Внеурочное мероприятие "Живая математика"
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Масленникова Галина Ниловна

Раскрывает роль математики в повседневной жизни детей, систематизировать и углубить знания обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie_zhivaya_ma_tematika.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

              МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»

   

     ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

     4 «А»  класс

  Тема:                     «ЖИВАЯ           

                   МАТЕМАТИКА»

 

Форма занятия: групповая        

                                         

                                                         

                                                                                           Подготовила

                                                                     Масленникова Галина Ниловна,

                                                                     учитель начальных классов,

                                                                     высшая квалификационная категория

                                                 

Цели занятия:

Обучающая:

      • показать роль математики в повседневной жизни;

      • систематизировать  и углубить  знания по математике;  

      • активизировать мыслительную деятельность обучающихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
Развивающая:

  • развитие познавательного интереса к математике;
  • развитие логического мышления, быстроты мысли, внимания.

Воспитывающая:

  • воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитывать точность и внимательность при работе.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

-формировать вычислительные навыки;

-совершенствовать  умение решать задачи.

Формируемые УУД:

Познавательные:

-совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания многозначных чисел;

-совершенствовать умение решать текстовые задачи,  работать с  геометрическим материалом

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Используемые технологии:   групповая 

                                                  ИКТ

                                     

                                           ХОД ЗАНЯТИЯ

I.МОТИВАЦИЯ  К  НАЧАЛУ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-  Здравствуйте.

- Садитесь поудобнее.

- Мы приглашаем вас ещё раз перелистать увлекательные  страницы математики.

- Каким вы хотите видеть наше занятие?(интересным...)

- Ребята, что  возьмем с собой в дорогу? (мышление…)

- 1 группа   (дети встают и говорят ) «Квадраты», вторая – «Треугольники»,  3- «Круги.

-  К 4 классу вы значительно расширили свои представления об этих фигурах. Поделитесь своими знаниями.

II. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

                                         КВАДРАТЫ.

1. Квадрат - это прямоугольник с равными сторонами.         

2.   У квадрата все углы прямые.

3. Если длину квадрата  умножить на ширину, получим площадь квадрата.  

4. Периметр квадрата мы тоже  можем вычислить умножением : длину одной стороны умножим на 4.

5.А я знаю, что если один угол отрезать у квадрата, их станет не 3, а 5.  

6.У квадрата есть две диагонали.    

7. Диагонали квадрата равны и пересекаются под прямым углом.  

8.Диагонали делят квадрат на 4 равных треугольника.  

9.Точкой пересечения диагонали квадрата делятся пополам.  

10. Диагонали углы квадрата тоже делят пополам.    

                                             ТРЕУГОЛЬНИКИ.

1.Первое упоминание о треугольнике и его свойствах мы находим в египетских папирусах.  

2. Треугольник –многоугольник, имеющий 3 вершины, 3 угла и 3 стороны.  3.Треугольники бывают прямоугольные,  

     тупоугольные    

     и остроугольные.

4. У треугольника есть Биссектриса -это отрезок любого угла треугольника, соединяющий вершину этого угла с противоположной стороной.  

5.Треугольник достаточно популярен в повседневной жизни: его мы встречаем в виде предупреждающих знаках на дорогах и ещё : все слышали о Бермудском треугольнике.  

6.Треугольник бывает равнобедренным, если две его стороны равны.

7.А если все стороны равны, то он называется РАВНОСТОРОННИЙ.  

8.А если разные  длины сторон - то разносторонний.    

КРУГ.

1. Мои   любимые предметы связаны с кругом: мяч.

    Мои – тоже:  велосипед.  

2. В Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. Величайший  древнегреческий математик  Пифагор, еще не имея доказательств  шарообразности Земли , сказал, что Земля должна иметь форму круга, потому что круг –это идеальная фигура.

3.Границы любого круга – это окружность.

4.У  круга есть радиус .     

5. И ещё диаметр.  

6. А про центр забыли!?  

7. Ребята, для фигур в математике есть отдельное королевство ГЕОМЕТРИЯ. В старших классах  мы в нем побываем более основательно.  

III.  РАЗМИНКА. 

Дети, внимание!  К вам обращается директор школы.

(видеозапись)Здравствуйте.    Я –директор школы.

Вы со мной хорошо знакомы.

 Но не все знают, что я -учитель Математики.

 Вы неплохо  рассказали о некоторых геометрических  фигурах,     а вот числами в математике занимается  АЛГЕБРА.

Послушайте, ребята.  В нашей школе     865    обучающихся.      Их них в начальной школе     384.Педагогический   коллектив составляет  70   учителей. Среди них 10 математиков.

Какие задачи вы можете составить с этими числами?   Справитесь!?

Удачи, ребята.

IV.ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ   В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ.

 Продолжаем, дети.

В школе ребёнок проводит большую часть своего времени. Без школьной столовой нам не обойтись. А. Н., зав. столовой, предлагает нам сегодня следующее меню. Ознакомьтесь, пожалуйста.  (Слайд с меню и у ребят листы на партах)

                               МЕНЮ на        11 ноября     2016 года

Наименование блюда

Цена

ЗАВТРАК

Сырники с сахаром

  27р.  00к.

Бутерброд с вареной колбасой

  12 р. 00к.

Кофейный напиток со сгущённым молоком

   

   8р. 50 к.

              Итого:

      47р.50 к.

ОБЕД

Салат из свежей капусты

   2р.50 к.

