Главные вкладки

    Урок математики "Умножение многозначного числа на двузначное число"
    план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

    Худякова Татьяна Михайловна

    Урок математики в системно-деятельностном подходе « Умножение многозначного числа на двузначное число» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_matematiki.docx26.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 3 классе по программе

     «Перспективная начальная школа»

    Тема.  «Устный прием умножения многозначного числа на двузначное число»

       Цели:

    1. Обучающая:  формирование представления о способе  умножать на двузначное число на основе правила умножения числа на сумму.
    2. Развивающая: развитие мыслительных операций, переноса знаний и умений в новые ситуации.
    3. Воспитательная: воспитание культуры общения в группе.

    Средства обучения: учебник, карточки с заданиями (алгоритмом), интерактивная доска.

    Ход урока:

    I  Организационный момент

    II Актуализация знаний, способов деятельности.

    2.1. Устный счет

    Работа с индивидуальной доской и маркером

    - Замените суммой разрядных слагаемых: 48, 32, 56, 87, 49, 35

    (учитель диктует число, ребята записывают на  доске:    48                  32  )

                                                                                                40       8        30        2

    Результаты проверяются по ходу записи (ребята поднимают доску).

    Дается парциальная оценка.

    - Вычислите, результат запишите на индивидуальной доске.

    Первый множитель 7, второй множитель 9, найдите значение суммы. (7*9=63)

    Увеличьте 9 в 5 раз.(9*5=45)

     Первый множитель 8, второй множитель 40, найдите значение суммы.(8*40=320)

    Увеличьте 5 в 30 раз.(5*30=150)

    ( Ребята записывают результат на доске, показывают учителю с места)

    Парциальная оценка.

    2.2. Работа в тетради

    - Открываем тетрадь, записываем число.

    - Запишите выражение:  11* (9+4)  

    У доски работает ученик, остальные в тетради.

    -Как будешь выполнять действие? (сначала умножу 11*9, затем 11*4, сложу эти произведения, выполню вычисления)

    - У кого другой результат?

    Аналогично проводится работа с выражениями:

    34*(20+3)

    33*2+33*3

    - Какое свойство умножения использовали? (умножение числа на сумму).

    -Какое мы знаем правило умножения числа на сумму? (чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число отдельно на каждое слагаемое, после чего полученные результаты сложить)

    2.3.  Проблемная ситуация

    - Ребята, посмотрите, на доске ряд чисел:  24, 5,  8,  31

    - Составьте и запишите в столбик произведения, где первый множитель равен наибольшему двузначному числу, а второй множитель,  расположите в порядке возрастания.

    Самостоятельная работа в тетради.

    Проверяем. Один ученик записывает результат на доске.

    31*5

    3*8

    31*24

    Хорошо!

    - Ребята, у кого-нибудь есть другой вариант? Что нужно было сделать? Исправляем.

    - Ребята, какие примеры мы сможем решить без затруднений? (31*5, 31*8, мы уже умеем умножать такие числа)

    - Как будем выполнять? (1 и 2 выражение  выполним опираясь на знание умножения двузначного числа на однозначное, но последнее  выражение  мы выполнить не сможем, потому, что не умеем еще выполнять умножение на двузначное)

    -Хорошо, выполним умножение первых 2-х выражений самостоятельно в тетради.

    Самостоятельная работа в тетради.

    Взаимопроверка по готовому образцу на доске.

    - Оцените результат кружком соответствующего цвета (зеленый – хорошо, желтый – есть неточность, синий – не справился). Какие будут критерии оценивания? (вычислительный навык)

    2.4. Формулирование учебной задачи

    - Какие знания и умения нам помогли выполнить действия? (знание таблицы умножения, умение умножать на однозначное число)

    -  Почему не смогли выполнить умножение  всех выражений?    

    ( мы умеем умножать на однозначное число, но мы не умеем умножать на двузначное число)

    III  Открытие нового способа

    -Тема нашего урока?  (умножение на двузначное число)

    - Какую задачу перед собой поставим? (нам нужно найти способ умножения на двузначное число)

    1. Работа группах

    - Ребята, я Вам сегодня хочу доверить открыть самостоятельно способ умножения на двузначное число и составить алгоритм.

     - Проведите вычисление выражения 31*24  самостоятельно, и составьте алгоритм Ваших действий,  работая в группе.

    - Какое главное правило работы в группе нам сегодня пригодится? (контролируй и помогай; если непонятно, уточни у партнера).

    1. Прочитайте выражение 31*24.
    2. Представьте 24 в виде _________________.
    3. Умножьте 31  на __________. Найдите значение выражения.
    4.  Умножьте 31 на __________  . Найдите значение выражения.
    5. Сложите результаты __________________ .
    6. Запишите  ответ.

    -Распределите действия, у Вас в группе 4 человека. (каждый выполнит определенный пункт алгоритма, выделенный красным цветом, затем представим результат)

    -Не забывайте о главном: контролируйте друг друга! Следите за временем, у Вас 5 минут!

    Работа в группе

    1. Предъявление результатов групповой работы

    Представитель 4 групп выходит к доске с готовым результатом и по цепочке рассказывают о каждом пункте составленного алгоритма.

     - 1 группа : мы представили число 24 в виде суммы разрядных слагаемых

    24=20+4

    - Ребята, у кого другой вариант в пункте 2? (все согласны)

     Данный ответ высвечивается на интерактивной доске.

    - Продолжаем проверку.

    2 группа: мы умножили 31*20=620

    -Ребята, у кого другой вариант в пункте 3? (все согласны)

    Данный ответ высвечивается на интерактивной доске.

    - Продолжаем проверку.

    3 группа: мы умножили 31*4= 124

    -Ребята, у кого другой вариант в пункте 4? (все согласны)

    Данный ответ высвечивается на интерактивной доске.

    - Продолжаем проверку.

    4 группа: мы сложили результаты 620+124=744. Записали ответ.

    -Ребята, у кого другой вариант в пункте 5? (все согласны)

    Данный ответ высвечивается на интерактивной доске.

    -Молодцы! У нас получился результат: 31*24=31*(20+4)=31*20+31*4=744

    - Какие знания и умения Вам помогли выполнить умножение на двузначное число? (правило умножения числа на сумму; знание таблицы умножения).

    1. Работа группах

    - Предлагаю  Вам продолжить работу в группе, составить алгоритм умножения  на двузначное число,  используя не числа, а научные математические названия. Необходимо вставить недостающие слова. На работу 3 минуты. Распределите действия. ( читаем;  записываем суждения; выступаем; контролируем время и порядок)

    Работа по составлению алгоритма

    1. Прочитайте ________________.
    2. Представьте _________________    ______________  в виде _____________________________________________________.
    3. Умножьте __________  ____________ на ___________  ____________.
    4.  Умножьте __________  ___________ на ___________  _____________.
    5. Найдите значения ___________.
    6. Сложите __________________ .
    7. Запишите _________________.

    Слова помощники: выражение; 1 множитель;  2 множитель; сумма разрядных слагаемых;  1 слагаемое;  2 слагаемое;  произведения; результаты; ответ.

    1. Предъявление результатов групповой работы

    - Свой результат представит группа 5 и 6.

    Результат отражается на интерактивной доске.

    1. Прочитайте выражение.
    2. Представьте второй множитель в виде суммы разрядных слагаемых.
    3. Умножьте первый множитель  на первое слагаемое.
    4.  Умножьте первый множитель на второе слагаемое.
    5. Найдите значения произведений.
    6. Сложите результаты.
    7. Запишите ответ.

    - Другие команды согласны с результатом?

    - Ребята, где были затруднения?

    IV Первичное воспроизведение нового знания

    4.1.  Работа в тетради.

    -Проверим, работает ли открытый нами способ на других выражениях?

    Учебник стр. 18, №37(1,4 пример)

    658*11

    1212*34

    - Ребята, что важно при выполнении данного задания? ( использовать алгоритм умножения на двузначное число)

    Один ученик выполняет задание у доски с комментированием, опираясь на выведенный алгоритм.

    - Какие были затруднения?

    4.2.  Работа в паре.

    Решение от обратного.

    На доске выражения: 1) 35*5=175   2) 35*20=700   3) 175+700=875

    - Рассмотрите выражения. Составьте и запишите произведение, значение которого вычислено способом поразрядного умножения в результате последовательного выполнения первых двух действий умножения и действия сложения.

    Результат запишите на индивидуальной доске.

    Фронтальная проверка.

    - Какое получилось произведение? (35*25)

    - Как рассуждали? (мы видим, что в первых двух произведениях повторяется 1 множитель, значит  он будет являться 1 множителем в нашем произведении

    (35* …)  При умножении на двузначное число мы используем разложение 2 множителя на разрядные слагаемые, потом умножаем каждое слагаемое на 1 множитель. Поэтому мы сложили 20+5=25. Получилось произведение 35*25)

    V  Контроль.

    5.1. Самостоятельная работа

    Уч. стр. 18, № 37 (3, 4 пример)  выполните самостоятельно,  используя алгоритм умножения на двузначное число.

    443*21

    322*33

    1 ученик работает «за доской».

    5.2. Самопроверка

    - Сравните свою работу с образцом.

    -Оцените свою работу, используя оценочную шкалу. Какие мы определим критерии? (1. вычислительные действия; 2. работа по алгоритму)

    -Значит, у нас будет 2 оценочные шкалы.

    5.3. Анализ результатов.

    -Встаньте, пожалуйста, у кого 2 высшие отметки…

    VI  Итог урока

    7.1. Рефлексивная оценка.

    - Что знали об умножении на двузначное число на начало урока?

    - Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

    - Изменились ли наши знания? Что нового мы узнали?

    -Как будете действовать, если нужно умножить на двузначное число?

    7.2. Самооценка

    - Оцените себя:

    Работал сам / Нуждался в помощи

    Было легко / Трудно

    VIII  Домашнее задание по выбору.

    1. Уч. стр. 18, №38, 39.
    2. Придумайте и запишите в тетрадь 3 выражения, умножения на двузначное число и реши их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики. Тема: Деление двузначного числа на двузначное число .

    Урок "открытия" новых знаний, обучающиеся знакомятся с новым приёмом внетабличного деления двзначного числа на двузначное....

    Урок математики по теме "Деление двузначного числа на двузначное"

    Презентация к уроку математики в 3 классе по программе "Гармония", занимательные упражнения....

    Урок математики 3 класс Умножение двузначного числа на двузначное число

    Аннотация к уроку математики в 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на двузначное число».Данный урок является первым уроком в теме .В начале урока все учащиеся были привлечены к постановке це...

    Конспект урока на тему «Устное деление двузначного числа на двузначное» (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

    Цели урока образовательная познакомить со способом деления двузначного числа на двузначное развивающая: формировать умение проводить самопроверку и самоконтрольвоспитывающая: формировать положите...

    Карточки для деления многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число)

    Карточки для автоматического подбора примеров на деление многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число).Для того, чтобы примеры поменялись необходимо в любой ячейке (же...