ЗАНЯТИЕ П0 ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА.
план-конспект по математике на тему

Демина Марина Александровна

Представленное занятие поможет воспитателям и родитеелям в работе по формированию элементарных математических представлений. Игры и упражнения способствуют развитию у детей комбинаторных способностей, внимания, образного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ  П0   МАТЕМАТИКЕ  В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СЧЁТНЫХ  ПАЛОЧЕК  КЮИЗЕНЕРА.              

 В  МДОУ ЦРР  ,,Василек,,  № 8  (г. Ногинск) воспитатель    Демина М.А.  широко  используют    счетные  палочки  Кюизенера   (цветные  числа )    для  обучения   числу   и   счету. Основные   особенности  этого  дидактического  материала  – абстрактность, универсальность, высокая  эффективность.     ,,Числа  в  цвете ,,  развивают  у  детей  представление  о  числе  на  основе  счета  и  измерения. С  их  помощью  легко  подвести  к   запоминанию  состава   числа  из  единиц  и  двух  меньших  чисел. Палочки Кюизенера   эффективно  вписываются  в  современные   технологии   обучения   и  являются прекрасным  средством  развития  математических  представлений  у  детей.   Не  менее эффективным  пособием  в  их  работе  являются  логические  блоки - набор  геометрических  фигур, различающихся  по  форме, цвету, размеру  и  толщине.  Постепенно  вводятся  карточки -  свойства, помогающие  детям  перейти  от  наглядно  -  образного  мышления  к  наглядно  -  схематическому,  а  отрицание  свойств  к  словесно  -  логическому  .              

ЗАНЯТИЕ

Пр .задачи : продолжать  формировать  у  детей  представления  о  числах  и  цифрах  в  пределах  5  и   умения  устанавливать  взаимоотношения   между   ними  с  помощью  палочек  Кюизенера;

Закреплять  знания  о  геометрических  фигурах  и умения  деколировать  информацию  о  них  с помощью  блоков  Дьенеша;

Учить  детей  зрительно  воспринимать  и  понимать  алгоритм, действовать  по плану, совершенствуя  умение  ориентироваться  в  пространстве;

Развивать  логическое  мышление, внимание ,доказательную  форму  речи.

МАТЕРИАЛ :  наборы  счетных  цветных  палочек  Кюизенера  ;  цифры  1  ,2  ,3,  4  ,5  -   на    каждого  ребенка  ;   кукла  Палочкин  -  Считалочкин  ; загадки  ; геометрические  фигуры  (  круг  ,квадрат  ,треугольник  ) ;  карточки  с  обозначением   свойств   фигур    ; аудиозапись  музыки  для  проведения  физ  . паузы  ;схема  с  условными  знаками  ;   план  группы  .головоломки  ,,Колумбово  яйцо  ,,  .

 

Ход  занятия:

Воспитатель.  Ребята ,сегодня  мы  с  вами  отправляемся  в  волшебную  страну математики.  Волшебная  страна  очень  большая ,в  ней  много  жителей, и  все  они  хотят поиграть  с  вами.  А  помогать  путешествовать  нам  будет  Главный  мастер  этой  страны – Палочкин -Считалочкин.

Палочкин- Считалочкин.  Здравствуйте ,ребята !  В  нашей  стране  очень  много интересного ,но  попасть  в  нее  можно  только по  волшебной  лесенке.

Воспитатель . Ну ,лесенку  наши  ребята  строить  умеют .Пусть  в  ней  будет  пять ступенек.  (Работа  с  цветными  счетными  палочками  Кюизенера) Маша , расскажи, как ты  будешь  строить  лесенку? (Сначала  я  возьму  самую  короткую  палочку ,теперь  буду брать   палочку  на  один  больше  предыдущей  ) А  как  проверить?

( Нужно  приложить  белую  палочку   к  следующей  цветной  ступеньке.  )

_  Ребята,   а  что  означают  эти  цветные  палочки  ?  ( Числа  )  

_Да , это  числовая  лесенка.  Каждая  палочка  обозначает  число . Положите  рядом  цифры , которые  показывают  нам  эти  числа.  (рисунок  1  )

_Сколько  цифр  нам  помогли?  ( 5 )

-Сосчитаем  по  порядку  от  1  до  5  

-От  самого  большого  к  самому  маленькому  .

_Какая  по  счету  розовая  палочка  ?(  Вторая  ).

_Назови  соседей  числа  3 ?  (  2, 4  ) .

_между  какими  двумя  ступеньками  находится  розовая  ? (  Между  первой  и  третьей  ).

_Какая  ступенька  находится  над  второй  ?  (Первая  ).

_Какая  палочка  обозначает  самое  большое  число  на  нашей  лесенке  ?  (  Желтая  ).

Назовите  его  (  5  ) .

_Какого  цвета  предыдущая  палочка  ?  (Красная  )

_Что  можно  сказать  про  ее  длину  ?  Она  короче  )

_Давайте  уравняем  длину  желтой  и  красной  палочек   .  Как  это  сделать  ?  (  Дополним  белой  )

_Положите  рядом  ту цифру  ,  число  которой  обозначает  белая  палочка .

_Уравняйте  длины  всех  остальных  палочек  до  длины  желтой  .  Как  это  сделать  ?

_До  какой  полочки  мы  достраивали  остальные  ?  (  До  желтой  )

_Какое  число  обозначает  желтая  палочка  ?  (  5  )

_Как  мы  составляли  число  5  ?  Из  каких  двух  меньших  палочек  ?

_Какие  палочки  и  числа  нам  помогли  ?

