Разработка урока математики "Величины длины .Километр."
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Сироткина Наталья Александровна

Разработка урока математики 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_mat-ki17.10.2015g_microsoft_office_word.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс .Величины длины Километр.(17/10/2015)

Цели урока.

Основные предметные: 

  • Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м>км, км >м); сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, содержащие единицы длины; совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа; отработка вычислительных навыков;
  • Развитие образного, пространственного и логического мышления, воображения, речи и внимания;
  • Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

Основные общеучебные: формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Оборудование: учебник Моро М. И. "Математика" 4 класс, компьютер, проектор, презентация, карта-план путешествия, карточки для индивидуальной проверки знаний, карточки - помощники для решения задачи.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Слайд2.

II. Актуализация знаний.

2. Устный счет.

- Предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие по городу Белорецку который расположен   на реке Белой , в 245 км от города Уфы и в 80 км от Магнитогорска. Горнолыжный курорт «Абзаково» раположен между Магнитогорском и Белорецком.   Слайд3

- Городу Белорецку в 2015 году исполнилось253 года.

- Путешествовать мы будем на  поезде. Он - скоростной, потому что на уроке мы должны много узнать, сделать, запомнить.

Путешествовать мы будем по карте, где указаны станции. Слайд.  Итак, поехали!

 - Предлагаю провести "Географо-математическую минутку"

-Откройте тетради  и запишите :число, слова «Классная работа.»Слайд

(Вызываю у ученика к доске) Индивидуальная работа .

-Задания мы будем проверять, на каждом этапе урока. Вы будете ставить себе плюсики, если выполнили задание верно.

- Запишите в тетрадь (ученик у доски) многозначные числа, которые прозвучат:

1задание  . Слайд . Республика Башкортостан расположена  недалеко от Предуралья , горной полосы Южного Урала и возвышенно-равнинного Зауралья.

 -А сейчас слушаем внимательно.   (Протяженность  территории с севера  на юг - 540 000 метров.)

-Запишите  число с начала строки.

–Замените это число суммой разрядных слагаемых.

-Слушайте дальше.( Протяженность  территории  с  запада на восток - 420 000 метров. )

- Это число запишите под первым.

-Замените данное число суммой разрядных слагаемых.

-Проверим. Слайд (числа заменены суммой разрядных слагаемых)

-Поставьте плюсики и покажите мне оценочную карточку.

2 задание. Слайд . Мы проезжаем по берегу р. Белой - самой большой реки в Башкортостане. Её протяженность - 1 млн. 430 тыс. метров.

-Запишите это число.(1 430 000)  Проверка-слайд.-

 - Что показывает цифра 3 в записи числа? (Десятки тысяч)

-Что показывает цифра 4 в записи числа?( Сотни  тысяч) .

-Оцените свою работу.(Ставят плюсики)

3 задание Открываю слайд  .Читаю     (На востоке Башкирии  высятся Уральские горы. Выше других поднялись горы Ямантау - они 1640 метров .

 -Запишите число.

-Назовите соседей числа1640(1639 и 1641)

-Следующее число запишите справа.

Также выше других гора  Иремель -  она 1586 метров.)

-Запишите число.

- Определите сколько всего десятков, всего сотен в числе 1586. (В числе 1586-158 десятков и15 сотен).

-А сейчас сравните эти числа,поставьте нужный знак. (1640 >1586)

-Проверяем. Открываю слайд.

 (Проверка индивидуальной работы у доски)

4. Задание на развитие логического мышления.

- Внимание! Поезд прибыл на станцию Смекалкино.

Задача на логическое мышление Cлайд10

Читают задачу вслух(1 ученик)

 -Подумайте и скажите  как попасть на остров?(Говорят варианты ответа)

Правильный ответ. Слайд11

-Оцените свою работу,покажите сигнальную карточку.

lll.Самоопределение к деятельности.

