Технологическая карта урока математики по теме "Еденицы объёма. Литр." 1 класс Система Эльконина-Давыдова
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Будко Светлана Владимировна

Открытый урок математики в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова, проведённый на районном семенаре. Тема "Единицы объёма. Литр". Цель урока: дать конкретное представление о величине "объём", познакомить с единицей измерения объёма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_v_1.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 1 «Б» классе 07.04.2016г.

                                                                                                                                                           

Тема урока: Единицы объема. Литр.

Тип урока:  

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

дать конкретное представление о величине объём, познакомить с единицей измерения объёма

Задачи урока:

Образовательные: формировать представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом), учить сравнивать единицы измерения объема и выполнять действия с ними.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, взаимоуважения и взаимопонимания, бережное отношение к воде

Планируемые результаты

Предметные

Знакомство с понятием объем и единицей измерения объема – литром. Уметь выражать результаты измерения объема числом; сравнивать единицы измерения объема и выполнять действия с ними.

Личностные

Умение проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

Метапредметные

Коммуникативные

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные

Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, умение строить речевые высказывания;

осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; умение формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Межпредметные связи

связь с окружающим миром

Ресурсы урока

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

УМК

Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 2 мин

Играет фоновая музыка

(Слайд 1)

Добрый день, мои друзья!

Урок наш начинаю я.

Математики тропинки

 Приглашают всех вас в путь.

И смекалку, и сноровку

 Взять с собою не забудь.

Читают стихи.

Ученик 1:                 

Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач,  Мы в поход отправляемся смело

В мир примеров и сложных задач.

Ученик 2:             

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся, 1мин

- Итак, вы уже догадались, что мы отправляемся в путешествие. А маршрут наш будет осуществляться по станциям: «Новооткрывай-ка», «Закрепляй-ка», «Отдыхай-ка», «Устносчитай-ка», «Применяй-ка», «Итогополучай-ка». (Слайд 2)

   У вас на столах маршрутные листы, с помощью которых вы будете следить за маршрутом и оценивать свою работу на каждой станции.

   Итак, в путь…

3

Актуализация знаний, 5 мин

- Посмотрите в маршрутный лист. Первая станция - «Новооткрывай-ка»

- У вас на столах лежат карточки со словами (масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм). (Слайд 3)

- Разбейте эти слова на группы. Объясните свой выбор. Найдя лишнее слово, вы узнаете тему урока.

Приступаем к работе.

-Как разделили на группы? Докажите, что разделили правильно.

1. Длина, сантиметр, линейка, метр.

 (Длина измеряется линейкой, единица измерения – метр, сантиметр.)

2. Масса, килограмм, весы, грамм.

 (Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм, грамм) (Слайд 4)

- А к какое слово не вошло ни в одну группу? Почему?

 (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)

Работа в парах

Дети разбивают на группы слова: масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм.

Умение классифицировать величины по группам.

Формирование умения работать в парах.

4

Постановка цели и задач урока, 3 мин

- Кто догадался, какая будет тема урока? (Объём и основная единица его измерения)

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

Учитель корректирует, направляет 

- Сегодня мы познакомимся с новой величиной. Узнаем новую единицу измерения объёма, научимся измерять объём с помощью мерок, сравнивать сосуды по вместимости, выполнять арифметические действия с величинами и сравнивать их.

Дети определяют тему и цель урока с помощью учителя.

Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя.

5

Первичное усвоение новых знаний, 10 мин

- Чтобы достичь цели урока, вы должны дружно и активно работать, проявлять самостоятельность и высказывать своё мнение.

- Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе:

 (Слайд 5)

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

 

Работа в группах.

- Посмотрите, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше поместится воды? (ёмкости одинаковой вместимости).

- А вот ещё две банки (1л). Что вы скажете об их вместимости?

      Выслушиваются ответы учеников. Ответы звучат по-разному.

- Как же определить точно?

- Давайте измерим ёмкости, наливая в них воду.

 

 - Первая группа наполняет банку, вторая – кастрюлю (литровыми банками).

Опыт 1.

- А третья и четвёртая группы одинаковые ёмкости (литровые банки) наполнят с помощью банки (пол-литровой) и стакана.

- Ответственные в группе не забывают обозначать свои измерения.

Опыт 2.

- Сообщите результаты своих измерений.

- Обсудите в группах, какой вывод может сделать 1 и 2 группы из проделанной работы.

-И почему у 3 и 4 группы банки абсолютно одинаковые, а количество мерок разное?

- Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?

- Вот и в старину на Руси объём измеряли горстями, поварёшками, бочками вёдрами.

(Слайд 6) Но в разных местностях они были разного размера. Из-за этого происходила путаница. Поэтому выбрали единую международную мерку, равную 1 литру (показываю литровую банку).

   Учитель вывешивает карточки «ЛИТР», «ОБЪЕМ». Запись сокращенно -1 л.

-Где вы встречались с этой единицей измерения?

(В магазине продают сок, масло, молоко. Папа заправляет машину бензином 10 л, 20 л и т.д.) (Слайд 7)

- Что же такое объём? (вместимость)

- Какой единицей измеряется объём? (литром)

- Оцените работу на первой станции: если вы работали в группе дружно, активно и вам всё было понятно, легко и интересно, то закрасьте кружок зелёным цветом; если вы в чём-то сомневались и вам помогли товарищи по группе – жёлтым; и красным – если вам было трудно и непонятно.

Практическая работа в группах.

- Надо измерить вместимость кастрюли и банки.

Опыт 1.

1 группа наполняет 1л банкой- 3л банку,

2 группа – 1л банкой – 3-х литровую кастрюлю

Опыт 2.

