Современные формы и методы обучения для развития математического мышления учащихся НОО. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации)
статья по математике на тему

Шаталова Ирина Николаевна

В Концепции развития математики в РФ как и в стандартах НОО отмечается изменение роли и места математики в общечеловеческой культуре и образовании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаталова И.Н.

учитель высшей категории,

заместитель директора по УВР  

МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»

Современные формы и методы обучения для развития математического мышления учащихся НОО.

(Концепция развития математического образования в Российской Федерации)

СЛАЙД 2

Нашему учебному заведению в этом году исполняется 97 лет

Высочайший уровень преподавания физики и математики позволил облоно учредить в 1962 году первые математические классы в курской области. Качество знаний в этих классах составляло 75%. За три выпуска из 188 человек математических классов с золотой медалью закончили – 37 человек, с серебряной – 41.

Подсчет несложен. Углубленное изучение физики и математики ведется уже 54 год. Много раз наше заведение меняло название, но углублению в математику и физику мы не изменяли. Со временем лишь только добавили и другие профили.

С 62 года углубленное изучение проходило только в старшем звене школы.

Затем ввели классы профильного и предпрофильного обучения.

А вот начальные классы никак официально не оформляли свое увлечение математикой. Работа строилась на инициативе и творчестве учителей. Углубление шло  за счет уплотнения материала. МО начальных классов в содружестве с МО естественного цикла корректировали программы, опираясь на преемственность, и добавляли некоторые вопросы, изучаемые в среднем звене. Не просто переносили изучение, а адаптировали их к восприятию учащимися. Очень была модной в то время методика Лысенковой Софьи Николаевны. Применялись различные формы и методы работы как на уроках, так и во внеурочное время.

В Концепции развития математики в РФ как и в стандартах НОО отмечается изменение роли и места математики в общечеловеческой культуре и образовании.

СЛАЙД 3

Приоритетными направлениями совершенствования математического образования являются:

- совершенствование структуры и содержания в условиях модернизации;

- использование вариативных программ и УМК при сохранении требований к обязательному минимуму содержания;

- дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать

 математическую подготовку разного уровня;

- развитие у школьников абстрактного и логического мышления, умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их;

- применение в учебном процессе новых информационных технологий;

- работа с одарёнными детьми;

СЛАЙД 4

Сегодня в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов.

Работать с углублением профиля математики и информатики начального общего образования можно за счет вариативной части учебного плана с добавлением количества часов ( 3 + 2 ) на изучение дополнительных тем и углубление представленных в курсе математики НОО.

В области Математика и информатика начального общего образования происходит становление и развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

Профессор У. У. Сойер в книге "Прелюдия к математике" пишет: "Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума", которая дала бы им возможность в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи.

Конечно, здесь существуют определенные границы, о которых нельзя забывать: многое определяется врожденными способностями, талантом. Однако, можно отметить целый набор факторов, зависящих от образования и воспитания. Это делает чрезвычайно важной правильную оценку огромных неиспользованных еще возможностей образования в целом и математического образования в частности.

Изучение математики в нашем лицее начинается с двух УМК : «Перспектива» и «Начальная школа 21 века».

Учителя нашего лицея, профессионально владеющие содержанием начального курса математики, так организуют учебно-познавательную деятельность детей на уроке, чтобы она предполагала обращение к определенным современным видам деятельности, как по изучению математики, так и по освоению познавательной деятельности вообще.

Основной формой изучения математики остается урок. Но урок с применением современных  педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.

Необходимо также отметить интерес учащихся к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

СЛАЙД 5

Опыт нашего лицея состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения:

  • Развитие логического мышления учащихся
  • Привитие познавательного интереса к изучению математики и стимулирование творческого подхода в изучении
  • Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей
  • Умелое использование нестандартных форм проведения урока
  • Применение дифференцированного подхода в обучении
  • Применение межпредметных связей на уроке.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся сформируются как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета способствуют успешному освоению учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами.

Их взаимосвязь можно увидеть на схеме.

СЛАЙД 6

http://school2100.com/uroki/elementary/correlation_matem_nach.png

СЛАЙД 7

Конечно же, следует отметить положительные стороны в использовании ИКТ в образовательном процессе:

  • новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения
  • цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации
  • компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления
  • с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения
  • компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением
  • благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации

СЛАЙД 8, 9, 10

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет преподавателю в определённой степени добиться следующих целей:

  • представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др);
  • повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
  • использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
  • вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
  • использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.

