Урок математики "Умножение многозначного числа на двузначное число"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Худякова Татьяна Михайловна

Урок математики в системно-деятельностном подходе « Умножение многозначного числа на двузначное число» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе по программе

 «Перспективная начальная школа»

Тема.  «Устный прием умножения многозначного числа на двузначное число»

   Цели:

  1. Обучающая:  формирование представления о способе  умножать на двузначное число на основе правила умножения числа на сумму.
  2. Развивающая: развитие мыслительных операций, переноса знаний и умений в новые ситуации.
  3. Воспитательная: воспитание культуры общения в группе.

Средства обучения: учебник, карточки с заданиями (алгоритмом), интерактивная доска.

Ход урока:

I  Организационный момент

II Актуализация знаний, способов деятельности.

2.1. Устный счет

Работа с индивидуальной доской и маркером

- Замените суммой разрядных слагаемых: 48, 32, 56, 87, 49, 35

(учитель диктует число, ребята записывают на  доске:    48                  32  )

                                                                                            40       8        30        2

Результаты проверяются по ходу записи (ребята поднимают доску).

Дается парциальная оценка.

- Вычислите, результат запишите на индивидуальной доске.

Первый множитель 7, второй множитель 9, найдите значение суммы. (7*9=63)

Увеличьте 9 в 5 раз.(9*5=45)

 Первый множитель 8, второй множитель 40, найдите значение суммы.(8*40=320)

Увеличьте 5 в 30 раз.(5*30=150)

( Ребята записывают результат на доске, показывают учителю с места)

Парциальная оценка.

2.2. Работа в тетради

- Открываем тетрадь, записываем число.

- Запишите выражение:  11* (9+4)  

У доски работает ученик, остальные в тетради.

-Как будешь выполнять действие? (сначала умножу 11*9, затем 11*4, сложу эти произведения, выполню вычисления)

- У кого другой результат?

Аналогично проводится работа с выражениями:

34*(20+3)

33*2+33*3

- Какое свойство умножения использовали? (умножение числа на сумму).

-Какое мы знаем правило умножения числа на сумму? (чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число отдельно на каждое слагаемое, после чего полученные результаты сложить)

2.3.  Проблемная ситуация

- Ребята, посмотрите, на доске ряд чисел:  24, 5,  8,  31

- Составьте и запишите в столбик произведения, где первый множитель равен наибольшему двузначному числу, а второй множитель,  расположите в порядке возрастания.

Самостоятельная работа в тетради.

Проверяем. Один ученик записывает результат на доске.

31*5

3*8

31*24

Хорошо!

- Ребята, у кого-нибудь есть другой вариант? Что нужно было сделать? Исправляем.

- Ребята, какие примеры мы сможем решить без затруднений? (31*5, 31*8, мы уже умеем умножать такие числа)

- Как будем выполнять? (1 и 2 выражение  выполним опираясь на знание умножения двузначного числа на однозначное, но последнее  выражение  мы выполнить не сможем, потому, что не умеем еще выполнять умножение на двузначное)

-Хорошо, выполним умножение первых 2-х выражений самостоятельно в тетради.

Самостоятельная работа в тетради.

Взаимопроверка по готовому образцу на доске.

- Оцените результат кружком соответствующего цвета (зеленый – хорошо, желтый – есть неточность, синий – не справился). Какие будут критерии оценивания? (вычислительный навык)

2.4. Формулирование учебной задачи

- Какие знания и умения нам помогли выполнить действия? (знание таблицы умножения, умение умножать на однозначное число)

-  Почему не смогли выполнить умножение  всех выражений?    

( мы умеем умножать на однозначное число, но мы не умеем умножать на двузначное число)

III  Открытие нового способа

-Тема нашего урока?  (умножение на двузначное число)

- Какую задачу перед собой поставим? (нам нужно найти способ умножения на двузначное число)

  1. Работа группах

- Ребята, я Вам сегодня хочу доверить открыть самостоятельно способ умножения на двузначное число и составить алгоритм.

 - Проведите вычисление выражения 31*24  самостоятельно, и составьте алгоритм Ваших действий,  работая в группе.

- Какое главное правило работы в группе нам сегодня пригодится? (контролируй и помогай; если непонятно, уточни у партнера).

  1. Прочитайте выражение 31*24.
  2. Представьте 24 в виде _________________.
  3. Умножьте 31  на __________. Найдите значение выражения.
  4.  Умножьте 31 на __________  . Найдите значение выражения.
  5. Сложите результаты __________________ .
  6. Запишите  ответ.

-Распределите действия, у Вас в группе 4 человека. (каждый выполнит определенный пункт алгоритма, выделенный красным цветом, затем представим результат)

-Не забывайте о главном: контролируйте друг друга! Следите за временем, у Вас 5 минут!

Работа в группе

  1. Предъявление результатов групповой работы

Представитель 4 групп выходит к доске с готовым результатом и по цепочке рассказывают о каждом пункте составленного алгоритма.

 - 1 группа : мы представили число 24 в виде суммы разрядных слагаемых

24=20+4

- Ребята, у кого другой вариант в пункте 2? (все согласны)

 Данный ответ высвечивается на интерактивной доске.

- Продолжаем проверку.

2 группа: мы умножили 31*20=620

-Ребята, у кого другой вариант в пункте 3? (все согласны)

Данный ответ высвечивается на интерактивной доске.

