Плоские и объемные фигуры
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

Лазарева Татьяна Ананьевна

Знакомство детей с объемными телами и их отличием от плоских фигур ,  классификация плоских фигур по различным основаниям. Исползование объемных тел в жизни человека. Что такое грани, ребра, их подсчет. Измерени объема куба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obemnye_figury.docx479.09 КБ
Файл obemnye_figury.docx479.09 КБ
Файл obemnye_figury.docx479.09 КБ

Предварительный просмотр:

"Плоские и объемные фигуры".

Цели занятия:

познакомить детей с объемными телами и их отличием от плоских фигур  продолжать работу по классификации плоских фигур по различным основаниям;

 продолжать формирование вычислительных навыков;

 развивать умение решать текстовые задачи.

развивать навыки сотрудничества,

 воспитывать интерес к предмету.

1. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Настроимся на успешную работу.

 Запишем в тетрадях число.

2. Актуализация знаний.

– Проведем математическую разминку. Как думаете, зачем нам это нужно?

 Отвечайте быстро и точно:

 – Назовите самое маленькое трехзначное число. 100

 – Какое число следует за числом 9999?

 – Увеличьте 99 на 97 (196)

 – Уменьшите 124на 80 (44)

 – Первое слагаемое 60, второе такое же. Найдите сумму. (120)

 – Уменьшите 150 на 60 (90 …

 – Молодцы!

 – Теперь проверим, как вы используете умение хорошо считать.

 На доске записаны числовые выражения:180-80-4        (70+70)-100         (50+30)+70

170-(30+40)        180-(70+2)        140-40+32

        Чтобы размяться в начале урока, как спортсмены.

– О чем надо помнить, решая числовые выражения в два действия?

 Каков будет порядок в выражениях со скобками?        О порядке действий.

 Действие в скобках первое.

– Сколько столбиков видите? (3) Каждый ряд будет решать по одному столбику. Встаньте ученики, чей столбик 1-й, 3-й, 2-й. Можно решить столбик другого ряда при условии, что выполнили свой. Записывайте в тетрадях и находите значения выражений.        Решают.

– Заканчивайте работу. Теперь проверим, называйте результаты каждого выражения, а я буду прикреплять их на доску в ряд. Если вы все вычислили верно, у нас получится слово, (на карточках с ответами написаны буквы). Прочитайте, что за слово получилось.        Называют ответы.

96        40        150        100        108        132

Ф        и        г        у        р        ы

        Фигуры.

– Что вы знаете о значении этого слова? Что называют фигурой?

Показываю шахматные фигуры, геометрические.        

Тело человека (стройная, красивая фигура).

 Шахматная фигура, геометрическая.

Не случайно появилось это слово на доске.

 Можно предположить, что тема урока связана с фигурами?

 – Как вы думаете, о каких фигурах мы будем говорить?

О геометрических.

2.Актуализация новых знаний.

Вспомните и назовите геометрические фигуры

Скажите. сколько углов, вершин, сторон  у прямоугольника? Треугольника? Квадрата?  Как можно назвать все эти фигуры?  ( Многоугольники).

  3. Открытие нового. (Коллективная работа)

Можно ли эти фигуры назвать многоугольниками?   (Да)     

  Но чем они отличаются от тех, которые вы видите на доске?                                                                                                                          

D:\таня\объемные и плос.ф\geometric_shapes_pictures_1.jpg

Из чего они состоят поверхности фигур? (Поверхность фигур состоит из многоугольников).

 

Из чего они состоят? (Поверхность фигур состоит из многоугольников).

В математике поверхность называют гранью.

Давайте посчитаем.  сколько граней у куба, 6.

Из каких фигур состоят грани куба? Квадратов.

У параллелепипеда сколько граней? 6

Из каких фигур состоят грани параллелепипеда? Прямоугольников.

У конуса? 4

Из каких фигур состоят грани конуса? Треугольников.

Посчитаем вершины у фигур

Посчитаем ребра у фигур.

Есть видимые ребра, которые мы видим (показывает учитель) и невидимые – мы их не видим (показывает педагог)
Чем отличаются плоские фигуры от объемных?

