Урок математики 4 класс "Начальная школа XXI века" Приём поразрядного вычитания многозначных чисел
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Семикопенко Лариса Юрьевна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке  исполльзовались различные формы и методы работы в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matem._4_kl_21.09.docx40.12 КБ
Файл urok_matematiki.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Лицей № 10»  города Белгорода

СУ «Начальная школа XXI века»

4 класс

Математика

Тема урока

 «Приём поразрядного вычитания многозначных чисел»

Подготовила:

Семикопенко Лариса Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 10»

г. Белгород,  2016 г

Целевое назначение урока: познакомить учащихся с письменным приёмом поразрядного вычитания чисел.

Тип урока: поисково-исследовательский (урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков)

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

- записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;

- вычислять значения числовых выражений с использованием письменного приёма поразрядного вычитания чисел.

 

Ученик может научиться:

- читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов.

Метапредметные результаты

Познавательные

-  Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- Воспроизводить своими словами алгоритмы;  выполнять действия по  образцу, алгоритму.

Регулятивные

-  Формулировать и удерживать учебную задачу.

- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

- Определять общую цель и пути  её достижения.

- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

 - Соблюдать грамматические нормы речи.

Тема урока «Приём поразрядного вычитания многозначных чисел»

Цель: создание  условий для ознакомления с  приёмом поразрядного вычитания многозначных чисел

Учебные задачи:

 1.Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах числа 100.

2.Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.

3.Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая,

 в парах, индивидуальная.

Учебно - методическое обеспечение:

  • Рудницкая В. Н. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Рудницкая В. Н. Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений  – М.: Вентана-Граф, 2015.

 

Раздаточный материал: 

  • лист планирования и оценивания;
  • зрительные метки;
  • 6 маркеров;

Техническая поддержка: ПК, проектор, экран (для мультимедийной презентации)

В учебном  процессе применяются элементы здоровьесберегающей технология В.Ф.Базарного.  Поэтому на уроке  имеются зрительные метки.

Ход урока

  1. Организационно – мотивационный этап.

Уч.: - Ребята, займите свои места. Напомните, какой сейчас урок?  Что  понадобится сегодня на уроке?

Д.: - Учебник, тетрадь №1, пенал,  лист планирования и оценивания.

II. Постановка цели и определение учебных задач.

1. Определение темы урока

Уч.:-  Найдите зону с темой урока.

Д:-  Приём поразрядного вычитания многозначных чисел.

Уч.:- По содержанию учебника определите, на какой странице будем работать.
Д: -  На с. 39.

Уч.: -  Откройте тетрадь на печатной основе,  где мы сегодня работаем.

Д: -  На с. 17

2. Целеполагание

Уч.:- Рассмотрите  задания учебника и тетради.  Как вы считаете, это урок открытия новых знаний или закрепление пройденного? Назовите тип урока.

Д: -  Это урок открытия новых знаний.

Уч.: - Работая в парах, рассмотрите лист планирования и оценивания.  Определите  цель урока.

Ф.И. _____________________________________________________

План работы

Выполнил без ошибок

Допустил

1 ошибку

Допустил

2 ошибки

Допустил более 3-х ошибок

Не выполнил

Я

С.

Уч.

Я

С.

Уч.

Я

С.

Уч.

Я

С.

Уч.

Я

С.

Уч.

Уч.с.39, №1  (в группе)

Уч.с.39, №2 (устно)

Уч. с.39, №3

(у доски)

Уч.с.40, № 6

(в парах)

Уч.с.41,№11 (в группах)

ТПО  с.18,

№ 60 (самос.)

Резерв уч. с. 41, № 14    

( В листе планирования  и оценивания урока  учащиеся выставляют «V» в нужную колонку, в соответствии с количеством допущенных ошибок. «Я» - если ребенок проверяет себя сам, «С» - если работу проверяет сосед (при работе в парах или группах), «Уч.» - если выполнение работы проверяется учителем)

Д.: - Научиться  вычитать многозначные числа.

Уч.: - Какие шаги  помогут вам достичь поставленной цели?

Д.: -  Выполнение заданий в учебнике и в тетради на печатной основе во время работы  в группах, парах, самостоятельно.

Ш. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Работа по учебнику с.39, №1

а)  работа в группе

Уч.: – Какое задание начинает урок?

Д: - На странице 39 задание 1. Вспомните способ письменного вычитания трёхзначных чисел. Выполните вычитание чисел 815 и 637 и объясните свои действия.

Уч.: - Предлагаю это задание выполнить в группах. Напомните правила работы в группе.

Д.: -  В группе должен быть ответственный………..

Уч.: -  Прочтите задание. Приготовились. Начали.

Д: -  Единицы записываем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.  Вычисление начинаем в таком же порядке.

 (дети рассматривают запись на доске:

_  815

    637

    178)

б) устная работа (фронтально)

Уч.: -  Какое задание продолжает урок.

Д.:- Работа по учебнику на с.39 №2.  Используя способ поразрядного вычитания, объясните, как каждый из учеников вычислил разность многозначных чисел  (с места комментируют 3 ученика по 1 выражению каждый).

