Задания по математике 2016
олимпиадные задания по математике (3 класс) на тему

Задания по математика по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3_kl_pnsh.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова

для УМК системы «Перспективная начальная школа»

 Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение математики в начальной школе имеет следующие цели:

  • Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении;  формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
  • Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
  • Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

        Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:  

Методические пособия для учащихся:

Чекин А.Л. Математика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010

Захарова О.А., Юдина Е.П.

Инструмент по отслеживанию результатов работы:

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология

организации коррекции знаний  учащихся (1-4 классы): Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Учебно-методические пособия для учителя 

Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя.— М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Программа по курсу «Математика»:

Авторская  программа по математике  А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой  «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

                    Общая характеристика курса  «Математика»

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной  школе, а также пригодятся в жизни.

        Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

математическое развитие младшего школьника- формирование способностей к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)

освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В соответствии с новыми требованиями предлагаемый начальный курс математики, изложенный в учебниках 1-4 классов УМК «Перспективная начальная школа»,  имеет целью:

– Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

– Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.

– Освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций

Описание места курса «Математики» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и программой по математике предмет  «Математика» изучается с 1 по 4 класс. 3 класс четыре часа в неделю.

   Ценностные ориентиры содержания  курса «Математика»

В основе  учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность  по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

               Содержание курса «Математика»

3 класс (136 часов)

Числа и величины (10 ч)

Нумерация и  сравнение многозначных чисел.

        Получение новой разрядной единицы - тысяча. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч,  десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.

        Натуральный ряд и другие числовые последовательности.

Величины и их измерение.

Единицы массы - грамм. Тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1кг=1000г), между тонной и килограммом (1т=1000кг), между тонной и центнером (1т=10ц).

Арифметические действия (46 ч)

        Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».

        Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».

        Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.

        Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.

         Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.

        Умножение и деление на 10, 100, 1000.

        Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.

        Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.

        Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.

        Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Текстовые задачи (36 ч)

        Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.

        Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.

        Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.

        Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих  к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.

Геометрические фигуры (10 ч)

        Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.

        Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.

        Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.

        Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.

Геометрические величины (14 ч)

        Единица длины - километр. Соотношение между километром и метром (1км=1000м).

        Единица длины - миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1м=1000мм), дециметр и миллиметром (1дм=100мм), сантиметром и миллиметром (1см=10мм).

        Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.

        Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.

        Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

        Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.

        Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.

Работа с данными (20 ч)

        Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.

Материально- техническое обеспечение учебного предмета

«Математика»

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники)

14

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ

        

                                                                       Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов

14

14

Многоразового использования

Технические средства обучения

Ноутбук

1

Игры

Настольные развивающие игры.

Конструктор

3

1

Тематическое планирование по Математике для 3-го класса

Раздел

Номер урока

Тема урока

Дата

Кол-во часов.

1. Повторение

1

Начнем с повторения

1

2

Начнем с повторения

1

3

Начнем с повторения

1

4

Самостоятельная работа № 1. Практическая работа «Что

находится внутри

Земли?»

1

2. Умножение и деление

5

Умножение и деление

1

6

Табличные случаи деления

1

7

Учимся решать задачи

1

8

Плоские поверхности и плоскость

1

9

Изображения на плоскости

1

10

Куб и его изображение

1

11

Поупражняемся в изображении куба

1

12

Самостоятельная работа № 2. Практическая работа «Помогите Пете Семёнову»

1

3. Класс тысяч

13

Счет сотнями и «круглое» число сотен

1

14

Десять сотен; или тысяча

1

15

Разряд единиц тысяч

1

16

Названия четырехзначных чисел

1

17

Разряд десятков тысяч

1

18

Разряд сотен тысяч

1

19

Класс единиц и класс тысяч

1

20

Таблица разрядов и классов

1

21

Поразрядное сравнение многозначных чисел

1

22

Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел

1

23

Самостоятельная работа № 3. Практическая работа «Много ли на Земле льда?» (Начало)

1

4. Сложение и вычитание

столбиком

24

Метр и километр

1

25

Килограмм и грамм

1

26

Килограмм и тонна

1

27

Центнер и тонна

1

28

Поупражняемся в вычислении и сравнении величин

1

29

Таблица и краткая запись задачи

1

30

Алгоритм сложения столбиком

1

31

Алгоритм вычитания столбиком

1

32

Составные задачи на сложение и вычитание

1

33

Поупражняемся в вычислениях столбиком

1

34

Самостоятельная работа № 4. Практическая работа «Много ли на Земле льда?» (Окончание)

1

5. Свойства умножения  

35

Умножение «круглого» числа на однозначное

1

36

Умножение суммы на число

1

37

Умножение многозначного числа на однозначное

1

38

Запись умножения в строчку и столбиком

1

39

Вычисления с помощью калькулятора

1

40

Сочетательное свойство умножения

1

41

Группировка множителей

1

42

Умножение числа на произведение

1

43

Поупражняемся в вычислениях

1

44

Самостоятельная работа № 5. Практическая работа «Где хранится пресная вода?»