- Продолжаем проверку.

3 группа: мы умножили 31*4= 124

-Ребята, у кого другой вариант в пункте 4? (все согласны)

Данный ответ высвечивается на интерактивной доске.

- Продолжаем проверку.

4 группа: мы сложили результаты 620+124=744. Записали ответ.

-Ребята, у кого другой вариант в пункте 5? (все согласны)

Данный ответ высвечивается на интерактивной доске.

-Молодцы! У нас получился результат: 31*24=31*(20+4)=31*20+31*4=744

- Какие знания и умения Вам помогли выполнить умножение на двузначное число? (правило умножения числа на сумму; знание таблицы умножения).

  1. Работа группах

- Предлагаю  Вам продолжить работу в группе, составить алгоритм умножения  на двузначное число,  используя не числа, а научные математические названия. Необходимо вставить недостающие слова. На работу 3 минуты. Распределите действия. ( читаем;  записываем суждения; выступаем; контролируем время и порядок)

Работа по составлению алгоритма

  1. Прочитайте ________________.
  2. Представьте _________________    ______________  в виде _____________________________________________________.
  3. Умножьте __________  ____________ на ___________  ____________.
  4.  Умножьте __________  ___________ на ___________  _____________.
  5. Найдите значения ___________.
  6. Сложите __________________ .
  7. Запишите _________________.

Слова помощники: выражение; 1 множитель;  2 множитель; сумма разрядных слагаемых;  1 слагаемое;  2 слагаемое;  произведения; результаты; ответ.

  1. Предъявление результатов групповой работы

- Свой результат представит группа 5 и 6.

Результат отражается на интерактивной доске.

  1. Прочитайте выражение.
  2. Представьте второй множитель в виде суммы разрядных слагаемых.
  3. Умножьте первый множитель  на первое слагаемое.
  4.  Умножьте первый множитель на второе слагаемое.
  5. Найдите значения произведений.
  6. Сложите результаты.
  7. Запишите ответ.

- Другие команды согласны с результатом?

- Ребята, где были затруднения?

IV Первичное воспроизведение нового знания

4.1.  Работа в тетради.

-Проверим, работает ли открытый нами способ на других выражениях?

Учебник стр. 18, №37(1,4 пример)

658*11

1212*34

- Ребята, что важно при выполнении данного задания? ( использовать алгоритм умножения на двузначное число)

Один ученик выполняет задание у доски с комментированием, опираясь на выведенный алгоритм.

- Какие были затруднения?

4.2.  Работа в паре.

Решение от обратного.

На доске выражения: 1) 35*5=175   2) 35*20=700   3) 175+700=875

- Рассмотрите выражения. Составьте и запишите произведение, значение которого вычислено способом поразрядного умножения в результате последовательного выполнения первых двух действий умножения и действия сложения.

Результат запишите на индивидуальной доске.

Фронтальная проверка.

- Какое получилось произведение? (35*25)

- Как рассуждали? (мы видим, что в первых двух произведениях повторяется 1 множитель, значит  он будет являться 1 множителем в нашем произведении

(35* …)  При умножении на двузначное число мы используем разложение 2 множителя на разрядные слагаемые, потом умножаем каждое слагаемое на 1 множитель. Поэтому мы сложили 20+5=25. Получилось произведение 35*25)

V  Контроль.

5.1. Самостоятельная работа

Уч. стр. 18, № 37 (3, 4 пример)  выполните самостоятельно,  используя алгоритм умножения на двузначное число.

443*21

322*33

1 ученик работает «за доской».

5.2. Самопроверка

- Сравните свою работу с образцом.

-Оцените свою работу, используя оценочную шкалу. Какие мы определим критерии? (1. вычислительные действия; 2. работа по алгоритму)

-Значит, у нас будет 2 оценочные шкалы.

5.3. Анализ результатов.

-Встаньте, пожалуйста, у кого 2 высшие отметки…

VI  Итог урока

7.1. Рефлексивная оценка.

- Что знали об умножении на двузначное число на начало урока?

- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

- Изменились ли наши знания? Что нового мы узнали?

-Как будете действовать, если нужно умножить на двузначное число?

7.2. Самооценка

- Оцените себя:

Работал сам / Нуждался в помощи

Было легко / Трудно

VIII  Домашнее задание по выбору.

  1. Уч. стр. 18, №38, 39.
  2. Придумайте и запишите в тетрадь 3 выражения, умножения на двузначное число и реши их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Тема: Деление двузначного числа на двузначное число .

Урок "открытия" новых знаний, обучающиеся знакомятся с новым приёмом внетабличного деления двзначного числа на двузначное....

Урок математики по теме "Деление двузначного числа на двузначное"

Презентация к уроку математики в 3 классе по программе "Гармония", занимательные упражнения....

Урок математики 3 класс Умножение двузначного числа на двузначное число

Аннотация к уроку математики в 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на двузначное число».Данный урок является первым уроком в теме .В начале урока все учащиеся были привлечены к постановке це...

Конспект урока на тему «Устное деление двузначного числа на двузначное» (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели урока образовательная познакомить со способом деления двузначного числа на двузначное развивающая: формировать умение проводить самопроверку и самоконтрольвоспитывающая: формировать положите...

Карточки для деления многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число)

Карточки для автоматического подбора примеров на деление многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число).Для того, чтобы примеры поменялись необходимо в любой ячейке (же...