СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
методическая разработка по математике на тему

Бриурош Светлана Николаевна

Особенности организации образовательного процесса на уроках математики в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(из опыта работы)

Выступление на ШМО

подготовила

Бриурош Светлана Николаевна

учитель начальных классов

 

                                                 2015/2016 уч. год

Введение

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я вспомню,

Вовлеки меня в процесс, и я пойму,

Отойди, и я буду действовать.

(Древняя китайская пословица).

Как известно, мудрый человек учится и развивается всю жизнь. Непрерывные социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же теперь заключается роль школы? На этот и ряд других вопросов призван ответить новый закон об образовании.

ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Одним словом встает вопрос как обучать?

Прежде всего, я хотела бы остановиться на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В связи с этим сформировались новые дидактические принципы, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего. Основные из них:

1. Принцип деятельности.

2. Принцип целостного представления о мире.

3. Принцип непрерывности.

4. Принцип минимакса.

5. Принцип психологической комфортности.

6. Принцип вариативности.

7. Принцип творчества (креативности).

Встает вопрос с помощью чего учить?

Технологию системно - деятельностного метода можно использовать на уроках:

• открытия нового знания;

• рефлексии;

• повторения системы знаний;

• развивающего контроля.

Этапы технологии системно - деятельностного метода при организации учебной деятельности на уроке:

• Самоопределение к деятельности (организационный момент).

• Актуализация знаний и затруднение в деятельности.

• Выявление места и причины затруднения.

• Построение проекта выхода из затруднения.

• Реализация построенного проекта.

• Первичное закрепление во внешней речи.

• Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

• Включение в систему знаний и повторение

• Рефлексия учебной деятельности (итог).

1Особенности преподавания математики в школе в рамках традиционной программы и программы, основанной на новых образовательных стандартах.

В преподавании математики в российских школах в рамках традиционной программы сохранена ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Эта программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, а система математического образования должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.

2. Урок математики с учетом новых стандартов.

Как же построить урок математики, чтобы реализовать требования новых Стандартов? Для построения такого урока важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) 

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку уч-ся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике,

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

3. Примерная типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого учитель ставит ряд вопросов:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода состоит в следующем:

- учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

4. Модель урока «открытия знаний»

  Я хочу представить вам свою модель урока, которая является аутентичной в плане условных обозначений, я её придумала несколько лет сама.  Структурные элементы могут меняться в зависимости от типа урока, задач, материала, предмета и ступени обучения. Ребята могут видеть весь план урока сразу, а также можно конструировать его в начале урока вместе с детьми. Всё зависит, опять же, от типа урока, его целей и задач.

И так, перед нами модель урока «открытия» новых знаний.

                   - рефлексия на старте

              - актуализация опорных знаний

                   - постановка проблемы

                  - открытие знаний (поиск решения проблемы

                 

              -  закрепление знаний, моделирование 

                 

                  - самостоятельная работа

                     

                  - рефлексия на выходе

Каждый этап урока – это отдельный элемент системы. Он обладает своей самостоятельностью и целостностью. Каждый имеет свою структуру, в которой есть чёткое начало и конец.

Какова эта структура? Сначала дети определяют этап урока, мотивируют свою деятельность, получают учебную задачу, прогнозируют результат выполнения, потом решают учебную задачу под руководством учителя, делают выводы, выполняется какой-либо вид контроля, рефлексия, в конце - оценивают работу на этом этапе.

        Посмотрим, как это работает на каждом этапе.

Модель

урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Р

Рефлексия на старте

- задаёт наводящие вопросы

- анализируют схему урока;

- определяют тип урока;

- определяют место урока в разделе;

- воспроизводят знания, полученные в разделе;

- определяют практическую функцию этих знаний;

- оценивают уровень своих знаний

!

Актуализация опорных знаний

- предлагает ряд заданий на воспроизведение актуальных знаний;

- координирует деятельность учащихся

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

- анализируют предложенные задания;

- прогнозируют результат выполнения;

- выполняют задания;

- анализируют качество выполнения;

- делают выводы;

- оценивают результат

! - ?

Постановка учебной проблемы

- создаёт проблемную ситуацию;

- подводит к определению темы и задач урока

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

- получают учебную задачу;

- прогнозируют качество выполнения;

- сталкиваются с проблемой;

- фиксируют затруднение;

- осознают противоречие;

- формулируют учебную проблему;

- определяют тему и задачи урока;

? - !

Поиск решения учебной проблемы

- организует побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

или

- подводящий к открытию новых знаний диалог

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

побуждающий диалог

- выдвигают гипотезы;

- проверяют гипотезы;

- выбирают верную;

- фиксируют результат

подводящий диалог

- пошагово выполняют систему заданий, приводящих к открытию нового

- делают выводы;

- оценивают результат

!

Закрепление знаний. Моделирование нового знания.

- координирует деятельность обучающихся по моделированию и закреплению новых знаний.

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

- прогнозируют результат;

- воспроизводят полученное знание;

- выражают новое знание в форме модели;

- выполняют учебные задачи на закрепление с опорой на модель;

- подводят итоги;

- оценивают уровень своих новых знаний

с/р

Самостоятельная работа

- предлагает материал для контроля знаний;

- ключ для проверки

- определяют этап урока;

- мотивируют свою деятельность;

- получают учебную задачу;

- прогнозируют качество выполнения;

- выполняют учебную задачу ;

- выполняют само-, взаимоконтроль;

- выполняют само-, взаимооценку

Р

Рефлексия

- организует рефлексивную деятельность обучающихся на выходе

- анализируют свою деятельность на уроке;

- оценивают свою работу и уровень приобретённых знаний.

