Статья "Приёмы осмысленного запоминания у учащихся начальной школы"
статья по математике на тему


Предварительный просмотр:

Приёмы осмысленного запоминания у учащихся начальной школы

Крынина Светлана Ивановна, учитель начальных классов МБОУСОШ № 50 г. Воронежа

Зубкова Наталия Ивановна, учитель начальных классов  МБОУСОШ № 50 г. Воронежа

"Предмет математики настолько серьезен,

что полезно, не упускать случая

сделать его немного занимательным "

Б.Паскаль.

Актуальность данной работы заключается в том, что трудно переоценить значение памяти в жизни человека. Как часто мы слышим от учеников на уроке: «Я забыл ...», «Не запоминается...», «Не могу вспомнить». А ведь память во многом определяет способность человека к обучению. Помнить - значит успешно справляться сразу с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Необходимо учитывать, что человеческая память избирательна - мозг отбирает, сортирует и хранит наиболее важную и интересную для человека информацию.

И самым подходящим и возможно результативным подходом в обучении, соответствующем требованиям ФГОС является деятельностный метод.

Значение деятельности и реализации деятельностного подхода в обучении коротко можно объяснить на примере следующей фразы:

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю!»

Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно запоминают они интересный материал. Интерес выражает стремление человека познать какой-либо предмет или явление. Переживание интереса к предмету всегда связано с ожиданием чего-то нового в процессе познания этого предмета.

Память является одним из основных свойств личности. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы, присуще абсолютно всем людям, называют ассоциациями. Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, знакомые и незнакомые слова, метафоры, имена и так далее. Этот приём называется поиском опорного пункта.

Факторы, влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте.

Задания, предлагаемые учащимся, должны отвечать следующим требованиям:

1. Текст задания должен иметь занимательный или игровой характер. Высоко оценивая роль занимательного материала в учебном процессе, Т. И. Шамова писала: "Занимательность является первоначальным толчком познавательного интереса, служит опорой эмоциональной памяти, средством запоминания, особенно трудных разделов учебного курса, иногда своеобразной разрядкой напряжённой обстановки на уроке ".

Примером может служить стихотворное и иллюстративное  сопровождение при изучении геометрических понятий.

Отрезок

В строчке я возьму  две точки

И дорожку проложу.

По линейке аккуратно

Я отрезок провожу

 ●      https://img04.rl0.ru/a0e15623c71acf02dc38d2cbfd5dc479/c65x107/smayli.ru/data/smiles/detia-118.gif                                                  ●                                                                                                                                                        

Луч

Из точки линия бежит

 И убегает прочь.

Она на плоскости лежит.

Зовём её мы луч.

 ●         https://img01.rl0.ru/c253b1865c6999bf3fd3c06a6e87cc40/c365x375/www.cheboksary.ru/images/34356.jpg                                                                                                                                                                         

Точка

Капли на асфальте,

Звёзды в высоте -

Это просто точки

В тетради на листе.

Прямая

 Без начала и конца

Нарисую линию.

 Вот такого образца -

Длинную- предлинную.

https://img04.rl0.ru/1a76634ab5981a3c57456306d41a7718/c1280x960/oboik.ru/1280-960-100-uploads/11_05_2013/view/201209/oboik.ru_20407.jpg

Квадрат

У него углов -  4,

И  4  стороны,

И вершин всего 4.

И все стороны равны.

https://img04.rl0.ru/ea297a87d3ff0d96df5598cb1fa7feeb/c640x468/sarapulmama.ru/wp-content/uploads/2012/08/hitryie-predmetyi-Kvadrat.jpg

Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно запоминают они интересный материал. Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид.

Интерес и всё то, что вызывает, поддерживает его, например, показ иллюстраций, демонстрация опыта на уроке и так далее, являются мощным ориентировочным подкреплением, содействующим выработке и укреплению временных связей. Этим и объясняется положительная роль интереса в учебной работе школьников и, в частности, его большое значение в запоминании учебного материала.

   

Пример забавного задания на внимательность: «Сложите все числа, из которых состоит человечек, и узнаете, сколько ему лет».

С психологической и психофизиологической точки зрения при этом включаются в работу, прежде всего самые высшие системно-вербальные уровни памяти учащихся и системы активизации мозга. Это является решающим условием, как дальнейшего развития самых высших уровней памяти, так и приобретения прочных знаний.

Так, для активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать следующие задания, размещённые на интерактивной доске с использованием функции перетаскивания объектов и функцией замены числового условия в шаблоне:

https://img03.rl0.ru/fad7bd581afd9819eda371baeeab81f7/c482x362/www.uchportal.ru/_ld/291/07273673.jpghttps://img07.rl0.ru/0c4c4b22a80388318c9f699e3c371b56/c960x720/bigslide.ru/images/5/4465/960/img9.jpghttps://img05.rl0.ru/c1edc2d955f140574f44f643dceccef2/c1286x937/fashionblog4fall.info/photo/56b3c2718b302.jpg

В соответствии с требованиями ФГОС  проектная методика является в настоящее время одной из самых популярных и актуальных среди современных технологий. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. Школьники получают возможность осуществлять творческую работу, самостоятельно добывать информацию. При выполнении проекта происходит непроизвольное запоминание явлений и процессов.

Проектная деятельность начинается на уроке и продолжается во внеурочное время. Работая над проектом, ученики вкладывают в него полученные знания и умения, свою душу. Знания, добытые собственными силами, остаются в памяти надолго.

В начальной школе необходимо готовить  детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

  1. Запомни двузначные числа.
  2. Запомни математические термины.

Упражнение. .Прочитайте внимательно 10 пар слов, запомните их, затем напишите у первого слова парное второе:

прямоугольник – сторона

площадь – квадрат

тонна – масса

дробь – деление

час – время

цифра – число

плюс – сумма

куб – объем

метр – длина

задача – ответ

деление –

плюс –

ответ –

длина –

сторона –

масса –

час –

объем –

число –

квадрат –

Задание представлено на интердоске с использованием функции «Шторка»

  1. Цепочка слов.
  2.  Рисуем по памяти узоры.
  3.  Запомни и воспроизведи рисунки

Упражнение. Посмотрите в течение 5 секунд на нарисованные фигуры и постарайтесь запомнить их порядок и воспроизведите их у себя на листе бумаги:

  1.  Зрительные диктанты
  2.  Слуховые диктанты

Упражнение . Учитель три раза читает слова: время, путь, центнер, минута, скорость, грамм, миллиметр.

Письменно ответить на вопросы:

  1. Запиши единицы измерения массы, прозвучавшие в этом списке. Как они связаны между собой?
  2. Составьте формулу, используя слова из списка.
  3. В написании каких слов есть удвоенные буквы?
  4. Слов какого рода здесь больше (мужского, женского, среднего)
  5. Запишите все запомнившиеся слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Положение о творческом объединении учащихся начальной школы "Подсолнушек" (газета начальной школы) МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)

Положение регламентирует деятельность творческого объединения "Подсолнушек" (газета начальной школы) учащихся начальной школы МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)....

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Приёмы осмысленного запоминания у учащихся начальной школы

Приёмы осмысленного запоминания у учащихся начальной школы ...