Тема «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Якубсон Светлана Викторовна

Уок знакомства с геометрическими понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_tochka._krivaya_liniya.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

Урок математики в 1  классе.

Тема: «Точка. Кривая линия.

Прямая линия. Отрезок. Луч»

Автор: Якубсон Светлана Викторовна

учитель начальных классов МКОУ НОШ с. Ленинское

с.. Ленинское, 2016 г

Тип урока

урок открытия нового знания

Тема урока

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

Цели урока

1. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами: точкой, прямой линией, кривой линией, отрезком, лучом. Выяснить, какие свойства имеет прямая линия, отрезок, луч. Находить сходство и различие данных геометрических фигур.

 2.Развивать математическую речь, пространственное мышление, восприятие, зрительно- моторную координацию, умение строить рассуждения.

3.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД

 Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные

-считать различные объекты,

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, кривая линия, прямая, отрезок, луч);

-находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

-чертить прямую, отрезок, с помощью  линейки.

Оборудование. Компьютер,  медиапроектор,  презентация в  Power Point, линейки,нитки, у каждого ученика разрезные цифры.

Сценарий урока


Этапы урока. Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент.

Личностные

-возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

 Проверьте готовность к уроку, чтобы все у вас было готово к уроку

Что пригодится для успешной работы? Проверьте, пожалуйста, как расположены на парте  учебник, тетрадь,  пенал

Обучающиеся высказывают свои предположения; проверят свою готовность к уроку; объясняют, почему важен порядок на рабочем месте.

Устный счет

        1.        Счёт в пределах 10.

Откройте раздаточный материал

–        Посчитайте от 1 до 10 «цепочкой» хором

–        Посчитайте от 10 до 0 «цепочкой».

–        Посчитайте от 9 до 5; от 8 до 4; от 7 до 3; от 6 до 2; от 5 до 1.

–        Покажите цифру 5, 3, 2 Назовите соседей числа 5, 3, 2. Назовите предыдущее числу 5,8 , 6. Назовите последующее числу 5,8 , 6 Какое число больше 5 или 4? Какое число меньше 5 или 6?

2. - С какими числами мы уже познакомились?

 Игра «Засели домики».

- Вспомним состав числа 4 и5 

Запишите через клеточку номера прямых линий, а затем правее, номера кривых линий.

4

3

2

1

2

1

3

- Для чего нужно знать состав числа?

(чтобы без ошибок решать примеры)

3.К нам на урок пришел Незнайка. Он решил научиться правильно решать примеры. Помогите ему найти ошибки

 3-1=4           4-1=5          3+1=5

2+1=3           1+1=2        2-1=1

4.) Счет предметов. Рисунок курочки

- Сейчас проведем  игру «Курочка». Посмотрите, цыплятки стали клевать зернышки. Вы должны показать  цифру, сколько цыплята склевали зернышек. Выходит первый цыпленок, который  с простым карандашом в руке стучит по столу .Я читаю стихотворение:

- Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки, желтые цыплятки (ребенок с простым карандашом в руке стучит по столу …. раз в пределах 10. - Молодцы! Умнички! 3 ученика по очереди у доски

- Назовите правила счета. Закройте раздаточный материал

  Физминутка « Вместе весело шагать»

Почему это важно?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Выполняют счет предметов, анализируют, обобщают, составляют выражения к рисунку, повторяют состав числа 4,5, сравнивают, делают выводы.

Выполняют танцевальные движения под музыку

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Предметные:

-вести счет предметов; составлять выражения по рисунку; повторить состав 5

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Личностные

-фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учебного действия.

3. Самоопределение к деятельности.

- Назовите  фигуры, которые вы сейчас рассматрели? (круг, квадрат. треугольник). Как их можно сказать по- другому?  На доске

- А где мы часто встречаемся с этими фигурами? ( в математике)

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок: урок-путешествие в математическую страну, название которой вы прочитаете на воротах этого города. (Слайд). – Кто сможет прочитать? - Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг, треугольник, квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями этой страны.

