Конспект урока математики "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Перевоина Юлия Анатольевна

Конспект урока математики  по теме "Взаимосвязь между компонентами действия  сложения" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_1_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Ковернинская средняя школа № 1"

Конспект  урока математики  в 1 классе

с использованием  здоровьесберегающих технологий.

Разработала: Перевоина Ю.А

Тема урока:    Взаимосвязь между компонентами действия

сложения  

Цель урока:  Познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия

    сложения, вывести правило.

Задачи урока:

Образовательные:

- Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.

- Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов.

- Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.

- Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.

Воспитательные:

- Продолжать формировать умение работать в парах.

- Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.

Развивающие:

- Развивать навыки счета в пределах 10.

- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

- Развивать действия самоконтроля.

- Использовать элементы системы согласованного обучения (абстрагирование).

Здоровьесберегающая:

- организовывать двигательную активность.

- вести контроль за посадкой учащихся во время работы за партой.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Вы проверьте, все ль в порядке –

Книжки, ручки и тетрадки.

Сегодня  нас приглашает к себе в гости число и цифра 8.

  • Назовите «соседей» числа 8.
  • Сколько жильцов живет в каждой квартире  домика числа 8.
  • Каллиграфическая минутка. Вспомним, как  пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку.

II. Устный счет. ( Условие (первичная информация)

Число 8 предлагает нам съездить в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы  отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.

  • Сумма 3 и 4
  • 1 слагаемое 5,  2 слагаемое 3. Найдите сумму.
  • 4 увеличить на 2
  • 1 слагаемое 2, 2 слагаемое 8. Чему равна сумма?
  • Сумма 3 и 6.
  • В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
  • В букете было 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз было в букете?

( В результате у детей получается ряд чисел: 7,8,6,10,9,10,5.

Они расшифровывают слово по таблице:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

м

и

к

з

р

п

а

в

о

Получается слово  ПАРОВОЗ.)

Итак, отправляемся в путешествие. Пока мы едем в гости к первому человечку, поиграем в игру «Составь пример».

  • Составьте пример, чтобы число 8 было первым слагаемым.
  • Составьте пример, чтобы число 8 было вторым слагаемым.
  • Составьте пример так, чтобы число 8 было суммой.

III. Работа над новым материалом. (Первичная модель (образ объекта).

  1. Работа с раздаточным материалом.

Мы подъехали к первому домику, в нем живет Самоделкин.

- Положите  2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какой пример составим?

         2 + 4 = 6

- Как назовем каждое число?  (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)

- Всего 6 фигур. Закройте  все синие треугольники. Что осталось? Сколько их? Как получить число 4?

         6 – 2 = 4

- Давайте назовем каждое число, используя первый пример. Что такое 6 в первом примере, 2? 4?

(Над числами прикрепляются карточки с названиями)

- Всего 6 фигур. Закройте все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получить число 2?

        6 – 4 = 2

- Давайте назовем каждое число, используя первый пример. Что такое 6 в первом примере, 2? 4?

(Над числами прикрепляются карточки с названиями)

- Рассмотрите все три примера. Кто заметил связь между примерами? Какую?

(Пока звучит музыка, уберите фигуры  в пеналы. На доске появляется следующий домик – домик Буратино)

2. Работа по учебнику.

- Пока мы убирали фигуры, паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино.  Откройте учебники на стр.26.

- Буратино решил напоить нас чаем.

- Рассмотрите полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?

3 + 2 = 5

- Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.

- Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?

5 – 3 = 2

-Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ,

2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.                                                                              

- Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?

5 – 2 = 3

-Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ,

2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.

-Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

IV. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся.

Два – нагнулся.

Руки  вытянул, согнул

И на улицу шагнул.

Упражнение «Шаг Буратино», «Брюшное дыхание», «Ленивые восьмерки»

V. Требование.

 Пока мы шагали, дошли до дома Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос.

Можно ли не считая, а,  используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание.

VI. Вычленение существенных свойств объекта.

- Найдите №2. Будем выполнять задание простым карандашом в учебнике.

Рассмотрите  первую картинку, прочитайте пример, который составили по этой картинке, используя названия компонентов.

- Прочитайте пример ниже, называя числа, как в первом примере.

(Тем детям, которым трудно, можно предложить  закрыть пальчиком нужную часть картинки)

- Как получили 2 слагаемое?

 Аналогично разбирается 2 и 3 картинки и пример.

Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?

VII.Аналитико-познавательная работа (информационное поле 2)

- А теперь попробуем составлять примеры на вычитание сами, используя пример на сложение. Запишем их в тетрадь.

-Найдите № 3.

(Первый пример учитель  выполняет с объяснением и записью на доске.)

6 + 3 = 9

9 – 6 = 3

9 – 3 = 6

  После выполнения задания №3, учитель задает детям вопрос:

-Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение?

Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

(Дети работают в парах. Из разрезанных карточек они должны составить правила:

 ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО…

ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ.

ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО…

ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2  СЛАГАЕМОЕ.)

VIII.Модель изучаемого объекта (абстракция).

-Незнайка решил показать всем жителям своего города, чему он научился и побежал к Знайке, а тот в это время  тоже решал похожие  примеры. Ему надо было обучить лунатиков, но цифры то у них не такие как у нас, а свои лунные. Давайте вместе с Незнайкой  попробуем ему помочь.

       (Из лунных цифр дети составляют примеры на вычитание, используя пример на      

       сложение)

        @ + $ = &

-Нам пора возвращаться. Чтобы определить в каком вагоне ехать, нужно решить задачу. Ответ и будет номером вагона в нашем паровозике. 

IХ. Повторение изученного, решение задач и примеров.

- В каком номере представлены задачи?

-Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Вопрос найдете под картинкой.

- Каким словом можно заменить  в вопросе слово ТЕПЕРЬ?

-Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку.

- Сравните вопросы.

- Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки.

Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.

Х. Итог урока.

-Что нового узнали?

-Чем запомнился урок?

-Что было трудным, какое задание?

     -Поднимите руку те, кто доволен своей работой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находи...

Конспект урока математики "Закрепление компонентов умножения" с презентацией 2 класс

Конспект урока математики с презентацией "Закрепление компонентов умножения" 2 класс...

Конспект урока: «Связь между компонентами и результатом умножения».

Предмет:математикаКласс:2Тема урока: «Связь между компонентами и результатом умножения».Цели урока: раскрыть связь между компонентами и результатом умножения; совершенствовать вычислительные навыки и ...

Открытый урок. "Зависимость между компонентами сложения". 1 класс

Формирование понятия суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.Формирование умения решать задачи изученных видов. Совершенствование умения в оформлении письменных работ...

Конспект урока. Тема: "Название компонентов умножения", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков математики....

Конспект урока "Расстояние между точками числового луча"

Конспект урока по теме: «Расстояние между точками числового луча»Цель:- научить обучающихся находить расстояния между точками координатного луча.Планируемые результаты:Предметные:- находит...