Главные вкладки

    Урок математики 4 класс "Начальная школа XXI века" Приём поразрядного вычитания многозначных чисел
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Семикопенко Лариса Юрьевна

    Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке  исполльзовались различные формы и методы работы в рамках системно-деятельностного подхода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_matem._4_kl_21.09.docx40.12 КБ
    Файл urok_matematiki.pptx1.46 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

    «Лицей № 10»  города Белгорода

    СУ «Начальная школа XXI века»

    4 класс

    Математика

    Тема урока

     «Приём поразрядного вычитания многозначных чисел»

    Подготовила:

    Семикопенко Лариса Юрьевна,

    учитель начальных классов

    высшей  квалификационной категории

    МБОУ «Лицей № 10»

    г. Белгород,  2016 г

    Целевое назначение урока: познакомить учащихся с письменным приёмом поразрядного вычитания чисел.

    Тип урока: поисково-исследовательский (урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков)

    Планируемые результаты

    Предметные

    Ученик научится:

    - записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;

    - вычислять значения числовых выражений с использованием письменного приёма поразрядного вычитания чисел.

     

    Ученик может научиться:

    - читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов.

    Метапредметные результаты

    Познавательные

    -  Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

    - Воспроизводить своими словами алгоритмы;  выполнять действия по  образцу, алгоритму.

    Регулятивные

    -  Формулировать и удерживать учебную задачу.

    - Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

    Коммуникативные

    - Определять общую цель и пути  её достижения.

    - Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

    - Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

     - Соблюдать грамматические нормы речи.

    Тема урока «Приём поразрядного вычитания многозначных чисел»

    Цель: создание  условий для ознакомления с  приёмом поразрядного вычитания многозначных чисел

    Учебные задачи:

     1.Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах числа 100.

    2.Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.

    3.Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.

    Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая,

     в парах, индивидуальная.

    Учебно - методическое обеспечение:

    • Рудницкая В. Н. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – М.: Вентана-Граф, 2013.
    • Рудницкая В. Н. Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений  – М.: Вентана-Граф, 2015.

     

    Раздаточный материал: 

    • лист планирования и оценивания;
    • зрительные метки;
    • 6 маркеров;

    Техническая поддержка: ПК, проектор, экран (для мультимедийной презентации)

    В учебном  процессе применяются элементы здоровьесберегающей технология В.Ф.Базарного.  Поэтому на уроке  имеются зрительные метки.

    Ход урока

    1. Организационно – мотивационный этап.

    Уч.: - Ребята, займите свои места. Напомните, какой сейчас урок?  Что  понадобится сегодня на уроке?

    Д.: - Учебник, тетрадь №1, пенал,  лист планирования и оценивания.

    II. Постановка цели и определение учебных задач.

    1. Определение темы урока

    Уч.:-  Найдите зону с темой урока.

    Д:-  Приём поразрядного вычитания многозначных чисел.

    Уч.:- По содержанию учебника определите, на какой странице будем работать.
    Д: -  На с. 39.

    Уч.: -  Откройте тетрадь на печатной основе,  где мы сегодня работаем.

    Д: -  На с. 17

    2. Целеполагание

    Уч.:- Рассмотрите  задания учебника и тетради.  Как вы считаете, это урок открытия новых знаний или закрепление пройденного? Назовите тип урока.

    Д: -  Это урок открытия новых знаний.

    Уч.: - Работая в парах, рассмотрите лист планирования и оценивания.  Определите  цель урока.

    Ф.И. _____________________________________________________

    План работы

    Выполнил без ошибок

    Допустил

    1 ошибку

    Допустил

    2 ошибки

    Допустил более 3-х ошибок

    Не выполнил

    Я

    С.

    Уч.

    Я

    С.

    Уч.

    Я

    С.

    Уч.

    Я

    С.

    Уч.

    Я

    С.

    Уч.

    Уч.с.39, №1  (в группе)

    Уч.с.39, №2 (устно)

    Уч. с.39, №3

    (у доски)

    Уч.с.40, № 6

    (в парах)

    Уч.с.41,№11 (в группах)

    ТПО  с.18,

    № 60 (самос.)

    Резерв уч. с. 41, № 14    

    ( В листе планирования  и оценивания урока  учащиеся выставляют «V» в нужную колонку, в соответствии с количеством допущенных ошибок. «Я» - если ребенок проверяет себя сам, «С» - если работу проверяет сосед (при работе в парах или группах), «Уч.» - если выполнение работы проверяется учителем)

    Д.: - Научиться  вычитать многозначные числа.

    Уч.: - Какие шаги  помогут вам достичь поставленной цели?

    Д.: -  Выполнение заданий в учебнике и в тетради на печатной основе во время работы  в группах, парах, самостоятельно.

    Ш. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

    Работа по учебнику с.39, №1

    а)  работа в группе

    Уч.: – Какое задание начинает урок?

    Д: - На странице 39 задание 1. Вспомните способ письменного вычитания трёхзначных чисел. Выполните вычитание чисел 815 и 637 и объясните свои действия.

    Уч.: - Предлагаю это задание выполнить в группах. Напомните правила работы в группе.

    Д.: -  В группе должен быть ответственный………..

    Уч.: -  Прочтите задание. Приготовились. Начали.

    Д: -  Единицы записываем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.  Вычисление начинаем в таком же порядке.

     (дети рассматривают запись на доске:

    _  815

        637

        178)

    б) устная работа (фронтально)

    Уч.: -  Какое задание продолжает урок.

    Д.:- Работа по учебнику на с.39 №2.  Используя способ поразрядного вычитания, объясните, как каждый из учеников вычислил разность многозначных чисел  (с места комментируют 3 ученика по 1 выражению каждый).