 

Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации.

Высказывают свои ответы

  1. Выявление места и причины затруднений - постановка учебной задачи.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

. Какую учебную задачу вы должны для себя поставить?

Практическая работа 1: Понятие «точка».

- У каждого из вас, на парте лежат  нитки. Натяните ее .Какая она ? ( прямая )

 Ответься на мой вопрос « А имеет прямая начало и конец?» Нет.

 Без начала и без края

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдёшь конца пути.

А сейчас попробуйте из прямой линии сделать кривую. Молодцы.

 Следующее задание: на одном конце завяжите  узелок. Это в математике называется точка. А конец есть у веревочки? Нет, это в математике называется луч. Завяжите на  узелок на другом конце нитки.  Это в математике называется отрезок. Подумайте,  что мы можем назвать отрезком? Эта фигура, которая имеет начало и конец. Молодцы.

Выявляют и фиксируют во внешней речи конкретные знания и умения, которых недостает для решения исходной задачи

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

ФК

 Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

-Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? (точка, прямая линия, кривая линия, луч, отрезок)

 Работа в парах.

Повернитесь друг к другу и попробуйте через одну точку  провести прямые. Сколько у вас их получилось? А может получиться больше? Подумайте, сколько через одну линию можно провести линий? Много

Выполняют движения

В коммуникативной форме уточняют тему урока, ставят цель, составляют план достижения цели.

  1. Реализация  построенного проекта – открытие нового знания.

Предметные:

-знакомство с прямой линией, отрезком, лучом; находить сходство и различие прямой, отрезка и луча

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей)

Приготовьте линейки, карандаши.

Работа в парах. Откройте  рабочую тетрадь на стр.15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить, посоветуйтесь в парах. Запишите через клеточку номера прямых линий, а затем правее, номера кривых линий.

Наблюдают.

 Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

 Высказывают предположения.

Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Предметные:

-знать свойства прямой линии, отрезка, луча.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей)

- Выполните следующее задание.

- Посоветуйтесь в парах и ответьте на вопрос: сколько прямых линий можно провести через две точки? (одну)

Проведите линию с помощью карандаши и линейки.

- Посоветуйтесь в парах: сколько кривых линий можно провести через две точки? (Много)

Наблюдают.

 Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

 Высказывают предположения.

Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Предметные:

- -знать свойства прямой линии, отрезка, луча; уметь различать геометрические фигуры (прямую линию, кривую линию, отрезок, луч)

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного; осуществлять самоконтроль.

Личностные

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей)

Учебник, стр.40. Рассмотрите нарисованные линии.

Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику.  

Поставьте две точки, соедините их по линейке, что получилось?.Проверьте по учебнику.

Начертите луч. Проверьте.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку по учебнику.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Что нового узнали о линиях?

- Где в жизни встречаются прямые, кривые линии?

- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»:

зеленый – поняли новый материал, урок понравился;

желтый – поняли новый материал, но испытывали трудности;

красный – ничего не поняли.

7. Подведение итогов урока.

- Жители страны Геометрии благодарят вас за дружбу с ними, за  активную работу на уроке.

Анализируют,  фиксируют новое содержание, изученное на уроке

.

Проводят самооценку собственной учебной деятельности.

 Соотносят цель и результат, намечают дальнейшие цели деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок".

Урок математики в 3 классе, в рамках которого учащиеся знакомятся с понятиями «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок»; учатся различать и строить прямые и кривые линии; продолжают работу по...

Презентация к уроку математики в 1 классе на тему «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

Цели урока:1. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами: точкой, прямой линией, кривой линией, отрезком, лучом. Выяснить, какие свойства имеет прямая линия, отрезок, луч. Находить сходство ...

Технологическая карта урока математики 1 класс. Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».Планируемые результаты:предметны...

Конспект урока по математике на тему «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

Конспект урока математики в 1 классе по УМК "Школа России"...