Рабочая программа по курсу математика "Любознайка"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Шамаева Ольга Радионовна

Рабочая программа по курсу математика "Любознайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_pk_3_klass_shamaeva_o._r._matematika_2014-2015.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Любознайка» (математика)

 

Класс __3_____________________________________________________________________        

Учитель __________________Шамаева Ольга Радионовна

Планирование составлено на основе  рабочей программы   авторской программы  учителя начальных классов Галкаевой Р.Р. https://edu.tatar.ru/l-gorsk/gym11/page1633124.htm

 

                                                                                    Утверждаю ______

Методист платных курсов

                                                                                                               ________Г. И. Серегина

«___  »___________2014г.

Пояснительная записка

Программа  платных курсов по математике «Любознайка» для 3 класса соответствует:      

  • требованиям федерального компонента нового государственного стандарта начального образования
  • авторской программы  учителя начальных классов Галкаевой Р.Р. https://edu.tatar.ru/l-gorsk/gym11/page1633124.htm

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
 
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы курса  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

 Цель программы: развивать математический образ мышления.
 Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.
Количество учебных часов

На реализацию образовательной программы отводится 8 часов  в месяц.

Режим занятий – 2 занятия в неделю.

Продолжительность занятий: 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  •   индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  •   фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  •  групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  •   коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

-простое наблюдение,

-проведение математических игр,

-опросники,

-анкетирование

-психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса     являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

-занятия-конкурсы на повторение практических умений,

-занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

-самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

-участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

-результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

-активность,

-аккуратность,

-творческий подход к знаниям,

-степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

-игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

-собеседования (индивидуальное и групповое),

-опросников, 

-тестирования,

-проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Содержание программы

1.Математика – царица наук.-    2 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 2час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 2час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 2час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 4час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 2час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.-  2 час

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 2 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

 2 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 2час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Математика для любознательны» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Материальные ресурсы: 

  • компьютер;
  • электронная доска;
  • мультимедийное оборудование;
  • принтер;
  • интерактивная доска;
  • музыкальный центр с аудиозаписями,
  • стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

   Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

Методист платных курсов

 «___»____________2014 г.

Календарно – тематическое планирование курса «Любознайка»

3 класс по математике

 Учитель: Шамаева Ольга Радионовна

Наименование тем курса

Количество часов

Виды деятельности

Форма контроля

НОЯБРЬ

1.

2.

 Вводное занятие «Математика – царица наук»

2

Определение интересов, склонностей учащихся.

3.

4.

  Как люди научились считать.

2

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

5.

6.

  Интересные приемы устного счёта.

2

устный счёт

математический диктант

7.

8.

  Решение занимательных задач в стихах.

2

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

ЯНВАРЬ

9.

10.

11.

12.

  Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

4

работа с алгоритмами

тестирование

13.

14.

  Учимся отгадывать ребусы.

2

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

15.

16.

  Числа-великаны. Коллективный счёт.

2

решение теста -кроссворда

проверочный тест

ФЕВРАЛЬ

17.

18.

  Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

2

работа с алгоритмом

контрольный тест

19.

20.

  Решение ребусов и логических задач.

2

самостоятельная работа

мини-олимпиада

21.

22.

  Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

составление схем, диаграмм

тестирование

23.

24.

  Загадки- смекалки.

2

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

МАРТ

25.

  Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

тест

26.

  Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

27.

  Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

28.

 Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

29.

  «Газета любознательных».

2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

30.

 Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

31.

 Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

АПРЕЛЬ

32.

 Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

33.

  Школьная олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

34.

  Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

35.

 Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

36.

  Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

тестирование

37.

 Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

тестирование

38.

 Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа

тестирование

39.

 Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

40.

 Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

41.

 Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

42.

 Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

43.

 Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

тест

44.

 Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

тестирование

45.

 Математический КВН

1

работа в группах

школьная олимпиада

46.

  Круглый стол «Подведем итоги»

2

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

 

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

                                                                                                  Утверждаю ______

Методист платных курсов

                                                                                                               ________Г. И. Серегина

«___  »___________2014г.

Программа платных курсов по математике

3 «Г» класс

«Любознайка»

Составила: учитель начальных классов Шамаева О.Р.

2014-2015 уч. г.

г.Когалым 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...