Совершение мыслительных операций.Решение нестандартных задач
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме

Лукоянова Любовь Александровна

Занятие проходило  в форме  познавательно-деятельностной игры: в игровой форме закрепили вычислительные навыки изученных способов решения нестандартных

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.m._rps.doc81 КБ
Файл urok-skazka.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи.

-   Цели: Создать условия для развития познавательного интереса  

- Задачи: Закрепить полученные знания и практические умения в нестандартных игровых формах организации деятельности.

        Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение учеников.

        Способствовать становлению и формированию основ саморазвития, саморегуляции, самовоспитания необходимых для становления личности школьников, проявления учениками коммуникационных навыков.

      Целевые установки познавательно-деятельностной игры: в игровой форме закрепить вычислительные навыки изученных способов решения нестандартных задач, задач. Развитие познавательного интереса к м школьным предметам, развитие психических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания); способствовать развитию учебной самостоятельности, уверенности, умение мобилизовать себя на решение поставленных задач. Формировать целеустремленность, желание работать в команде, саморегуляции, самоконтроля.

План занятия

Этапы занятия

1

Вступительное слово учителя

     Здравствуйте, ребята, гости. Мы начинаем очередное

занятие. Сегодня  мы с вами выполним задания, которые способствуют развитию  познавательного интереса и разностороннему развитию личности

2

Р АЗМИНКА.Решение логических задач

Задачи с подвохом — загадки с обычным вопросом и нестандартным ответом логичным.  Они не только развивают сообразительность и нестандартное мышление, но также доставляют веселье.

  • Три медведя залегли в зимнюю спячку: первый уснул 15 декабря, второй — 21 декабря, третий — 1 января. Когда проснется каждый из медведей? (весной)
  • Сколько раз кукарекает курица, когда снесла яйцо? (ни разу — кукарекает только петух)
  • Собака сидела на цепи длиной в 5 метров. Тем не менее, она сумела за день пройти 5 километров. Как это ей удалось? (собака ходила по кругу)
  • Что в России на первом месте, а в Германии на третьем? (буква «р»)
  • Сколько ягод черной смородины может войти в один стакан емкостью 200 мл? (нисколько — ягоды не умеют входить)
  • Что это за посуда такая, из которой невозможно ничего покушать? (пустая)
  • Что одновременно и постоянно делают все живые люди, населяющие нашу планету? (живут)
  • Какой рукой удобнее всего размешивать сахар в стакане с чаем? (той рукой, которая держит ложку)
  • На что больше всего похожа половинка яблока? (на вторую половинку этого же яблока)
  • На ферме проживают: десять поросят, две лошади, три коровы, сорок две курицы, двадцать два гуся, семнадцать овец, восемьдесят пять кроликов, две собаки и две кошки. Если посчитать всех животных на ферме, сколько у них будет ног? (ни одной — у животных не ноги, а лапы)
  • Может ли страус сказать, что он является птицей? (не может, т.к. не умеет разговаривать)
  • Что нужно сделать с двумя литрами молока, чтобы оно поместилось в литровую банку? (сделать из молока творог)
  • Может ли обыкновенный человек взять в руку слона и поднять его?

         (может, если этттооо шахматная фигура)

3

Работа с таблицами

Числа от 1 до 20, а клеточек 16.        

Найди и запиши по 4 отсутствующих числа в каждой таблице

8

4

14

2

13                

18

10

16

19

1

5

20

6

11

17

9

1

13

4

9

8

18

2

16

19

5

14

17

3

15

10

7


-----3- 7 -12- 15------------------------6-11-12-20--------

-Какое число отсутствует в обоих таблицах7

4

 «Своя игра» юным умникам и умницам (обобщение знаний по всем предметам)

5

Рефлексия

- Какие чувства вы испытали, когда я вам предложила эту игру? (интересно, забавно, настороженно, грустно, азартно).

- Какое задание понравилось больше всего?

- Оцените свои усилия при выполнении задания?

- Какие чувства вы испытали, когда я вам предложила эту игру? (интересно, забавно, настороженно, грустно, азартно).

- Какое задание понравилось больше всего?

- Оцените свои усилия при выполнении задания?



Предварительный просмотр:

Конспект урока математики.( урок-сказка)

Учитель Лукоянова Л.А.

Тема:

«Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация». Повторение.

Класс:

 

1

 

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы учащихся:

Фронтальная, групповая (работа в паре), индивидуальная

СОТ:                

Технология разноуровневой дифференциации, ИКТ, здоровьесберегающая технология

Цель:

закрепить знания учащихся по нумерации чисел 1-10, состава чисел;

развивать вычислительные навыки, распознавать геометрические

фигуры, сравнивать числа;

воспитывать аккуратность, взаимовыручку учащихся.

