Урок математики "Плоские и объемные фигуры" (2 класс). Образовательная система "Школа 2100".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Кузьмина Марина Владимировна

Урок  был проведен на областном семинаре "Получение нового образовательного результата в рамках преемственности между начальной и основной школой" (на примере ОС "Школа 2100") , который проходил в МОУ "СОШ№51" города Саратова 17 октября 2012 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Плоские и объёмные фигуры»

Урок открытия новых знаний (2 класс)

Образовательная система «Школа 2100»

Кузьмина Марина Владимировна МОУ «СОШ№51» г. Саратов

Основные предметные цели:

  1. Познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур ( число измерений ) на уровне ощущений
  2. Продолжить работу по классификации плоских фигур по различным основаниям
  3. Продолжить формирование представлений о рационализации вычислений на основе изучаемых правил
  4. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения
  5. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения
  6. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки

                                                                                                       Сценарий урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I Актуализация знаний

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Индивидуальные  задания.

-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Настроимся на успешную работу.
-Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Дайте себе установку на успех!

Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1.-самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

4. Фронтальная работа.

– Проведем математическую разминку. Как думаете, зачем нам это нужно?
- Считайте  быстро и точно:

.На доске записаны числовые выражения. Найдите их значения.

13 - 7

3 + 7

8 + 6

16 - 8

18 - 6

7 + 9

– Заканчивайте работу. Теперь проверим, называйте результаты каждого выражения, а я буду прикреплять их на доску в ряд. Если вы все вычислили верно, у нас получится слово, (на карточках с ответами написаны буквы). Прочитайте, что за слово получилось.

6

8

10

12

14

16

Ф

И

Г

У

Р

Ы

Что вы знаете о значении этого слова? Что называют фигурой?

( Показываю шахматные фигуры, геометрические).

- Как вы думаете,  не случайно появилось это слово на доске? О чём будем говорить сегодня на уроке?

– Как вы думаете, о каких фигурах мы будем говорить? Какие фигуры изучаем мы на уроках математики?

На доске появляются слова: ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

и набор плоских фигур, которые можно разбить на группы по нескольким основаниям (по цвету, форме и размеру).

 II  Формулирование нового знания (узнаём новое)

Постановка цели урока
– Итак, мы выяснили, что говорить на уроке будем о геометрических фигурах. А разве вы о них не знаете?

- Значит, какая наша цель будет?

-   Узнать что-то новое о фигурах.

– Внимание на экран ( на экране изображены геометрические фигуры : прямоугольник, квадрат и треугольник).

Коммуникативные

Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях,

возникающих на уроке;

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7. – ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

;

  1. Практическая работа в парах.

Постановка проблемного вопроса

  1. Задание №1 и 2, с.46

  1. Работа с текстом в

оранжевой рамке.

-  Найдите эти фигуры у себя на партах, достаньте из конверта. Как думаете, что мы с ними будем делать?

- Будьте внимательны и аккуратны.  Помогайте друг другу.
– Закончите работу.

– А теперь, ребята, покажите свои рисунки. Что у вас получилось? Оцените результат своих действий.

-  Кто считает, что хорошо справился с заданием?

- Кому нужна помощь?

 - Фигуры заняли определённое место на листе бумаги. Это все те фигуры с которыми мы были знакомы раньше. Как вы думаете,  как называются эти фигуры?

Эти фигуры называются  ПЛОСКИЕ.

Отложите работу на край стола.

-  А теперь посмотрите на эти фигуры КВАДРАТ  И  КУБ, они отличаются друг от друга? (у учителя в руках демонстрационные фигуры).

-  Возьмите в руки такие же фигуры и  разместите на листе бумаги. Что замечаете? (у них есть часть, которая не помещается на листе бумаги)

Ребята самостоятельно формулируют ответ на вопрос: чем отличаются квадрат и куб?

Дети читают текст и сравнивают со своими ответами.

- Подведём итог наших наблюдений. Как же называются фигуры, которые не уместились у нас на столе?

III Формулирование темы урока 

Карточки на доске: ПЛОСКИЕ И ОБЪЁМНЫЕ ФИГУРЫ.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- А теперь отдохнём.

Зарядка для глаз

Рисуй глазами треугольник,

 Потом его переверни вершиной вниз

 И вновь глазами ты по периметру веди.

 Рисуй восьмёрку вертикально.

 Ты головою не крути,

 А лишь глазами осторожно

 Ты вдоль по линиям води.

 И на бочок её клади.

 Теперь следи горизонтально,

 И в центре ты остановись.