5. Урок математики в 4 классе.

- Рассмотрим фрагмент урока математики в 4 классе.

Тема: «Знакомство с задачами на движение с отставанием/опережением»

1)  Организационный момент. Рефлексия на старте.

- анализируют схему урока;

- определяют тип урока;

- определяют место урока в разделе;

- воспроизводят знания, полученные в разделе;

- определяют практическую функцию этих знаний;

- оценивают уровень своих знаний

б) актуализация   опорных знаний:

-определение 1 этапа урока;

-мотивация;

-вопросы на повторение:

-Рассмотрите схему. Найдите величины. Как отличить величины от других понятий? (Величины можно измерить и сравнить.)

РАССТОЯНИЕ       ЦВЕТ         ВРЕМЯ

                         ВЕЛИЧИНЫ

ЗАПАХ               СКОРОСТЬ           ВКУС

-Найдите соотношение этих величин.

S=V .  t      

V=S : t

 t=S : V

-Что это за формулы? (Это формулы движения.)

-Почему мы их сегодня повторяем? (Т.к. изучаем тему «Задачи на движение».)

-Оцените свои знания по этой теме.

2)Постановка проблемы.

-  определение 2 этапа.

-  мотивация.

- подведение к проблеме:

-Какие виды задач на движение изучили? (На встречное движение и в  противоположные стороны.)

-Переделайте наши формулы для решения данных задач.

S=V . t                   S=(V1+V2) . t

t=S : V                   t=S : (V1+V2)

V=S : t                  V1=S : t –V2

-Оцените свои возможности решения данных задач.

-Решите задачи на движение в тестовых заданиях на компьютерах.

( Дети решают задачи. Последняя задача вызывает затруднение, т.к. она на движение с отставанием.)

-Что заметили? (Есть ошибка.)

- Почему не смогли решить последнюю задачу?

-Чем она отличается от предыдущих? (Она на движение с отставанием/опережением. Мы не умеем решать такие задачи.)

-Оцените свою работу на данном этапе урока. Почему эта оценка отличается от прогноза?

3)Открытие знаний.

-  Определение 3 этапа.

-  Мотивация.

-  Побуждение к открытию:

-Рассмотрите схемы задач на движение. Какую скорость мы рассматриваем в каждом случае?

1)Скорость сближения.

2)Скорость удаления.

3)Скорость удаления.

-Какие у вас есть гипотезы по решению последней задачи?

ГИПОТЕЗЫ:

1) t = S :( Vб+Vм)   Можно использовать старую формулу, т.к.

                                  надо найти время, а нам известны расстояние и          

                                  скорости.

2) t = S :(Vб-Vм)    Один опережает другого, значит нужно

                                   расстояние делить на разность скоростей.

-Давайте проверим наши гипотезы, решая нашу задачу.

(Дети садятся за компьютеры.)

-Проверим 1 гипотезу… Она неверная.

-Проверим 2 гипотезу… Она верная.

-Где можно проверить наши предположения и найти обоснование нашему выбору? (В справочных материалах.)

-Изучите теорию.

-Сделайте выводы. (При решении данных задач мы рассматриваем скорость удаления, которая находится вычитанием.)

-Оцените свою работу на данном этапе урока.

4) Моделирование нового знания. Построение алгоритма.

- Определение 4 этапа.

-  Мотивация.

- Работа в группах:

-Составьте формулы для решения задач на движение с отставанием/опережением.

1-2 ур. -  1 группа – S=(Vб-Vм) . t

3  ур.   -   2 группа -  t=S:(Vб-Vм)

4  ур.    – 3 группа -  Vб=S:t+Vм

5  ур.    -  4 группа -  Vм=Vб-S:t

-Объясните свой выбор.

-Оцените свою работу на данном этапе урока.

5) Проверка работы алгоритма.

- Определение 5 этапа.

-  Мотивация.

- Прогнозируемая самооценка.

- Проверка алгоритма при решении задач.

-Оцените свою работу на данном этапе урока.

6) Самостоятельная работа.

- Определение 6 этапа.

- Мотивация.

- Прогнозируемая самооценка.

- Самостоятельная работа

по тесту в компьютере из генератора тестов.

- Проверка.

-Оцените свою работу на этом этапе урока.

7) Рефлексия

6. Заключение

Преподавание – не наука, а искусство. Если класс заметит, что вам скучно, то сразу станет скучно и всем. Поэтому учитель находится постоянно в творческом поиске.

Школьный урок: обычный урок, на котором решают задачи, доказывают теоремы, делают опыты и  это является педагогическим творчеством. Урок, на котором сливается труд учителя с трудом учащихся, в цепком единстве сотрудничают мысль, чувство, воля, на котором радуются, огорчаются, устают, но ощущают результат своих усилий, – да, такой урок – подлинное творчество.

Одним из возможных направлений повышения качества обучения учащихся основной школы на уроках математики, в рамках внедрения ФГОС, является системно-деятельностный подход. Организация процесса обучения через деятельность обучающихся, может служить основой для формирования у них творческого мышления.

Подтверждено, что повышению качества обучения математики способствует такое обучение, при котором на первый план выступает не сам процесс обучения, а овладение учащимися общей структурой деятельности, а именно теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, планирования (внутреннего плана действия) и рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход при организации урока.

Методические рекомендациипо организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...

Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"

Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...

Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе

реферативная работа принципы системно-деятельностного подхода;этапы формирования универсальных учебных действий....

Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.

Методическая разработка, в которой описаны особенности использования деятельностого метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе....

Системно-деятельностный подход при организации уроков математики в начальной школе

Системно-деятельностный подход при организации уроков математики в начальной школе...

Системно-деятельностный подход как основа урока в начальной школе.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...