-О какой единице всё время шла речь в заданиях(О  метре)

Какая это величина?(Это величина длины)

-Подумайте какие величины вы  ещё знаете?(площадь,  время, масса)

-Что общего у величин? (Их можно измерить, сравнить, складывать, вычитать)

-В каких единицах измеряют время?(Часах, минутах, годах и т.д) Слайд12

-В каких единицах можно измерить длину пчелы , карандаша, окна , комнаты? Показываю слайд13  ( мм, см, метрами)

Итак мы прибыли с вами на станцию Измерялкино.

-Сейчас мы будем измерять   ваш рост.(Вызываю два ученика, один повыше, другой пониже ) Один записывает на доске, все в тетради.

-В каких единицах длины будем измерять? (в метрах и сантиметрах)

Например  рост одного 120см, другого 130см

 Ученик записывает :                                        120см <130см

            Переведите в метры                              1м20см<1м30см

.

 -А сейчас назовите  в порядке увеличения единицы длины ( миллиметры, сантиметры, дециметры, метры.) Слайд14

5задание

-Какая из названных единиц длины самая крупная? (Метр)

-Давайте выразим длину метра в разных единицах.   Слайд15

-Запишите в тетради.

Проверка  (1м=10дм, 1м-100см, 1м=1000мм)

-Как узнали последнюю цифру)в 1 см10мм,а в метре 100см. значит

10 X 100=1000мм

Оцениваем свою работу..

-А какую  единицу вы выберете для измерения расстояния от одного города до другого ?    (Километр)

-Сформулируйте тему урока.(Познакомиться с новой единицей длины и научиться пользоваться ею, узнать о соотношении её с уже изученными единицами длины)

III. Работа по новой теме. 

1.Работа над новой величиной

-Прочитайте  как называется новая единица длины (Километр)  Слайд18

Вывешиваю таблицу 1км=1000м

Это слово ребята  образовалось из двух частей? (кило + метр)

Кило... (франц. kilo..., от греч. chilioi - тысяча), приставка для образования наименований кратных единиц, по размеру равных 1000 исходных единиц. Сокращённые обозначения:  русское к, международное k. Приставка пишется слитно с наименованием исходной единицы.

- Это слово пишется сокращённо . (километр - км)

- Если кило - тысяча, то сколько метров в 1 километре? (1 км = 1000 м)

2.Работа по учебнику

-Откройте учебники на странице с.36

-Найдите и прочитайте что измеряют в километрах.(Зачитывают объяснение в учебнике)

IV.Первичное закрепление новых знаний

6 задание.

-А сейчас вы будете решать задачу с величинами  длины и  работать в группами.

Нужно найти расстояние до озера и обратно, если идти разным путем.

-Обратите внимание, начало пути начинается  от домика.(Там есть просека- это очищенная дорога в лесу от деревьев ,есть обычная дорога, есть шоссе)

  1. 500 + 500 = 1000 (м) - по просеке
  2. 500 + 300 + 400 = 1200 (м) - по просеке, по дороге и по шоссе
  3. (300 + 400) · 2 = 1400 (м) - по шоссе, по дороге и также обратно.

С последующей проверкой по группам .

Работа в группах Слайд 19.

-Если нужна помощь, ,показываете красный цвет.(Индивидуальная работа)

-Если группа готова поднимаете карточку, показываете зеленый цвет.(Проверяю  процесс решения задачи)

-А сейчас проверим ваше решение.

(Группы объявляют своё решение .)     Потом  открываю слайд 20

-У кого решение совпало с правильным?

-Оцените работу.

-Кто сделал задание верно, поставьте плюсик.

Давайте переведем метры, в километры. Слайд 21

Проверяем  .Слайд 22 ,оцениваем себя. Ставим плюсик, если всё верно.

Физминутка для глаз.

-А сейчас немного отдохнем !

Слайд23 .

 Работа по учебнику.С.37№151

-Прочитайте таблицу единиц длины.

-Запишите и запомните её.

7 задание. Открываю  Слайд 24-

- Сколько метров в 3 км? В 5 км? В 10 км?  

- А сейчас зная новую величину, пора посчитать сколько км мы проехали  от города  Белорецка.