1

6. Задачи на

кратное

сравнение

45

Кратное сравнение чисел и величин

1

46

Задачи на кратное сравнение

1

47

Поупражняемся в сравнении чисел и величин

1

Сантиметр и миллиметр

1

48

Миллиметр и дециметр

1

49

Миллиметр и метр

1

50

Поупражняемся в измерении и вычислении длин

1

51

Изображение чисел на числовом луче

1

52

Изображение данных с помощью диаграммы

1

53

Диаграмма и решение задач

1

54

Учимся решать задачи

1

55

Самостоятельная работа № 6. Практическая работа «“Многоэтажная” атмосфера Земли»

1

7. Исследование

треугольников

56

Как сравнить углы

1

57

Как измерить угол

1

58

Поупражняемся в измерении и сравнении углов

1

59

Прямоугольный треугольник

1

60

Тупоугольный треугольник

1

61

Остроугольный треугольник

1

62

Разносторонний и равнобедренный треугольники

1

63

Равнобедренный и равносторонний треугольники

1

64

Поупражняемся в построении треугольников

1

65

Составные задачи на все действия

1

66

Самостоятельная работа № 7. Практическая работа «Облака»

1

67

Подготовка к контрольной работе

1

68

Контрольная работа № 1

1

8. Умножение на двузначное число

69

Умножение на однозначное число столбиком

1

70

Умножение на число 10

1

71

Умножение на «круглое» двузначное число

1

72

Умножение числа на сумму

1

73

Умножение на двузначное число

1

74

Запись умножения на двузначное число столбиком

1

75

Запись умножения на двузначное число столбиком

1

76

Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное

1

77

Самостоятельная работа № 8. Практическая работа «Сказочный мир горных пещер»

1

9. Свойства деления

78

Как найти неизвестный множитель

1

79

Как найти неизвестный делитель

1

80

Как найти неизвестное делимое

1

81

Учимся решать задачи с помощью уравнение

1

82

Деление на число 1

1

83

Деление числа на само себя

1

84

Деление числа 0 на натуральное число

1

85

Делить на 0 нельзя!

1

86

Деление суммы на число

1

87

Деление разности на число

1

88

Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное

1

89

Самостоятельная работа № 9. Практическая работа «Жизнь под Землей»

1

10. Измерение и вычисление площади

90

Какая площадь больше?

1

91

Квадратный сантиметр

1

92

Измерение площади многоугольника

1

93

Измерение площади с помощью палетки

1

94

Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное

1

95

Умножение на число 100

1

96

Квадратный дециметр и квадратный сантиметр

1

97

Квадратный метр и квадратный дециметр

1

98

Квадратный метр и квадратный сантиметр

1

99

Вычисления с помощью калькулятора

1

100

Задачи с недостающими данными

1

101

Как получить недостающие данные

1

102

Умножение на число 1000

1

103

Квадратный километр и квадратный метр

1

104

Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр

1

105

Квадратный миллиметр и квадратный дециметр

1

106

Квадратный миллиметр и квадратный метр

1

107

Поупражняемся в использовании единиц площади

1

108

Вычисление площади прямоугольника

1

109

Поупражняемся в вычислении площадей и повторим пройденное

1

110

Самостоятельная работа № 10. Практическая работа «Природное сообщество – аквариум»

1

11. Решение

задач

111

Задачи с избыточными данными

1

112

Выбор рационального пути решения

1

113

Разные задачи

1

114

Разные задачи

1

115

Учимся формулировать и решать задачи

1

116

Самостоятельная работа № 11. Практическая работа «Озеро Байкал»

1

12. Деление

117

Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз

1

118

Делении «круглых» десятков на число 10

1

119

Деление «круглых» сотен на число 100

1

120

Деление «круглых» тысяч на число 1000

1

121

Устное деление двузначного числа на однозначное

1

122

Устное деление двузначного числа на двузначное

1

123

Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное

1

124

Построение симметричных фигур

1

125

Составление и разрезание фигур

1

126

Равносоставленные и равновеликие фигуры

1

127

Считаем до 1000000

1

128

Действия первой и второй ступени

1

129

Действия первой и второй ступени

1

130

Измеряем. Вычисляем. Сравниваем

1

131

Геометрия на бумаге в клетку

1

132

Как мы научились формулировать и решать задачи

1

133

Самостоятельная работа № 12. Практическая работа «Стены Древнего Кремля»

1

134

Подготовка к контрольной работе

1

135

Контрольная работа № 2

1

136

Подведение итогов

1

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения:

Обучающиеся должны знать;

  • читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
  • представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
  • сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков;
  • производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
  • применять сочетательное свойство умножения;
  • выполнять группировку множителей;
  • применять правило умножения числа на сумму и суммы на число;
  • применять правило деления суммы на число;
  • воспроизводить правила умножения и деления с нулём и единицей;
  • находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;
  • воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
  • выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
  • выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
  • использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
  • применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
  • распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
  • распознавать виды треугольников по величине углов и по длине сторон;
  • строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
  • строить прямоугольник заданного параметра;
  • строить окружность заданного радиуса;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников - 2015-2016 уч.г.) -олимпиадные задания по математике в 4 классе

В олимпиадные задания входит изученный материал по всей начальной школе в усложнённом виде. готовые бланки заполняются самими учащимися в начале олимпиады....

Конкурсное задание "Я – УЧИТЕЛЬ 2016"

Конкурсное задание "Я – УЧИТЕЛЬ 2016"...

Рабочая программа по математике 2016-2017 уч.г.

Программа разработана по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс....

Итоги олимпиады по математике 2016-2017 4класс

Итоги олимпиады 2016-2017 27сентября...

Приказ об итогах олимпиады по математике 2016/2017 уч. год

Итоги школьного этапа Всероссийской олимипиады школьников по математике...