Технологическая карта урока. 4 класс. "Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Бондарева Тамара Алексеевна

Данный материал предназначен в помощь учителям начальных классов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Цель : учить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложнённых случаях, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО

Предмет

Математика

Класс

4  Б

Автор урока

Бондарева Тамара Алексеевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Иланская СОШ №2»

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Время реализации урока 

45 минут

Цель деятельности учителя

Учить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложнённых случаях, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомятся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией; преобразовывать величины, находить площадь прямоугольника; решать задачи.

Метапредметные

Регулятивные УУД: овладеют способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; обобщать собственные представления, умение формулировать цель урока с помощью учителя; находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной формах; контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки.

Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания; осуществлять анализ, сравнение, обобщение, использовать знаково-символические средства; осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеть способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями; осуществляют логические действия, поиск необходимой информации из электронного приложения, ответов учащихся.

Коммуникативные: УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; обмениваться мнениями; слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; уважать мнение других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности; проявляют способность к позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; имеют установку на здоровый образ жизни

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, деятельностный.  Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Образовательные ресурсы

Математика. 4 класс: поурочные разработки по программе «Школа России». Москва: «ВАКО», 2015.

1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

Дидактическое обеспечение урока

Карточки с текстами задач для работы в группах, листы самооценивания

Оборудование

Интерактивная доска (экран), проектор, ноутбук, мультимедийная презентация урока «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого» разработана с помощью программы PowerPoint

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Руки к солнцу потянулись!

Все друг другу улыбнулись.

Мы ладошечки потрём

И с радостью урок начнём!

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадка?

Если всё в порядке открываем все тетрадки. Запишем число, месяц и классная работа.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабочего места

II. Актуализа-

ция знаний

Устный счёт

Урок начнём с устного счёта, продемонстрируем те знания, которые мы уже получили на предыдущих уроках.

Обратите внимание на экран, Внимательно прочитайте задание. Выполните его. Прочитайте предлагаемые ответы. Выберите правильный ответ, нажми на кнопку возле него. Если задание выполнено правильно - звучат аплодисменты.

  1. К частному чисел 126 и 3 прибавить произведение чисел 17 и 4.  (Слайд 1)
  2.  В магазине канцтоваров купили блокнот и альбом.  Альбом стоил 18 рублей, а блокнот в 3 раза дешевле. Сколько стоила вся покупка? (Слайд 2)
  3. Вычисли сумму удобным способом: 72 + 43 + 18 + 57. (Слайд 3)
  4. После того, как было израсходовано 10 литров бензина, в баке автомобиля осталось 30 литров бензина. Сколько литров бензина было в баке машины первоначально? (Слайд 4)

Выбери действие, которое   отвечает на вопрос задачи.

  1. Площадь прямоугольника вычисляется по формуле: (Слайд 5)
  2. Вычисли площадь прямоугольника. Запишите данные в тетрадь, согласно формуле найдите площадь прямоугольника. (Слайд 6)

a = 15 см              Sпр. = a ∙ b

b = 4 см                Sпр. = 15 ∙ 4

Sпр. - ?                   Sпр. = 60 см2

                                       Ответ: Sпр. = 60 см2

Проверим правильность выполнения задания (Слайд 7)

  1. Переведи единицы измерения длины.

9см = ... мм

80 см = ... мм

2 м 25 см = … мм (Слайд 8)

Читают задание. Определяют, какое задание им предстоит выполнить Выполняют задание. Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценки.

Ответ: 124 : 3 +  17 ∙ 4

Ответ: 21 рубль

72 + 18 + 57 + 43 = 190

Ответ:30 + 10

Ответ: S=a ∙ b

Внимательно слушают, выполняют задание (самостоятельно в тетрадях). Вычисляют площадь прямоугольника (один ученик работает у доски) используя математическую терминологию.

Проверка по эталону.

Ответ: 

9см = 90 мм

80 см =800 мм

2 м 25 см = 2.250мм

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, используют знаково-символические средства; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной формах; контролируют учеб ные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстником; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

Устные и письменные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Перевод одних измерений длины в другие

III. Сообщение темы и цели урока

Целеполагание

Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом вычитания

42 – х = 36

х – 537 = 362

846 – х = 140

х – 34 = 48 : 3  (Слайд 9)

- Что неизвестно в последнем уравнении?

Сформулируйте тему нашего урока? (Слайд 10)

- Вернёмся к последнему уравнению: х – 34 = 48 : 3.

- Чем отличается последнее уравнение от предыдущих?

- Как можно назвать такое уравнение?

- Можно ли сразу его решить?

- Какую же цель вы сегодня поставите перед собой?  

