Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Усольцева Галина Ивановна

Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"

План-конспект урока математики

Разработка содержит технологическую карту урока математики во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В сценарии определены этапы урока и прописаны формируемые на них умения обучающихся. Дети сами определяют тему и ставят перед собой цель урока, в конце подводят итоги своей работы. Презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ №1

Учитель: Усольцева Галина Ивановна

Математика. 2 класс.«Начальная школа ХХI века»

План-конспект урока математики

Разработка содержит технологическую карту урока математики во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В сценарии определены этапы урока и прописаны формируемые на них умения обучающихся. Дети сами определяют тему и ставят перед собой цель урока, в конце подводят итоги своей работы.

Тема:  ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ. ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с термином «площадь фигуры», с единицами площади (квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром) и их обозначениями; способствовать развитию умения определять площадь фигуры с помощью палетки; закреплять табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6; совершенствовать навыки вычисления доли числа; развивать умения анализировать и обобщать

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: называть единицы длины, площади; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) и различать их; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100,

получат возможность научиться: 

Метапредметные: познавательные  выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; коммуникативные  оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос: «Чего я не знаю и не умею?»).

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Тип урока: урок открытия нового знания

Ресурсы:

 -В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.

 -мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование: презентация, модели: квадратные сантиметры, квадратные дециметры.

Методы и формы обучения:  Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

И давайте мы глазами

Пожелаем друг другу успехов.

Проверим готовность к уроку

Лёгкий или трудный урок математики? Почему?

Зачем нужно изучать математику?

Сообщают
о готовности

к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

II. Актуализация знаний

Устный счет
по таблицам

Все числа первого столбца умножить на 2,3,4,5,6

Найди числа во 2 столбце, которые делятся на 3, 4

Числа 3 ряда уменьши на 5                                                                                                                                                      

Назовите числа в порядке возрастания в последнем столбце

Найдите число 4-г., уменьшите в 2 раза. Полученное – увеличьте в 5 раз, прибавьте 10, уменьшите в 9 раз, увеличьте на 93. Ответ найдите в 3 ряду и скажите его координаты.

Выполняют задания устного счета

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

III. Постановка учебной проблемы

Целеполагание.

Создание проблемной ситуации

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Как называются данные на доске фигуры?

– Что их объединяет? (Это многоугольники, стороны которых равны 2 см.)

– Как найти периметр каждого многоугольника?

Р = 2 · 3 = 6 (см) или 2 + 2 + 2 = 6 (см).

Р = 2 · 4 = 8 (см) или 2 + 2  + 2 + 2 = 8 (см).

Р = 2 · 5 = 10 (см) или 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10 (см).

– Как найти площадь этих фигур?

– Какие трудности у вас возникли?

Предположите какая тема нашего урока?

– Определите цели  урока. Поставьте задачи для себя.

– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют площадью фигуры.

Слушают

и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. «Открытие» детьми нового знания.

Цель:.

1)

Какая фигура меньше занимает места на плоскости?

Говорят, что треугольник имеет меньшую площадь, четырёхугольник.

— Площадь какой фигуры больше?

Площадь – свойство фигуры, занимать место на плоскости.

 Площадь – это внутренняя часть фигуры.

— Сможем ли мы сравнить площади фигур наложением?

— Наложить мы не сможем эти фигуры, но можем разделить на квадраты и узнать, сколько квадратов занимают фигуры.

2)

Площадь фигуры можно измерять и другими мерками.

Сравните жёлтый и красный прямоугольники по количеству квадратов.

— Сколько квадратов в первом прямоугольнике, во втором?

— Почему так получилось?

Длина стороны квадрата 1 см. А площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром. 1см2

Работа по учебнику. С. 27. Вывод.

Включение  в ситуацию поиска решения учебной задачи Устанавливают взаимосвязь между двумя изученными единицами площади

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела; определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют

цель учебной деятельности с помощью учителя и Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения
на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций

V. Первичное закрепление.

Работа в группах

Нахождение площади фигур, предложенных учителем.

