программа по внеурочной деятельности "юный математик"
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Спиридонова Валентина Александровна

состоит из пояс.записки, тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_matematik.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Пояснительная записка.

К рабочей программе по внеурочной деятельности  «Юные математики»

Рабочая программа актуальна т.к. создана на основе:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании»

 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г №373, зарегистрирован в Минюсте России 22декабря 2009года №17785) с изменениями  (утверждены приказом Минобрнауки  России от 26 ноября 2010г.№1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля2011г №19707)

3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября2010г.№986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011г. №19682)

4.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от29 декабря 2010г. №189, зарегистрировано в МинюстеРоссии3 марта2011г., №19993)5.Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251- 03(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от3 апреля 2003г. №27; зарегистрирован  в Минюсте России27 мая 2003г.№4594);

6. Методические рекомендации «О введении федерального образовательного стандарта» Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04 2011г;

7.Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г;

8.Примерная образовательная программа начального общего  образования.

           

                                                                         Цель  программы:

Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников.

 Задачи  программы:

 Обучающие:

1.Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов.                                                                                                                           . 2.Овладение основами логического  мышления, пространственного воображения и математической речи                                                                                                   3.Формирование основ информационной грамотности,  умение работать с информацией                                                                                                                  4.Расширение и углубление математических представлений и понятий.

Личностные

1 Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.                                                             2 Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний.                                                                                                                            3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные.

                                                                                                                                 1.Овладение способами выполнения заданий творческого характера                                                                              2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих                                                                                                                                                              .3. Использование различных способов поиска, сбора информации.

Количественный состав:

Программа рассчитана на учащихся 1,4 классов

                                                             Формы  проведения  занятий:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. фронтальные;
  4. беседа;
  5. лекция;
  6. конкурсы;
  7. праздники;
  8. КВН;
  9. Проектная деятельность
  10. занятия с презентацией
  11. деловая игра

 

                                                 Сроки  реализации  программы:

Программа рассчитана  на 64часов в год, два часа в неделю.

                                                   

                                               Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся могут узнать:

  1. историю возникновения математики;
  2.  названий геометрических фигур;
  3.  правила о порядке выполнения действий; названия компонентов действий;
  4.  таблицу умножения.

Имеют возможность научиться:

  1. собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
  2. ориентироваться в пространстве;
  3. проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, находить закономерности, проводить классификацию объектов;
  4. решать нестандартные задачи;
  5. вычислять значения числовых выражений с натуральными числами, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий;
  6. строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами,  находить рациональные способы вычислений;
  7. решать  и анализировать задачи в 2-3 действия на все изученные случаи арифметических действий.

                                                       

    Программа будет успешно реализована, если:

  1. будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  2. будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;  
  3. будет использоваться разнообразный дидактический материал .,ИКТ

                                                                 

                                                                  Технологическая карта

дата

Название темы занятия

Виды учебной деятельности

оборудование

Виды деятельности

1-2

Математика вокруг Происхождение математических знаков нас

.Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на занятии.. Высказывать свою версию

Беседа с использованием презентации

3-5

. .  Составление числовых выражений

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства

.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Путешествие по станциям

6-8

Сравнение числовых выражений                                                                                 

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Работа по подгруппам

9-12

Круговые примеры

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Работа в парах

13-16

Числовые цепочки

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Работа в подгруппах

17-21

Числовые головоломки и ребусы.                                              

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Работа с использованием И.Д.

22-27

Проект «Числа в пословицах, поговорках»

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи

Защита проекта

28-33

Переставляем буквы- получаем числа Логические задачи

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

кроссворд

34-35

Задачи на сравнение

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи

Работа в подгруппах

36-39

Приемы устного счета

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни

арифметический диктант

40-41

Комбинаторные задачи

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи

Работа с педагогом

42-43

Сюжетные задачи

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

самостоятельная работа

44-45

Составление сюжетных задач

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Работа  в подгруппах

46-47

Изготовление задачника

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи

самостоятельная работа

48-49

Задания на выявления закономерностей

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Работа с педагогом

50

Задачи на внимание

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Взаимоконтроль

51

Задачи на смекалку

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

самоконтроль

52-53

Удивительные квадраты

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни

54

Задачи - шутки

КВН

55

Задачи с геометрическим содержанием

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни

самостоятельная работа

56

Конструктивные

задачи

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Работа в парах

57-58

Геометрия на плоскости и в пространстве

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Круглый стол с использованием презентации

59

Деление геометрических фигур на части

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Мастер класс

60

Составление изображения из геометрических фигур

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Практическая работа

61

Увеличение рисунка по клеткам

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Составление мозаики

62-64

Разные задачи

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни

Деловая игра самостоятельная работа

65-67

Геометрическая

смесь

Добывать новые знания: находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

68

Итоговое занятие

                       

    Краткое содержание программы, основные термины

Название раздела

Основные термины

Краткое содержание

Числа от 1до20

История математики, математические фокусы.