Выполняют устно решения уравнений, каждый раз поясняя, как они находят неизвестное уменьшаемое или вычитаемое

 - Нам неизвестно уменьшаемое

- Нахождение неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого

Варианты ответов

Варианты ответов

Варианты ответов

Формулируют цель урока.

- Научиться решать усложнённые уравнения, находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое.

Фронтальная

Знание и использование взаимосвязи между компонентами и результатом вычитания

IV. Изучение нового материала

Объяснение

учителя

х – 34 = 48 : 3

х + 34 = 16

х = 34 + 16

х = 50  

50 – 34 = 48 : 3

16 = 16

В уравнении х – 34 = 48 : 3 неизвестно уменьшаемое, вычитаемое 34, а разность выражена частным чисел 48 и 3.

Найдем сначала разность (48 : 3 = 16). Значит, разность равна 16. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо разность и вычитаемое сложить. Вычисляем: 34 + 16 = 50.

Значит, х = 50. Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: 50 – 34 = 16 и 48 : 3 = 16. В левой и правой части уравнения получили одно и то же число. Значит, уравнение решено верно.

Слушают учителя, совместно выполняют задание с объяснением, записывают в тетрадь.

Один ученик работает у доски.

Фронтальная, индивидуальная

Знание способа решения уравнений

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику.

Физкультминутка

№ 284 (1 уравнение)

Проверим правильность выполнения уравнения

(Слайд 11.)

Организует проведение физкультминутки (для глаз Слайд 12.)

Записывают и решают уравнение с подробным комментированием

Проверка по эталону.

Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценивания.

Выполняют задания физкультминутки.

В парах

Решение уравнения

Выполнение движений согласно инструкции

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

VI. Практическая деятельность

  1. Решение задачи

  1. Задание из электронного приложения к учебнику. Раздел «Числа, которые больше 100. Сложение и вычитание». Тема «Решение уравнений вида

 х – 34 = 48 : 3

№ 286 (Самостоятельно)

В магазин привезли хлеб. За день было продано 176 кг хлеба, после чего в магазине осталось на 145 кг хлеба меньше, чем продали. Сколько кг хлеба привезли?

Текст задачи на карточке. Решают самостоятельно в группах. Чертят схему к задаче. Записывают решение в тетрадь. Лидер группы распределяет обязанности между членами группы для анализа задачи.

  1. Читает
  2. Анализирует
  3. Чертит схему
  4. Записывает решение и

ответ (используют интерактивную доску).

                      176 кг

           

                                                  ?  

                          145 кг

   

            ?

176 + (176 – 145) = 207 (кг)

Ответ: 207кг хлеба привезли.

Оценивают этот вид работы на листах самооценивания

Фронтальная

Групповая, индивидуальная

П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, аналогию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; используют знаково-символические средства; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения задания поискового характера.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль учебных действий, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий в группе в ходе решения учебно-познавательных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; умеют слушать; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; осознают необходимость и важность изучения предмета.

Устные ответы, записи в тетради, наблюдения учителя

ИКТ

П – осуществляют логические действия, поиск необходимой информации из электронного приложения, ответов учащихся.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л – проявляют интерес к предмету.

VII. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок. Лидер группы оценивает самых активных ребят.

Ребята дополните предложения.

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете мы её выполнили?

- Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Подведите итог на листах самооценивания.

Было интересно...

Было трудно...

Теперь я могу...

Я научился...

У меня получилось...

Я смог...

Отвечают на вопросы.

Если к разности прибавить вычитаемое, то получим уменьшаемое.

Если от уменьшаемого отнять разность, то получим вычитаемое.

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность и деятельность участников группы на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 63, № 287, № 285

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математики по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность".

Предлагаю вам технологическую карту урока математики по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" и презентацию...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об решении уравнений на  основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного множителя" (3 класс, УМК "Начальная школы XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования умения использовать правило нахождения неизвестного множителя.Задачи урокаДидактические:познакомить с прав...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестно слагаемого" (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования умения использовать правило нахождения неизвестного слагаемого.Задачи урокаДидактические:познакомить с пра...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного делимого" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения использовать правило нахождения неизвестного делимого.Задачи урокаДидактические:1.познакомить с правилом о нахождении неизвестного делимого;2.научи...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного делимого" ( УМК «Начальная школа XXI века", 3 класс)

Цель урока: формирование умения находить неизвестное делимое.Задачи урока Дидактические: 1. систематизировать изученные виды уравнений; 2. формировать на автоматизированном уровне способности к н...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного делителя" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Цель деятельности учителя:развитие умений находить значение выражений, решать задачи на нахождения неизвестного делителя. Задачи урока:Дидактические:1. создать условия для формирования умений нах...