Суп с макаронами на курином бульоне

5р. 70 к.

Мясо тушеное с картошкой по домашнему

 19 р. 00 к.

Хлеб

 

 2 р.80 к.

Компот из свежих фруктов

  5 р. 00 к.

Итого:

                35р.00 к.

ПОЛДНИК

 

Плюшка

       

    4 р. 00 к.

Напиток   какао со сгущённым молоком

    9 р.00 к.

Итого:

               13 р.00 к.

                         

                                    МЕНЮ на        11 ноября     2016 года

Наименование

Цена

  БУФЕТ

Котлета в тесте

  24 р. 00к.

Сосиска в тесте

  20 р. 00к.

Пирожок с повидлом

    8р.  00 к.

               

Пирожок со сгущёнкой

  13 р. 00к.

Сок

   18р. 00 к.

Чай

     2р. 00 к.

«Просто чудо»

   15р. 00 к.

«Шокотель»

  31 р. 00 к.

«Обыкновенное чудо»

  24 р. 00 к.

                   Зав.столовой:                                                                      

Представим, что в группе «КВАДРАТ»   30 рублей, у ребят  в группе «Треугольник» - 50 рублей, а ребятам группы «Круг» сегодня родители дали 100 рублей.Что  вы сможете купить в школьной столовой на указанную сумму. Обсудите.

(ответы детей)

     В питании нужно отдавать предпочтение здоровой пище, иначе нам придется очень часто  посещать другой кабинет нашей школы. Сегодня  К. А., наша медсестра,  наша скорая помощь для  болящих  животов, кровоточащих  носов, разбитых коленок  здесь.

К.А.  Здравствуйте.

Дети, медосмотр показал,  что  некоторым ребятам нужно серьезнее относиться к своему здоровью. Что они и делают. Очень радует, что в вашем классе  значительно снизился  рост простудных заболевания.

Я  советую в школе не увлекаться сосисками, горячими пирожками, а предпочтение отдавать    завтракам     и комплексному обеду!

Был измерен     ваш вес, рост. Ознакомьтесь с полученными результатами.

Группа «КВАДРАТЫ»

Класс

Фамилия, имя ребёнка

Рост

Вес

139

29

139

32

140

37

145

32

139

51

153

41

146

32

149

55

139

34

136

28

                                       

                                            Группа «ТРЕУГОЛЬНИКИ»

Класс

Фамилия, имя ребёнка

Рост

Вес

144

34

143

36

149

56

130

28

139

29

148

41

132

24

138

35

140

34

                                                        Группа «КРУГИ»

Класс

Фамилия, имя ребёнка

Рост

Вес

138

45

139

29

132

24

143

32

140

39

133

25

153

47

141

29

149

54

Учитель.  Проанализируйте таблицы. Не называя фамилий одноклассников,  скажите, кто  самый высокий в вашей группе , больше всех весит, а кто меньше всех.

Обсудите.

(ответы детей)

Учитель:   сосчитайте  общий вес в группе «Квадраты»,

                     а общий рост подсчитают «Треугольники»,   а группа «Круг»  определит средний вес школьника. Вы можете воспользоваться калькулятором. 

(ответы детей)

Медсестра: Поднимите руку, кто дома регулярно взвешивается?

                      Кто следит за своим ростом?

Медсестра: Давайте проверим, изменились ли данные с последнего медосмотра?

V.  ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА : взвешивание детей ,  измерение   их роста .

Учитель: Во многих семьях близкие отмечают рост и вес ребёнка  с момента рождения. До годика это делают ежемесячно. У кого дома есть такие альбомы?

                    Теперь вы можете отмечать рост и вес самостоятельно.

VI. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА). 

VII. РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.

 А теперь домашнее задание.  С. Егор побеседовал со своей  бабушкой  о том, как она учила математику.

(видеозапись) 

Ребята, здравствуйте. В школе я очень любила решать задачи. Таблицу умножения помню до сих пор.  Предлагаю вам решить старинную задачу.

«Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.
На сколько обманули продавца?»
Обсудите.

(ответы детей)

 На 25 рублей, точнее на 15 рублей + стоимость шапки.
Продавец получил 10 рублей, а отдал 25 рублей (соседке) и шапку (покупателю).

(По легенде, эта  мудрая задачка придумана Львом Толстым для второго класса церковноприходской школы. Её решение по сей день вызывает множество споров!

VIII. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

                                  «ЛИСТАЯ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ МАТЕМАТИКИ»

Дети, вы подготовили много интересных заданий по математике. Поделитесь своими находками.

Защита проектов.

Некоторые страницы увлекательной МАТЕМАТИКИ мы  хотим подарим уважаемым гостям  нашего занятия. Уважаемые учителя, передайте их своим детям.

IX.ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.

Что же вы увидели за страницами увлекательной Математики?

                                  От каждой группы одно емкое заключительное предложение.

Математика      - интересно.

С математикой встречаешься в жизни на каждом шагу.

Математика – это живая наука!!!                      

До новых встреч.

 

Математика – наука,
Хороша и всем нужна,
Без неё прожить нам трудно,
Без неё нам жизнь сложна.
Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Жить  учит нас она.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". "

Предлагаю полное планирование программы по внеурочной деятельности курса "Математика и конструирование" для 1-4 классов. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, планируемые резуль...

Презентация по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Презентация, показывающая, как при помощи геометрических фигур, можно составлять другие фигуры....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Внеурочная деятельность МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....