3 и 4 группы

Наполнить литровые банки, разными емкостями-мерками (пол-литровой банкой, стаканом)

Дети сообщают результаты своих измерений.

Вывод 1: Ёмкости могут быть по форме разные, а вмещать одинаковое количество воды.

Вывод 2: Измерять объём надо одинаковыми мерками, а не разными.

Дети приводят примеры из жизни.

Оценка работы на первой станции в листах 

Выполнение детьми практической работы.

Формировать представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.

Решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение части.

Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, выполняя практическую работу в группах.

Умение выражать свои мысли.

6

Первичное закрепление, 8 мин

- Отправляемся на следующую станцию «Закрепляй-ка».

1.Учебник стр. 111 № 1 (4 л молока и ещё стакан неизвестного объёма)

2. Учебник стр. 111 № 2(1)

- Согласны ли вы с условием и вопросом первой задачи? Что бы вы исправили? (Нельзя измерять объём разными мерками. Кружки надо исправить на литры).

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Где здесь целое, а части?

- Сделаем к задаче чертёж.

- Как же найти неизвестное число?

- Почему ты так думаешь? (т. к. неизвестна часть)

- Почему нам пришлось исправить в задаче единицы измерения объёма? (Нельзя измерять объём разными мерками.)

Выполнение заданий из учебника в рабочей тетради.

10 – 4 = 6 (л)

Ответ: 6 л воды.

Оценка работы на станции в листах 

1.Учебник стр. 111 № 1

2. Учебник стр. 111 № 2(1)

Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Физминутка, 2 мин

- Отправляемся на следующую станцию «Отдыхай-ка»

Движения под музыку.

- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны покачаться как весы, обозначает длину – вы делаете вид, что измеряете, а если обозначает объём, то вы приседаете – как будто сосуд с жидкостью.

 Будьте внимательны!

4 см, 8кг, 5л, 3см, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л

Оценка работы на станции в листах 

7

Закрепление, 5 мин

Станция «Устносчитай-ка»

- Проверим, как вы можете считать устно

Учебник стр. 111 № 3   (Слайд 8)

 Учитель просит объяснить некоторые выражения.

Оценка работы на станции в листах 

Дети работают с математическим веером.

Оценка работы на станции в листах 

Учебник стр. 111 № 3

Умение оформлять свои мысли в устной форме .

8

Самостоятельная работа, 4 мин

Станция «Применяй-ка»

Разноуровневое задание.

-Сейчас проверим, как вы сможете применять полученные знания на практике

1уровень: 

1.Сравни:

5л … 7л                 12л … 12л              6л …  7кг

2.Найди результаты действий:  

 9л – 3л =              5л + 2л =             8 л – 6 см =

(Слайд  9) Самопроверка со слайда.

              2уровень:   

Ученик решает на закрытой доске. Самопроверка.

1.Сравни:

9л … 7л           10л … 7л + 2л             6л …  7кг – 1кг

2. Найди результаты действий:  

8л – 3л – 2л=                  6л + 2л – 1л =              

8 л – 6 см + 2 кг =

Дети выбирают уровень и выполняют задание.

Проверка с доски.

Оценка работы на станции в листах 

Два уровня заданий на карточках.

Сравнивать и выполнять арифметические действия с величинами.

Умение ориентироваться в своей системе знаний

9

Рефлексия, подведение итогов занятия 5 мин

Станция «Итогополучай-ка».

В итоге – небольшой тест-проверка. (Слайд  10)

- С какой новой величиной познакомились?

- О чём надо обязательно помнить при измерении объёма?

- Какова основная мерка объёма?

Если останется время - интересная информация:

  • Тело человека на две трети состоит из жидкости; (Слайд  11)
  • Верблюд выпивает 100-150 литров воды за один раз. (Слайд  12)
  • А слон – 200 л. (Слайд  13)
  • Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки. (Слайд  14)

- Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?

– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)

– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)

– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми. (Слайд  15)

- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке – на станции «Итогополучай-ка».

Отвечают на вопросы, проверяем

Оценка работы на станции в листах 

Тест-проверка.

- Выбери подходящее слово.

Вместимость сосудов называют:

1) массой;

2) объёмом;

3) длиной

Мерой измерения объёма является:

1) сантиметр;

2) килограмм;

3) литр

Иметь представление о величине объём и единице его измерения.

Овладение способностью контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математике по теме "Уравнение" 1 класс ФГОС

Папка содержит информацию о специфике технологической карты: структура и полезность для учителя и администрации; ПРИМЕР: технологическая карта урока открытия нового знания по теме "Уравнение", презент...

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

Технологическая карта урока математики по теме "Куб" 3 класс

Урок математики В 3 КЛАССЕ ПНШ Тема урока: Поупражняемся в изображении куба.Цели урока: закреплять навыки изображения куба, развивать пространственное мышление и внимание.Задачи урока:Закреплять–...

Технологическая карта урока математики "Умножение на 0" 3 класс

Познакомить с правилом умножения чисел на 0; закрепить знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы....

Технологическая карта урока математики "Какая бывает форма" (1 класс)

Данный материал предлагается в помощь учителям начальных классов, работающих по УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока окружающего мира «Как определить горную породу» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о разнообразии горных пород, об их свойствах.Задачи урока:Дидактические:расширить знания у обучающихся о разнообразии горных п...

Технологическая карта урока литературного чтения "Саша Черный. Приготовишка" (УМК: "системы Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение выделять главную мысль стихотворения «Приготовишка»; умение выразительно читать стихотворение в соответствии с идеей.Задачи урока ...