Планируемый результат

Предметные умения

 научатся применять навыки счёта, решать простые задачи; выполнять задания творческого характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

УУД

Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций, мотивировать к творческому труду, к работе на результат

Регулятивные: формировать умения  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения,

Познавательные: формировать умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, учить построению рассуждений

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог , иметь свою точку зрения и права каждого иметь свою, учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в групповом обсуждении проблем


Оборудование и материалы:  

Математика 1 класс .учебник  автор М.И.Моро

Математика 1 класс 1ч .рабочая тетрадь

презентация

PRO-класс с пультами

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент

Приветствие учащихся,  проверка готовности к уроку.

  Звенит звонок и начинается урок.
Открыли тетради и записали число.
Нас ждет урок не просто повседневный,
А даже необыкновенный.

Регулятивные действия.

Обеспечение учащимся

организации их учебной

деятельности.

Эмоционально-положительный

настрой на урок, создание

ситуации успеха, доверия.

Я приглашаю вас в необычное сказочное путешествие , в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались

с её необыкновенными жителями

Чтобы попасть в страну сказок нам надо открыть дверцу, она не открывается простым ключом, а открывается при помощи правильных ответов

II.Постановка цели и задач урока

На доске вразброс числа.
– Что вы видите на доске? 
(числа)

Какова тема урока? Числа от 0 до 10

 –  Предположите, чем мы будем заниматься на уроке сегодня? 

Цель урока

(Мы будем повторять то, что изучили, проверим свои знания и умения.)

Задачи урока

– Что мы можем сделать с числами? (Поставить по порядку и получить числовой ряд.)

Вспомним состав числа

 Будем сравнивать числа

Составлять и решать примеры

Учащиеся предполагают, что они будут делать на уроке и чему научатся, определяют тему урока, цель. При помощи условных обозначений составляют план урока на доске.

Регулятивные УУД:

определение степени успешности выполнения данной работы.

Познавательные УУД:

целеполагание;  Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей; аргументирование своего мнения или вывода.

Личностные УУД:

самоопределение к деятельности; смыслообразование.

Предметные УУД:

систематизация знаний по теме «Нумерация»

III. Актуализация знаний

 

 

 1.

 

 

 

 

 

 

В  этом доме – вот так да!-

Поместились без труда

Мышь, лягушка, волк с лисой,

Зайка серенький,косой,

Мишка втиснулся,как мог,-

Развалился …

( теремок)

  • Посмотрите, кто торопится к нашему теремку

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна в норке прячется она ( мышка)

Бежит по полю мышка, увидела в поле теремок и спрашивает : «Кто, кто в теремочке живёт?»

Решила поселиться она в теремке, а дверь открыть в одиночку не может. Мы должны ей помочь, выполнив вот это задание

1.поставьте числа в порядке возрастания

 

Работа с числовым рядом

  • 5  4  6  3  1  2  9  7  10  8  0
  •  счет до 10 и обратно;
  • сосчитайте от 9 до 6, от 1 до 8;
  • назовите последующее (за) число 8,
  • назовите предыдущее (перед) число 10
  • какое число стоит между 8 и 10, 6 и 8?
  • Какое число стоит слева от 10, справа от8?
  • Назовите соседей числа 8.
  • Уменьшите 7 на 1;
  • Какое число идет за числом 6?

– Оцените свою работу.
– Почему ты так себя оценил?
– Какие знания и умения  помогли вам выполнить правильно задания? 
(Знания числового ряда, умения выполнять сложение и вычитание чисел.)

 1 ученик работает у доски. Дети раскладывают карточки с числами по порядку на парте.

Веером показывают ответ

Оценивают свою работу.

В технологической карте(Приложение 2)

закрашивают «зелёный кружок», если всё поняли и не ошибались, жёлтый кружок, если поняли почти всё и немного  ошибались, красный кружок,  если ничего не поняли и нужна помощь.

Делают вывод

1.Формируем умение

высказывать своё

предположение на основе

работы материала учебника.

2.Формируем умение

оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

 

Молодцы! Вы помогли мышке, теперь она живёт в теремке

- Скачет зверушка не рот , а ловушка,

Попадут в ловушку и комар, и мушка

(лягушка)

Прискакала к теремку лягушка-квакушка:

-Терем, теремок! Кто в тереме живёт?

-Я, мышка-норушка. А ты кто?

-Я, лягушка-квакушка.

Иди жить в теремок!

Обрадовалась лягушка, да, видно, рано, потому что перед ней появилось задание

2. Работа по составу чисел

Повторение знаний о составе чисел.

Отгадайте, о каком числе идёт речь, оно обозначается это цифрой

Вот так циферка, взгляни,

У нее и фокус есть -

Ты её переверни,

И получишь цифру шесть!

