Математика 2 класс ПНШ.Тема: Час и минута. Учимся узнавать время по часам
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Ананьева Фарида Ахметкорамовна

Урок разработан в соответсвии с ФГОС по "Перспективной начальной школе". Тип урока: овоение новых знаний. Прописаны УУД на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_117.docx62.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме: ЧАС И МИНУТА. УЧИМСЯ УЗНАВАТЬ И НАЗЫВАТЬ ВРЕМЯ ПО ЧАСАМ

Цели деятельности учителя

Способствовать развитию умения определять время по часам; создать условия для знакомства с единицами времени «час» и «минута»; содействовать формированию умения решать задачи с величинами; развивать логическое мышление и внимание

Тип урока

Освоение нового материала

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами; измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки,

неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим; устанавливать связь между началом и концом

события и его продолжительностью, устанавливать момент времени по часам; получат возможность научиться – использовать римские цифры для записи веков и различных дат; оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»; понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – проводят сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимают выводы, сделанные на основе сравнения; коммуникативные – умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – организовывают свое рабочее место; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятель-ность
учащихся

Формы совза-имо-дей-ствия

Универсальные
учебные действия

Форма конт-

роля

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой
форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1. Расшифруйте слово.

26 + 73

Е

20 – 5

М

40 – 36

Л

8 + 8

К

100 – 94

А

22 – 4

С

38 – 22

К

46 – 40

А

Ключ:

18

15

99

16

6

4

16

6

Ответ: смекалка.

2. Геометрическое задание.

– Какие фигуры изображены на чертеже?

– Назовите признаки окружности.

– Назовите все изображенные на рисунке отрезки.

– Какие из отрезков являются  радиусами?

– Что можете сказать об их длине?

– Какие отрезки являются диаметрами?

– Какие у них длины?

3–4. (См. ресурсный материал к уроку.)

Отвечают на вопросы учителя
по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах сво-
его успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучеб-
ные
 – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы


1

2

3

4

5

6

7

III. Сообщение темы урока

Сообщение

темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– С помощью стрелок составьте верные равенства.

– Сегодня на уроке познакомимся с единицами времени

Слушают
и обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель

урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают

связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: умеют с до-статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику

(задание 1)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Назовите единицы времени, которые вы уже знаете.

– Назовите единицы времени, которые меньше часа.

– Рассмотрите часы, которые изображены в учебнике. Назовите время, которое они показывают. Поде-литесь с нами, как вам удается определять время по часам.

– На сколько часовых делений передвинется часовая стрелка за то время, пока минутная проходит полный круг? (1 деление.)

– Сколько всего больших и маленьких черточек-де-лений изображено на циферблате? (60 делений.)

Если обратиться к словарю, то минута – это единица времени, равная 1/60 часа и состоящая из 60 секунд; промежуток времени такой протяженности.

Выполняют  дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Определяют время
по часам. Рассказывают, как определяют время
по часам.

Объясняют крылатые

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; соблюдают правила поведения на уроке.

Познавательные:  общеучебные – определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию
в учебнике;
логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно

Устные ответы.

Выполнение

задания

в рабочей тетради

1

2

3

4

5

6

7

Проверьте правдивость такого утверждения – посчитайте, на сколько делений разбит один час.

В нашу речь вошли фразеологические обороты, связанные со словом «минута», например: «прийти с минуты на минуту»; «помочь в трудную минуту»; «сию минуту». (Просит учащихся объяснить смысл таких высказываний. Если кто-то из детей не справляется, объясняет сам.)

– Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Часы, которые стоят.)

выражения со словами «время», «минута»

продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подводят под понятие, выводят следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Работа по учебнику

(задание 2)

– Сколько минут длится кинофильм, если сказано, что его продолжительность 1 час 20 минут?

1 час 20 мин = 80 мин

Определяют продолжительность кинофильма

в минутах

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 3)

– Запишите в минутах:

1 ч 10 мин = … (70 мин.)  1 ч 40 мин = … (100 мин.)

1 ч 15 мин = … (75 мин.)  2 ч = … (120 мин.)

Записывают время

в минутах

Фронтальная

Выполнение

заданий

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 4)

– Запишите в часах и минутах:

75 мин = … (1 ч 15 мин.)        

80 мин = … (1 ч 20 мин.)

110 мин = … (1 ч 50 мин.)        

125 мин = … (2 ч 5 мин.)

Записывают время

в часах и минутах

Фронтальная

Работа по учебнику

(задание 6)

– Сколько минут прошло после полуночи, если минутная стрелка еще не сделала полный оборот, а указывает на 4? (20 минут.)

