Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе
материал по теме

реферативная работа 

принципы системно-деятельностного подхода;

этапы формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-dyaetelnostnyy_podhod.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Н.Н. учитель нач. классов

МБОУ «Хибинская гимназия»

Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе

Реферат

Анализ программной документации

На современном этапе развития начального образования основной задачей становится не вооружение ученика фиксированным набором знаний, а формирование у него желание и умение учиться, способность к саморазвитию и самоизменению.

Концепция развивающего образования теоретически в своих трудах обосновал Л.С. Выготский, который рассматривал обучение как движущую силу развития. Он считал, что обучение ведёт за собой развитие. Теоретические положения данной концепции легли в основу культурно-исторического системно-деятельностного подхода.

В основе построения ФГОС второго поколения лежит именно системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  3. ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандартов, где развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  4. признание решающей роли содержания образования и способов организации учебной (образовательной) деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  5. учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценностей индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает функциональный базис для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций.[1]

По мнению А.Г. Асмолова,  именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения  - знание не передаётся в готовом виде, а строится  самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.[2]

Таким образом, приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, а  актуальной задачей является обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного  подхода  группой авторов под руководством А.Г. Асмолова.

А.Г. Асмолов определяет универсальные учебные действия, как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умения, включая организацию этого процесса.[3]

Анализ Интернет ресурсов

Все вышеперечисленные положения нашли свое развитие в дидактической  системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.[4]

Принципиально новый механизм формирования метапредментных результатов,   универсальных действий и умения учиться, определённых ФГОС предложен в дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»

Петерсон Людмила Георгиевна отмечает, что «формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль».[5]

Каждый из этих этапов в дидактической системе «Школа 2000…» организуется следующий образом:

1 этап формирования УУД - для органиации прохождения учащимися 1 этапа разработана технология деятельностного метода обучения (ТДМ), которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС.

2 этап формирования УУД – для реализации данного этапа в последние годы научный коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» создает надпредметный курс «Мир деятельности» для 1−4 классов, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться. Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

  1. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д. (регулятивные УУД)
  2. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д. (коммуникативные УУД).
  3. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д. (познавательные УУД).
  4. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д. (личностные УУД).

3 этап формирования УУД - после того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о том или ином способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.

4 этап формирования УУД  - контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять − на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства, разработанные в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО.[6]

Список источников:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действий  к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 10 с. (Стандарты второго поколения).  
  2. Лаборатория развития личности и образовательных систем. Отдел инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Дидактическая система деятельностного метода://http://www.oid.metodcenter.edusite.ru/p29aa1.html (дата обращения 21.02.12)
  3. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Электронный ресурс]: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html (дата обращения 16.02.12)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. - (Стандарты второго поколения).


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. - (Стандарты второго поколения).

[2] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действии  к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 10 с. (Стандарты второго поколения).  

[3] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действии  к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 27 с. (Стандарты второго поколения).

[4] Лаборатория развития личности и образовательных систем. Отдел инновационной

деятельности [Электронный ресурс]// Дидактическая система деятельностного метода://http://www.oid.metodcenter.edusite.ru/p29aa1.html (дата обращения 21.02.12)

[5] Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Электронный ресурс]: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html (дата обращения 16.02.12)

[6]Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Электронный ресурс]: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html (дата обращения 16.02.12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...

Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе

Современное общество через систему образования, где школа является основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких требований является способность мыслить и действовать твор...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Особенности организации образовательного процесса на уроках математики в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход при организации уроков математики в начальной школе

Системно-деятельностный подход при организации уроков математики в начальной школе...

Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход как основа организации на уроках математики в начальной школе"

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные уме...