конспект урока по математике на тему "Решение задач"
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

конспект урока в 4 классе по математике на тему "Решение задач" закрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок математики158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 4  классе с использованием Дальтон- плана

ТЕМА: Закрепление по теме:  «Решение задач»

ЦЕЛЬ:

Уровень 1 Получить возможность научиться Выполнять решение по предложенному алгоритму

Уровень 2  Научиться уметь решать задачи изученных видов 

Обучающие задачи:

1. Совершенствование умения решать текстовые задачи, применять полученные знания на практике.

2 . Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;   на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации; на умение разрешать поставленные проблемы.

3.   Расширение активного и пассивного словаря детей.  

Задачи , ориентированные  на  развитие  личности  учащегося :

1. Создание условия для развития у школьников  основных психических процессов – памяти, внимания, мышления; мелкой моторики рук.

2. Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;  развития умения кратко излагать свои мысли  устно  и  письменно.

3. Создание условий для  развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

1.Способствование формированию интереса к предмету, используя разноуровневые задания.

2.Обучение умению общаться между собой; оказание помощи учащимся в осознании ценности совместной деятельности.

Умения

Предметные

Универсальные учебные действия

Личностные

Знать порядок арифметических действий в числовом выражении.

Совершенствовать вычислительные навыки

Регулятивные: 

оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: 

Повторить правила выполнения порядка действий в сложных выражениях.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Осознавать смысл изучения и применения правила выполнения порядка действий при решении задач, использовать приобретённые знания

и умения в повседневной жизни

Методы.

 Дифференцированный подход, методы контроля и самоконтроля, работа с информацией, работа с дальтон- планом и компетентностно – ориентированными заданиями.

Представленные  компетентно – ориентированные задания направлены на развитие у детей информационных , коммуникативных  компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют  научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, отвечать на заданные вопросы.            

Тип урока.

Урок закрепления.

 Форма урока: повторительно-обобщающий.

 Оборудование и материалы:

Дальтон – план для каждого обучающегося; 
 мультимедийное оборудование, электронная презентация;

конверты с задачами по количеству участников групповой работы;

конверты с разрезанными геометрическими фигурами для каждой группы.

Ход урока

І. Самоопределение к деятельности.

-Начинаем урок. Скажите, пожалуйста, каким бы вам хотелось увидеть наш урок?       ( интересным, познавательным).

-Надеюсь, вы постараетесь открыть новые секреты математики, оказывая взаимопомощь друг другу. А что для этого необходимо? (Надо быть внимательным, трудолюбивым, добросовестно выполнять все задания учителя, и тогда наш труд и старательность обязательно будут вознаграждены).

II. Введение в тему урока

- Ну, что ж , друзья  в добрый путь!  Урок наш будет необычным. Прочтите в своих рабочих листах план нашего урока.

 Слайд 2

  1. Обсуждаем правила поведения настоящего мужчины.
  2. Вспоминаем сказки .
  3. Помогаем взрослым.
  4. Собираем пазлы.
  5. Шьём подарок маме.

- Не показался ли вам наш план немного необычным? Почему? Да, в нашем плане нет ни слова о математике. Цель нашего урока- попытаться доказать, что без математики обойтись в повседневной жизни невозможно.

- Математику считают царицей наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.  И в повседневной жизни приходится решать задачи.

1.Комбинаторная задача (Слайд 3)

Работа в группе.

- Однажды я наблюдала, как вы заходили в класс. К двери подошли 3 ребят: Андрей, Яна  и Миша. Подумайте, в каком порядке они могли войти в класс?  Запишите свои мысли в рабочую карту.

Яна 

Андрей

 

 

Миша

 

 

 -- Давайте сверим с моими ответами? ( АЯМ, АМЯ, ЯАМ, ЯМА, МЯА, МАЯ)

- В каком порядке было бы правильно зайти в класс? (ЯАМ,ЯМА). Почему? ( девочки всегда у нас входят первыми)

- Оцените свое решение?

Слайд 4

- Мы с вами поговорили о правилах поведения настоящих мужчин и вместе с тем повторили законы комбинаторики- одного из разделов математики.

Слайд 5

 - А теперь я вам предлагаю  замените словесную запись  числовой.  И поработать в парах Парная работа.

Число разбойников Али – Бабы – Число богатырей, в сказке о царе Салтане = число богатырей в «Сказке о мертвой царевне…»

- Проверим результаты.

40 – 33 = 7

- Оцените себя.

Слайд 6 

-  Мы с вами выполнили ещё одно математическое задание- замена словесной записи  числовой

-Можно ли текст этого задания названия назвать ЗАДАЧЕЙ? Почему?

-Назовите составные части задачи.

Слайд 7

-Что надо сделать, чтобы решить задачу?

 ( записать условие, начертить макет, схему задачи, выполнить рисунок, модель, выполнить вычисление)

 -Как вы думаете, какова учебная тема нашего урока?   (решение задач)

III. Актуализация знаний. Гимнастика для ума.   Работа в группе. (задачи раздаются каждой группе а конверте, распечатанные на разноцветных листах, количество задач должно соответствовать количеству участников групповой работы.