СЛАЙД 11

В  работе на уроках и во внеурочной деятельности мы используем в мобильный класс, который мы получили благодаря введению ФГОС НОО.

Кроме того, компьютер можно использовать в индивидуальном режиме: Работа с обучающей и тестовой программой.

В последнее время в начальной школе все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы и использование интерактивной доски и видеоуроков.

СЛАЙД 12

Чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Данная проблема решается нашим учебным заведением в рамках реализации ФГОС второго поколения и работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашего лицея.

В школе сложилась особая система работы с данной категорией детей, состоящая из урочной  и  внеурочной  деятельности.

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов и  индивидуально-групповых занятий. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.

СЛАЙД 13

       Дифференцированный подход осуществляется во всех классах учителями начальной школы.

Приемы дифференциации, применяемые  педагогами разнообразны, среди них:

- дифференцированные задания;

- решение тестов;

-творческие задания;

-подбор дополнительного материала из Интернет ресурсов;

-разбор олимпиадных заданий;

-дополнительные задания развивающего характера;

-занятия кружка по математике;

-консультации по интересующим темам;

-задания углубленного характера из дополнительной литературы.

-работа по карточкам;

-тесты,

-индивидуальные задания;

-творческие работы;

-усложненные грамматические разборы;

-работа в коррекционных тетрадях;

-творческие индивидуальные задания;

-задачи на смекалку;

-экспериментальные задания;

-выполнение индивидуальных  проектов;

-работа в НОУ.

Ежегодно нами реализуется план работы с одаренными детьми, в который включены мероприятия по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся ступени НОО: конкурсы в рамках предметных недель, участие в конкурсах различного уровня,  предметные городские олимпиады для выпускников НОО, участие в городском конкурсе проектных работ,  дистанционные конкурсы проектных работ на различных уровнях.

На базе начального общего образования работает Школа олимпиадного резерва».

Большим спросом ее работа пользуется в каникулярное время.

Я говорила возможности использования часов внеурочной деятельности. Они представлены часами через кружковую деятельность занятий «Умники и умницы» - «Логика, математика, информатика», «Учусь создавать проект», «Занимательная математика». Их направленность  на решение основных целей и задач изучения всего курса – развитие познавательных способностей учащихся, обогащение словарного запаса развитие общей эрудиции, развитие логического мышления.  

 Структура и содержание занятий, проводимых педагогами, отвечает поставленным развивающим целям, стимулирует интерес к познанию.

СЛАЙД 14

Учителями  на занятиях используются следующие виды упражнений и заданий:

  •  интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и   развития психических механизмов,
  •  интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы  учащихся;          
  •  задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  •   решение частично-поисковых задач разного уровня,
  •   творческие задачи.

СЛАЙД 15

Работа по программе «Одаренные дети» начинается с выявления интересов всех обучающихся по следующим направлениям: математика и техника; гуманитарная сфера; художественная деятельность; физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и область естествознания; труд и самообслуживания.

СЛАЙД 16 И 17

По результатам работы за прошлый год, учителя проанализировали собственный опыт по теме «Работа с обучающимися, имеющими высокую учебную мотивацию» и активировали свою работу, расширили спектр направлений в реализации данной программы.

В 2013 – 2014 учебном году обучающиеся начальной школы приняли участие в 13 различных международных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.

 Благодаря заинтересованности коллектива начальной школы и реализации программы «Одаренные дети», в 2014 -  2015 году количество олимпиад, их направленность и число участников было значительным: в 14-15 учебном году выросла до 19. А это 734 человеко/ олимпиад из 373 учащихся.

СЛАЙД 18

В лицее работает научное общество. В начальной школе оно представлено обучающимися всех классов. Направления работы в данных сообществах индивидуализируют каждого обучающегося, углубляют их знания и обучают добывать знания путем постановки эксперимента, проблем и исследованием.

Коллектив учителей начальной школы уделяет большое  внимание на эту форму работы с обучающимися, т.к. она отвечает требованиям ФГОС НОО второго поколения и позволяет развивать индивидуальные задатки детей по направлениям их одаренности в частности математического направления, о чем упоминается в «Концепции развития математики в РФ»

В этом году каждый ребенок представил и защитил свой исследовательский проект (все проекты представлены в мультимедиотеке ступени НОО)

Ученики начальной школы участвуют в работе конференций и НОУ учащихся в рамках проведения "Дня Науки" содержат элементы исследовательской деятельности, это говорит о сложившейся системе воспитания ученика-исследователя.

