Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.3 по ФГОС) МАТЕМАТИКА
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Примерная адаптированная основная общеобразоватеьная програма  начального общего образования глухих обучающихся по математике составлена для варианта 1.3 - 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.3_matematika_fgos_1_klass.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная

адаптированная основная общеобразовательная программа

начального общего образования глухих обучающихся

(вариант 1.3)

ФГОС

МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка (I - IY)

В младших классах глухие школьники осваивают базовые знания, умения и навыки в области начальной математики, предусмотренные программой курса. Она построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей с интеллектуальной недостаточностью детей со сложной структурой нарушения  и отличается от программы курса обучения начальной математике глухих детей. Прочное и осознанное освоение начального курса математики должно обеспечить таким воспитанникам возможность перейти к овладению систематическим курсом математики на следующей ступени образования, что необходимо для их трудовой подготовки и будущего профессионального обучения, дальнейшего развития словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Важнейшей специальной задачей данного курса является обучение глухих воспитанников с задержкой психического развития применять полученные элементарные математические знания в различных видах доступной и интересной для них практической деятельности.

Работа на уроках математики должна строится таким образом, чтобы развивать у учащихся навыки активности и самостоятельности, что может быть обеспечено при условии реализации индивидуального и дифференцированного подхода к глухим детям с недостатками умственного развития. С этой целью необходимо чаще практиковать на уроке выполнение заданий в нескольких вариантах с тем, чтобы с ними могли оправиться все учащиеся класса. При этом важно также предусматривать разную меру помощи учащимся в зависимости от их возможностей.

Программа предполагает систематическое повседневное повторение пройденного. Причем повторение должно быть связано с применением ранее изученного в несколько измененных условиях, что важно для углубления и совершенствования знаний учащихся. Повторение пройденного предусматривается в начале каждой учебной четверти. Текущее повторение по возможности предусматривается в связи с изучением новых тем. В конце учебных четвертей отводится время на обобщение пройденного материала.

Предусмотренными в программе знаниями, умениями и навыками учащиеся должны овладеть в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует и систематического выполнения детьми домашних заданий. Однако объем и характер этих заданий должны быть такими, чтобы они могли быть выполнены учащимися вполне самостоятельно.

Обучение осуществляется на основе учебников математики для глухих детей с нормальным интеллектом.

I класс: В.Б.Сухова. Математика. Подготовительный класс школ глухих, 1966 г.

II класс: В первых трех четвертях работа строится на основе выше указанного учебника для подготовительного класса. В IV четверти используется учебник Н.Ф.Слезиной. Математика. I класс  школ глухих, 1986 г.

III класс: Работа строится на основе учебника Н.Ф. Слезиной. Математика. 2 класс школ глухих. 1988 (85). Однако примеры решаются только с числами в пределах 20. Словесное оформление задач, данных в указанном учебнике, упрощается.

IV класс: Обучение осуществляется по учебнику Н.Ф.Слезиной. Математика. I класс школ глухих, 1936.        

Предметные результаты

Математика

1) использование начальных знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также элементарной оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов;

3) применение простых математических знаний для решения учебно-практических и житейских задач.

Задачи начального курса математики:

• формирование понятий о натуральном числе;

• формирование основных приемов устных и письменных вычислений с натуральными числами и с нулем в предела 1000:

• формирование умений анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры;

• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать математические факты;

• формирование умений использовать полученные математические знания для решения практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам обучающихся.

Предусматривает систематическое повторение ранее изученного материала в каждом классе в течение учебного года, в начале и в конце каждой учебной четверти, что необходимо глухим обучающимся с легкой формой умственной отсталости для прочного овладения изучаемым материалом, его систематизации. Содержание повторяемого материала определяется учителем исходя из реальных потребностей и возможностей воспитанников данного класса.

 Основные направления коррекционной работы:

• развитие абстрактных математических понятий;

• развитие зрительного восприятия и узнавания;

• развитие пространственных представлений и ориентации;

• развитие основных мыслительных операций;

• развитие речи и обогащение словаря;

• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Содержание учебного курса планируется с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления.

 Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

• действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;

• устное решение примеров и задач;

• практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

• работа, направленная на формирование речевых умений

• самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

• работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

• индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

Формы организации учебных занятий

Тип урока

Виды уроков

  1. Урок личностно-ориентированного типа - ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности
  1. Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»
  2. Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

2. Урок организационно-деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность

1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий

2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий

3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы

4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия

  1. Урок когнитивного типа – ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности
  1. Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
  2. Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации
  3. Аналитический урок - анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей
  4. Урок моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
  5. Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование
  6. Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  7. Урок – обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий
  8. Урок рефлексии - рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  9. Урок постановки и решения проблем
  1. Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учитывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
  1. Урок – дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация
  2. Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров

Формы организации образовательного процесса:

  • урок (40 минут) — основная форма обучения в школе;
  • лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;
  • групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;
  • иные формы организации.        

Планируемые результаты освоения математики. К концу первого класса учащиеся должны знать: словесное и цифровое обозначение чисел 1-10, их последовательность, монеты. Учащиеся должны уметь: набирать количества предметов, соответствующие числам 1-10, считать предметы в пределах 10, выполнять сложение и вычитание.

Ценностные ориентиры содержания предмета. Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших глухих школьников с дополнительными нарушениями развития (так же как и у их сверстников с нормальным развитием) умения учиться.

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

- название мер длины и геометрический материал: сантиметр, дециметр, отрезок.

Учащиеся должны уметь:

- читать, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;

- находить неизвестные компоненты сложения и вычитания;

- решать простые арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи, решение, ответ.

Метапредметными результатами являются:

▪ Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности:

▪ школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений;

▪ воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

▪ дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;

▪ использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

▪ изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий;

▪ усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Место предмета в учебном плане. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия

▪ обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся;

▪ формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий на доступном для данной категории детей уровне, что составляет основу умения учиться;

▪ применять полученные элементарные знания в разных видах доступной и интересной для них практической деятельности.

Основными целями начального обучения математике являются:

• Развитие образного и формирование словесно-логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;

• Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

• Формирование понятия о натуральном числе и нуле, об арифметических действиях сложении и вычитании и важнейших их свойствах; формировать осознанные и прочные, во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений

• Формирование пространственных представлений, ознакомление с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;

• Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни

Содержание начального общего образования по предмету математика. Содержание определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

• формирование понятия о натуральном числе;

• формирование умений производить устные и письменные вычисления с целыми положительными числами в пределах 10.000;

• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления на доступном для детей данной категории уровне и с учетом их индивидуальных психо-физических особенностей;

• развитие пространственного воображения;

• развитие математической речи;

• формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам детей;

• формирование умения работать с информацией представленной в разных видах (схемы, таблицы, справочные материалы и др.);

• развитие познавательных способностей;

• воспитание стремления к расширению математических знаний;

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а, с другой, – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Структура учебной деятельности помогает представить соотношение тематических разделов курса и соответствующих видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, определить необходимый объем математических терминов и фраз, которые должны быть усвоены детьми.

Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребёнок последовательно изучал связанные между собой базовые понятия, типы математических задач и освоение предшествующего материала служило бы основой для изучения последующего. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с разными группами предметов. С начала года они включаются также в уроки предметно-практического обучения. Такой подход даёт возможность использовать при формировании математических понятий имеющийся у детей практический опыт, приобретаемый на уроках предметно-практического обучения. Это позволяет научить школьников применять приобретаемые знания для решения практических задач. Универсальными учебными действиями, предусмотренными в программе, учащиеся овладевают в основном под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует и систематического выполнения учащимися домашних заданий. Объём и характер домашних заданий должны быть такими, чтобы учащиеся могли их выполнить самостоятельно, нельзя допускать перегрузки домашними заданиями. Предполагается систематическое повторение ранее изученного материала в каждом классе в течение учебного года, в начале и в конце каждой учебной четверти, что необходимо глухим детям со сложной структурой дефекта для прочного овладения изучаемым материалом, его систематизации. Содержание повторяемого материала определяется учителем исходя из реальных потребностей и возможностей детей данного класса.

Результаты образовательно – коррекционной работы.