(Приложение 1)

-Площадь каких фигур  мы можем измерять такими мерками?

 А удобно ли ими измерять площадь больших фигур? Площадь крышки стола, площадь доски, площадь стены?

Проблема,  поиск ответа в учебнике. Знакомство с квадратным дециметром и квадратным метром.

Вывод: Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – единицы площади, ИХ обозначают так: см2, дм2, м2.

Работают с информацией, представленной в виде таблицы.

Учитывают степень сложности задания

и определять для себя

возможность его

выполнения. Контролируют правильность и

аккуратность записи. Осуществляют

самоконтроль.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; используют в работе простейшие инструменты; корректируют работу над заданием; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы.

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 4

Чертеж:

Ответ: 10 см2.

Строят
чертеж

VI. Физминутка

VII. Систематизация полученных знаний

Задание 2
(с. 28).

Фронтальная
работа. Задание на доске

– Мастер облицовывает плитками в ванной комнате две стены. Каждая плитка квадратной формы с длиной стороны 1 дм.

Ее площадь считают равной одному квадратному дециметру.

Записывают так: 1 дм2.

– Рассмотрите таблицу в учебнике.

– Сколько плиток пошло на облицовку одной стены? (12.)

– Другой стены? (15.)

– На какую стену мастер израсходовал больше плиток?

– Назовите площадь каждой стены в квадратных дециметрах. (12 дм2 и 15 дм2.)

– Площадь какой стены больше и почему?

– Прочитайте определение квадратного дециметра на
с. 27 учебника.

– Сформулируйте определение квадратного сантиметра.

(Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 см.)

– Сформулируйте определение квадратного метра.

– Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – это единицы площади. Их обозначают так: см2, дм2, м2.

– Покажите вырезанные из бумаги квадраты площадью 1 дм2, 1 см2 и 1 м2.

– Сравните попарно площади этих квадратов, накладывая меньший квадрат на больший.

– В квадрате площадью 1 дм2 может уместиться ровно 100 квадратов площадью 1 см2, а в квадрате площадью 1 м2 – ровно 100 квадратов площадью 1 дм2

Решают задачу.

Читают определения квадратного дециметра.

Объясняют, как найти площадь фигуры

Познавательные: общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы.

VIII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке

сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите единицы измерения площади фигуры.

– Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы. Какие цели ставили перед собой в начале урока?  Удалось ли достигнуть поставленной цели?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное по-

строение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; выполняют оценку результатов работы

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 9, 11 (учебник); № 1 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Литература.

  1. В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
  2. Костицын В.Н. Моделирование на уроках геометрии: теория и методические рекомендации. – М.: Владос, 2000.
  3. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений . С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., М. : Просвещение, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики. 2 класс. Тема: Площадь фигур. Единицы площади.

Слайд 6

В качестве общепринятых единиц измерения площадей используют квадраты со сторонами 1 см, 1 дм, 1 м. Эти измерения соответственно называют: квадратный сантиметр – 1 см² ; квадратный дециметр – 1 дм² ; квадратный метр – 1 м² .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"

Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...

Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"

Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...

Презентация к уроку математики по теме:"Единицы площади"

Презентация к уроку математики по теме:"Единицы площади"...

Презентация к уроку математики по теме "Единицы площади. Квадратный сантиметр"

Презентация к уроку математики  в 3 классе по теме "Единицы площади. Квадратный сантиметр"...

Конспект урока математики по теме "Единица площади – квадратный метр"

Цель:Создание условий для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром.Задачи: Образовательные: ввести понятие «квадратный метр», дать представление о применен...

Методическая разработка урока математики 3 класс «Единицы площади. Квадратный сантиметр».

Методическая разработка урока математики 3 класс «Единицы площади. Квадратный сантиметр».Разработана в помощь учителям начальных классов при изучении темы "Площадь "....

Урок математики 3 класс "Единицы площади" с использованием ресурсов uchi.ru

Урок математики 3 класс "Единицы площади"Цели: Познакомить детей с новыми единицами измерения площади – квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром.Планируемые рез...