математика 3 класс "Римские числа"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Инжуваткина Галина Николаевна

Конспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_rimskie_tsifry_333.docx59.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские числа"

Тип урока. Урок открытия нового  знания.

 Область применения: проводится в 3 классе, обучающемся по образовательной программе «Школа России».

Цель: познакомить с  римскими цифрами, научить образовывать римские числа  и выполнять действия сложения и вычитания.

Задачи:

      Образовательные:

совершенствовать вычислительные навыки.

Воспитательные:

формировать познавательный интерес и интерес к изучению истории;

формировать умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.

Развивающие:

способствовать развитию познавательных психических процессов: памяти,  внимания, воображения, логического мышления;

способствовать развитию наблюдательности и речи.

Здоровьесберегающие:

учитывать индивидуальные особенности учащихся,

создавать ситуацию успеха,

обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности,

       подобрать оптимальный темп ведения урока и способ рефлексии.

Технология построения урока  проблемно-диалогическая, исследовательская

Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.

Результативность: учащиеся познакомятся с римскими цифрами и числами, научатся их читать и записывать, усвоят практическое значение римских цифр и их применение на практике. Высокие результаты достигаются за счет самостоятельного «открытия» новой темы.

Оборудование урока:                  

презентация; карточки с римскими цифрами; памятки; карточки для самостоятельной работы обучающихся, цветные жетоны

1.Орг. момент.

Этот урок у нас науке посвящается,

Что математикой в школе называется.

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

2. Устный счёт. «Разминка ума»

Повторение нумерации чисел в пределах 1000

- Какое сегодня число? (6) Обозначьте его цифрой.

- Какой по счету  день недели? (3) Обозначьте его цифрой.

- Какой по счету месяц года? (4) Обозначьте его цифрой.

Используя данные цифры,составьте все  возможные трехзначные числа.

346, 364, 436, 463, 634, 643

-Сколько цифр  использовали для записи, сколько чисел получили?

Чем число отличается от цифры? Цифры - это знаки с помощью которых записывают числа. Число – это мера количества.

Выявление места и причины затруднения

Решите примеры,  записывая в тетрадь только ответы.

 Дети пишут ответы через клетку в тетради.

 32*2; 45+14;  90:3; XX-VIII=

-Все ли выполнили задания? (нет, есть сложность)

-В чем сложность? (не знаем, как выполнить последнее задание)

-Это тоже числа. Знает ли кто-нибудь, как они называются? (Это римские цифры.)

-Кто может сформулировать тему  урока. (Римские цифры)

-Оцените  свои знания по этой теме с помощью жетонов красного или зелёного цвета.

Я знаю мало римских чисел

Я знаю много римских чисел        

(Помещают жетоны на доске.)

-Большинство из вас оценили свои знания красным кругом?

Чтобы пополнить багаж знаний предлагаю поработать над проектом «Римские числа» и узнать.  Как читать и записывать римские числа. Где встречаются римские цифры.Где я могу применить свои знания. Почему мы пользуемся арабской нумерацией, а не римской.

 Как вы думаете, какой вопрос сегодня рассмотрим?

Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель надо  поставить  перед собой?  Научиться читать  и записывать числа римской нумерации. Составить памятку «Цифры и числа».

История возникновения римских чисел.

 –Посмотрите, пожалуйста, вот эта страна, похожая на сапожок, называется Италия.  Её столицей с древних времен был город Рим. Римские цифры появились 2500 лет тому назад. Римская система счисления была очень распространена в Европе и считалась, пока не придумали арабские цифры,  идеальной. Как вы думаете, сколько главных знаков использовали римляне для записи чисел? Ваши предположения. Мнения разделились. Нужно  найти доказательства.

Давайте  построим план достижения целей:                                

1.Познакомиться с необходимой информацией.

2.Обобщить  её и сделать выводы.

3.Представить результат открытия.

Работу вы продолжите в группах. Чтобы работа в группе была успешной, нужно соблюдать известные всем правила. Я их напомню.

В группе должен быть ответственный.

Если не понял, переспроси.

Один говорит, другие слушают.

Работать должен каждый на общий результат.

Стадия осмысления. По ходу работы с информацией необходимо будет заполнять вот эту памятку.

 Давайте попробуем совершить первое открытие.  Возьмите 1  конверт. Изучите информацию и подготовьте выступление.

Открытие 1.  

 Расскажите, что послужило основой изображения римских чисел 1,2,3,5,10.  Спомощью, каких знаков их записывали?

-Давайте сверим с эталоном ваши записи.  Молодцы! Вы быстро справились. Теперь приступим ко второму открытию.  Возьмите конверт с цифрой 2. Изучите информацию и подготовьте выступление.

Открытие 2.

-С помощью, каких цифр могут быть записаны многие числа?

Какие правила необходимо соблюдать при записи римских чисел?

- Кто догадался, как записать цифры 6, 7, 8?

 Какое правило использовали?

Давайте сверим с эталоном ваши записи.

