Тексты текущих контрольных работ по русскому языку для 4 класса УМК "Перспектива" ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Яковлева Валентина Георгиевна

Помощь учителю 4 класса: тексты проверочных, контрольных работ на год для 4 класса УМК "Перспектива" ФГОС по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_matem_i_rus_yaz_4_klass.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Текущие и контрольные диктанты

по русскому языку

в 4 классе

                                                    Программа:УМК “Перспектива”

                              Авторы: Климанова Л.Ф. Руссий язык.

                                                Источник: поурочные разработки

                                                                             по русскому языку   для 4 класса.          

                                                       

                                                                    М., ВАКО, 2014

Контрольный диктант по теме “Текст”( 1)

Цель: проверить умение определять тип текста, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Осень

      Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки поутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.

      Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.

                                                                      По И.Соколову-Микитову.

Слова для справок: медленно

Грамматическое задание:

- Напишите к какому типу относится этот текст. Выпишите словосочетания, доказывающее это.

-Выполните звуко-буквенный разбор слова: 1 вариант- грустно; 2 вариант – листья.

Контрольный диктант  по теме (2)

“Язык как средство общения”

Цель: проверить усвоение орфографических навыков. 

Гроза

  Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушённый треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.

    Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!

                                                                  По И.Тургеневу

Грамматическое задание:

-выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.

Подчеркните грамматическую основу, обозначьте части речи: вариант 1 – в четвёртом предложении, 2 вариант – в третьем предложении.

-Сделайте звуко-буквенный разбор слов: 1 вариант – дождь; 2 вариант – яростно.

-Обозначьте ударение в словах: хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.

Контрольный диктант (3) по теме “Предложение”

Цель: проверить усвоение навыков постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, орфографических навыков.

Трусиха

   Ребята  играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

    Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался  с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

  Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

   Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

   Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

                                                                              По Н.Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматическое задание:

-выпиши предложение к схемам: вариант 1 – О,О, и О;  вариант 2 – О и О;

-выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова: вариант 1 – из второго предложения третьего абзаца; вариант 2 – из первого предложения последнего абзаца;

-сделать звуко-буквенный разбор слов: 1 вариант – “вдруг”; 2 вариант – “очень”.

Контрольный диктант (4) по теме

“Правописаниее предлогов и приставок”

Цель: проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Формируемые УУД: п.-отнесение объектов к известным понятиям; умение прменять правила правописания; к.- владение письменной речью как видом речевой деятельности; р.- умение самостоятельно принимать решения; работа по плану и при необходимости испрвление ошибок с помощью учителя; л.- готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм4 отсутствие чувства бесспомощности при выполнении учебной задачи.

Кукушка

  Все птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Но у кукушки другие повадки. Улетит пеночка от гнезда за кормом. Оставит яйца без присмотра. Тут кукушка и подкинет своё яйцо птичке в гнездо.

   Вот и высидят пеночки кукушоннка. Подрос он и пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. Остался у птиц один большой взъерошенный птенец.

   Целый день носят пеноочки в клювах гусениц, личинок, жуков. А кукушонок съест корм, разевает широко рот и снова пищит. А мать его беззаботно летает по лесу.

Слова для справок: беззаботно, снова.

Грамматическое задание:

-выписать по одному слову с орфограммой – гласным и с орфограммойй – согласным в приставке; обозначить орфограммы.

-выписать по одному слову с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаками, графически объяснить орфограммы.

-списать стихотворение-шутку, раскрывая скобки. Обозначить сверху существительное с предлогом и глагол.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла.

Зависело б (от)мыла,

Веснушки б я (от)мыла.

Контрольный диктант (5) по теме “Состав слова”

Цели: систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем, умение разбирать слова по составу.

Формируемые УУД:п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания; к.-владение письменной речью как видом речевой деятельности; р.- умение самостоятельно принимать решения; л.- готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм; отсутствие чувства беспомощности при выполнении учебной задачи.

Беда

  Был ясный день. Ярко светило весенннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костһр. Загореласҗ сухая трава. Это болҗшая опасностҗ для леса. Огонҗ подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.

   Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и голодную зиму. Но отт лесного пожара не спаслись.

   Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!

Слова для справок: муравейник, загорелась.

Грамматические задания:

-выписать любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.

-образовать от слов “слон, волк” 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов – к-,

-ёнок-, -их-, -ок-, -ат-, -ят-.

-выписать три глагола с приставками, выделите приставки.

Контрольный диктант (6) за 1 полугодие

Цель: проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем, умения разбирать слова по составу, определять части речи и их грамматическое значение.

Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать праила в предметно-практической деятельности; к.- речевое отражение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р.- предвосхищение результата учебной деятельности; умение самостоятельно принимать решения; л.-способствовать к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.

В тундре

  Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую лорогу.

   Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.

По А.Дитриху и Г.Юрмину

Грамматическое задание:

-подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи: 1 вариант – в 1предложении, 2 вар ант – в 8 предложении.

-разобрать слова как части речи: 1 вариант – (по) тундре, местные, срывают; 2 вариант – гусениц, ползёт, ужасная.

-указать части речи и разобрать слова по составу: 1 вариант – ползёт, зелёный, северные; 2 вариант – стальных, заживёт, покров.

Контрольный диктант ( 7 ) по теме “Имя существительное”

Цель: проверить усвоение правил правописания безударных гласных в окончаниях имён существительных, умение определять грамматические признаки существительного.

Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать правила в предметно-практической деятельности; к.- речевое отображение содержания практических действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р.- предвосхищение результата учебной деятельности;  умение самостоятельно принимать решения; л.- способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.

Лес

   Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.

   С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без делаработящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

   Леса наши – эт кладезь богатств. Берегтие деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительнвми.

Грамматические задания: - выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.

-спишите предложения; имена существительные, данные в скобках, запишите  в форме родительного падежа мн. числа.

   Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

-выполнить разбор имён существительных как части речи: 1 вариант – 2вредителей”, 2 вариант – “гусениц”.

-записать противоположные по значению фразеологизмы парами: семи прядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя  в голове.

                 Контрольный диктант ( 8 ) по теме “Имя прилагательное”

Цель: проверить умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных, обозначать буквами изученные орфограммы.

Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания; соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очерёдности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; к.- владение письменной речью как видом речевой деятельности; р.- контроль и оценивание собственных учебных действий; л.- владение основами экологической культуры.

Зимний день

  Стоит чудесный зимний день.Над нами ясное голубое небо.Всё вокруг покрыто пушистм снежным ковром. Яркие свет слепит глаза. Мы въехали в лес.Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстроо дятла. Он ловко долбит шишку. Синичка и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронотому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматические задание

---Выпишите из текста три словосочетания “прил.+сущ.”.

Выдели в именах прилагательных окончания, оределите падеж.

__ Составьте словосочетания по схемам.

“прил.+сущ.м.р.,Т.п.”

“прил.+ сущ.с.р.,Д.п.”

“прил.+сущ.ж.р.,П.п.”

---Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

В ....., ....., ...., уборе стоит оснний лес.

На ......., ...... загорелись яркие звезды.

                                               

                                    Контрольный диктант (9) по теме “Местоимение”

Цель: проверить умения правильно писать местоимение, обозначать буквами изученные орфограммы.

ФормируемыеУУД: п.--- отнесение объектов к известных понятиям; умение применять правила правописания ; соблюдения нормативных предписаний относительно способов применения средсв и очередности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; к. --- владение письменной речью как видом речевой  деятельности ;р.---умение самосоятельно  принимаьть решения; контроль и оценивания собственных учебных ействий; л.---владение основами экологической культуры.

                                                                    Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске.Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка.Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?

Увидеть её оказалось совсем непросто.  Я иду к ней на голоск, а она - от меня.В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи.Залез в куст орешника и кукукнул один  раз.Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А  она уже совсем близко кукует.

Гляжу - через поляну летит птица. Хвост у неё длинны, сама серая, грудка в темных пестринках.Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.Вот она какая - кукушка!