Составьте все пары чисел , из которых состоит  число 9

Проверьте, сосчитайте количество правильных ответов

Оцените свою работу.

Составляют пары чисел из которых состоит число Работают в парах

После проверки оценивают свою работу. Дети закрашивают «зелёный кружок», если всё поняли и не ошибались, жёлтый кружок, если поняли почти всё и немного  ошибались, красный кружок,  если ничего не поняли и нужна помощь.

Презентация

 Стоит в поле теремок, тепемок.

 Он ни низок, ни высок, ни высок. Бежит мимо…

Лисы и волка я боюсь,

По полю вихрем я несусь,

Прыжками путаю следы-

Так убегаю от беды

(заяц)

Бежит мимо зайчик-попрыгайчик. Увидел теремок и давай проситься:

-Помоги выполнить задания, будешь жить с нами

(задание на интерактивной доске)

 

Разноуровневые задания, задания более сложные. Выбери задания для себя.

6-3

3+2

4+2

4+5

9-1

*

10-3-4

2+6-3

5-2+3

10-7+6

2+4+2

Взаимопроверка . Оцените свою

работу.

 . Стоит в поле теремок, тепемок. Он ни низок, ни высок, ни высок. Бежит мимо…

  Что такое? Что за чудо?
Лисица к нам идёт. Откуда?
«Ой, беда, беда, беда
Затрудненья как всегда.
Я задачу не решила
И чуть два не получила.
Помогите, вас прошу я,
Может 5 и получу я».

– Посмотрите, ребята, задачу нужно  решить

Было – 6 бабочек

Прилетело – 2 бабочки

Стало – ?

– Что известно?

– Что нужно найти?

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

– Какая задача по составу?

– Какое действие выберем для решения? Почему?

– Назовите решение.

– Самостоятельно запишите решение.

Прогнозируют результат. Обсуждают в паре решение, при помощи пульта дают ответ.

Решают примеры, прверяют друг у друга, оценивают работу

Формируем умение

составлять план деятельности

на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

Познавательные:

логические, анализ объектов с целью выделения признаков

V.Повторение изученного материала

Повторение правил сложения и вычитания с числом 0.

Отгадайте, о каком числе загадка? (загадка про его цифру).

Он похож на колобок, он пузат и круглобок.

6-0=0

4+0=4

5-5=0

0+3=0

8+0=0

Исправляют ошибки, оценивают работу

VI.Физкультминутка

Во сыром бору лягушка

Прыгала,скакала.

Лапкой – хлоп, другою – хлоп!

Щёки раздувала.увидала комара,

Закричала: «Ква-ква-ква!»

Улетел комар, как ветер…

Так прекрасно жить на свете!

Дети выполняют движения

Мимо теремка проходил…

На собаку он похож,

зубы острые, как нож.

Налуну повыл и смолк –

На охоту вышел…

(волк)

Пустите, звери, меня в теремок

А звери его озадачили:

- Покажи волк свои умения.

 - Постараюсь, постараюсь, но только и вас, ребята, прошу мне помочь

слайд

Повторение правил сложения и вычитания с числом 0.

Отгадайте, о каком числе загадка? (загадка про его цифру).

Он похож на колобок,

Он пузат и круглобок.

6-0=0

4+0=4

5-5=0

0+3=0

8+0=0

Живут звери в теремке, песни распевают. Шёл недалёко…

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной….

(медведь)

Проходил мимо медведь,услышал песни, постучал в теремок. Звери его пригласили. Он полез в теремок и развалил его.

Но друзья не стали унывать.

- А как вы думаете, ребята, что стали делать друзья?

- Посмотрите, волк идёт,
Фигуры разные несёт.

Давайте назовём и докажем, какие фигуры несёт волк (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)

– Можно ли назвать квадрат прямоугольником?

– А прямоугольник квадратом?

– Почему?

- Из каких геометрических  фигур состоит дом?

-

 Они стали строить новый дом.

Медведь им помогает

Работа с геометрическим материалом

Обсуждают проект дома, строят дом из геометрических фигур

Работают в группах

Регулятивные:

 планирование, прогнозирование; познавательные:

 моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные :инициативное сотрудничество в поиске и выборе

геометрических фигур для построения домика

VII.Рефлексия

Самооценка по алгоритму

  1. Какие  были задания?
  2. Удалось выполнить задания?

3.Задание выполнено верно или не совсем верно?

4.Выполнил задание самостоятельно или с чьей-то помощью

Урок окончен. Все задания выполнены.    –Чему научил и вас сказочные герои?

Продолжите предложения:

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- У меня получилось…

Самооценка учащихся в виде смайликов

Мы сегодня вычитали, 

Мы сегодня прибавляли,

И задачки мы решили,

Все сумели! Все смогли!

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.