Творческий подход к решению задачи
статья по математике на тему
Опыт практической работы показал мне, что главное достоинство изучения математики состоит в пристальном внимании к развитию творческого потенциала каждого ученика. Интерес, любопытство, творчество, желание добиться успеха – это привлекательные стороны, которые позволяют учащимся любить и выбирать этот вид деятельности на уроках математики.
Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития личности ребенка. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_podhod_k_resheniyu_zadach.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Клара Иудовна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 17 «ГО г. Якутск»
Республика Саха (Якутия)
Творческий подход к решению задач.
Жизнь показала, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение и нахождение истины через смежные области знаний. Поэтому на первый план обучения выходят личность ребенка, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации полученной информации, умению принимать решения и доводить их до исполнения, т.е. выпустить из школы личность, которая ищет, находит, думает, узнает, тренируется, делает и доводит свою задумку до конечной цели. Формировать личность, способной подходить к решению поставленной цели с позиции личностной сопричастности, способной к саморазвитию. Поэтому цель учителя становится другой: не поучать, а побудить к действию. Главной целью учителя является личность ученика, рассматривающего получение знаний не как самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, мотивов деятельности.
Это и есть реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС, т.е. обеспечение планируемых результатов:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. А также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
Чтобы реализовать эти цели на уроках, и на уроках математики, и во внеклассных занятиях помогают мне такие принципы:
- принцип деятельности – включение ребенка в учебно – познавательную деятельность. Организовывать исследовательско – поисковую работу учеников на уроке – проблемные ситуации;
- психологическая комфортность – ситуация успеха: «Я могу!»;
- развитие вариативного мышления – умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать, выделять главное и находить самый оптимальный вариант решения той или иной задачи – творческое мышление;
Опыт практической работы показал мне, что главное достоинство изучения математики состоит в пристальном внимании к развитию творческого потенциала каждого ученика. Интерес, любопытство, творчество, желание добиться успеха – это привлекательные стороны, которые позволяют учащимся любить и выбирать этот вид деятельности на уроках математики.
Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития личности ребенка. Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ученика свободным, спокойным, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". Все эти мысли и есть часть плана формирования социально адаптированной личности в условиях современной школы.
Для того, чтобы дети не терялись при встрече с задачей незнакомого типа, не испугались любых сложных и трудных задач, надо научить детей к такому подходу, при котором задача сама является объектом исследования:
- Анализ задачи - сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;
- Поиск пути решения - оптимальный вариант решения;
- Решение – обоснование своих действий;
Поэтому на уроках математики стараюсь использовать различные виды продуктивных, творческих задач, которые очень нравятся моим ученикам:
1. Задачи на классификацию объектов;
2. Задачи с лишними данными;
3. Задачи с недостающими данными;
4. Задачи с неопределенными данными;
5. Задачи с буквенными данными;
6. Решение задач с помощью блок-схем и чертежей;
7. Составление задач;
8. Моделирование задач;
9. Работа с обратными задачами;
10. Решение задач различными способами;
11. Решение логических задач;
12. Решение нестандартных задач;
13. Преобразование арифметических задач;
Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека. Главная цель решения задач состоит в том, чтобы развить творческое, логическое мышление ребенка, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» новых знаний, к удивлению, к самореализации, к саморазвитию.
Решение задач способствует развитию познавательной деятельности учащихся, развитию у учащихся речи, познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, а также эмоциональной сферы творческих способностей и повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся.
Использованная литература:
- Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Лонгиновой. М. Просвещение.2009. (Стандарты второго поколения)
- Бантова М.А.. «Решение текстовых арифметических задач». Начальная школа. 1990.№12
- Обучение решению сюжетных задач по математике. Л.В.Шелехова. Учебно-методическое пособие. Майков.2007
- Как научить младших школьников решать нестандартные задачи. В.В. Дроздина, В.Л. Дильман. Изд-во «Либроком». 2012
- Лавриненко Т.А. «Как учить детей решать задачи ». Саратов. «Лицей» 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач.
Конспект урока -путешествия на уроке математики, используя системно-деятельностный подход, презентация, музыка, песня. УМК "ПНШ"...
Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач.
Конспект урока -путешествия на уроке математики, используя системно-деятельностный подход, презентация, музыка, песня. УМК "ПНШ"...
Презентация к мастер-классу "Системно-деятельностный подход при решении задач"
Презентация к документу " Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач"...
Различные подходы к решению задач
Различные способы решения задач различных типов...
Поиск подходов к решению задач
Открытый урок по теме: Мастерская. Поиск подходов к решению задач....
Подход к решению задач на тему «Приведение к единице».
Тип задач «На приведение к единице» в третьем классе УМК «Школа России» считается трудным для освоения учащимися. Сложности встречают на разных её этапах. В работе изложен подход, как организова...
Оптимальные подходы к решению задач обучения незрячих и слабовидящих детей
Оптимальные подходы к решению задач обучения незрячих и слабовидящих детей...