Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел""
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел (ОС "Школа 2100") Цели: -работать над закреплением знаний по устной и письменной нумерации многозначных чисел; ¬ познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел; -вспомнить соотношение между единицами измерения величин;

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

                                      Подготовила:

учитель начальных классов

                             МКОУ СОШ № 9      с. Кучерла

                                                    Халилова Гульмира Оразалиевна

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел (ОС "Школа 2100")

Цели: 

-работать над закреплением знаний по устной и письменной нумерации многозначных чисел;

-познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел;

-вспомнить соотношение между единицами измерения величин;

Познавательные УУД

Развиваем умения:      

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 

5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;

6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:      

1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить

вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,

отделять новое от известного,

выделять главное, составлять план;

5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты

1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Регулятивные УУД

Развиваем умения:      

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. составлять план решения отдельной учебной задачи;

4. работая по плану, сверять

свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Ход урока.

I.Организационное начало.

1. Чтение стихотворения о Родине.

Льется солнце в тихий дол,

Степь горит цветами.

Край родимый, ты – мой стол

С хлебом, пирогами.

Так и шло из рода в род,-

Прорастали зерна.

Край родимый - мой оплот,

Жизни моей корни.

Я - наследница твоя,

Край мой васильковый.

И душа поет моя,

День встречает новый.  (Нарыжная В)

II.Актуализация изученного.

  1. Постановка цели урока.

-Не нарочно сегодняшний урок мы начинаем с этого стихотворения. О чем это стихотворение? (О Ставропольском крае, о нашей Родине)

Сегодняшний урок мы посвятим числовому исследованию нашего района. Слайд 1.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5b679492dcf1ff158dc314869c889ea6-12-144&n=21       

         

 2.Работа по теме.

-Итак, начнем свое исследование.

1.В нашем районе 25 населенных пунктов, 16 общеобразовательных школ и 14 детских дошкольных учреждений. Сколько образовательных учреждений в нашем районе? На сколько больше общеобразовательных школ, чем дошкольных учреждений?

Слайд 2.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=7f72c8dbbf5d8b1f378f9325227e2854-63-144&n=21

2. Земельный фонд составляет - 261000 га.

Сельскохозяйственные угодья - 239000 га.

Пашни-18000 га.

Выразите это в кв.км.     261000га=2610 кв.км

                                          239000га=2390 кв.км

                                          18000га=180 кв.км

4.Вычислите год образования нашего района, если прошло 89 лет.  (2014-1925=89)

-Да, ребята, наш район основался в 1925 году. С тех пор он развивается. Он имеет свой герб.

Слайд 3. 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b6ac643a3fe560d156f0fe761b61cead-118-144&n=21

3. Работа в тетрадях.

-А сейчас откроем свои тетради.

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

  1. Минутка чистописания.

Ещё раз вспомним, в каком году образовался наш район? (1925)

Напишите цифры, из которых состоит год образования нашего района (1 9 2 5).

III. Постановка проблемы. Открытие нового.

1. Беседа о многонациональном составе района.

- Ребята, наш район многонациональный.  Гульсенем, ты кто по национальности? (туркменка), А Адам? (даргинец), Вадим? (русский).

Вот только в нашем классе сколько национальностей.

А сейчас посчитаем, сколько всего национальностей проживают в нашем районе, если:

Слайд 4.

Русские – 70 % = 17467 чел.

Туркмены – 18 % = 4 492  чел.

Татары – 5 % = 1247 чел.

Даргинцы – 5 % = 1247 чел.

Др. национальности – 2 % = 500 чел.  (Данные - на конец 2014 года)

2. Постановка проблемы.

-Какое действие нужно совершить над этими числами, чтобы узнать, сколько всего людей в нашем районе? (сложение)

-Попробуйте сложить.

-Действительно, ребята, мы ещё не умеем выполнять действия сложения с такими большими числами.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с письменным сложением и вычитанием многозначных чисел.

3. Объяснение учителем алгоритма выполнения вычислений.

17 467 +4 492 =21 959

1 247 +1 247 = 2 494

21 959 + 2 494 = 24 453

24 453 + 500 = 24 953

-Когда легче найти значение выражения: когда записываем в строчку или в столбик? (в столбик)

-Как будем записывать числа, выполняя вычисления в столбик? (по разрядам)

-С какого разряда будем начинать вычисления? (с разряда единиц)

Мы знаем, что единицы пишутся под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Что же делать с классом тысяч? (Класс тысяч будем записывать на четвёртом месте).

(Дети под руководством учителя выполняют вычисления у доски и в тетрадях с проговариванием алгоритма вычисления).

- Так сколько всего человек проживает в Туркменском районе? (24 953)

4. Работа по учебнику. (с. 14)

- А сейчас откроем учебники. Посмотрите, как в учебнике объясняется алгоритм вычисления многозначных чисел. (Дети читают вслух)

-Рассмотрим пример на вычитание. (Запись аналогичная.)

Физкультминутка

-Ребята, мы сейчас необычную физкультминутку. Я вам прочитаю задачу, если задача решается сложением, вы должны сидя хлопнуть в ладоши над головой. Если задача решается вычитанием – встать из-за парт.

-Готовы?

Агропромышленный комплекс Туркменского района представляют 7 селькохозяйственных производственных кооператива, 6 обществ с ограниченной ответственностью, 416 крестьянско-фермерских хозяйств и 8968 личных подсобных хозяйств. Люди в Туркменском районе в основном занимаются земледелием, скотоводством.

Слайд 5.

1 задача. Ученики 4-х классов собрали 230 кг картофеля, а ученики 5-х классов собрали на 200 кг больше. Сколько кг картофеля собрали ученики 5-х классов?

+ хлопок над головой.

2 задача. Одна доярка надоила 195 л молока, а другая – на 15 л меньше. Сколько литров надоила вторая доярка?

- встать.

3 задача. Совхоз отправил в город 1000 кг смородины. А винограда – 2000 кг. Сколько кг ягод отправили в город?

+ хлопок над головой.

4 задача. В селе Кучерла 1366 чел, а в посёлке Троицком – 196 чел. На сколько больше человек в Кучерле, чем в Троицком?

- встать.

IV. Закрепление изученного.

  1. Решение задачи.

Слайд 6.

В Туркменском районе проживает 12 331 человек мужского населения, а женского – на 1 268 человек больше, чем мужского. Каков состав женской части населения Туркменского района?  (12 331 + 1 268 = 13 599 чел.)

  1. Работа по учебнику. (С. 14, № 2) Работа по парам.

(Предлагается для выполнения примеры № 2. Какая пара первым, за определённое время решит правильно примеры, им предоставляется право открыть одну букву буквенного табло и отгадать слово)

М О Л О Д Ц Ы

  1. Оценивание учащихся.

V. Итог урока.

Подошло к концу наше числовое исследование Туркменского района.

-Что нового узнали сегодня?

- Что было неясно и трудно выполнить?

VI. Рефлексия.

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу. На парте у каждого ученика конверт с карточками самооценки:

          –урок прошёл удачно. Я доволен собой!

                 

         –Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой.

        - Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!

VII. Домашнее задание. (с. 15, № 9)

Использованная литература

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2009. – 25 с.
  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного-диалогического обучения//Образовательная система «Школа 2100». Сборник Программ. – М.,2004.- С. 75-90

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  1. http://abv.21309s02.edusite.ru
  2. http://www.pedagogik-systems.ru
  3. http://shcool-2.ru