теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
материал по математике на тему

ПРЕСНОВ ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ

Лекция или учебный материал к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_avtosohranennyy.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

     Выполнение домашней работы является индивидуальной формой учебной работы учащихся, она протекает по заданию учителя, но без его непосредственного и постоянного руководства и контроля на данный момент.

     Целью написания данной работы является:

- узнать основные требования к организации домашней работы.

- познакомится с основными нормативными документами – регламентирующими требования к проведению домашних работ.

     Организованность, ответственное отношение к учебе, внимание, сосредоточенность, способности и развитие, интересы и склонности влияют на результаты, качество и скорость выполнения домашнего задания каждым ребенком.

     Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению. Поэтому важным аспектом деятельности учителя является подготовка учащихся к выполнению домашней работы.

  1. Домашняя работа, как одна из форм организации учебной деятельности учащихся

     В начальной школе дети впервые сталкиваются с необходимостью самостоятельно работать дома. Особое внимание должно уделяться  обучению детей правильной организации труда: умению готовиться к работе; внимательно, достаточно быстро и на  уровне предъявляемых требований выполнять упражнение; организационно заканчивать работу.

     Именно поэтому нормативными документами предусматривается специальный подготовительный период к введению домашних заданий – первое  полугодие 1 класса.

     Что же представляет из себя домашняя учебная работа? В учебной литературе она чаще всего как своеобразная форма организации учебной работы.

     Каждый автор делает акценты на ее различные функции и характер.

     С.П.Баранов и В.А.Сластенин считают, что домашняя работа – форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во неурочное время. По мнению С.А.Смирнова – это самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков. (1 стр.29).

    Домашняя работа учащихся дополняет учебную работу на уроке, имеет целью повторения, закрепления, усвоения пройденного материала, подготовку к изучению новых вопросов, расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков. Домашнее задание в обязательном порядке предусматривает подготовку к их выполнению учащимися на уроке. Они заключаются в том, что при закреплении учебного материала учитель формирует определенные умения, на которые может опираться ученик при выполнении домашних заданий.

     Получив домашнее задание, ученик должен отчетливо представлять, что надо сделать и как следует выполнять домашнюю работу в домашних условиях.

      Необходимо дать правильно сформулированное задание. Кроме того, должны быть указанны ход и способ фиксации результатов его выполнения. Немаловажным является включение результатов домашней работы в урок, ее объективная оценка. Основная дидактическая цель домашнего задания заключается в повторении и закреплении изученного на уроке.

     Традиционной стала ошибка в построении урока, когда учитель дает домашнее задание «под звонок» или сразу после звонка. В таких моментах  и речи быть не может о разъяснении домашнего задания. Домашнее задание может даваться на разных этапах урока.

     Полезно записать домашнее задание на доске, а если есть время, то попросить учащихся повторить его.

     Время отводимое на выполнение домашнего задания:

- 1 класс – 1 час.

- 2 класс – 1,5 часа

- 3- 4 класс – 2 часа

- 5 – 6 класс – 2,5 часа

- 7-8 класс – 3 часа

- 9 – 11 класс – 4 часа

     Контроль за выполнением этих норм возлагается на классного руководителя.

     Если ученик затрачивает на домашнюю работу больше положенного времени, то можно говорить  и о неправильной дозировке домашних заданий, и о недостаточном руководстве домашней работы со стороны учителя, которое не должно  ограничиваться  требованием обязательной записи в дневниках и на доске. Важно учесть все параметры, способствующие хорошему выполнению домашнего задания, в том числе и дифференцированный подход к учащимся, и найти, оптимальный вариант домашней работы.

     Полезно предусмотреть время для того, чтобы учащиеся на уроке повторили задание и показали, как они будут его выполнять. Такой работы требуют упражнения на сопоставление грамматических явлений, упражнения с комплексными заданиями, упражнения творческого характера.

     Давая задание, необходимо объяснить каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы.

   Домашнее задание в начальной школе – это эффективное средство обучения и самообразования. Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая способствует закреплению изученного в классе материала, развитию у детей ответственности и позитивных учебных привычек, дает возможность научиться решать возникающие проблемы. Цели, которые ставит учитель, задавая на дом задание, могут быть разными. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано, от типа и вида урока, который следует за домашним заданием.

     Можно представить следующие цели домашнего задания:

  • повторение и закрепление материала, изученного на уроке.
  • индивидуальное повторение и закрепление учебного материала.
  • создание предпосылок к изучению нового материала на уроке.
  • развитие творческого потенциала учащихся.
  • рост личностного потенциала одаренных и высокомотивированных учащихся.
  • развитие умений и навыков проектной деятельности – формирование качеств самообразования, в том числе проектирования, управление временем.

     Примерный алгоритм выполнения домашнего задания учащегося начальной школы:

  1. Готовлю рабочее место для выполнения домашней работы. Подготавливаю учебник, тетрадь, пенал.
  2. Открываю дневник и читаю, какое домашнее  задание мне задали по математике.
  3. Открываю учебник по математике и нахожу номер задачи.
  4. Открываю рабочую тетрадь и записываю: число, «Домашняя работа», «задача».
  5. Читаю задачу.
  6. Решаю задачу, используя черновик.
  7. Записываю решение задачи в тетрадь.
  8. Даю тетрадь на проверку.