(  красная  и  белая  (  4  и  1  )  )

(  розовая  и  голубая  (  2  и  3  )  )

(  голубая  и  розовая  (  3  и  2  )  )

(  белая  и  красная  (  1  и  4  )  )

_Ребята , да  вы  просто  волшебники  .Ваша  лесенка  превратилась  в  ковер  -  самолет  ,и  сейчас  вместе  с  Палочкиным  -  Считалочкиным  мы  отправляемся  в  город  геометрических  Фигур  .  (  Под музыку  имитация  движений  )

ФИЗМИНУТКА.

Клин  журавлиный;

Рыба  в  речке;

Деревья;

Кусты;

Дровосек;

Посмотрите  по  сторонам;

_Вот  мы  и  приземлились  .  А  где  же  жители  этой  замечательной  страны  ?

Ребята  ,вы  их  не  видите  ?  Палочкин  -  Считалочкин  говорит,что  они  играют  с  вами  в  прятки  ,а  чтобы  их  найти  ,у  него  есть  подсказки  :

(  Воспитатель  загадывает  детям    загадки  ,а   карточки  с закодированными  свойствами  указывают  на  цвет  и  размер  геометрической  фигуры  )

_   Первая  загадка  :  Три  вершины  тут  видны  ,

                                         Три  угла  ,три  стороны  ,-

                                          Ну  ,  пожалуй  ,  и  довольно  !  _

                                         Что  ты  видишь  ?  _...  ( треугольник  )

_Выбери  карточку  на которой  есть треугольник , расскажи  про  него…  (это  треугольник  красного  цвета  ,  большой  )

Выставляется  геометрическая фигура .

_молодцы , нашли первого жителя…

- Послушайте следующую загадку  :  Он  давно  знакомый  мой  ,    

                                                                      Каждый  угол  в  нем  прямой  .                  

                                                                      Все  четыре  стороны                                

                                                                      Одинаковой  длины  

                                                                      Вам  его  представить  рад  ,  

                                                                      Как  зовут  его?  …    (  квадрат  )              

_ Выбери  карточку  с  квадратом  и  расскажи  о  нем… (  этот квадрат  синего  цвета  и  он  не  маленький  ,значит  он  большой  )

Выставляется  следующая  фигура .  

_ Вот и еще  один  житель  волшебной  страны  отыскался !

И  еще  одна  загадка  :  У  колечка  ,у  кольца  

                                             Нет  начала  и  конца  .  

                                              Знают  все  мои  друзья  вокруг  

                                              У  колечка  форма. . .  (  круг  )

_расскажи  ,какой  это  круг  (  круг  не  красный  ,  не  синий  и  не  маленький  -значит  он  желтый  и  большой  )  (рисунок  2  )

_Вот  ,какие вы  молодцы  !  Нашли  всех  жителей  . Геометрические  фигуры  приготовили  вам  сюрприз  ,но  они  такие  хитрюги  и  хотят  проверить  вашу  смекалку  .  Сюрприз  они  спрятали  Но  где  же  ?  

_  Палочкин  -  Считалочкин . –Ребята  ,  я  помогу  вам  .  Вот  смотрите  , у  меня  есть  подсказка  (  предлагает  алгоритм  )

В  одном  из  этих  мест  спрятан  сюрприз  ,  только  я  не  знаю  в  каком  .

_ Воспитатель.  Ну  ,  ничего  Палочкин  -  Считалочкин  ,мы  с  ребятами  справимся  ,  тем  более  у  меня  есть  план  группы  ,  и  он  нам  уже  знаком  .   (рисунок  3  )

-давайте  все  вместе  рассмотрим  подсказку .  ( рисунок  4  )   . Куда  мы  пойдем  сначала  ?  (  В  кукольный  уголок  )  Проведем  наш  путь  на  плане  .                            

_Потом  ?  (  В  цветочный  ,  зеленый  уголок  )  ; Дальше  ?  (  В  книжный  ) ;  (  И  в  игровой  уголок  мальчиков  )  А  вот  и  сюрприз  , который  приготовил на  геометрические  фигуры  .  Это  головоломки.  Сейчас  мы  покажем  им  ,  как  мы  любим  и  умеем  собирать  их  .

_Сегодня  мы  с  вами  много  путешествовали  .  А как  называется  эта  волшебная  страна  Математика  )  Ее  жители  остались   очень  довольны  вами  .  Они  видели  ,  как  вы  хорошо  знаете  и  умеете  работать  с  цветными  числами  ,  знаете  геометрические  фигуры  , можете  легко  справляться  с  самыми  трудными  их  загадками  ,  а  еще  умеете  ходить  по  плану  и  собирать  головоломки,  Они  говоря  вам  спасибо  и  до  скорой  встречи  в  их  волшебной  стране.  

М.А. Демина, воспитателm

МДОУ ЦРР №8 «Василек»

г.Ногинск, Москов.обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

рабочая программа "Формирования элементарных математических представлений

Курс рассчитан на 28 учебных занятий для детей 6 лет....

Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности

В презентации отражена история вопроса и современные тенденции освоения математических знаний в коррекционной школе 8 вида (классы "Особый ребенок")....

Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактической игры

Дидактическая игра поможет ребенку освоить математические представления в игровой форме. Это сделает процесс обучения математике интересным и  запоминающимся. Поможет ребенку в доступной и понятн...

Совместная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений(РЭМП) в подготовительной группе Тема: «Весёлое путешествие в страну Математика»

Цели:Закреплять умения детей знать количественный и порядковый счет в пределах 10, развивать познавательные и творческие способности ,классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина...

Формирование элементарных математических понятий младшего школьника

Формирование элементарных математических понятий младшего школьника...