Слайд 25 .Первая  станция была  ст. Смекалкино (20 000 метров)

- Сколько это километров?

Делим   20000 метров на 1000 =20км

- Мы приближаемся к ст. Задачкино. Слайд 25

-Какое расстояние мы проехали?

-Сколько это километров?

(60 000 м = 60 км) 

Подвижная физминутка.Слайд 26

8 задание . Решение задач с использованием единиц длины.

 № 153, с.37.Слайд 27

- Прочитайте задачу вслух.

- Как могут двигаться пешеходы? (друг за другом, навстречу, в разные стороны )Слайд29 направлениях  

- Рассмотрите первый чертеж. Дополните его. Слайд 30

- Как движутся пешеходы? (навстречу)

- Какой путь проехал первый? (160 м)  Второй? (140 м)

- Какое расстояние между остановками? (1км)  Сколько это метров? (1000 м) 

- Из каких частей (отрезков) состоит все расстояние? (из того, что прошёл первый пешеход , второй пешеход  и оставшееся расстояние)

Решаем задачу   с объяснением. (1 ученик у доски.) Оценивание.

  1. 160 + 140 = 300 (м) - проехали оба пешехода.
  2. 1 км = 1000 м
  3. 1000 - 300 = 700 (м) - расстояние между пешеходами.

                         Ответ: 700 метров.

- Рассмотрите второй чертеж. Как движутся пешеходы? (в разных направлениях)

- Расстояние,   пройденное каждым пешеходом изменилось? (нет)

- Расстояние между остановками изменилось? (нет)

- А между пешеходами  изменится? (да)

- Почему? (раньше пешеходы шли навстречу, а теперь - в разных направлениях)

 -Как изменится расстояние между пешеходами? (станет больше)

- Из каких отрезков состоит это расстояние?

Решают  задачу в парах ( Один ученик  за доской .)

Проверка. Слайд 31

Решение:  1000 +(160+140)=1300(м)

Ответ :расстояние между пешеходами станет 1300м, или 1км 300м.

- Сравните решения задач. Чем похожи?

- Чем отличаются? Почему?

- Какую новую единицу длины использовали при решении задач? (Километр)

- Что пришлось сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры) 

Последняя остановка - ст. Вычисляйкино. Слайды .

Проверка с сообщением дополнительных сведений о других мерах длины.

Ярд - расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.

Сажень - расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой.

Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего).

Слайд .

- Какое расстояние указано на ст. Вычисляйкино? (100 000 метров)

- Сколько километров нужно проехать, чтобы вернуться в Белорецк? (100 км)

Викторина с использованием таблицы мер длины. Слайды.

Какого роста была Дюймовочка? (2 см 5 мм)

Каков был рост человека, про которого говорят "от горшка два вершка"? (8 см 8 мм)

Когда морякам желают удачного плавания, им говорят "7 футов под килем". Сколько это метров? (2 м 13 см) 

Рефлексия.   Посчитайте, сколько км  мы сегодня проехали.225000м=225 км

IX. Итог урока. Оценивание работы.

- С какой новой единицей длины познакомились?

- Сколько метров в 1 километре?

- Для чего используется эта единица длины?

X. Домашнее задание. Комментарий по выполнению домашней работы.

С. 37, № 154 (2), № 204,  составить похожую задачу.

Литература. 

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др. 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Единицы длины. Километр." 4 класс

Предлагаю презентацию к уроку "Единицы длины. Километр." 4 класс по программе "Школа России"....

Конспект урока математики "Единицы длины. Километр"

Урок математики по программе "Школа 2000", 1 класс.Цели:1.Познакомить с новой единицей измерения длины –километром, повторить ранее изученные единицы измерения длины и установить их взаимосвязь с ново...

Конспект урока по математике "Единицы длины. Километр"

Конспект урока по математике "Единицы длины. Километр"...

Конспект урока по математике "Единицы длины. Километр"

Конспект урока по математике "Единицы длины. Километр"...

урок математики "Единицы длины. Километр"

урок разработан с учетом ФГОС...