У плоских фигур измеряем только длину и ширину, а у объемных кроме длины , ширины  еще и высоту. И благодаря этому их используют в жизни для сыпучих и жидких веществ.  и даже газ .

4..Первичное закрепление                                                                                   

Составление опорной схемы

Давайте ещё раз повторим понятия, с которыми познакомились. (Проговариваем вместе).

Многогранник состоит из многоугольников. Их называют гранями. Это могут быть квадраты, треугольники, прямоугольники и т.д. Кроме граней у многогранников есть рёбра и вершины.

Молодцы

Продолжим работу.

- Сейчас мы с Вами поиграем в игру. Я достаю из мешочка предметы, а вы называете,  какую форму объёмных фигур они имеют:

Яблоко                      Кружка

Карандаш                 Батарейка

Коробка                    

Мяч

Кастрюля

Книга

А сейчас посмотрим на слайд и скажем, на какие фигуры похожи данные рисунки.

5.Физминутка (под космическую музыку).

Конструирование геометрических абстракций. (Развитие воображения, пространственного мышления, смена статической позы, снятие мышечного напряжения.)

-Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.(Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)

-А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

-Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.

-Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!

6. Фронтальная  работа.

Чертим куб. Я научу вас как это сделать. Нарисовали квадрат со стороной 2см. находим центр его. Нарисуем еще такой же квадрат. А теперь соединяем вершины. Получился куб. Кроме граней, ребер и вершин у куба еще есть  длина, ширина и высота (показывает педагог).         Чему они равны? 2см.

Используя эти данные,  мы можем измерить объем фигур. V=aaa=2*2*2=8cм3.

Единицами измерения объема служат:

 а) стандартные единицы длины в кубе:

 1 см3 = 1 000 мм3

 1 дм3 = 1 000 см3 = 1 000 000 мм3

 1 м3 = 1 000 дм3 = 1 000 000 см3 — 1 000 000 000 мм3

 1 км3 — 1 000 000 000 м3

 б) специальная единица объема (литр):

 1 л = 1 дм3 = 1 000 см3.

Формула для расчета объема прямоугольного параллелепипеда:

V = a * b * c

где а — длина, Ь — ширина, с — высота.

7. Самостоятельная  работа

Найти  V прямоугольного параллелепипеда(V=abc)

– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры?

Проверка по эталону.

  8. Итог урока. Рефлексия.

D:\таня\объемные и плос.ф\ploskiie-i-obiomnyie-fighury_8.png

 – Что нового о фигурах вы узнали на этом уроке?

1-я ступенька – я не понял новое знание, ничего не запомнил, у меня осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у меня остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – я хорошо усвоил новое знание и могу его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не

допустил

 



Предварительный просмотр:

"Плоские и объемные фигуры".

Цели занятия:

познакомить детей с объемными телами и их отличием от плоских фигур  продолжать работу по классификации плоских фигур по различным основаниям;

 продолжать формирование вычислительных навыков;

 развивать умение решать текстовые задачи.

развивать навыки сотрудничества,

 воспитывать интерес к предмету.

1. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Настроимся на успешную работу.

 Запишем в тетрадях число.

2. Актуализация знаний.

– Проведем математическую разминку. Как думаете, зачем нам это нужно?

 Отвечайте быстро и точно:

 – Назовите самое маленькое трехзначное число. 100

 – Какое число следует за числом 9999?

 – Увеличьте 99 на 97 (196)

 – Уменьшите 124на 80 (44)

 – Первое слагаемое 60, второе такое же. Найдите сумму. (120)

 – Уменьшите 150 на 60 (90 …

 – Молодцы!

 – Теперь проверим, как вы используете умение хорошо считать.

 На доске записаны числовые выражения:180-80-4        (70+70)-100         (50+30)+70

170-(30+40)        180-(70+2)        140-40+32

        Чтобы размяться в начале урока, как спортсмены.

– О чем надо помнить, решая числовые выражения в два действия?

 Каков будет порядок в выражениях со скобками?        О порядке действий.

 Действие в скобках первое.

– Сколько столбиков видите? (3) Каждый ряд будет решать по одному столбику. Встаньте ученики, чей столбик 1-й, 3-й, 2-й. Можно решить столбик другого ряда при условии, что выполнили свой. Записывайте в тетрадях и находите значения выражений.        Решают.