 Зажмурься крепко, не ленись

 Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

IV Первичное закрепление                

Работа в парах

Соотнесение реальных объектов и объёмных тел.

– Поучимся различать плоские и объемные фигуры.
Работа с
№3, стр. 47 по верхним рисункам .Игра «Ромашка».    Правила игры:  

1.  Разделимся на две группы. Каждая группа  получает сердцевинку ромашки ( на одной написано «объёмные фигуры», на другой «плоские фигуры») и набор лепестков с названиями геометрических фигур. Вам предстоит одеть ромашку,  прикрепить соответствующие сердцевинке лепестки. Готовую ромашку прикрепить на доске.

       2. Представление работ.

       3. Взаимопроверка.

 - Давайте проверим себя, правильно ли распределили фигуры на двух ромашках?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Ты решил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 - Проведём взаимопроверку, сверяясь с учебником, Просигнальте светофором: верно или неверно выполнена работа.

       4. Вывод. Почему одни фигуры называем плоскими, а другие объёмными? Чем они отличаются друг от друга?

            ПЛОСКИЕ                                      ОБЪЁМНЫЕ

 Можно целиком расположить       Занимают определённое

на плоской поверхности                  пространство над плоской

                                                           поверхностью

! Ребята, объёмные фигуры ещё называют пространственными фигурами или геометрическими телами        

   – Обратите внимание на изображение объемных фигур.

Как показано, что они  «возвышаются» над листом бумаги?

С помощью светотени.

 

Регулятивные

Развиваем умения

1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

ТОУУ

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

.
– Попробуем найти предметы, которым можно дать такое же название, как и объемным фигурам.

– В классе…
Показываю слайды с объемными предметами.
– На какую объемную фигуру похож
Апельсин?

Карандаш?
Коробка?

Колпак?
Стакан?
– Замечательно!

Физкультминутка

Конструирование геометрических абстракций. ( Развитие воображения, пространственного мышления, смена статической позы, снятие мышечного напряжения)

1.Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон, Он большой и гладкий.

  1. Представьте себе, что вы внутри цилиндра. .Похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по его нижнему основанию, а теперь руками по его боковой поверхности.
  2. А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт и он стал выше вас. Допрыгните до его вершины
  3. А теперь перед вами куб – маленькая подарочная коробочка и вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопочку и … сюрприз выскакивает из коробочки!  

 

V  Систематизация  и повторение

Работа в парах и по рядам

Продолжим.
– Поработаем над задачей –
№4 б, стр.47.
Читаем текст, анализируем. Проиллюстрируем текст задачи.

– У доски лежат разные фигуры, выберем нужные.
Сравниваем количество фигур, записываем только решение:

(5 + 4) – 2 =7 (ф)

 - А можно ли решить задачу по-другому? Запишите её решение

 (4 – 2) + 5  = 7 (ф)

Дети самостоятельно составляют выражение к задаче. Затем каждый ряд представляет результаты своей работы. Оцениваем результат совместно.  

– Вы так замечательно, активно работаете, что мне хочется вас удивить, показать вам красоту.
Показ слайдов

Земля. Пирамида. Колонны

– Что изображено?
– На какую объемную фигуру похоже?

Релаксационная пауза для глаз
Я буду показывать листы с цветными объемными фигурами, вы следите за ними только глазами.
Переводите  взгляд с одной фигуры на другую в разных направлениях (сверху вниз, слева направо, по диагонали). И называете эти фигуры.

VI   Итог урока. Рефлексия

Работа с жёлтым полем

– Сколько объемных фигур? Отметьте их карандашом поставьте под ними галочку. Проверьте друг друга. Назовите их.
– Чем похожи оставшиеся фигуры?

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали на этом уроке?

- Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто заслужил сегодня отличную оценку? Согласны?

-  Ребята, вы прекрасно потрудились! Спасибо за активную работу!

-  Урок закончен

VII Предполагаемая домашняя работа

(включающая инвариант и вариант)

№4а,5 стр.47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".

Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100"

Урок русского языка разработан на основе проектной технологии. Он показывает, что данную технологию можно использовать и в учебной деятельности....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Конспект урока русского языка во 2 классе(Образовательная система «Школа 2100» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Текст Урок 24 (20). Тема: Конструирование текстов.

ТекстУрок 24 (20).Тема: Конструирование текстов.Цель:  – развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста)....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

Развернутый конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Образовательная система "2100".

Развернутый конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Образовательная система "2100". Тема урока "Подарки зимы"....