Главные вкладки

    Конспект урока математики "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    Перевоина Юлия Анатольевна

    Конспект урока математики  по теме "Взаимосвязь между компонентами действия  сложения" для 1 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_1_klass.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ "Ковернинская средняя школа № 1"

    Конспект  урока математики  в 1 классе

    с использованием  здоровьесберегающих технологий.

    Разработала: Перевоина Ю.А

    Тема урока:    Взаимосвязь между компонентами действия

    сложения  

    Цель урока:  Познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия

        сложения, вывести правило.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    - Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.

    - Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов.

    - Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.

    - Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.

    Воспитательные:

    - Продолжать формировать умение работать в парах.

    - Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.

    Развивающие:

    - Развивать навыки счета в пределах 10.

    - Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

    - Развивать действия самоконтроля.

    - Использовать элементы системы согласованного обучения (абстрагирование).

    Здоровьесберегающая:

    - организовывать двигательную активность.

    - вести контроль за посадкой учащихся во время работы за партой.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    Вы проверьте, все ль в порядке –

    Книжки, ручки и тетрадки.

    Сегодня  нас приглашает к себе в гости число и цифра 8.

    • Назовите «соседей» числа 8.
    • Сколько жильцов живет в каждой квартире  домика числа 8.
    • Каллиграфическая минутка. Вспомним, как  пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку.

    II. Устный счет. ( Условие (первичная информация)

    Число 8 предлагает нам съездить в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы  отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.

    • Сумма 3 и 4
    • 1 слагаемое 5,  2 слагаемое 3. Найдите сумму.
    • 4 увеличить на 2
    • 1 слагаемое 2, 2 слагаемое 8. Чему равна сумма?
    • Сумма 3 и 6.
    • В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
    • В букете было 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз было в букете?

    ( В результате у детей получается ряд чисел: 7,8,6,10,9,10,5.

    Они расшифровывают слово по таблице:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    е

    м

    и

    к

    з

    р

    п

    а

    в

    о

    Получается слово  ПАРОВОЗ.)

    Итак, отправляемся в путешествие. Пока мы едем в гости к первому человечку, поиграем в игру «Составь пример».

    • Составьте пример, чтобы число 8 было первым слагаемым.
    • Составьте пример, чтобы число 8 было вторым слагаемым.
    • Составьте пример так, чтобы число 8 было суммой.

    III. Работа над новым материалом. (Первичная модель (образ объекта).

    1. Работа с раздаточным материалом.

    Мы подъехали к первому домику, в нем живет Самоделкин.

    - Положите  2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какой пример составим?

             2 + 4 = 6

    - Как назовем каждое число?  (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)

    - Всего 6 фигур. Закройте  все синие треугольники. Что осталось? Сколько их? Как получить число 4?

             6 – 2 = 4

    - Давайте назовем каждое число, используя первый пример. Что такое 6 в первом примере, 2? 4?

    (Над числами прикрепляются карточки с названиями)

    - Всего 6 фигур. Закройте все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получить число 2?

            6 – 4 = 2

    - Давайте назовем каждое число, используя первый пример. Что такое 6 в первом примере, 2? 4?

    (Над числами прикрепляются карточки с названиями)

    - Рассмотрите все три примера. Кто заметил связь между примерами? Какую?

    (Пока звучит музыка, уберите фигуры  в пеналы. На доске появляется следующий домик – домик Буратино)

    2. Работа по учебнику.

    - Пока мы убирали фигуры, паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино.  Откройте учебники на стр.26.

    - Буратино решил напоить нас чаем.

    - Рассмотрите полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?

    3 + 2 = 5

    - Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.

    - Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?

    5 – 3 = 2

    -Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ,

    2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.                                                                              

    - Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?

    5 – 2 = 3

    -Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ,

    2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.

    -Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

    IV. Физкультминутка.

    Буратино потянулся,

    Раз – нагнулся.

    Два – нагнулся.

    Руки  вытянул, согнул

    И на улицу шагнул.

    Упражнение «Шаг Буратино», «Брюшное дыхание», «Ленивые восьмерки»

    V. Требование.

     Пока мы шагали, дошли до дома Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос.

    Можно ли не считая, а,  используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание.

    VI. Вычленение существенных свойств объекта.

    - Найдите №2. Будем выполнять задание простым карандашом в учебнике.

    Рассмотрите  первую картинку, прочитайте пример, который составили по этой картинке, используя названия компонентов.

    - Прочитайте пример ниже, называя числа, как в первом примере.

    (Тем детям, которым трудно, можно предложить  закрыть пальчиком нужную часть картинки)

    - Как получили 2 слагаемое?

     Аналогично разбирается 2 и 3 картинки и пример.

    Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?

    VII.Аналитико-познавательная работа (информационное поле 2)

    - А теперь попробуем составлять примеры на вычитание сами, используя пример на сложение. Запишем их в тетрадь.

    -Найдите № 3.

    (Первый пример учитель  выполняет с объяснением и записью на доске.)

    6 + 3 = 9

    9 – 6 = 3

    9 – 3 = 6

      После выполнения задания №3, учитель задает детям вопрос:

    -Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение?

    Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

    (Дети работают в парах. Из разрезанных карточек они должны составить правила:

     ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО…

    ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ.

    ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО…

    ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2  СЛАГАЕМОЕ.)

    VIII.Модель изучаемого объекта (абстракция).

    -Незнайка решил показать всем жителям своего города, чему он научился и побежал к Знайке, а тот в это время  тоже решал похожие  примеры. Ему надо было обучить лунатиков, но цифры то у них не такие как у нас, а свои лунные. Давайте вместе с Незнайкой  попробуем ему помочь.

           (Из лунных цифр дети составляют примеры на вычитание, используя пример на      

           сложение)

            @ + $ = &

    -Нам пора возвращаться. Чтобы определить в каком вагоне ехать, нужно решить задачу. Ответ и будет номером вагона в нашем паровозике. 

    IХ. Повторение изученного, решение задач и примеров.

    - В каком номере представлены задачи?

    -Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Вопрос найдете под картинкой.

    - Каким словом можно заменить  в вопросе слово ТЕПЕРЬ?

    -Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку.

    - Сравните вопросы.

    - Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки.

    Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.

    Х. Итог урока.

    -Что нового узнали?

    -Чем запомнился урок?

    -Что было трудным, какое задание?

         -Поднимите руку те, кто доволен своей работой.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ" Школа России 4 класс

    Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находи...

    Конспект урока математики "Закрепление компонентов умножения" с презентацией 2 класс

    Конспект урока математики с презентацией "Закрепление компонентов умножения" 2 класс...

    Конспект урока: «Связь между компонентами и результатом умножения».

    Предмет:математикаКласс:2Тема урока: «Связь между компонентами и результатом умножения».Цели урока: раскрыть связь между компонентами и результатом умножения; совершенствовать вычислительные навыки и ...

    Открытый урок. "Зависимость между компонентами сложения". 1 класс

    Формирование понятия суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.Формирование умения решать задачи изученных видов. Совершенствование умения в оформлении письменных работ...

    Конспект урока. Тема: "Название компонентов умножения", 2 класс УМК "Школа России"

    Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков математики....

    Конспект урока по математике "Компоненты умножения" 2 класс

    Этот урок придает интерес к путешествиям,а заодно и к изучению нового материала, учащимся....