– Какое время показывают часы, если часовая стрелка находится между 1 и 2, а минутная указывает на 6? (1 час 30 минут.)

Определяют время

Фронтальная

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

Работа по учебнику

(задание 7)

– Прочитайте задачу.

– Запишите решение этой задачи в виде частного.

Запись: 1 час – 60 мин.

              Полчаса – ? мин.

Решение:

60 : 2 = 30 (мин).

Ответ: 30 минут

Записывают реше-ние задачи
в виде частного

Фронтальная

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 8)

– На какой поезд опаздывает пассажир? Назовите номер пути, с которого будет отправляться этот поезд. (4-й путь.)

– Как на электронных часах показать время
14 ч 50 мин и 14 ч 5 мин?

Решают
задачи
на определение времени, продолжительности

Фронтальная

Коммуникативные: участвуют
в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли
в устной и письменной речи
с учетом учебных ситуаций

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 9)

– Прочитайте время на электронных часах

Читают время на электронных часах

Фронтальная

Устные ответы

V. Первичное осмысление и закрепление.

Поупражняемся
в вычислениях

Работа по учебнику

(задание 1)

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Какое время показывают каждые часы? (10 ч 35 мин; 7 ч 55 мин.)

Выполняют  дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Назы-вают, какое время показыва

Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах сво-
его успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучеб-
ные
 – умеют ориентироваться

в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

Устные ответы. Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 3)

– Какое время показывают данные часы? (11 ч 5 мин.)

– Что будут показывать данные часы через 25 минут? 11 ч 5 мин + 25 мин = 11 ч 30 мин

Фронтальная


1

2

3

4

5

6

7

Работа по учебнику

(задание 4)

– Сколько оборотов делает часовая стрелка за сутки? (24 оборота.)

– За половину суток? (12 оборотов.)

– Сколько часов в половине суток? (12 часов.)

– Какую часть суток составляет это время?
(24 : 12 = 2.)

ют часы.

Решают
задачи на определение времени, продолжительно-
сти

Фронтальная

определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают выполнение своего задания.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (за-дачи)

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 5)

– Какое время показывают первые часы? (7 ч 15 мин.)

– Какое время показывают вторые часы? (8 ч.)

– Сколько времени шла передача?

8 ч – 7 ч 15 мин = 45 мин

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 6)

– Какое время показывают эти часы? (8 ч 30 мин.)

– Какое время эти часы показывали полчаса назад?

8 ч 30 мин – 30 мин = 8 ч

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 7)

– Какие часы показывают пятнадцать минут третьего? (Вторые.)

– Какие часы показывают без пятнадцати три? (Первые.)

Фронтальная

Устные ответы

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение

полученных сведений

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Сколько минут в одном часе?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение математических знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют

результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют

Устные ответы.

Оценивание учащихся


1

2

3

4

5

6

7

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

– Выполните задания по учебнику, с. 117, № 5;
с. 119, № 2

Слушают учителя

Фронтальная

и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы

Записывают

домашнее задание

Ресурсный материал к уроку

3. Игра «В стручки».

Во времена царя Гороха

Под смех и шутки скомороха

Царь, нацепив свои очки,

Играл с царицею в стручки.

Ты знаешь, как они играли?

Я сообщаю все детали!

– Перед вами такое число:

– Вы его узнали? (Число XIV.)

– Переложите только один стручок, превратите в число 5.

Решение:

Х – V = V

10 – 5 = 5

4. В равенстве из спичек допущена ошибка. Переложите спичку так, чтобы равенство стало верным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся определять время по часам

Анимированное пособие к урокам математики для 1-2 классов, которое позволит учителю наглядно продемонстрировать ход минутной и часовой стрелок, научить детей основным правилам определения времени по ч...

Учимся определять время по часам

Учимся определятьвремя по часам...

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Час и минута. Учимся узнавать и называть время по часам" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Час и минута. Учимся узнавать и называть время по часам" 2 класс (конспект + презентация)...

Учимся определять время по часам

Учимся определять время по часам...

Учимся определять время по часам

Учимся определять время по часам...

Конспект урока: Час и минута. Учимся узнавать и называть время по часам.

Конспект урока: Час и минута. Учимся узнавать и называть время по часам....

Развитие зрительного восприятия. 4 класс. Тема: Учить детей узнавать время по часам, определять, правильно ли показывают время часы.

Тема: Учить детей узнавать время по часам, определять, правильно ли показывают время часы.Развивать чувство времени, навыки ориентировки во времени, память, мышление, внимание, совместную работу руки ...