Уч.: - Ребята предлагаю вам творческое задание. Придумайте своё выражение  на нахождение  разности многозначных чисел  (три человека записывают своё выражение на доске и объясняют решение)

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

  1. Работа по учебнику с. 39 №3 (работают  у доски 6 человек)

Уч.: - Какое задание продолжает наш урок?

Д.: - В учебнике на с. 39,  №3

Уч.: - Прочтите его.

Д.: - Выполните вычитание и проверьте результаты с помощью калькулятора.

(дети работают у доски, один ребёнок проверяет на калькуляторе)

2) Работа  по учебнику с. 40 , № 6 (в парах)

Уч.: – Какое задание продолжает наш урок. Посмотрите в лист планирования.

Д.: -  В учебнике  на с. 40,   №6.

Уч.: - Прочтите задание.

Уч.: - Выполним вычисления.

 (Одна пара работает у доски.)

8081 – 7808=273                             8651-3742=4909

10000-6000=4000                           1907-374=1533

3520+854=4374

Уч.: Ребята, рассмотрите выражения из № 6. Как вы считаете, какие из данных выражений не требуют записи в столбик? Почему?

Д.: - Разность чисел 10000 и 6000.

 Уч.: - Оцените работу на листе планирования

VI. Динамическая пауза. Мозговая гимнастика Пола Дэннисона  

Комплекс упражнений:

1.Перекрестные шаги

2. Колпак для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь). «Наденьте колпак», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками

V. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН

1) с.41, №11 (работа в группах)

Уч.: - Какое задание продолжает наш урок. Посмотрите в лист планирования.

Д.: - Работа в учебнике на  с.41, № 11 в группах.

Уч.: - Прочтите задание.

Д.: - Площадь поверхности Ладожского озера равна семнадцати тысячам семистам квадратным километрам. Это на триста пятьдесят три тысячи триста квадратных километров меньше площади Каспийского моря. Вычислите площадь Каспийского моря.

Уч.: - Обсудите в группах решение задачи.

Уч.: - Проверим решение. Презентация: 17700+353300=371000

Уч.: - Оцените работу в листе оценивания. 

Уч.: - Достигли ли мы поставленной цели?

Д.: - Нет, т.к. не все задания выполнили.

2) Резерв: учебник  с. 41, № 14

Уч.: Выполним задание, продолжающее наш урок.

Д.: - с. 41, № 13.  Сумма трёх чисел равна 3217. Первое слагаемое – наименьшее трёхзначное число, второе слагаемое – наибольшее двузначное число. Вычислите каждое из трёх слагаемых.

Уч.: - Проанализируйте условие задачи.

Д.: – Первое слагаемое – число 100, второе – 99. Вычислим третье слагаемое: 100+99=199            3217-199=3018        Ответ: 100, 99, 3018.

VI. Итог урока.

Уч.:- Над какой темой работали на уроке?

Д: -  Приём поразрядного вычитания многозначных чисел.

Уч.:- Какую цель мы ставили на уроке?

Д: - Научиться  вычитать многозначные числа.

Уч.:- Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели?

Д:- Выполнение заданий в тетради и в учебнике по листу планирования.

VII. Рефлексия деятельности

Уч.: -  Рассмотрите лист оценивания и планирования,  сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели.

Д. – Да. У меня всё получилось. Я понял,  как нужно вычитать многозначные числа в столбик.

VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Уч.:  - Ребята, я тоже хочу убедиться, что вы всё поняли, поэтому предлагаю выполнить задание в тетради  на  с.18, №60 (самостоятельно).

X. Д/з.

Уч.: -  В тетради на  с. 19 любые три задания (по выбору). Дифференцированно:

Высокий уровень: с. 19 № 62, 63, 64

Средний  уровень: с. 19 №63, 64, 65

Уч.: - Урок окончен. Спасибо за работу.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики: Вычитание многозначных чисел

Слайд 2

Ладожское озеро S=17700 км 2

Слайд 3

Каспийское море S= ? км 2

Слайд 4

Площадь Каспийского моря 353300 17700 371000 S= 371000 км 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел". 4 класс.

Этот ресурс можно использовать на уроке математики, изучая тему  "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных  чисел"....

Открытый урок по математике в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Урок по математике в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел". Урок построен с учетом образовательных , развивающих, воспитательных технологий. данный урок является первым в разделе "Сложени...

Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел""

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел (ОС "Школа 2100") Цели: -работать над закреплением знаний по устной и письменной нумерации многозначных чисел; ¬ познакомить с алгоритмом письменного слож...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме «Вычитание многозначных чисел с заниманием единицы через несколько разрядов»

Цель урока: Ознакомить учащихся с вычитанием многозначных чисел с заниманием единицы через несколько разрядов. Закрепить умения решать задачи, в которых используют приёмы письменного сложения и вычита...

Конспект урока по математике 4 класс. Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел» Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование способности к сложению и вычитанию многозначных чисел, построению алгоритма.Планируемые результатыПредметные:Знать приемы сложения и вычитания многозначных чисе...

Урок математики в 4 классе по УМК «Школа России» «Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление»

организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету....