Урок математики "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Дорофеева Галина Анатольевна

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 4-ом классе на тему «Среднее арифметическое». УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorofeeva_gbou_sosh_511.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дорофеева Галина Анатольевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 511,

г. Санкт-Петербург

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 4-ом классе на тему «Среднее арифметическое»

Тип урока:

Открытие  новых знаний

Авторы:

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких (УМК «Школа 2100»)

Цели урока:

Образовательные:

- ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;

- формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;

- отрабатывать навыки действий с многозначными числами;

Развивающие:

- содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;

- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

- способствовать формированию правильной  математической речи через проблемный диалог;

- создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

- показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию.

Регулятивные:

- освоение приема нахождения среднего арифметического;

- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  определять и формулировать цель деятельности;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- умение адекватно оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- осмысление способа нахождения среднего арифметического;

-  любознательность и познавательная  инициатива;

-  умение в постановке проблемы и учебной цели;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- умения обобщать знания и делать выводы.

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение  аргументировать свои высказывания;

- умение четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Оборудование:

экран;  мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы:

презентация «Среднее арифметическое».

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организация урока.

Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность.

Проверяет готовность к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой на работу. Обеспечивает мотивацию обучающихся  к учебной деятельности.

-Сегодня мы отправляемся в новое путешествие за знаниями. Перед вами карта путешествия. (слайд 1)

На каждом этапе пути  вы должны оценить свои знания, а результат занести в оценочные листы, которые лежат на партах.

На парте у вас лежат маршрутные листы. После выполнения задания или ответа, вы будете оценивать себя и ставить условные значки в ваши листы: ответ правильный – зелёный флажок, есть 1 ошибка – желтый флажок. В конце путешествия мы подведем итоги.

Начинаем! В добрый путь!

Проявление интереса к материалу изучения.

Включение в учебную деятельность.

Дети знакомятся с картой путешествия и маршрутными листами.

Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация;

самоопределение;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Предлагает задания по изученному материалу, содержание которых соотносится с новой темой.

- 1 этап путешествия: устный счет. Выполнив действия и расположив ответы примеров в порядке возрастания,  вы узнаете, как называется наука о числах:

А  6900- 900=                        И  120 X5 =

Р  720: 90=                              Е   32X10 =

И  3600: 90=                       А   5098X0+1=

Т  483+7=                              М   6+8X7=

К  210 X 3=                              Ф   6X2 +8X6=

Кто выполнил задание – внесите отметку в маршрутный лист.

Арифметика - наука о числах. Название «арифметика» происходит от греческого слова «аритмос», что означает «число».

- В арифметике изучаются простейшие свойства чисел и правила вычислений. С одним из таких правил вычислений мы познакомимся сегодня.

- Найдите значения выражений.

(240   + 360 + 390) : 3 =

(300+270+240) : 3 =

(196+404=180) : 3=

-Что общего у этих выражений?

Оцениваем.

-А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?

-Хотите об этом узнать?

Тогда двигаемся дальше!

Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий.

Самостоятельно решают примеры

АРИФМЕТИКА

Учащиеся рисуют в своем маршрутном листе флажок нужного цвета

три слагаемых,

делим на 3

Регулятивные:  умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные:  готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение  аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

III. Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Организует поисковую работу.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Подумайте, как можно выполнить это задание? (с.44.№1)

-Что необычного для вас в этой задаче?

-Что значит «средний»?

-Как бы вы предложили выполнить это задание?

-В чём затруднение?

Какой  возникает вопрос? ( Что значит «среднее число», как его вычислить)

-Какую цель поставим на уроке?

Кто попробует определить учебную задачу?  (зафиксировать)

Вступают в диалог  с учителем.

Выполняют задания.

Выявляют, осознают и проговаривают проблему.

Формулируют учебную проблему (ставят цель).

Узнать что такое «среднее» число.

Научиться его вычислять.

Определить где и для чего применяется «среднее» число.

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные:  фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности;

Познавательные: обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные: четко выражать свои мысли;

IV. «Открытие» новых знаний.

Цель: построение проекта выхода из затруднения.

Физкультминутка.

Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и  формулировке правила. Помогает в формулировке алгоритма и правила.

- Давайте проверим наши предположения по поводу того, что такое средний расход и как найти эту величину.(с.44, !-текст)

(нарисуйте флажок зеленого цвета, кто думал так же)

-Какие действия выполнили с числами?

-Почему сумму разделили на 6? Ведь в задаче этого числа нет.

- Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д.     В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы знакомимся с одним из этих         понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. “Среднее арифметическое” – тема нашего урока.

-Кто теперь может сказать, что это за величина?

-Поработаем в парах. Закончи предложения на карточке.

- Средним арифметическим называется …

- Чтобы найти среднее арифметическое число, надо…

- Дайте свой ответ. Сравните его с выводом учебника.