Какие однозначные числа остались незаписанными? (4,9)

   - Как же записать их, используя основные цифры?

    Мы записали числа первого десятка с помощью римских цифр.  Но наша таблица до конца не заполнена. Давайте совершим третье открытие.

Открытие 3.

Остальные числа  просто внесём в таблицу и запомним. (записывают числа 50, 100, 500, 1000.)

-Можно ли сказать по составленной памятке, сколько главных цифр  в римской нумерации? Как образуются остальные числа?

-Что для вас непонятно?

-Можем ли сейчас решить пример   XX-VIII=?

 Ученик решает у доски остальные в тетрадях.

-Давайте   попробуем применить полученные знания. Я вам предлагаю продолжить работу в группе. Вставьте пропущенные числа.

-Оцените итоги работы  группы.

-Мы поставили перед собой цель: «Узнать, как читаются и записываются числа в римской нумерации»

Оцените  свои достижения с помощью жетонов красного или зелёного цвета:

Я затрудняюсь  в работе с римскими

числами

Я узнал(а) новые римские числами

у меня получилось читать их и записывать

        

Помещают жетоны на доске и сравнивают уровень знаний в начале урока с уровнем знаний на данном этапе. Делают вывод.

Кто может ответить на вопрос, а для чего мы всем этим сегодня занимались?  Где встречаются римские числа в современном мире? (нумерация томов и глав в книгах, нумерация собраний сочинений писателей,  в дневнике нумеруются четверти, исторические даты (века или тысячелетия), в краткой записи, маркировка циферблатов часов)

Домашнее задание. Провести исследование, найти доказательства и подготовить выступление на тему: «Использование римских цифр в современном мире»

Математика - это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет окружающий мир. Я думаю, что сегодня вы работали с любовью к науке математике, а значит совершите ещё немало открытий, которые пригодятся вам в жизни. 

Приложение к уроку

Римские цифры.

ОТКРЫТИЕ ПЕРВОЕ

        В  памятке записан ряд арабских чисел. Соответственно под ними будете  записывать римские числа.

Римляне пошли по самому простому пути. Они для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека. http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpg

Один палец  - I,  2 пальца - II,  3 пальца - III -это легко и просто.

А дальше? Разберёмся с пятёркой. На руке 5 пальцев. Чтобы не писать 5 пальцев, стали изображать руку и  делали это  так V.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpgА что такое 10? Это 5 и 5. Попробуйте из двух пятёрок получить римскую десятку. Одна пятёрка стоит как обычно, а другая перевёрнута вниз - X. А проще - две пересекающиеся ладони.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpg

Задание

1.Запишите римские числа 1, 2, 3  всвою памятку.

2.Найдите карточки с такими изображениями у себя на столеи приклейте их в памятку на доске.

3.Подготовьте выступление о том, как  возникли числа  1, 2, 3.

Римские цифры.

ОТКРЫТИЕ ПЕРВОЕ

        В  памятке записан ряд арабских чисел. Соответственно под ними будете  записывать римские числа.

Римляне пошли по самому простому пути. Они для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека. http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpg

        А дальше? Разберёмся с пятёркой. На руке 5 пальцев. Чтобы не писать 5 пальцев, стали изображать руку и  делали это  так V.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpg А что такое 10? Это 5 и 5. Попробуйте из двух пятёрок получить римскую десятку. Одна пятёрка стоит как обычно, а другая перевёрнута вниз - X. А проще - две пересекающиеся ладони.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpghttp://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpg

Задание

1.Запишите римские числа   5,10  в свою памятку.

2.Найдите карточки с такими изображениями у себя на столе и  приклейте их в памятку на доске.

3.Подготовьте выступление о том, как возникли числа 5,10.

Римские цифры.

ОТКРЫТИЕ ВТОРОЕ

Научиться записывать числа не трудно. Запомни цифры I, V,X, главные. Остальные числа получаются путём прибавления или вычитания одних главных цифр  из других. При записи римских чисел необходимо соблюдать определённые правила. Запомни их.

1. Больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя.

2. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются.

3. Если меньшая цифра стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей.

Давайте запишем число 6 римскими цифрами. Для этого понадобятся цифрыV и I. Следуя правилам V больше, чем I, поэтому к  V + I = VI.

Добавляя по I,   получи числа 7 и 8.

V + I+ I= ?

V + I+ I+ I= ?

Задание.

1.Запишите римские числа  6,7, 8  в свою памятку.

2.Найдите карточки с такими изображениями у себя на столе и приклейте их в памятку на доске.

3.Подготовьте выступление о том, как вы их образовали по плану:

а)Какие главные цифры беру.

б)Какое правило применяю.

                                          в) Как получаю результат.

Римские цифры.

ОТКРЫТИЕ ВТОРОЕ

Научиться записывать числа не трудно. Запомни цифры I, V,X главные. Остальные числа получаются путём прибавления или вычитания одних главных цифр  из других.При записи римских чисел необходимо соблюдать определённые правила. Запомни их.

1. Больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя.

2. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются.

3. Если меньшая цифра стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей.

А теперь подумайте, как получить число 4 из 5?  

Чтобы записать число 4 римскими цифрами, мы I пишем слева, а, следовательно, от V отнимаем.     V - I= ?

Чтобы записать число 9 римскими цифрами, мы I пишем слева, а, следовательно, от X отнимаем.     X - I= ?  Куда нужно поставить палочку?

Задание.

1.Запишите римские числа  4, 9  в свою таблицу.

2.Найдите карточки с такими изображениями у себя на столе и приклейте их в таблицу на доске.

3.Подготовьте выступление о том, как вы их образовали по плану:

а) Какие главные числа беру.

б) Какое правило применяю.

                                          в) Как получаю результат.

Римские цифры.

ОТКРЫТИЕ  ТРЕТЬЕ

Для записи чисел в римской нумерации   кроме цифр I ,V,   X,   есть ещё и другие  римские цифры: L обозначает 50, C -100, D -  500, M -  1000. Они обозначаются прописными буквами латинского алфавита. Запомни их написание и значение. Остальные числа получаются путём прибавления или вычитания одних главных цифр  из других.

Для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существует мнемоническое правило:

Mы      Dарим   Cочные    Lимоны  Xватит Vсем  Iх.

1000    500         100           50             10         5         1

Задание.

1.Запишите римские числа   500,1000  в свою таблицу.

2.Найдите карточки с такими изображениямии приклейте их в таблицу на доске.

3.Посчитайте, сколько главных цифр используется записи чисел в римской нумерации. Они обозначены в памятке на доске  красным цветом. Запомните их. Сделайте выводы.

Выводы:Для образования чисел в  римской нумерации используется _____

главных цифр. Они обозначаются _________________________________

латинского  алфавита. Остальные получаются путем _______________ и ______________________одних главных чисел из других.

Римские цифры.

ОТКРЫТИЕ  ТРЕТЬЕ

Для записи чисел в римской нумерации   кроме цифрI ,V,   X,   есть ещё и другие  римские цифры: L  обозначает 50, C -100, D -  500, M -  1000. Они обозначаются прописными буквами латинского алфавита. Запомни их написание и значение. Остальные числа получаются путём прибавления или вычитания одних главных чисел из других.

Для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существует мнемоническое правило:

Mы      Dарим    Cочные   Lимоны     Xватит    Vсем    Iх.

1000   500             100        50               10             5            1

Задание.

1.Запишите римские числа 50,100  всвою таблицу.

2.Найдите карточки с такими изображениямии приклейте их в таблицу на доске.

3.Посчитайте, сколько главных цифр используется записи чисел в римской нумерации. Они обозначены в памятке на доске  красным цветом. Запомните их. Сделайте выводы.

Выводы:Для образования чисел в  римской нумерации используется _____

главных цифр. Они обозначаются _________________________________

латинского  алфавита. Остальные получаются путем _______________ и ______________________одних главных чисел из других.

Тема исследования: Римская нумерация.

Цель исследования: исследовать использование римских цифр в современном мире.

Гипотеза: римские цифры используются в современном мире.

Задачи исследования:

1.Изучить книг печатную продукцию.

2. Заполнить таблицу удобными знаками (1знак  равен одному найденному доказательству.

Использование чисел

Арабские числа

 от 1 до10

Римские числа от I до X

Арабские числа

 от 1 до10

Римские числа  от XI до XXXIX

1.

Нумерация томов и глав в книгах

2.

Нумерация собраний сочинений писателей

3.

Нумерация четвертей в дневнике

4.

Исторические даты (века /тысячелетия)

5.

Важные события

6.

Месяцы в календаре

7.

Обозначение пунктов плана

8.

В краткой записи к задаче

9.

Маркировка циферблатов часов

Результат исследования___________________________________________________

Выводы:_______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Римские цифры" "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с римскими цифрами.Обобщить и применить знания и умения учеников для решения конкретных задач с римскими цифрами. Проконтролировать уровень усвоения учащимися нов...

Римские числа

знакомство с числами...

Памятки математика3 класс

Материал содержит памятки по математике для 3 класса...

Конспект урока математики в 3 классе на тему "Римские числа"

Аннотация:Данный урок ориентирован преимущественно на усвоение новых знаний, понятий.Область применения: 3 класс.Образовательная программа «Школа России».Эффективность: достигается за счет примен...

математика 3 класс "Римские числа"

Презентация к  уроку математики в 3-м классе по теме "Римские числа"...

Математический лабиринт. Римские числа.

Математический лабиринт. Римские числа....

Технологическая карта по математике по теме "Римские числа" (3 класс) УМК: «Школа России», учебник Математики: 3 кл. 2 ч.: М. И. Моро

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление с римскими цифрами и их записью.Задачи урока Дидактические:1. Познакомить обучающихся с историей происхождения римских циф...