– Заканчивайте работу. Теперь проверим, называйте результаты каждого выражения, а я буду прикреплять их на доску в ряд. Если вы все вычислили верно, у нас получится слово, (на карточках с ответами написаны буквы). Прочитайте, что за слово получилось.        Называют ответы.

96        40        150        100        108        132

Ф        и        г        у        р        ы

        Фигуры.

– Что вы знаете о значении этого слова? Что называют фигурой?

Показываю шахматные фигуры, геометрические.        

Тело человека (стройная, красивая фигура).

 Шахматная фигура, геометрическая.

Не случайно появилось это слово на доске.

 Можно предположить, что тема урока связана с фигурами?

 – Как вы думаете, о каких фигурах мы будем говорить?

О геометрических.

2.Актуализация новых знаний.

Вспомните и назовите геометрические фигуры

Скажите. сколько углов, вершин, сторон  у прямоугольника? Треугольника? Квадрата?  Как можно назвать все эти фигуры?  ( Многоугольники).

  3. Открытие нового. (Коллективная работа)

Можно ли эти фигуры назвать многоугольниками?   (Да)     

  Но чем они отличаются от тех, которые вы видите на доске?                                                                                                                          

D:\таня\объемные и плос.ф\geometric_shapes_pictures_1.jpg

Из чего они состоят поверхности фигур? (Поверхность фигур состоит из многоугольников).

 

Из чего они состоят? (Поверхность фигур состоит из многоугольников).

В математике поверхность называют гранью.

Давайте посчитаем.  сколько граней у куба, 6.

Из каких фигур состоят грани куба? Квадратов.

У параллелепипеда сколько граней? 6

Из каких фигур состоят грани параллелепипеда? Прямоугольников.

У конуса? 4

Из каких фигур состоят грани конуса? Треугольников.

Посчитаем вершины у фигур

Посчитаем ребра у фигур.

Есть видимые ребра, которые мы видим (показывает учитель) и невидимые – мы их не видим (показывает педагог)
Чем отличаются плоские фигуры от объемных?

У плоских фигур измеряем только длину и ширину, а у объемных кроме длины , ширины  еще и высоту. И благодаря этому их используют в жизни для сыпучих и жидких веществ.  и даже газ .

4..Первичное закрепление                                                                                   

Составление опорной схемы

Давайте ещё раз повторим понятия, с которыми познакомились. (Проговариваем вместе).

Многогранник состоит из многоугольников. Их называют гранями. Это могут быть квадраты, треугольники, прямоугольники и т.д. Кроме граней у многогранников есть рёбра и вершины.

Молодцы

Продолжим работу.

- Сейчас мы с Вами поиграем в игру. Я достаю из мешочка предметы, а вы называете,  какую форму объёмных фигур они имеют:

Яблоко                      Кружка

Карандаш                 Батарейка

Коробка                    

Мяч

Кастрюля

Книга

А сейчас посмотрим на слайд и скажем, на какие фигуры похожи данные рисунки.

5.Физминутка (под космическую музыку).

Конструирование геометрических абстракций. (Развитие воображения, пространственного мышления, смена статической позы, снятие мышечного напряжения.)

-Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.(Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)

-А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

-Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.

-Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!

6. Фронтальная  работа.

Чертим куб. Я научу вас как это сделать. Нарисовали квадрат со стороной 2см. находим центр его. Нарисуем еще такой же квадрат. А теперь соединяем вершины. Получился куб. Кроме граней, ребер и вершин у куба еще есть  длина, ширина и высота (показывает педагог).         Чему они равны? 2см.

Используя эти данные,  мы можем измерить объем фигур. V=aaa=2*2*2=8cм3.

Единицами измерения объема служат:

 а) стандартные единицы длины в кубе:

 1 см3 = 1 000 мм3

 1 дм3 = 1 000 см3 = 1 000 000 мм3

 1 м3 = 1 000 дм3 = 1 000 000 см3 — 1 000 000 000 мм3

 1 км3 — 1 000 000 000 м3

 б) специальная единица объема (литр):

 1 л = 1 дм3 = 1 000 см3.

Формула для расчета объема прямоугольного параллелепипеда:

V = a * b * c

где а — длина, Ь — ширина, с — высота.

7. Самостоятельная  работа

Найти  V прямоугольного параллелепипеда(V=abc)

– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры?

Проверка по эталону.

  8. Итог урока. Рефлексия.

D:\таня\объемные и плос.ф\ploskiie-i-obiomnyie-fighury_8.png

 – Что нового о фигурах вы узнали на этом уроке?

1-я ступенька – я не понял новое знание, ничего не запомнил, у меня осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у меня остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – я хорошо усвоил новое знание и могу его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не

допустил

 



Предварительный просмотр:

"Плоские и объемные фигуры".

Цели занятия:

познакомить детей с объемными телами и их отличием от плоских фигур  продолжать работу по классификации плоских фигур по различным основаниям;

 продолжать формирование вычислительных навыков;

 развивать умение решать текстовые задачи.

развивать навыки сотрудничества,

 воспитывать интерес к предмету.

1. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Настроимся на успешную работу.

 Запишем в тетрадях число.

2. Актуализация знаний.

– Проведем математическую разминку. Как думаете, зачем нам это нужно?

 Отвечайте быстро и точно:

 – Назовите самое маленькое трехзначное число. 100

 – Какое число следует за числом 9999?

 – Увеличьте 99 на 97 (196)

 – Уменьшите 124на 80 (44)

 – Первое слагаемое 60, второе такое же. Найдите сумму. (120)

 – Уменьшите 150 на 60 (90 …

 – Молодцы!

 – Теперь проверим, как вы используете умение хорошо считать.

 На доске записаны числовые выражения:180-80-4        (70+70)-100         (50+30)+70

170-(30+40)        180-(70+2)        140-40+32

        Чтобы размяться в начале урока, как спортсмены.

– О чем надо помнить, решая числовые выражения в два действия?

 Каков будет порядок в выражениях со скобками?        О порядке действий.

 Действие в скобках первое.

– Сколько столбиков видите? (3) Каждый ряд будет решать по одному столбику. Встаньте ученики, чей столбик 1-й, 3-й, 2-й. Можно решить столбик другого ряда при условии, что выполнили свой. Записывайте в тетрадях и находите значения выражений.        Решают.

– Заканчивайте работу. Теперь проверим, называйте результаты каждого выражения, а я буду прикреплять их на доску в ряд. Если вы все вычислили верно, у нас получится слово, (на карточках с ответами написаны буквы). Прочитайте, что за слово получилось.        Называют ответы.

96        40        150        100        108        132

Ф        и        г        у        р        ы

        Фигуры.

– Что вы знаете о значении этого слова? Что называют фигурой?

Показываю шахматные фигуры, геометрические.        

Тело человека (стройная, красивая фигура).

 Шахматная фигура, геометрическая.

Не случайно появилось это слово на доске.

 Можно предположить, что тема урока связана с фигурами?

 – Как вы думаете, о каких фигурах мы будем говорить?

О геометрических.

2.Актуализация новых знаний.

Вспомните и назовите геометрические фигуры

Скажите. сколько углов, вершин, сторон  у прямоугольника? Треугольника? Квадрата?  Как можно назвать все эти фигуры?  ( Многоугольники).

  3. Открытие нового. (Коллективная работа)

Можно ли эти фигуры назвать многоугольниками?   (Да)     

  Но чем они отличаются от тех, которые вы видите на доске?                                                                                                                          

D:\таня\объемные и плос.ф\geometric_shapes_pictures_1.jpg

Из чего они состоят поверхности фигур? (Поверхность фигур состоит из многоугольников).

 

Из чего они состоят? (Поверхность фигур состоит из многоугольников).

В математике поверхность называют гранью.

Давайте посчитаем.  сколько граней у куба, 6.

Из каких фигур состоят грани куба? Квадратов.

У параллелепипеда сколько граней? 6

Из каких фигур состоят грани параллелепипеда? Прямоугольников.

У конуса? 4

Из каких фигур состоят грани конуса? Треугольников.

Посчитаем вершины у фигур

Посчитаем ребра у фигур.