     Домашнее задание – это процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях. ( 2 стр.38).

    Домашнее задание может быть индивидуальным, коллективным и групповым.

     Когда лучше выполнять домашнее задание: сразу в день, когда оно заданно, или к тому дню, когда по расписанию вновь будет поставленный предмет? Точного ответа на данный вопрос пока нет.

     Развитие учебной мотивации это процесс длительный и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через использование заданий – путешествий, сюжетных заданий. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации, укрепляет желание детей овладеть знаниями.

     школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Во – первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во – вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. В – третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.

     Существует очень много видов домашних работ. Домашние задания: общие, индивидуальные, групповые.

     Например, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает стоимость игрушек, другая группа – стоимость учебных материалов, третья группа – стоимость продуктов питания. Данный вид домашнего задания содействует воспитанию учащихся в духе коллективизма, формированию у детей чувства ответственности за порученное дело.

     Индивидуальные домашние задания: на ветке сидело 6 ворон. К ним подлетели 2 голубя и 4 воробья, сколько птиц стало на ветке?

     Учителя часто задают домашние задания не по пройденной теме, а по теме, которую прошли ранее. При задавании домашней работы следует учесть, чтобы они были аналогичны тем заданиям, которые решали на уроках, так как если задавать не соответствующие по сложности примеры дети будут затрудняться решать их. И нужно обратить внимание на то, что класс делится на три группы: сильные, средние и слабые ученики. Поэтому учителю нужно заранее готовить примеры, соответствующие по уровню их развития. Если слабому ученику задавать сложные задачи, то решить их ему не реально, а сильному ученику решать легкие задачи просто не интересно.

     Примеры:

     Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

     Вычисли, представляя где удобно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой.

65+9+5    36+8+12      20+27+3+30

    Вычисли, записывая решение столбиком

75-49     64+28     93-57     56+16

     Числа от 1 до 100. Умножение и деление.

     Легковой автомобиль может взять 3 пассажиров. Сколько пассажиров  могут взять 5 таких машин? Составь 2 задачи, обратные данной, и реши их.

     Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют так же для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.

     Выделяют шесть главных целей домашних заданий (5 стр. 96):

  1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается  закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.
  2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно – следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.
  3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
  4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и в внеклассной работе.
  5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи.
  6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное их воспитание. Несомненно, что почти все вид заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

     Выделяют следующие виды домашних заданий:

  1. лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:
  • заучивание материала учебника и его пересказ.
  • группировка  материла по какому – либо признаку и подготовка к его изложению.
  • осознание последовательности отдельных фактов и положений.
  • ответы на специально поставленные вопросы учителя.
  • подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем.
  • выделение в тексте основного и второстепенного материала.
  • постановка опытов.
  • практические работы, решение качественных задач.
  • решение задач, связанных с материалом предыдущего урока.
  • работа над устранением ошибок.
  • письменные ответы на вопросы.
  1. направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников:

     Сочинение.

  •  при написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу – изучают учебную и научную – популярную литературу по теме, отбирают из большего материала необходимый минимум. Тематика сочинений разнообразна.
  • история какого – нибудь вопроса.
  • приложение учебного предмета в какой нибудь области знаний.

     Самостоятельное составление задач.

     Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессе, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью.

     Составлять задачи можно:

  1. по применению математики  в какой – нибудь отрасли народного хозяйства.
  2. по составлению логических задач, числовых ребусов и т.д.

    В школьной практике указанный вид домашнего задания не находит широкого применения. Многие учителя недооценивают работу по самостоятельному составлению задач учащимися. Между тем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемы материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты.

     При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимся внести свой вклад в поиск рационального условия задачи.

Заключение

     Домашние задания называют домашней  учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно  и эффективно прошел урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.

     Самостоятельные работы в классе и дома должны иметь много общего не только в методике организации, но и в содержании.

     Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования.

     В настоящее время учебные планы не выполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые преследует учитель, давая задание на дом.

     Домашнее задание, привлекая школьников к самостоятельной деятельности, стимулирует их личностное развитие.

Список литературы

  1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова – М.: 1999
  2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие / Н.Б. Истомина – М.: 2002
  3. Моро М.И. Карточки с математическими примерами 4 класс / М.И.Моро – М.: Просвещение 1993
  4. Стойлова Л.Т. Математика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Л.Т. Стойлова – М.: Издательский центр «Академия», 2002г – 424с.
  5. Якуба. Из опыта преподавания математики в 4 – 5 классах / Якуба – М.: 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнения и неравенства c одной переменной в начальном курсе математики

Статья по теме : "Уравнения и неравенства  с одной переменной в начальном курсе математики".   В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральны...

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

Статья на тему: "Формирование понятия «задача» в начальном курсе математики"

Задача – это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, чт...

Обобщение опыта работы "«Использование инновационных технологий обучения в начальном курсе математики»

Существует большое количество инновационных педагогических технологий, обеспечивающие решение задач обучения и развития личности учащихся. Использование инновационных технологий при изучении математик...

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТАТИСТИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

В Презентации представлены задания по математике, направленные на формирование умения работать с таблицами, графиками, схемами, на примере учебников из разных УМК. Чтение и заполнение таблицы. Интерпр...