Из истории математики. Как возникло слово «математика».   Счёт у первобытных людей. Происхождение математических знаков.  .

2Логические задачи

Особые случаи счёта, логические цепочки, признаки делимости, рациональные способы вычислений.

пословицы, поговорки, загадки, рассказы, в которых встречаются числа, некоторые особые случаи счёта, логические цепочки с числами, приёмы устного счёта.  

                                         

3. Геометрия вокруг нас.

Геометрические фигуры, тела, танграм, задачи  с геометрическим содержанием, конструктивные задачи.

Превращение фигур, решение конструктивных задач, задач с геометрическим содержанием.

4.Разные задачи.

Взвешивание, уравнивание , перекладывание, римские цифры

Решение текстовых задач с использованием графических изображений, , повторение знаний нумерации., практическая работа с весами,гирями

                                           Методики и технологии обучения и воспитания                                                                  

Название раздела

Форма занятий

Дидактический материал

(техническое оснащение)

1.Числа от1до20

Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения; викторина

Карточки-задания для самостоятельных работ;

карточки-задания для усвоения нового материала;

 карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

викторины; кроссворды;

тесты; ребусы;

загадки; загадки с подсказкой;

загадки-обманки;

рассказы-загадки;

анаграммы;

таблицы;

спец.наборы «Танграм», «Волшебный круг»; головоломки; круговые примеры;

2Логические задачи.

Беседа, лекция, практические упражнения, разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией; КВН; конкурс; игра; викторина, использование ИКТ

Компьютер, интерактивный комплекс

3. Геометрия вокруг нас.

Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения; олимпиада; игра

Цветная бумага, картон, ножницы, деревянные, счетные палочки

4. Разные задачи.

Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения, экскурсия в магазин

Весы, наборы гирь, развесной материал.,

                                                                       

Программа кружка «Юный математик» нацелена на развитие творческого математического мышления учащихся начальной школы. В кружок принимаются дети 7 -10 лет, по интересу, без предъявления специальных требований. Занятия могут проводиться как со всей подгруппой, так и по подгруппам, индивидуально. Занятия проводятся в помещении школы, в классе с интерактивным комплексом.

Реализация  программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучение, научности, систематизации, последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Используются педагогические технологии:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:

педагогика сотрудничества

  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса;

групповые технологии

технологии индивидуального обучения;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игровые технологии;

Проблемное обучение

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы; теоретические и практические занятия, участие в олимпиадах, математических конкурсах.

                 На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем.

               На практических  занятиях закрепляются полученные знания  и умения                                                                 сопровождаются показом, решением педагога,  проводятся обучающие задания, тренинги, Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все учащиеся пытались максимально творчески и точно выполнить задание.                                              

        Образовательный процесс  включает в себя различные методы обучения:

  • Репродуктивный (воспроизводящий)
  • Иллюстративный (объяснения сопровождаются демонстрацией наглядного материала)
  • .проблемный(педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)
  • Эвристический  (проблема формулируются учащимися, ими предлагаются способы решения)

И воспитания:

  • Убеждения
  • Упражнения
  • Личный пример
  • Поощрение

Все методы обучения реализуются различными средствами:

Предметные – для полноты восприятия учебная работа производится с использованием наглядных пособий и технических средств;

Практические – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческие задания

Интеллектуальные: логика, воображение, интуиция, память, внимание.

Эмоциональные: переживание, представление, интерес.

    Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на работу с учащимися 1-4 классов. Включает в себя годичный курс обучения 2 часа в неделю (по 25минут)

     Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения

                              Система контроля.

1. Предварительный контроль: Выявление подготовленности ребенка – владение навыками выполнять простые арифметические действия, решать простые задачи

2.Промежуточный контроль: Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития математических способностей.

3. Заключительный контроль: Полученные за учебный год знания, умения, навыки.(проекты)

        Предполагаемые результаты.

Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем учащихся.

Итог обучения - участие в школьных , районных олимпиадах, конкурсе «Кенгуренок»

К концу году учащиеся научатся: анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения, определять логику решения задач,  решать задачи разных видов, с помощью знаков, схем, графиков, рисунков                                                          

                                                                       Литература для учителя

  1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005
  2. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. – М.:Илекса, 2002.
  4. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  6. С.А.Левина Открытые уроки и занимательные задания., Учитель 2009г.

                                                                   

                                                  Литература для  учащихся и родителей

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  2. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
  3. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
  4. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  5. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". "

Предлагаю полное планирование программы по внеурочной деятельности курса "Математика и конструирование" для 1-4 классов. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, планируемые резуль...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...