Конспект урока математики в 3 классе. Тема "Площадь прямоугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Площадь прямоугольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Тема: «Площадь прямоугольника»

Цели урока:

Обеспечить усвоение детьми способа нахождения  площади прямоугольника.

Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.

Задачи урока:

Образовательные:

Вывести правило вычисления площади прямоугольника.

Актуализировать знания о признаках и свойствах геометрических фигур.

Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.

Развивающие:

Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).

Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

Формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

Формировать навыки самоанализа.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

 - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

 - Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».

 - Уметь вычислять площадь прямоугольника.

- Знать основные понятия длина, ширина, площадь

Тип урока: урок  открытия нового  знания.

Технология  деятельностного   подхода.  

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята! 
-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!

- Садитесь, ребята.

-Хочу  продолжить  словами французского философа Ж.Руссо:

«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

-Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте  друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

2. Актуализация знаний

а) Индивидуальная работа – 3 детей на местах решают задачи.

б) Устный счёт

-Внимание на доску.

Т    Р      Я    И    М   Е   Г   О   Е

48  54  100  56  36  24  12  27  42

-Какое число лишнее и почему?

-Произведением  каких чисел является  48, 54, 56, 36, 24, 12, 27, 42?

- Что ещё интересного увидели?

-Над каждым числом  написана какая-то буква.

- Какое задание можно здесь придумать?

-Расположите числа в порядке увеличения и узнаете название страны ,куда мы  сегодня отправимся .

- Молодцы! Да, мы с вами отправимся в страну Геометрия.

-  С какой величиной мы познакомились на предыдущих уроках?  

-Что такое площадь?

 3. Постановка учебной задачи

 -А теперь послушайте математическую сказку. ( Рассказывает Ильмира)

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей  форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»

- Как же тебя зовут? – спрашивали её.

- А зовут меня просто….(Прямоугольник)

- Как догадались?  

- Признаки прямоугольника: противоположные стороны     равны, все углы прямые.

- Найдите среди данных фигур прямоугольники. (слайд 1)

- Докажите, что они прямоугольники.

- О какой фигуре мы сегодня будем говорить?

-О прямоугольнике.

-А над какой темой будем работать? (-Площадь прямоугольника ) (слайд)

- Посмотрите на два прямоугольника, которые я держу в руках.  Как определить площадь которого прямоугольника больше? Какие способы сравнения площади  фигур мы знаем?  

-(На  глаз, способом наложения  фигур,  разделив на  одинаковые мерки и подсчитав их количество.)

(  У доски все способы сравнения площади фигур  демонстрируют дети. Вывод: площадь красного прямоугольника больше площади синего прямоугольника или площадь синего прямоугольника меньше площади красного прямоугольника) 

- С какой единицей измерения площади  мы познакомились на прошлом уроке?

-Что такое квадратный см?

- (Квадрат со стороной 1 см, единица измерения площади.)

( Ребёнок демонстрирует  на одном из прямоугольников.)

  -Открыли тетради, записываем число.

-Сколько сторон и углов у прямоугольника?

Прописываем  цифру 4.

- Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 6см. Разбейте его на см2.

- Сосчитайте сколько квадратиков получилось?

- Значит, какую площадь имеет наш прямоугольник?

- Ребята,  где во  взрослой  жизни  может пригодиться умение находить площадь прямоугольника? (поклеить обои, покрасить пол, поклеить потолок,стелить линолеум).

-  Посмотрите  на слайд, Том Сойер тоже задумался, какую площадь  имеет забор, который ему нужно покрасить .

- В этих случаях удобно находить  площади прямоугольников с подсчётом квадратов?

- Значит, какова цель нашего  урока?

Цель урока: найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника.

 4 .Физминутка.(экран)

5. Открытие нового знания

-Итак, площадь ваших прямоугольников сколько кв.см?(24)

- Внимание на доску. Мой прямоугольник тоже разделён на квадраты ,Но как видите у меня мерка больше.( На доске разделённый на квадраты демонстрационный прямоугольник.)

-Сколько квадратов укладывается на этом  прямоугольнике?  Считаем хором

(24 )

-  Как же быстрее узнать , сколько всего квадратов помещается  в прямоугольнике? Может кто-то догадался и сможет объяснить?   (Показывает и объясняет у доски ребёнок )

- Сколько полос с квадратами  по горизонтали? (4)

- Сколько квадратов в каждой полосе? (6)

- Значит, по 6 квадратов сколько раз взяли?