Личностными результатами являются: знание нумерацию многозначных чисел в пределах 10.000; выполнение письменно сложение, вычитание в пределах 10.000; умножение и деление на однозначное число; решение простые арифметические задачи с прямой формулировкой условия: нахождение суммы и остатка; увеличение, уменьшение числа на несколько единиц; разностное сравнение; увеличение и уменьшение числа в несколько раз; кратное сравнение; деление на равные части по содержанию; нахождение суммы нескольких равных слагаемых; нахождение неизвестного слагаемого; решение простые составные задачи в 2-3 действия; решение выражения, включающие в себя 2-4 действия со скобками и без скобок; ориентировка в мерах длины, массы, времени, площади; черчение прямой, отрезка, квадрата, прямоугольника, треугольника, окружности; измерение длины отрезка, дли-ны сторон геометрических фигур; вычисления периметра и площади прямоугольника и квадрата (делением на квадратные сантиметры и с помощью формул). Формирование понятия числа и арифметического действия начинается с первых уроков курса. На основе наглядно-практической деятельности, выполняя упражнения и поручения с различными предметами (мелкие игрушки, муляжи фруктов и овощей, детская посуда, изображения предметов на карточках, геометрические фигуры, и другой наглядный материал), школьники изучают устную и письменную нумерацию чисел, сравнивая группы предметов, изучают состав чисел от 2 до 10. Важно, что весь программный материал изучается на основе выполнения практических действий с наглядным дидактическим материалом. Целесообразно использование наглядного дидактического материала на протяжении всего курса математики при изучении каждого концентра (числа от 0 до 10, от 0 до 20, от 0 до 100, от 0 до 1000, от 0 до 10.000). Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципе образования, записи и сравнения чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно арифметические действия с числами в пределах второго десятка; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием; освоят приемы проверки выполненных вычислений. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, масса,, площадь, время), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Систематическое обучение решению задач начинается со 2 четверти 1 класса, в некоторых случаях и раньше. Выполняя упражнения и поручения с группами предметов, мы записываем действие числами и математическими символами (Положи 3 круга и 2 квадрата. Сколько всего? Напиши пример. и др.). После, учимся подписывать примерами рисуночные задачи. Важно, научить детей хорошо представлять смысл действий сложения и вычитания на основе наглядно-практической деятельности, понимать, в каких случаях выполняется сложение, в каких вычитание сначала с опорой на слова подсказки: «взял, осталось», «всего», а впоследствии и без опоры на эти слова, т.е. осознать математический смысл этих действий. Это достигается путем многократного анализа различных предметных ситуаций, предъявляемых учителем в ходе обучения. После такой подготовительной работы, начинается обучение решению простых задач по плану: дается представление о задаче, составляется условие задачи из рассыпного текста, ставится вопрос к условию, сравнивается текст задачи и обычный текст, выполняется рисунок к задаче, решение записывается примером. Целесообразно сразу после решения записывать краткий ответ на вопрос задачи (Ответ: 7 яблок.). Кроме этого необходимо учить правильно оформлять решение задачи: (Задача. Рисунок. Решение. Ответ.) Со временем вместо «Рисунок» пишем «Краткая запись». Система подбора задач и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознано выбирать правильное действие для ее решения. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение по действиям; производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению. Особые требования предъявляются к сюжетному содержанию задач. Педагог отбирает и составляет задачи с хорошо известным данным учащимся словарем. Сюжетное содержание текстовых задач, связанно, как правило, с жизнью, класса, школы, семьи, темами, изучаемыми на других уроках.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, ломаную. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник, циркуль). Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Содержание учебной деятельности направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. В процессе освоения программного материала глухие младшие школьники с легкой формой умственной отсталости знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий на доступном для них уровне. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в коллективе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Обучение математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание предмета имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания предмета определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для глухих младших школьников с дополнительными нарушениями развития обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач дает возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Содержание обучения

 1 класс Числа и величины. Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Состав числа.