Есть видимые ребра, которые мы видим (показывает учитель) и невидимые – мы их не видим (показывает педагог)
Чем отличаются плоские фигуры от объемных?

У плоских фигур измеряем только длину и ширину, а у объемных кроме длины , ширины  еще и высоту. И благодаря этому их используют в жизни для сыпучих и жидких веществ.  и даже газ .

4..Первичное закрепление                                                                                   

Составление опорной схемы

Давайте ещё раз повторим понятия, с которыми познакомились. (Проговариваем вместе).

Многогранник состоит из многоугольников. Их называют гранями. Это могут быть квадраты, треугольники, прямоугольники и т.д. Кроме граней у многогранников есть рёбра и вершины.

Молодцы

Продолжим работу.

- Сейчас мы с Вами поиграем в игру. Я достаю из мешочка предметы, а вы называете,  какую форму объёмных фигур они имеют:

Яблоко                      Кружка

Карандаш                 Батарейка

Коробка                    

Мяч

Кастрюля

Книга

А сейчас посмотрим на слайд и скажем, на какие фигуры похожи данные рисунки.

5.Физминутка (под космическую музыку).

Конструирование геометрических абстракций. (Развитие воображения, пространственного мышления, смена статической позы, снятие мышечного напряжения.)

-Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.(Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)

-А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

-Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.

-Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!

6. Фронтальная  работа.

Чертим куб. Я научу вас как это сделать. Нарисовали квадрат со стороной 2см. находим центр его. Нарисуем еще такой же квадрат. А теперь соединяем вершины. Получился куб. Кроме граней, ребер и вершин у куба еще есть  длина, ширина и высота (показывает педагог).         Чему они равны? 2см.

Используя эти данные,  мы можем измерить объем фигур. V=aaa=2*2*2=8cм3.

Единицами измерения объема служат:

 а) стандартные единицы длины в кубе:

 1 см3 = 1 000 мм3

 1 дм3 = 1 000 см3 = 1 000 000 мм3

 1 м3 = 1 000 дм3 = 1 000 000 см3 — 1 000 000 000 мм3

 1 км3 — 1 000 000 000 м3

 б) специальная единица объема (литр):

 1 л = 1 дм3 = 1 000 см3.

Формула для расчета объема прямоугольного параллелепипеда:

V = a * b * c

где а — длина, Ь — ширина, с — высота.

7. Самостоятельная  работа

Найти  V прямоугольного параллелепипеда(V=abc)

– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры?

Проверка по эталону.

  8. Итог урока. Рефлексия.

D:\таня\объемные и плос.ф\ploskiie-i-obiomnyie-fighury_8.png

 – Что нового о фигурах вы узнали на этом уроке?

1-я ступенька – я не понял новое знание, ничего не запомнил, у меня осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у меня остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – я хорошо усвоил новое знание и могу его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не

допустил

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Плоские и объемные фигуры" (2 класс). Образовательная система "Школа 2100".

Урок  был проведен на областном семинаре "Получение нового образовательного результата в рамках преемственности между начальной и основной школой" (на примере ОС "Школа 2100") , который проходил ...

урок математики в 2 классе "Геометрические фигуры: плоские и объемные"

Урок содержит технологическую карту и презентацию по данной теме...

Открытый урок по математике "Плоские и объемные фигуры"

Открытый урок по математике по программе "Школа 2100" по теме "Плоские и объемные фигуры". Целью данного урока является знакомство детей с объемными телами и их принципиальными отличиями от плоских фи...

Презентация к мастер-классу "Плоские о объемные фигуры. Куб и его свойства" часть 1

Мастер- класс Плоские и объемные фигуры. Куб и его свойства...

Презентация к мастер-классу "Плоские о объемные фигуры. Куб и его свойства" часть 2

Мастер- класс Плоские и объемные фигуры. Куб и его свойства...

Конспект мастер-класса" Плоские и объемные фигуры. Куб и его свойства"

Мастер- класс"Плоские и объемные фигуры. Куб и его свойства"...

Конспект урока для младших школьников с легкой УО " Плоские и объемные фигуры"

Тема: плоские и объёмные фигуры.Цель: знакомство с  объемными и плоскими геометрическими фигурами.Задачи:             1. Познакомить детей с...