- Как же узнать,  сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике?

(6х4 = 24 см2)

- Что обозначает число 6? (Длину - 6см)

- Что обозначает число 4? (Ширину - 4см)

- Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника?

-(Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину.)

- А я нашла площадь этого прямоугольника так: 4 * 6 = 24 см2

 Можно ли таким способом найти площадь прямоугольника?

-Какое правило мы здесь используем?

- Какой вывод можно сделать? (Чтобы найти площадь прямоугольника  надо длину умножить на ширину или наоборот)

- В тетрадях запишите  6* 4 = 24 кв.см          4*6 = 24 кв.см)

- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод,  как и авторы учебника?

- Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?

- Площадь в математике принято обозначать буквой –S. Длина прямоугольника – а,  ширина – в. Как узнать площадь?  Кто допишет формулу(S = а*в)  

Один ученик у доски записывает формулу.

-Вот вы сами и вывели формулу нахождения площади  прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника. (слайд)

6 .Первичное закрепление

Учебник, с.61 ,№3

Начертите в тетрадях прямоугольник длина которого 9см, а ширина -  2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием.

- Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью?

-3и6, 18 и 1.

7. Включение новых знаний в систему

- Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо.  Мы в этом убедились .Людям  каких профессий  чаще всего приходится находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)

-Предлагаю вам побыть в роли строителей.  У вас на партах лежат  геометрические фигуры, вы в паре должны построить из этих фигур  свой дом.

-Поднимите и покажите у кого дом Жёлтого цвета, Синего цвета, Зелёного  и Красного  цвета.

-Молодцы!  Дома построены, а теперь внимательно послушайте задания:

-У кого дом Синего цвета вы  находите площадь двери, решение записываете в тетрадях, оформляете  ,как сегодня учились.

- У кого дом  Красного  цвета вы находите  периметр крыши дома.

 - У кого дом  Зелёного цвета вы находите  площадь окна.( квадрат)

 -У кого дом Жёлтого  цвета  для вас задание на  экране( слайд)

-  выразить в указанных единицах измерения

2 дм 4 см = …см                  78 см = …дм …см

5 см 6мм = … мм                 39 дм = …м …дм

Проверка: -

1. ( Синие)

-Чему равна длина двери? Ширина?

 -Как нашли площадь?

-Покажите своё отношение.

2. (Красные)

- Что такое периметр? –

- Как нашли периметр треугольника?

-Покажите своё отношение.

3. (Зелёные)

Чему равна длина окна? Ширина?  

- Как нашли площадь  квадрата?

-Кто запишет формулу нахождения площади квадрата.?

4. ( Жёлтые)

Ребята по очереди называют равенства, другие показывают своё отношение.

 -В стране Геометрия мы построили свой  коттеджный посёлок.  У кого возникло желание быть строителем?

8. Рефлексия урока

-Какая величина была главной хозяйкой нашего урока?

-Площадь какой фигуры мы учились находить?

-Как найти площадь прямоугольника?

-Какими единицами измеряли площадь?

-Что такое см² ?

8. Домашнее задание

С. 61 № 4, №5 ( 3 , 4 столбик ), по желанию найти площадь своей комнаты.

Оценивание.

А теперь послушайте притчу:

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания!

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.2 класс.Тема:Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Закрепить и углубить знания о геометрических фигурах в игровой форме; развивать мышление, внимание, творческое воображение....

Конспект урока математики 3 класс "Площадь прямоугольника"

Вашему вниманию, я предлагаю разработку урока математики в 3 классе "Площадь прямоугольника"...

Конспект урока математики, 2 класс. Тема: «Прямоугольник и квадрат». УМК "ПНШ".

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с понятиями прямоугольника и квадрата; создание условий дляформирования представлений об отличительных признаках прямоугольника и квадрата; закрепление в...

Конспект урока математики, 2 класс. Тема: «Свойства противоположных сторон прямоугольника». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со свойствами противоположных сторон прямоугольника; закреплениевычислительных знаков; совершенствование навыка решения текстовых задач; развитие умения ...

Конспект урока математики 2 класс Прямоугольник

Цель данного урока:формировать представления о прямоугольнике как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые;совершенствовать вычислитетельные навыки и умение решать задачи;развивать умение рассуж...

Конспект урока математика 3 класс Площадь прямоугольника

Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об нахождении площади прямоугольника;Планируемые результаты:Предметные: знать, что такое ширина и длина прямоугольник...