Арифметические действия. Сложение, вычитание. Знаки действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Элементы алгебраической пропедевтики: примеры с окошками. Работа с текстовыми задачами. Подготовка к решению задач: решение задач по поручениям, по рисункам, по опорным схемам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. Планирование хода решения задачи (анализ задачи под руководством учителя). Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, посередине, вверху – внизу и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Использование чертежных инструментов (линейка) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Геометрические величины (длиннее – короче, шире-уже, выше-ниже) и их измерение (на глаз, наложением, измерением данной меркой). Временные понятия (пропедевтическии). Временные отношения (сейчас, потом, было, будет, вчера, сегодня, завтра), дни недели, месяцы. Работа с информацией. Умение пользоваться опорными схемами, таблицами, диаграммами. Интерпретация данных таблицы и схемы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно), (…больше, чем…, …меньше, чем …, равно). В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

МАТЕМАТИКА

в 1 классе

на  20__ — 20__ учебный год

Учитель: Поминова О.Г.

СЕТКА ЧАСОВ по математике

Количество часов

в неделю

Количество недель

в четверти

Всего часов

1 четверть

4

8

32ч.

2 четверть

4

7

28ч.

3 четверть

4

10

40ч.

4 четверть

4

8

32ч.

ИТОГО за год

33

132ч.

Математика 1 класс 1 четверть

Кол-во часов

Содержательная линия

Примерная

тематика

Планируемые результаты (в соответствии в ФГОС)

Предметные результаты

БУД

Личностные

3

Числа и величины.

ДЕСЯТОК

Числа от 1 до 5.

Сравнение групп предметов по количеству; работа над понятиями: много, один.

ЗНАТЬ:

- числа от о 1 до 5, их названия и обозначения.

УМЕТЬ:

- правильно писать числа от 1 до 5;

- сравнивать группы предметов по количеству от 1 до 5.

Регулятивные УУД: умения:

- различать понятия «урок», «перемена»;

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные УУД: умения:

 - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами; читать; писать; выполнять арифметические действия. Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- обращаться за помощью ко взрослому, сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях.

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как одноклассника, друга;

 - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

2

Входная

контрольная работа.

 Работа над ошибками.

Изученный программный материал

Систематизировать знания и умения по изученным темам. Научиться анализировать ошибки.

Регулятивные УУД: умения:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, оценивать свои действия;

- контролировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УУД: умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией.

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

5

Сложение и вычитание в пределах 5.

Счет предметов (прямой и обратный) в пределах пяти. Образование, название, последовательность, обозначение и написание первых пяти чисел натурального ряда.

Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Элементы алгебраической пропедевтики: примеры с окошками.

Знать:

- название, последовательность, обозначение и первых пяти чисел натурального ряда;

-переместительное свойство сложения;

- элементы алгебраической пропедевтики.

Уметь:

- писать первые пять чисел натурального ряда;

- находить неизвестный компонент арифметического действия;

- решать примеры с окошками.

Регулятивные УУД: умения:

- различать понятия «урок», «перемена»;

- работать с учебными принадлежностями, со счетным материалом.

Познавательные УУД:

умения:

- выделять существенные свойства предметов;

- пользоваться знаками, символами; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией.

Коммуникативные УУД:  

- работать в коллективе;

- обращаться за помощью ко взрослому,

- сотрудничать со сверстниками.

- принятие соответствующих возрасту роли ученика;

- положительное отношение к обучению;

- готовность к организации взаимодействия с одноклассниками.

5

Состав чисел.

Состав чисел 2, 3, 4, 5.

Знать:

-  состав чисел 2, 3, 4, 5.

Уметь:

- называть числа от 0 до 5,

- определять последовательность чисел в натуральном ряду,

- сравнивать числа,

- считать группами,

- применять математическую терминологию.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свои действия.

Познавательные УУД:

умения:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- слушать и понимать партнёра по коммуникации.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;

- понимание личной ответственности за выполнение поручений.

5

Сравнение и упорядочение чисел в пределах 5.

Сравнение групп предметов по количеству в пределах пяти. Знаки сравнения.

Работа над понятиями: больше, меньше, одинаково, столько же.

Знать:

-  состав чисел 2, 3, 4, 5.

- понятия: больше, меньше, одинаково, столько же;

-  состав чисел 2, 3, 4, 5.Уметь:

- сравнивать группы предметов по количеству в пределах пяти;

- сравнивать числа от 1 до 5.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

умения:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- слушать и понимать партнёра по коммуникации.

- самостоятель-ность в выполнении учебных заданий, поручений;

- положительное отношение к окружающей действительности.

5

Временные понятия.