- Я вам предлагаю решить  задачи, которые лежат у вас в конверте. Уровень сложности выберите сами.  А староста вашей группы должен собрать все ответы и разгадать  зашифрованное слово.

- Какое слово у вас получилось? Сошлось ли оно с темой нашего урока?

Слайд 8

1.Ученики 1 класса собрали  70 кг макулатуры. Это на 80 кг меньше, чем ученики 3 класса. Сколько кг макулатуры собрали ученики 3класса?

2. Ребята помогали в колхозе убирать картофель. В первый день они убрали 40 ц, это на 20 ц меньше, чем во второй, а в третий в 10 раз больше , чем во второй. Сколько картофеля  помогли убрать ребята?

3.Мама попросила, сына Сашу ,съездить на велосипеде  в соседнее село к бабушке, расстояние до села 36 км, на дорогу у Саши ушло 3 часа. С какой скоростью ехал Саша?

-Как вы думаете, что общего в этих задачах? ( все они связаны с темой труда, помощью взрослым, взаимопомощью)

- Оцените себя.

Слайд 9.

Мы с вами поговорили о помощи взрослым- и решили  задачи разного вида.

V Физминутка- слайд 12

VI. Работа с геометрическим материалом

1.Нахождение площади. Работа в группе.

- Один из разделов математики - геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

Картинка 17 из 104724 

Слайд 13 

- Сколько геометрических фигур вы видите на слайде?

-На столах каждой группы лежат конверты, в которых находятся разрезанные  геометрические фигуры. Ваша задача - собрать ее из частей, назвать эту фигуру, вычислить ее площадь и записать в рабочих листах. Работаете  в группах. Вспомните правила работы в группе.

 Слайд 14

  • 1.Сложи фигуру.
  • 2. Измерь длины сторон.
  • 3.Найди площадь.
  • 4. Запиши

 (1 квадрат со стороной 8 см, 2 квадрат-10 см,1 прямоугольник со сторонами 11см и 4 см,2 прямоугольник -10 см и 6 см)

Слайд 15

- Обсуждение окончено. Вы собрали пазлы и вычислили площадь своих фигур. Кто из группы будет рассказывать о проделанной работе? Как называется геометрическая фигура? Чему равна площадь?

-Геометрия интересна ещё тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.

2.Нахождение периметра. Индивидуальная работа

-Прочитайте следующее задание на планах.

Слайд 16

-Представьте, что вы решили сделать подарок маме и вам предстоит обшить кружевом салфетку прямоугольной формы. Сколько кружев вам потребуется?

Источник:

                     20см

        

                                      30см

Отметь,    что тебе нужно знать для определения количества кружев.              

   Салфетка прямоугольной формы.

   Длина салфетки 30 см.

    Салфетка оранжевая.

   Салфетка для  мамы.

    Ширина салфетки 20см.

    Как найти периметр прямоугольника.

-Проверьте работу . каким способом ваша группа нашла периметр прямоугольника? Есть ли способ, которым вы не воспользовались? Объясните рациональность его применения.

Слайд 16.

I  20+20+30+30=100(см)

II     20х2+30х2=100(см)

III     (20+30)х2=100(см)

Слайд 17.

Когда мы обдумывали, как лучше сшить подарок для мамы, мы ,вместе с тем, вспомнили способы нахождения периметра.

VIII. Рефлексия.

Слайд 19

-Почему необходимо уметь решать задачи разных видов? (В повседневной жизни все люди сталкиваются с различными вычислениями: рассчитать время, найти расстояние, посчитать деньги, найти количество чего-либо. Чтобы у нас никогда не было проблем с любыми вычислениями, необходимо научиться  решать задачи разных видов и применять эти умения на практике в разных жизненных ситуациях).

- Сегодня на уроке мы пытались не говорить о математике, но пришли к выводу-

 _И к какому же выводу мы пришли? (математика повсюду в нашей жизни.

-Что было интересного на уроке?

-За что вы похвалили бы своих товарищей?

IХ. Самооценка.

Слайд 20.Кто хочет оценить свою работу на уроке? Оцените самостоятельно свою деятельность по Лучу знаний. До какой цифры вы дошли? Почему не дошли до 10? Над чем предстоит ещё поработать? Оцените свою работу на уроке. А я выставлю вам отметки после того, как проверю ваши рабочие листы.

Х. Дифференцированное домашнее задание

И напоследок вновь обратимся к плану. Домашнее задание включает 3 задания на ваше усмотрение. Выполните одно из них. С вопросами можете обратиться к своим консультантам.

( 1- №368- вспомнить единицы измерения времени

2- тетрадь с. 60 №193- запись цифрами числа

3- составить задачу о труде и взаимопомощи)

1.Что вам нужно было сделать в задании?

2. удалось ли правильно решить поставленные задачи?

