

2.

Определение сторон горизонта по тени

Мультимедийный, практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7f1ede9d-8c29-4c36-aa0b-510144b515fd/index_listing.html

3.

Вид планеты Земля из космоса

Моноформатный, информационный

Видео с музыкальным сопровождением

http://www.youtube.com/watch?v=PfTylc3IoWs&feature=related

4.

Фазы Луны

Моноформатный, информационный

Видео

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009df-1000-4ddd-6f3c-3c0047fe092a/swf.htm?src=fazi_luni.swf


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Словосочетание»

ФИО: Ребнева Лидия Викторовна

Место работы: Муниципальная общеобразовательная школа «Средняя общеобразовательная школа №2р.п.Новые Бурасы Саратовской области».

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: Словосочетание (первый урок в теме)

Учебник: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч.1/ Н.А. Чуракова; под ред.М.Л.Каленчук. – 2-е изд., исправленное. – М.: Академкнига/учебник, 2012.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (словосочетание), овладения нового способа действия (различать словосочетание и основу предложения (пары главных слов)).

Задачи:

Образовательные:

–  формируем представлений о словосочетание;

–  формируем умение находить в составе предложения все словосочетания, различать словосочетание и основу предложения.

Воспитательные:

– воспитываем положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность,

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развиваем речь (обогащаем словарный запас), мышление, память, умение работать с ЭОР;

 развиваем умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Самоопределение к деятельности

- Тетрадь наклонно положу, ручку правильно держу, за посадкой слежу. С чистотой я дружу, на «отлично напишу»

Подготовка класса к работе. Запись даты в тетрадь.

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Работа над каллиграфией:

- сло,  во, че, со, та, ни, е.

- Какое слово здесь спряталось?

- Как вы думаете, что означает это слово?

- А хотите узнать, что это такое?

Выполняют задание.

Выдвигают предположения в группах.

Выявляют затруднение в прочтения слова.

– Нет, мы этому еще не проходили

_ Да.

Познавательные

Развиваем умения извлекать информацию из текста.

Поиск и выделения информации. Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3

Постановка учебной задачи

- Справились с заданием?

- О чем мы будем говорить?

 Учитель на доске записывает тему урока.

- Сравним, как звучит тема в учебнике (с. 31)

- Сформулируем  задачи урока.

1. Что такое словосочетание?

2. Научится находить в составе предложения все словосочетания.

3. Уметь различать словосочетание и основу предложения.

- Словосочетание.

- Про словосочетание.

- Что такое словосочетание?

Формулируют задачи урока.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

4

Построение проекта выхода из затруднения

- Посмотрите на картинки в учебнике. На них изображены обезьянки.

- Что делают они на левой картинке?

- Что делают обезьянки на правой картинке?

- Составьте предложение по правой картинке. И запишите его в свою  тетрадь.

Учитель записывает это предложение на доску.

- Какие  главные слова в предложение?

- О ком говорится в предложении?

- Назовите основу предложения и подчеркните ее.

Учитель подчеркивает основу в предложение.

- Все ли слова в предложение мы подчеркнули?

- Какое у нас слово осталось не подчеркнутым?

-  Попробуйте  задать  вопрос к этому  неглавному слову.

Учитель совместно с детьми чертит стрелочку с вопросом.

- Какое слово из двух командует формой слова блох?

- А можно ли задать вопрос от слова обезьянки к форме слова  блох?  Сравни: Обезьянки (что?) блох или  ищут (что?) блох.

- В каком сочетании слов есть смысл?

 - От какого слова мы задаем вопрос?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Два слова, связанные по смыслу называются?..

- При этом одно из слов  в словосочетании командует другим.

- От слова – командира можно задать вопрос к слову – солдату?  

- А чем же различается основа предложения от словосочетания?

- Ответе ли мы с вами на задачи нашего урока?

Непонятно, что они делают. Они либо сидят, либо что-то рассматривают, либо что- то ищут, но неясно , что же именно.

Обезьянки ищут блох.

«Обезьянки ищут блох».

Слова – названия  предметов и  слова  – названий действий, это основа предложения.

Об обезьянках.

Обезьянки ищут.

 Нет.

Блох.

Ищут (что?) блох.

Слово названия – действий ищут.

Во втором.

От главного слова-  ищут.

 

Словосочетанием

Да можно. Ищут (что?) блох.

В основе предложения оба слова главные, оба командиры. В словосочетание только одно слово – слово – командир.

Да  ответили.

Познавательные

Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций учебника.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5

Первичное закрепление.

Физкультминутка.

На стр. 31 учебника упражнение №10.

- прочитайте двустишие.

- Спишите первое предложение. Подчеркни пару главных слов.

- Какое же слово из двух главных командует формой слова в чертополох? Стрелочкой покажи словосочетание.

- Уточни значение слова чертополох в Толковом словаре.

- На стр. 32 учебника прочитайте правило «Словосочетание».

- Согласны ли вы с рассуждением Маши?

Ослик влез в чертополох*.

Обезьянки ищут блох.

Записывают предложение, подчеркивают главные слова.

Слово «влез» к форме слова в чертополох.

 Влез (куда?) в чертополох.

Работа со словарем- Чертополох – сорное колючее растение с кустистым стеблем и сиреневыми цветами.

Читают правило.

Да согласны.

Познавательные

Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

Выявлять сущность, особенности  текста.

На основе анализа текста делать выводы. Построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные (умение ориентиро-

ваться  в толковом словаре.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Предлагаю в  интерактивном задании, найти словосочетание в предложение.

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d07dfd5b-2039-465e-b116-c50d333909a2/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8

Дети выполняют работу в группах.

Сравнивают предложенный в ЭОР алгоритм с составленным в группе, дорабатывают его.

Коммуникативные (умение работать в паре и в группах).

Познавательные

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

7

Рефлексия деятельности

- Над какой темой работали?

- Какое задание вызвало затруднение? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Каким способом действовали?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

-Остались ли у вас какие-либо затруднения? – Кто доволен своей работой на уроке?

Д/З Потренироваться находить словосочетание  в предложении в тетради для самостоятельных работ№1 стр. 13 №16.

Формулируют вывод, проводят самооценку:

- Я научился…

- Я хотел бы…

- Оказывается, что…

Познавательные

Делать выводы

Коммуникативные

Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные Оценивать учебные действия.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Связь слов в предложение.

Мультимедийный, практический

Иллюстрация, анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d07dfd5b-2039-465e-b116-c50d333909a2/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 1 класс Тема: Килограмм.

Конспект + презентация. Школа России...

Урок математики. Масса. Килограмм. 1 класс. "Школа России"

Урок математики. Программа "Школа России". 1 класс. Тема: "Масса. Килограмм." На уроке дети знакомятся с величиной "Масса" и единицей измерения массы килограммом, различными видами весов. Закрепляются...

Урок математики по теме :"Величины. Масса. Килограмм." 1 класс (Школа "2100")

Это урок изучения новой величины "массы". Цель данного урока:помочь учащимся усвоить представления  о новой величине "массе" и единице измеиения массы - килограмме; освоение данных понятий с цель...

урок математики в 1 классе по теме" Величина- масса. Единица измерения-килограмм"

данный материал представляет собой конспект урока в 1 классе по УМК "Школа России" "ВЕличина-масса. Единица измерения-килограмм"....

Разработка урока математики 1 класс "Школа России" по теме: "Килограмм"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация к уроку позволит наглядно и доступно усвоить тему....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Килограмм. Сколько килограммов? 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Килограмм. Сколько килограммов?Цели деятельности учителя:- формирование понимания зависимости между количеством предметов и их массой.Планируемые результатыПредметные...