Временные понятия: вчера - сегодня (в связи с ведением календаря дежурств с помощью учителя и воспитателя).

Знать:

- временные понятия: вчера – сегодня.

Уметь:

- пользоваться временными понятиями: вчера - сегодня (в связи с ведением календаря дежурств с помощью учителя).

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- различать понятия «сегодня» - «завтра».

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;

-наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- слушать и понимать партнёра по коммуникации.

- самостоятель-ность в выполнении учебных заданий, поручений;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

7

Задачи в одно действие.

Задачи по демонстрации практических действий на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (ответ находится на основе счета предметов).

 Работа с текстовыми задачами. Подготовка к решению задач: решение задач по поручениям, по рисункам, по опорным схемам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. Планирование хода решения задачи (анализ задачи под руководством учителя).

Знать:

-  состав чисел 2, 3, 4, 5.

Уметь: 

- использовать в речи математические термины «задача, пример, плюс, минус, прибавить, отнять…».

- передавать понимание текста задачи в драматизации, в демонстрации действия.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- работать с учебными принадлежностями;

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;

-наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- слушать и понимать партнёра по коммуникации;

- сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях.

- самостоятель-ность в выполнении учебных заданий, поручений;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

2

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Материал 1 четверти.

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки, исправлять  их.

Регулятивные УУД: умения:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, оценивать свои действия.

Познавательные УУД: умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией.

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

3

Обобщение материала.

Обобщение материала.

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- бережно пользоваться учебной мебелью;

- пользоваться учебными принадлежностями.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

Словарь и типовые фразы:

Много, сколько, больше, меньше, одинаково, столько же, считай. Название чисел до пяти, вчера, сегодня. Кто сегодня дежурный? Кто вчера был дежурный? Тетрадь по математике. Учебник по математике.

Математика 1 класс  2 четверть

Кол-во часов

Содержательная линия

Примерная

тематика

Планируемые результаты (в соответствии в ФГОС)

Предметные результаты

БУД

Личностные результаты

3

Повторение материала I четверти

Повторение материала I четверти.

Счет (прямой и обратный) в пределах пяти. Сравнение групп предметов по количеству в пределах пяти. Работа над понятиями: одинаково, столько же, больше, меньше.

Знать:

- числа от 1 до 5;

- понятия:  одинаково, столько же, больше, меньше.

Уметь: 

- считать в пределах пяти;

- сравнивать группы предметов по количеству в пределах пяти.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- бережно пользоваться учебной мебелью;

- пользоваться учебными принадлежностями.

Познавательные УУД: умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД: умения:

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

5

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, посередине, вверху – внизу и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Использование чертѐжных инструментов (линейка) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Геометрические величины ( длиннее – короче, шире-уже, выше-ниже) и их измерение ( на глаз, наложением, измерением данной меркой).

Знать:

- названия геометрических фигур: точка, линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- геометрические величины (длиннее – короче, шире-уже, выше-ниже) и их измерение ( на глаз, наложением, измерением данной меркой).

Уметь: 

- располагать предметы в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, посередине, вверху – внизу и др.);

- использовать чертѐжные инструменты (линейка) для выполнения построений;

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- пользоваться учебными принадлежностями, материалами и инструментами;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- классифицировать на наглядном материале;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД: умения:

- задавать вопросы;

- выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе;

- обращаться за помощью ко взрослому и к одноклассникам.

- готовность к организации взаимодействия с ребятами и учителем;

- готовность к безопасному и бережному поведению на уроке.

5

Временные понятия. Временные отношения.

Временные понятия: вчера - сегодня (в связи с ведением календаря дежурств с помощью учителя и воспитателя). Временные понятия (пропедевтическии). Временные отношения (сейчас, потом, было, будет, вчера, сегодня, завтра), дни недели.

Знать:

- временные понятия: вчера - сегодня;

- дни недели, месяцы.

 Уметь: 

- применять в повседневной жизни временные отношения (сейчас, потом, было, будет, вчера, сегодня, завтра), дни недели.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- различать понятия «урок» - «перемена»; «вчера» - «сегодня»;

- пользоваться графиком дежурств и календарем.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- наблюдать за временными понятиями, пользуясь календарем и графиком дежурств;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД: умения:

- задавать вопросы;

- выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе;

- обращаться за помощью ко взрослому и к одноклассникам.