3.Вы решили все сами или с чьей – то помощью?

4. Какого уровня сложности было задание?

5.Оцените свою работу.

Приложение.

1.Обсуждаем правила поведения настоящего мужчины.

Яна 

Андрей

 

 

Миша

 

 

2.Вспоминаем сказки . Число разбойников Али – Бабы – Число богатырей, братьев царевны – Лебедь = число богатырей в «Сказке о мертвой царевне…»

________________________________________________________

3.Помогаем взрослым.

1.Ученики 1 класса собрали  70 кг макулатуры. Это на 80 кг меньше, чем ученики 3 класса. Сколько кг макулатуры собрали ученики 3класса?_________________________________________________________________________

2. Ребята помогали в колхозе убирать картофель. В первый день они убрали 40 ц, это на 20 ц меньше, чем во второй, а в третий в 10 раз больше , чем во второй. Сколько картофеля  помогли убрать ребята?______________________________

________________________________________________________________________________________________________

3.Мама попросила, сына Сашу ,съездить на велосипеде  в соседнее село к бабушке, расстояние до села 36 км, на дорогу у Саши ушло 3 часа. С какой скоростью ехал Саша?_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

700

120

150

а

а

а

150

120

700

ч

д

з

4.Делаем выбор.

1 уровень

2  уровень  

560:10    

300 * 900    

95-15    

512- 8    

6*9    

150+50    

7*100  

33*3      

16+80    

1000:100    

900:100    

250 *20

(64+36)*8      

(275-175) :10 *30  

(129-109)*6

(25*4) * 10:100

                      Оцени себя

Без ошибок 5

1 ошибка

4

2 ошибки

3

3 и более

2

5.Собираем пазл.

  • 1.Сложи фигуру.
  • 2. Измерь длины сторон.
  • 3.Начерти на листе.
  • 4.Найди площадь.
  • 5. Запиши _________________________

6.Шьём подарок маме.

Представьте, что вы решили сделать подарок маме и вам предстоит обшить кружевом салфетку прямоугольной формы. Сколько кружев вам потребуется?

20см  

                             30см

                  Отметьте, что вам нужно знать для определения количества кружев.              

   Салфетка прямоугольной формы.

   Длина салфетки 30 см.

    Салфетка оранжевая.

   Салфетка для  мамы.

    Ширина салфетки 20см.

    Как найти периметр прямоугольника.

Найдите периметр прямоугольника._______________________________________________________

7.Строим забор.

Вы с папой решили построить на даче  новый забор. Отметьте из предложенных решений  то, с помощью которого можно найти,  сколько досок понадобиться вам для забора, если длина каждой доски  6 метров,  длина дачного участка 25 метров, а ширина 20 метров.

А      1) Р= (25+20)×2=90(см)

           2) 90 : 6=15(д.)

  Б      1)Р= ( 25+ 6)× 2=62(см)

          2) 60 : 20 = 3(д.)

   В       1)Р=( 20+6): 2=13(см)

             2) 13+ 25= 38(д)

Правильно

Неправильно 2

 Поставь себе оценку

5

2

Домашнее задание- на выбор

1- №368- вспомнить единицы измерение времени

                                                                                 2- тетрадь с. 60 №193- запись цифрами числа

                                                                                  3- составить задачу о труде и взаимопомощи)

1

2

3

4

5

Оцени себя на уроке

1.Что вам нужно было сделать в задании?

2. Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

3.Вы сделали все правильно

 или были ошибки?

3.Вы решили все сами или с чьей – то помощью?

4. Какого уровня сложности было задание?

5.Оцените свою работу.

1

2

3

4

5

Оцени себя на уроке

1.Что вам нужно было сделать в задании?

2. Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

3.Вы сделали все правильно

 или были ошибки?

3.Вы решили все сами или с чьей – то помощью?

4. Какого уровня сложности было задание?

1

2

3

4

5

Оцени себя на уроке

1.Что вам нужно было сделать в задании?

2. Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

3.Вы сделали все правильно

 или были ошибки?

3.Вы решили все сами или с чьей – то помощью?

4. Какого уровня сложности было задание?

1

2

3

4

5

Оцени себя на уроке

1.Что вам нужно было сделать в задании?

2. Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

3.Вы сделали все правильно

 или были ошибки?

3.Вы решили все сами или с чьей – то помощью?

4. Какого уровня сложности было задание?

1

2

3

4

5

Оцени себя на уроке

1.Что вам нужно было сделать в задании?

2. Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

3.Вы сделали все правильно

 или были ошибки?

3.Вы решили все сами или с чьей – то помощью?

4. Какого уровня сложности было задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока поматематике во 2 классе

конспект урока по математике во 2 классе по программе "Гармония"...

Конспект урока математики по теме "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями программы по математике для 2 класса общеобразовательной начальной школы УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики. Тема :" Решение задач на движение"

Урок - закрепление с использованием ИКТ...

Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)...

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (1 урок)

Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (1 урок)...

Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...