(с.44)

Не забываем про свой маршрутный лист.

Зарядка для глаз ( слайд презентации)

Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений.

Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником).

Находят в тексте понятие, информацию.

сумма чисел, поделённая на число слагаемых

Выполняют упражнения

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:  вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться;

V. Первичное закрепление.

Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием.

Организует работу по закреплению нового знания.

Осуществляет выборочный контроль.

Организует самопроверку по эталону.

-Продолжаем работу в парах.

С.44 № 2 – прочтите и обсудите способ решения.

-Поделитесь планом решения.(1 уч-ся у доски).

Самопроверка.

Оцените свои знания.

(дополнительная задача для уч-ся)

Выполняют работу в парах.

 Называют правило, на которое опирались.

Осуществляют  самопроверку, самооценку.

Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

объективно оценивать других.

VI.Самостоятельная работа.

Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.

Организует самостоятельную работу учащихся, создаёт ситуацию выбора, вариативность.

Осуществляет выборочный контроль.

Организует самопроверку по эталону.

-Есть желание применить свои знания самостоятельно?

Необходимый уровень: задача № 1 на карточке (приложение 1)

Программный уровень: с.44, № 3.

Максимальный уровень: задача № 2 на карточке. (приложение 1)

Самопроверка по карточке-эталону. (слайд презентации)

Самооценка.

Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности.

Организует работу по алгоритму.

Выполняет самооценку.

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции.

Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

VII.Домашнее задание.

Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Даёт вариативное домашнее задание.

Доводит до обучающихся требования к выполнению домашнего задания.

-Мы с вами сегодня добывали новые знания. А как в жизни они могут нам пригодиться?

-Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее    арифметическое, по желанию составить задачи и решить их.

Или с.45 №7

Обсуждение.

Восприятие  сведений.

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.

VIII. Рефлексия.

Итог урока.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности. Самоуважения.

Посмотрите на карту путешествия. Все этапы  пройдены.

-Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам её достигнуть?

 -А теперь давайте подведем итог.

Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?».  (Проговорить определение, которое по щелчку появляется на слайде.)

-Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?»

Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. (Появляется на слайде по щелчку.)

-А где же применяется данное понятие?»

-Посмотрите на ваши маршрутные листы.

Оцените себя по критериям:

- больше зелёных флажков – за урок оценка «5»

- больше желтых флажков – за урок оценка «4»

- Встаньте, кто получил оценку «5», оценку «4»

- Всем остальным советую дома повторить материал. И завтра на уроке вы обязательно получите оценку.

- Молодцы! Благодарю за урок!

Анализируют деятельность:  обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка деятельности.

Мы узнали, что такое среднее арифметическое»

Ученики дают ответы. Ответы появляются на слайде по щелчку.

Учащиеся видят критерии на слайде.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Приложение 1.

Необходимый  уровень.

Температура воздуха (в градусах)

Первый день наблюдения

17

Второй день наблюдения

15

Третий день наблюдения

12

Четвёртый день наблюдения

18

Пятый день наблюдения

23

Какова средняя температура была в эти дни?

Максимальный уровень.

Купили поросят. Масса двух из них – по 27 кг, трех – по 32 кг и одного – 18 кг. Найдите среднюю массу купленных поросят.

Задание на сообразительность:  (дополнительно)

Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов,  которые нас окружают.

Итак, среднее арифметическое:

  • Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
  • Трамвая и поезда. (Электричка.)
  • Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
  • Туфельки и сапога. (Ботинок.)
  • Пианино и баяна. (Аккордеон.)
  • Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
  • Портфеля и рюкзака. (Ранец.)
  • Носка и чулка. (Гольф.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики"Арифметические Действия над числами" урок 19 программа Школа 2100

Цели урока:– закрепить табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления, отработать вычислительные навыки устного сложения и вычитания в пределах 100;– развивать приёмы умственных ...

Презентация к уроку математики"Арифметические действия над числами" урок 32 программа Школа 2100

Цели урока:1. Продолжить совершенствование вычислительных навыков.2. Развивать умения решать текстовые задачи.3. Развивать интеллектуальные общеучебные умения.4. Развивать умения самостоятельно оценив...

Урок математики "Арифметические действия над числами"

Пояснительная записка Урок  математики  в 4 классе (программа «Школа 2100 ») по теме «Арифметические действия с многозначными числами» рассчитан на проведение с использованием сре...

Презентация к уроку математики "Арифметические действия над числами. Решение простых задач на умножение и деление."

Урок математики в 3 классе, ОС "2100". На уроке используются различные этапы работы над задачей, обучение решению способом составления уравнения....

Конспект урока математики "Арифметические действия над числами. Решение простых задач на умножение и деление."

3 класс, ОС "2100": этапы работы над задачей. решение способом составления уравнения....

Презентация к уроку математики "Арифметический диктант"

Арифметический диктант по математики для учащихся 3 класса...