- готовность к организации взаимодействия с ребятами и учителем;

- готовность к безопасному и бережному поведению на уроке;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

5

Сложение и вычитание в пределах 5.

Сложение и вычитание. Знаки "+" (плюс) и "-" (минус). Вычислительные приемы: присчитывание и отсчитывание по одному. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Элементы алгебраической пропедевтики: примеры с окошками.

Знать:

- знаки "+" (плюс) и "-" (минус);

- переместительное свойство сложения.

 Уметь: 

- присчитывать и отсчитывать по одному;

- находить неизвестный компонент арифметического действия;

- решать примеры с окошками.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- пользоваться учебными принадлежностями, счетным материалом;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- классифицировать на наглядном материале;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД: умения:

- задавать вопросы;

- выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе;

- обращаться за помощью ко взрослому и к одноклассникам.

- готовность к организации взаимодействия с ребятами и учителем;

- понимание личной ответственности за свои поступки.

5

Работа с текстовыми задачами. Подготовка к решению задач.

Работа с текстовыми задачами. Подготовка к решению задач: решение задач по поручениям, по рисункам, по опорным схемам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. Планирование хода решения задачи (анализ задачи под руководством учителя).

Задачи по демонстрации практических действий на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (решение записывается в виде примера).

Знать:

- виды задач и приемы их решения.

Уметь: 

- решать текстовые задачи арифметическим способом (сложение, вычитание).

- представить текст задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. - планировать ход решения задачи (анализ задачи под руководством учителя). Задачи по демонстрации практических действий на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (решение записывается в виде примера).

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- пользоваться учебными принадлежностями, материалами и инструментами;

- следовать предложенному плану  и работать в общем темпе.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- классифицировать на наглядном материале;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД: умения:

- задавать вопросы;

- выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе;

- обращаться за помощью ко взрослому и к одноклассникам.

- готовность к организации взаимодействия с ребятами и учителем;

- готовность к безопасному и бережному поведению на уроке.

2

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Материал 2 четверти.

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки, исправлять  их.

Регулятивные УУД: умения:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, оценивать свои действия.

Познавательные УУД: умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией.

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

3

Обобщение материала.

Обобщение материала.

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- бережно пользоваться учебной мебелью;

- пользоваться учебными принадлежностями.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

Словарь и типовые фразы:

Первый, второй,, ... ; плюс, минус, монета, решение, ответ, пример. Считай обратно. Где  больше? Где меньше? Какой по счету?

Сколько будет? Два плюс три будет пять. Пять минус два будет три. Какое решение? Я сегодня дежурный? Коля сегодня дежурный.

Математика 1 класс 3 четверть

Кол-во часов

Содержательная линия

Примерная

тематика

Планируемые результаты (в соответствии в ФГОС)

Предметные

результаты

БУД

Личностные

результаты

3

Повторение материала II четверти.

Порядковый счет в пределах пяти.

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- бережно пользоваться учебной мебелью;

- пользоваться учебными принадлежностями.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

5

Числа от 6 до 10.

Название, последовательность, обозначение и написание чисел 6-10, их состав.

Счет предметов (прямой и обратный) по одному. Сравнение групп предметов по количеству (одинаково, столько же, больше, меньше).

Знать:

- название, последовательность, обозначение и написание чисел 6-10, их состав.

Уметь: 

- считать предметы (прямо и обратно) по одному;

- сравнивать группы предметов по количеству (одинаково, столько же, больше, меньше).

Регулятивные УУД: умения:

- различать понятия «урок», «перемена»;

- работать с учебными принадлежностями, со счетным материалом.

Познавательные УУД:

умения:

- выделять существенные свойства предметов;

- пользоваться знаками, символами; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией.

Коммуникативные УУД: умения:

- работать в коллективе;

- обращаться за помощью ко взрослому,

- сотрудничать со сверстниками.

- принятие соответствующих возрасту роли ученика;

- положительное отношение к обучению;

- готовность к организации взаимодействия с одноклассниками.

6

Сложение и вычитание в пределах 10.

Сложение и вычитание. Приемы вычислений: прибавление и вычитание 1.

Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Элементы алгебраической пропедевтики: примеры с окошками.

Знать:

- приемы вычислений: прибавление и вычитание 1;

- переместительное свойство сложения.

Уметь: 

- находить неизвестный компонент арифметического действия;

- решать примеры с окошками.

Регулятивные УУД: умения:

 - понимать и сохранять учебную задачу;

-  адекватно воспринимать оценку учителя;

 - планировать своё действие.

Познавательные УУД: умения:

-  владеть приемами решения примеров данного типа, понимать базовые предметные понятия.

Коммуникативные УУД: умения: 

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.

- проявление положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- наличие готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

6

Временные понятия.

Временные понятия: вчера, сегодня, завтра (в связи с ведением календаря дежурств и погоды с помощью учителя и воспитателя). Временные понятия (пропедевтическии). Временные отношения (сейчас, потом, было, будет, вчера, сегодня, завтра), дни недели, месяцы.

Знать:

- временные понятия: вчера, сегодня, завтра; временные отношения, дни недели, месяцы.

Уметь: 

- определять временные понятия и временные отношения по календарю и по  графику дежурств.

Регулятивные УУД: умения: различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные УУД: умения:  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: умения: использовать речь для регуляции своего действия.

- проявление готовности преодолевать учебные затруднения и умения сотрудничать.

10

Решение задач.

Работа с текстовыми задачами. Подготовка к решению задач: решение задач по поручениям, по рисункам, по опорным схемам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. Планирование хода решения задачи (анализ задачи под руководством учителя).

Задачи в одно действие на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (решение задач записывается в виде примера).

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

- решать задачи арифметическим способом;

- представлять текст задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. - планировать ход решения задачи.

Регулятивные УУД: умения:

-  понимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

 - планировать своё действие.

Познавательные УУД: умения:

- владеть приемами решения задач разного типа, понимать базовые предметные понятия.

Коммуникативные УУД: умения:

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.

- проявление положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; наличие готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

5

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, посередине, вверху – внизу и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Использование чертёжных инструментов (линейка) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Геометрические величины ( длиннее – короче, шире-уже, выше-ниже) и их измерение (на глаз, наложением, измерением данной меркой).

Знать:

 - пространствен-ные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины.

Уметь: 

- распознавать и изображение геометрических фигур: точка, линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- использовать чертёжные инструменты (линейка) для выполнения построений.

Регулятивные УУД: умения: 

- различать способ и результат действия;

- контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные УУД: умения:

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: умения: 

- использовать речь для регуляции своего действия.

- проявление готовности преодолевать учебные затруднения и умения сотрудничать.

2

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Материал  3  четверти.

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки, исправлять  их.

Регулятивные УУД: умения:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, оценивать свои действия.

Познавательные УУД: умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией.

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

3

Обобщение материала.

Обобщение материала.

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- бережно пользоваться учебной мебелью;

- пользоваться учебными принадлежностями.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

Словарь и типовые фразы:

Названия чисел до десяти, завтра, задача, пример, вопрос

Считай по I. Шесть - это четыре и два, реши пример (задачу). Я вчера был дежурный. Витя вчера был дежурный. Кто завтра будет дежурный?

Математика 1 класс 4 четверть

Кол-во часов

Содержательная линия

Примерная

тематика

Планируемые результаты (в соответствии в ФГОС)

Предметные результаты

БУД

Личностные результаты

3

Повторение материала III четверти

Повторение материала III четверти

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- бережно пользоваться учебной мебелью;

- пользоваться учебными принадлежностями.

Познавательные УУД:

умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

4

Счет от 1 до 10.

Счет на предметах (прямой и обратный) в пределах десяти. Отвлеченный счет по I (прямой и обратный). Сравнение групп предметов по количеству.

Знать:

- числа от 1 до 10;

- понятия:  одинаково, столько же, больше, меньше.

Уметь: 

- считать в пределах десяти (прямо  и обратно);

- сравнивать группы предметов по количеству в пределах пяти.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- бережно пользоваться учебной мебелью;

- пользоваться учебными принадлежностями.

Познавательные УУД: умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД: умения:

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

5

Сложение и вычитание от 1 до 10.

Сложение и вычитание в пределах десяти.

