Рабочая программа внеурочного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Холева-Привалова Анна Владимировна

Наглядная геометрия представляет собой дополнительный материал, который может быть использован в сочетании с любым учебником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnaya_geometriya_3d.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

                                                                                                                      Утверждаю

Директор школы

______________

                                                                                                                           М.Н.Белякова

                                                                                                                         Приказ №--

от «--» августа 2015 года

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия»

для обучающихся 3 «Д» класса

(базовый уровень)

                                                                                                          Составитель –

2015 год

Пояснительная записка

Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Наглядная геометрия в начальных классах  представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.

Количество часов по программе на год – 34 ч.

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в неделю по учебному плану – 1 ч.

Программа и содержание курса «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.


Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
  • проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов автора Н.Б.Истоминой.

Общая характеристика курса

Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.
Цель курса– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.
К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.

Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.

Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических (конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.      

Предложенные  упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

  • на классификацию фигур;
  • на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
  • на построение геометрических фигур;
  • на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
  • на формирование умения читать геометрические чертежи;
  • вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).

Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации  

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Наглядная геометрия» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс – 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 34 ч (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания  курса  

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»


Личностными результатами курса «Наглядная геометрия»
является формирование следующих умений:

· самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

· в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

· формирование внутренней позиции школьника;

· адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметными результатами освоения данного курса будет:

· использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

· овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

· приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

· умение вычислять периметр геометрических фигур;

· умение выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

· умение строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

· умение выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

· умение распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;



Содержание

3-й класс (34 ч.)

Содержание курса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности:  соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Кривые и плоские поверхности. (5 часов)

Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

Пересечение фигур. (22 часа)

Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.

Шар. Сфера, Круг. Окружность. (7 часов)

Вводятся представления о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;

элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;

названия простейших многоугольников;

названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;

свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;

виды треугольников;

термины: круг, окружность, радиус, диаметр;

единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;

термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;

способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);

единицы измерения площади;

уметь: 

изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур; использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий; находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника; находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;

рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;

прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;

внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.


Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Плановые сроки прохож

дения

Скорректи

рованные сроки прохож

дения

№ урока

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

 (универсальные учебные действия)

Кривые и плоские поверхности (5 ч)

01.09-04.09

1.

Плоские и кривые поверхности.

Формирование  представлений о плоских и кривых поверхностях.

07.09-11.09

2.

Плоские и кривые поверхности.

Формирование  представлений о плоских и кривых поверхностях.

14.09-18.09

3.

 Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

Формирование представлений о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел.

 Научатся распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

21.09-25.09

4.

Видимые и невидимые элементы многогранника.

Формирование представлений  о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

28.09-02.10

5.

Многогранник и его элементы.

Расширят знания о многограннике и его элементах.

Пересечение фигур (22 ч)

05.10-09.10

6.

Пересечение геометрических фигур.

Формирование  представлений о пересечении геометрических фигур.

12.10-16.10

7.

Пересечение геометрических фигур.

Формирование  представлений о пересечении геометрических фигур.

19.10-23.10

8.

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Научатся читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

26.10-30.10

9.

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Научатся читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

09.11-13.11

10.

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Научатся читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

16.11-20.11

11.

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Научатся читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

23.11-27.11

12.

Плоская фигура как пересечение многогранников.

Научатся  выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

30.11-04.12

13.

Случаи пересечения прямой и куба.

Познакомятся со случаями пересечения прямой и куба.

07.12-11.12

14.

Чтение графической информации.

Научатся  читать графическую информацию.

14.12-18.12

15.

Чтение графической информации.

Научатся читать графическую информацию.

21.12-25.12

16.

Пересечение лучей.

Расширят и уточнят знания  о пересечении лучей.

11.01-15.01

17.

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

Расширят и уточнят знания  о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

18.01-22.01

18.

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

Расширят и уточнят знания  о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

25.01-29.01

19.

Чтение графической информации.

Продолжат учиться читать графическую информацию

01.02-05.02

20.

Чтение графической информации.

Продолжат учиться читать графическую информацию

08.02-12.02

21.

Пересечение отрезков.

Расширят и уточнят имеющиеся представления о пересечении отрезков.

15.02-19.02

22.

Пересечение углов.

Расширят и уточнят имеющиеся представления о пересечении углов.

22.02-26.02

23.

Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

Научатся разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

29.02-04.03

24.

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

Научатся разбивать многоугольник на части с помощью ломаной.

07.03-11.03

25.

Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Научатся  читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.

14.03-18.03

26.

Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Научатся читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.

31.03-08.04

27.

Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

Научатся составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

Шар. Сфера, Круг. Окружность ( 7 ч)

11.04-15.04

28.

Шар. Круг как сечение шара.

Формирование представлений о шаре и о круге как сечении шара

18.04-22.04

29.

Окружность как граница круга.

Формирование представлений об окружности как о границе круга.

25.04-29.04

30.

Взаимное расположение окружности и круга.

Формирование представлений о взаимном расположении окружности и круга.

02.05-06.05

31.

Радиус окружности.

Формирование представлений о радиусе окружности.

09.05-13.05

32.

Структура объекта.

Научатся выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

16.05-20.05

33.

Построение окружностей по определённым условиям.

Научатся строить окружности по определённым условиям.

23.05-27.05

34.

Построение окружностей по определённым условиям.

Научатся строить окружности по определённым условиям.


Материально-техническое обеспечение

  1. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2013.
  2. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.- М.: Линка – Пресс, 2013.
  3. Н.Б. Истомина., З.Б. Редько. Тетрадь по математике «Наглядная геометрия» 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Линка – Пресс, 2013.
  4. Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
  5. Линейка, простые и цветные карандаши, ластик, ножницы, клей.

Рассмотрено

Протокол №1

от «27» августа 2015 года

Руководитель УВЦ

«Начальные классы»

__________________

Л.Г.Щербакова

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________________

О.А.Хлебникова

«27» августа 2015 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу"Наглядная геометрия" 1класс

Представлена рабочая программа по геометрии с календарно-тематическим планированием для 1 класса...

Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности

Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...

Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 2 «В» классе

Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образова...

Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 3 «В» классе

Рабочая прграмма по курсу " Наг8лядная геометрия" в 3 классе...

Рабочая программа по курсу Наглядная геометрия

Рабочая программа по курсу " Наглядная геометрия" для 4 класса  составлена в соответствии с ФГОС....

Занятие по внеурочному курсу "Наглядная геометрия"

На занятии  закрепляется представления детей о геометрических фигурах и вводится новый вид деятельности: конструирование фигур, используя счетные палочки или спички...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе:1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...