Формирование интегрированного подхода изучения материала на уроках математики и информатики.
статья по математике (1 класс) на тему

Соловьева Ирина Владимировна

В статье рассказывается об использовании на уроках математики дидактического учебно-методического пособия "Спектра".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интегрированного подхода изучения материала на уроках математики и  информатики.

      Более подробно поговорим о стандарте второго поколения в математической подготовке младших школьников. Он не предполагает каких-то кардинальных изменений, а поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Начальный курс математики является значимым для продолжения образования вообще и математического в частности\. А также даёт возможность использовать знания и умения при решении любых практических и познавательных задач.

      ФГОС второго поколения по математике предусматривают, что учащиеся научатся применять математические знания и представления при решении учебных задач, смогут применять свой начальный опыт математических знаний в повседневных жизненных ситуациях.

      Наша школа работает по образовательной программе «Школа 2100». В данной программе не предусмотрены часы специально отведённые на информатику, поэтому методическим объединением учителей начальной школы было принято решение принять за основу комплексный  курс «Математика и информатика», где из часов, отведённых на математику, часть предоставляется для работы с учебником «Информатика в играх и задачах»  в классе и часть с этого учебного года  для работы в компьютерном классе. Учащиеся класса поделены на две группы:1 группа - занимается с учителем в классе по учебнику, 2 группа – с учителем информатики в компьютерном классе, через 15 минут урока группы  меняются местами.

      Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

       Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется в течение всех лет обучения. Раскрывается оно на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счёта предметов и измерения величин.

       На уроках математики мы используем новое дидактическое учебно-методическое пособие серии «СПЕКТРА». В результате использования новых дидактических пособий создаются благоприятные условия для развития личности каждого ученика, на что нацеливает нас ФГОС НОО.

       В первом классе при изучении темы «Нумерация чисел от 1до 10»  мы часто используем счетный материал «Математические бусы». Это собранные на верёвочке деревянные бусины двух цветов красного и синего.

       На уроке предлагаем учащимся следующие  виды заданий:
•    пересчитайте бусины на веревочке (прямой и обратный счёт);
•    покажите состав числа 2 (3, 4 ....10);
•    к 1 бусине добавить еще 1 бусину, еще 1 и т. д;
•    покажите 4-ю бусину слева, 7-ю бусину справа (бусы лежат на парте горизонтально). 3-ю после 4-й бусины;

•   покажите последующее, предыдущее число числу 5;
•    покажите 3 красных бусины, а синих  - на одну больше и др.

Также используем бусы и во время физкультминуток, решая простые задачи. Дети встают из-за столов, все движения не глядя на бусы, ответы хором. Учитель дает задание, выполняя которое дети совмещают прием вычисления с бусами и отдых.
Примеры задач:
- Ежик нашел три грибочка, два яблочка и одну грушу. Сколько всего припасов он понес в норку? (Поднимите бусы над головой).
- На ветке сидели четыре синицы и два снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке? (руки с бусами вправо).
- Маша съела семь конфет, а Миша на две конфеты меньше. Сколько конфет съел Миша? (руки с бусами влево).
- На клумбе росло десять роз, шесть срезали. Сколько роз осталось на клумбе? (руки с бусами вниз)

Счетный материал «Математические кораблики».

Набор представляет собой контейнер с четырьмя пластинами, в которые вставляются двухцветные фишки, с обратной стороны пластин имеется числовой ряд.

На уроке во время устного счёта предлагаем учащимся следующие виды заданий:

•    пересчитайте фишки в  1 кораблике, в двух корабликах и т.д. Обратный счет;
•    в  2-х корабликах, стоящих в ряд,  выложите 10 фишек красного цвета. Покажите  6 -ю фишку слева, изменив ее цвет, 7-ю фишку справа , 3-ю после 4-й фишки и т.д.;
•    знакомство с цифрой и  числом: к 3-м фишкам добавить 1. Сколько фишек стало? Какой цифрой обозначим?  Какое это число?(4);
•    осваиваем состав числа. Покажите состав числа 2 (3, 4 ....10);
•    покажите 2 красных фишки, а синих на одну больше;
•    выложите 3 синих фишки, столько же красных;
Оборудование вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Пособия помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний, воспитывает самостоятельность и творчество.

Развивающе-обучающая игра «Палитра» – универсальное пособие для самостоятельной работы учащихся с последующей самопроверкой. «Палитра» представляет собой деревянную основу с углублениями, на которую кладется карточка с заданиями. Ученик берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. Набор карточек систематизирован по темам и разным уровням. Данное пособие мы используем индивидуально и в группах, как в учебной, так и во внеучебной деятельности, например в группе продлённого дня.

Применение на уроках данного оборудования позволяет сделать уроки живыми, наглядными и красочными. А ведь для младших школьников наглядность очень важна.

Приобретение математических знаний носит практико-ориентированный характер. Дальше учащиеся закрепляют полученные  знания на уроках информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение геометрического материала на уроках математики.

Методические рекомендации по изучению геометрического материала со слабовидящими детьми....

Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...

Методика изучения геометрического материала на уроках математики

Методика изучения геометрического материала на уроках математики у младших школьников....

"Изучение геометрического материала на уроках математики по системе Л.В. Занкова"

Изучая геометрический материал, учащиеся прочно овладевают приемами и способами деятельности, которые закрепляют, а затем используют при изучении каждой последующей темы....

Математика, 4 класс Тема: Закрепление изученного материала. Форма: урок-аукцион.

Математика, 4 класс Тема: Закрепление изученного материала. Форма: урок-аукцион. ...

Изучение геометрического материала на уроках математики в начальной школе

Работа с геометрическим материалом включается почти в каждый урок математики, а такжн используется во внеклассной работе.  В статье описываются упражнения, показаны виды деятел...