Приемы вычислений: а) при сложении - прибавление I; б) при вычитании - вычитание I. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Элементы алгебраической пропедевтики: примеры с окошками.

Знать:

- приемы вычислений: прибавление и вычитание 1;

- переместительное свойство сложения.

Уметь: 

- находить неизвестный компонент арифметического действия;

- решать примеры с окошками.

Регулятивные УУД: умения:

 - понимать и сохранять учебную задачу;

-  адекватно воспринимать оценку учителя;

 - планировать своё действие.

Познавательные УУД: умения:

-  владеть приемами решения примеров данного типа, понимать базовые предметные понятия.

Коммуникативные УУД: умения: 

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.

- проявление положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- наличие готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

5

Временные понятия:

Временные понятия: дни недели.

Временные понятия (пропедевтическии). Временные отношения (сейчас, потом, было, будет, вчера, сегодня, завтра), дни недели, месяцы.

Знать:

- временные понятия: вчера, сегодня, завтра; временные отношения, дни недели, месяцы.

Уметь: 

- определять временные понятия и временные отношения по календарю и по  графику дежурств.

Регулятивные УУД: умения: различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные УУД: умения:  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: умения: использовать речь для регуляции своего действия.

- проявление готовности преодолевать учебные затруднения и умения сотрудничать.

5

Решение задач.

Задачи в одно действие на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (решение задач записывается в виде примера).

Работа с текстовыми задачами. Подготовка к решению задач: решение задач по поручениям, по рисункам, по опорным схемам.       Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. Планирование хода решения задачи (анализ задачи под руководством учителя).

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

- решать задачи арифметическим способом;

- представлять текст задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. - планировать ход решения задачи.

Регулятивные УУД: умения:

-  понимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

 - планировать своё действие.

Познавательные УУД: умения:

- владеть приемами решения задач разного типа, понимать базовые предметные понятия.

Коммуникативные УУД: умения:

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.

- проявление положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; наличие готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

5

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, посередине, вверху – внизу и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Использование чертёжных инструментов (линейка) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Геометрические величины (длиннее – короче, шире-уже, выше-ниже) и их измерение (на глаз, наложением, измерением данной меркой).

Знать:

 - пространствен-ные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины.

Уметь: 

- распознавать и изображение геометрических фигур: точка, линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- использовать чертёжные инструменты (линейка) для выполнения построений.

Регулятивные УУД: умения: 

- различать способ и результат действия;

- контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные УУД: умения:

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: умения: 

- использовать речь для регуляции своего действия.

- проявление готовности преодолевать учебные затруднения и умения сотрудничать.

2

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Материал 1 класса

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки, исправлять  их.

Регулятивные УУД: умения:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, оценивать свои действия.

Познавательные УУД: умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией.

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

3

Обобщение материала

Обобщение материала

Знать:

- программный материал по изученным темам.

Уметь: 

-  использовать на практике знания, умения и навыки по изученным темам;

- анализировать ошибки.

Регулятивные УУД: умения:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать учебное место;

- бережно пользоваться учебной мебелью;

- пользоваться учебными принадлежностями.

Познавательные УУД: умения:

- пользоваться знаками, символами; читать; писать;  

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях).

Коммуникативные УУД:  

- задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

- работать  в коллективе.

Личностные:

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

- понимание личной ответственности за свои поступки.

Словарь и типовые фразы:

Названия дней недели; набери 10 коп., я решил пример (задачу), я не решил пример (задачу), я считал до ... , я считал от ... , назови дни недели. Завтра будет дежурный ... .

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

К концу первого класса учащиеся должны знать:

словесное и цифровое обозначение чисел 1-10, их последовательность, монеты.

Учащиеся должны уметь:

набирать количества предметов, соответствующие числам 1-10, считать предметы в пределах 10, выполнять сложение и вычитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР  для 1 кл...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) (вариант 7.2.) 1 класс

Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР (вариант 7.2.)...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) (вариант 7.2.) 2 класс

Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР вариант 7.2. 2 класс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) (вариант 5.2.) 3 класс

Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР вариант 5.2. 3 класс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программаначального общего образованияобучающихся с расстройствами аутистического спектра  Адаптированная основная образовательная программа (...