СЛАЙД 19

Ежегодный мониторинг качества образования начального общего образования в  лицее

Диаграммы  показывают,  на сколько дети  нашего лицея, изучающие математику углублённо, достойно представляют свои знания на различных мероприятиях по предмету. В основном эти ученики являются победителями, призёрами олимпиад, конкурсов, конференций.

Таким образом, в связи с введением стандартов второго поколения реализации «Концепции развития математики в РФ»   вопросы углублённого и профильного обучения математике как средства развития детской одарённости остаются в настоящее время для нашей школы актуальными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные формы и методы обучения для развития математического мышления учащихся НОО . (Концепция развития математического образования в РФ) Шаталова И.Н. учитель высшей категории, заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»

Слайд 2

1962 год. Открытие первых в области математических классов

Слайд 3

Приоритетными направлениями совершенствования математического образования являются: - совершенствование структуры и содержания в условиях модернизации; - использование вариативных программ и УМК при сохранении требований к обязательному минимуму содержания; - дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать математическую подготовку разного уровня; - развитие у школьников абстрактного и логического мышления, умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их; - применение в учебном процессе новых информационных технологий; - работа с одарёнными детьми;

Слайд 4

Учебный план МБОУ « Лицей № 6 имени М.А. Булатова » НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1, 2, 3, 4 классы (5-ти дневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю Всего Всего за 4 года I II III IV Обязательная часть Математика и информатика Математика 3 3 3 3 12 405 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 4 5 5 5 19 642 Филология Русский язык 1 1 1 1 4 135 Литературное чтение 1 1 1 1 4 135 Математика и информатика Математика 2 2 2 2 8 270 Обществознание и естествознание Окружающий мир - 1 1 1 3 102 (Примечание: далее часы части, формируемой участниками образовательных отношений, распределяются образовательной организацией самостоятельно) Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90 3039

Слайд 5

традиционные и активные методы и формы обучения Развитие логического мышления учащихся Привитие познавательного интереса к изучению математики и стимулирование творческого подхода в изучении Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей Умелое использование нестандартных форм проведения урока Применение дифференцированного подхода в обучении Применение межпредметных связей на уроке.

Слайд 7

Положительные стороны в использовании ИКТ в образовательном процессе: новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации

Слайд 8

использование компьютерных технологий позволяет: представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др ); повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации); использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока; вовлечение учащихся в сознательную деятельность; использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.

Слайд 11

Мобильный класс НОО

Слайд 12

ПРОГРАММА «Одаренные дети»

Слайд 13

Приемы дифференциации - дифференцированные задания; - решение тестов; - подбор дополнительного материала из Интернет ресурсов; -разбор олимпиадных заданий; -дополнительные задания развивающего характера; - консультации по интересующим темам; -задания углубленного характера из дополнительной литературы; -работа по карточкам; - индивидуальные задания; - усложненные грамматические разборы; -работа в коррекционных тетрадях; -творческие индивидуальные задания; -задачи на смекалку; -экспериментальные задания; -выполнение индивидуальных проектов; -работа в НОУ .

Слайд 14

виды упражнений и заданий : интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов, интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); решение частично-поисковых задач разного уровня, творческие задачи.

Слайд 17

2009-2010 - Щербакова Анна -русский язык-призер-город-область-учитель Машкина Т.Н. 2010-2011 – Ващилко Александр -математика-победитель-город-учитель Чупахина Т.А. 2011-2012 – Ляликова Ирина -математика-призер-город-победитель-область-учитель Дыбленко С.А. 2011-2012 – Оноприенко Анастаси я-русский язык-призер-город-учитель Дыбленко С.А. 2012-2013 – Сидоркина Дарья -русский язык-призер-город-победитель-область-учитель Чупахина Т.А. 2012-2013 – Старобинский Максим -математика-победитель-город-учитель Чупахина Т.А. Победители областных и городских олимпиад

Слайд 18

НОУ

Слайд 19

мониторинг качества образования по математике НОО лицея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...

Современные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи учащихся начальных классов

Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспи...

Современные образовательные технологии, средства и методы в развитии математического образования

Создание условий для формирования математической грамотности  через приёмы  и методы ТРИЗ технологии....

Концепция развития математического образования в Российской

Концепция развития математического образования в Российской ...