    Уч.: - Ребята предлагаю вам творческое задание. Придумайте своё выражение  на нахождение  разности многозначных чисел  (три человека записывают своё выражение на доске и объясняют решение)

    IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

    1. Работа по учебнику с. 39 №3 (работают  у доски 6 человек)

    Уч.: - Какое задание продолжает наш урок?

    Д.: - В учебнике на с. 39,  №3

    Уч.: - Прочтите его.

    Д.: - Выполните вычитание и проверьте результаты с помощью калькулятора.

    (дети работают у доски, один ребёнок проверяет на калькуляторе)

    2) Работа  по учебнику с. 40 , № 6 (в парах)

    Уч.: – Какое задание продолжает наш урок. Посмотрите в лист планирования.

    Д.: -  В учебнике  на с. 40,   №6.

    Уч.: - Прочтите задание.

    Уч.: - Выполним вычисления.

     (Одна пара работает у доски.)

    8081 – 7808=273                             8651-3742=4909

    10000-6000=4000                           1907-374=1533

    3520+854=4374

    Уч.: Ребята, рассмотрите выражения из № 6. Как вы считаете, какие из данных выражений не требуют записи в столбик? Почему?

    Д.: - Разность чисел 10000 и 6000.

     Уч.: - Оцените работу на листе планирования

    VI. Динамическая пауза. Мозговая гимнастика Пола Дэннисона  

    Комплекс упражнений:

    1.Перекрестные шаги

    2. Колпак для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь). «Наденьте колпак», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

    3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками

    V. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН

    1) с.41, №11 (работа в группах)

    Уч.: - Какое задание продолжает наш урок. Посмотрите в лист планирования.

    Д.: - Работа в учебнике на  с.41, № 11 в группах.

    Уч.: - Прочтите задание.

    Д.: - Площадь поверхности Ладожского озера равна семнадцати тысячам семистам квадратным километрам. Это на триста пятьдесят три тысячи триста квадратных километров меньше площади Каспийского моря. Вычислите площадь Каспийского моря.

    Уч.: - Обсудите в группах решение задачи.

    Уч.: - Проверим решение. Презентация: 17700+353300=371000

    Уч.: - Оцените работу в листе оценивания. 

    Уч.: - Достигли ли мы поставленной цели?

    Д.: - Нет, т.к. не все задания выполнили.

    2) Резерв: учебник  с. 41, № 14

    Уч.: Выполним задание, продолжающее наш урок.

    Д.: - с. 41, № 13.  Сумма трёх чисел равна 3217. Первое слагаемое – наименьшее трёхзначное число, второе слагаемое – наибольшее двузначное число. Вычислите каждое из трёх слагаемых.

    Уч.: - Проанализируйте условие задачи.

    Д.: – Первое слагаемое – число 100, второе – 99. Вычислим третье слагаемое: 100+99=199            3217-199=3018        Ответ: 100, 99, 3018.

    VI. Итог урока.

    Уч.:- Над какой темой работали на уроке?

    Д: -  Приём поразрядного вычитания многозначных чисел.

    Уч.:- Какую цель мы ставили на уроке?

    Д: - Научиться  вычитать многозначные числа.

    Уч.:- Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели?

    Д:- Выполнение заданий в тетради и в учебнике по листу планирования.

    VII. Рефлексия деятельности

    Уч.: -  Рассмотрите лист оценивания и планирования,  сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели.

    Д. – Да. У меня всё получилось. Я понял,  как нужно вычитать многозначные числа в столбик.

    VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

    Уч.:  - Ребята, я тоже хочу убедиться, что вы всё поняли, поэтому предлагаю выполнить задание в тетради  на  с.18, №60 (самостоятельно).

    X. Д/з.

    Уч.: -  В тетради на  с. 19 любые три задания (по выбору). Дифференцированно:

    Высокий уровень: с. 19 № 62, 63, 64

    Средний  уровень: с. 19 №63, 64, 65

    Уч.: - Урок окончен. Спасибо за работу.        


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок математики: Вычитание многозначных чисел

    Слайд 2

    Ладожское озеро S=17700 км 2

    Слайд 3

    Каспийское море S= ? км 2

    Слайд 4

    Площадь Каспийского моря 353300 17700 371000 S= 371000 км 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел". 4 класс.

    Этот ресурс можно использовать на уроке математики, изучая тему  "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных  чисел"....

    Урок математики 2кл. ( учебник Л.Г.Петерсон). Сложение многозначных чисел

    Урок математики 2 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон). Сложение многозначных чисел....

    Конспект урока математики в 4 классе. Умножение и деление многозначных чисел

    Урок повторения и закрепления темы: Умножение и деление многозначных чисел. Используется краеведческий материал, статистические данные района. УМК "Школа России"...

    Открытый урок по математике в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

    Урок по математике в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел". Урок построен с учетом образовательных , развивающих, воспитательных технологий. данный урок является первым в разделе "Сложени...

    Конспект урока математики во 2 классе по теме"Сложение многозначных чисел"(УМК "Классическая начальная школа")

    Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Сложение многозначных чисел"( УМК " Классическая начальная школа"). Этот конспект можно использовать и в других классах по иным УМК....

    Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел""

    Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел (ОС "Школа 2100") Цели: -работать над закреплением знаний по устной и письменной нумерации многозначных чисел; ¬ познакомить с алгоритмом письменного слож...

    Урок математики в 4 классе по теме: Умножение многозначных чисел на двузначное число. УМК "Школа России"

    Урок математики по теме: Умножение многозначных чисел на двузначное число. 4 класс. Учебник М.Моро и др. УМК "Школа России". В ходе урока идет совершенствование навыка письменного умножения ...