Грамматическое задание

- Выпишите из текста местоимения. Определите их лицо, число и падеж

-Спишите слова, разделяя их на две группы.Для, он. По, её,от, за, вы, нам, у тебя.

-Вставьте в текс подходящие по смыслу местоимения.

В субботу ...... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На .... были красные, жёлтые, оранжевые листья ..... встал под деревом. На ..... дождём посыпались осенние листья.

Контрольный диктант (10) по теме “Глагол”

Цель: проверить усвоение правил правописания безударных гласных  в окончаниях глаголов, умение определять грамматичекие признаки глаголов.

Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать правила в предметно-практической деятельности; к.- речевое отражение содержания практических действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р.-предвосхищение результата учебной деятельности; умение самостоятельно принимать решения; л.- способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.

Весеннее утро

  Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

Грамматическое задание:-выписать два глагола, разобрать их как часть речи.

-разобрать по составу глагол “высвистывает”.

-найти два глагола 1 и 2 спряжения и выделить в них окончания, указать спряжение.

-образовать от глагола “покачивает” глагол женского рода в прошедшем времени.

Контрольный диктант (11) по теме “Имя числительное”, “Наречие”

Цель:проверить умения различать имена числительные и наречия, находить их в тексте.

Формируемые УУД: п.- отнесение объектовв кк известным понятиям; умение использовать правила в предметно-практической деятельности; к.- речевое отражение содержания совершаемых  действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р.-предвосхищение результата учебной деятельности; умение самостоятельно принимать решения; л.- способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.

Предсказатели погоды

Птицы чудесно предсказывают погоду. Они постоянно в воздухе и обладают ччувствительностью даже к небольшим изменениям в природе. Перед ненастной погодой резко падает давление воздуха. Низко летают насекомые. Ласточки и стрижи в охоте за ними тоже снижают свой полёт. Слабеет солнечная освещённость. Эту перемену птицы и насекомые чувствуют заранее. Замолкают голоса пернатых. Не порхают бабочки и стрекозы.

   Резкие крики галок и ворон – первый признак дождя летом или осенью. Все вороны сидят рядком головой в одну сторону – жди ветра.

Грамматическое задание: - выписать из текста пять нареччий4 поставить к ним вопросы.

-подобрать к глаголам подходяще по смыслу наречия, записать словосочетания.

 Кричать, прыгать, бегать, писать, спать.

-дать характеристику имён числительных по разряду и составу: тысяча, пятьсот, девяносто девятый.

Итоговый контрольный диктант (12)

Цель: проверить знания по изученным темам.

Формируемык УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания;  соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очерёдности и выполнения операций при решении поставленной учебной задачи;к.- владение письменной речью как видом речевой деятельности; р.- умение самостоятельно принимать решения; контрольи оценивание собственных учебных действий; л.- способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами; усвоение гуманистических, общечеловеческих ценностей и этических норм.

Последние денёчки

  Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима а мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок сбросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

  Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание: - в последнем предложении выделить основу, выписать из него словосочетания; над каждым словом надпишите части речи.

-разберите слова как части речи: укрыли, молочным, за ночь.

-выполнить звуко-буквенный разбор слова: ледяные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текущая контрольная работа (тест) по русскому языку 2 класс 3 четверть

Тестовая контрольная работа по русскому языку (презентация) по системе учебников "Начальная школа 21 века" 2 класс 3 четверть...

Русский язык 3 класс 1 четверть Текущая контрольная работа

Русский язык 3 класс 1 четверть Текущая  констатирующая контрольная работа  по теме: "Фонетический анализ слова, разбор слова по составу" после 1-16 урока....

Тексты для списывания по русскому языку. 1 класс.

Что такое списывание? Это особый вид письменных упражнений, который используется при обучении технике письма, каллиграфии и формировании природной грамотности. Списыванию отводится решающая роль в осв...

Текст для контрольного списывания. Русский язык 2 класс

Текст для контрольного списывания. Русский язык 2 класс...