Главные вкладки

    рабочая программа по математике 4 кл УМК Гармония
    рабочая программа по математике (4 класс) на тему

    рабочая программа по математике 4 кл УМК Гармония

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_matematike_4kl_umk_garmoniya.docx84.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

    Рамонского муниципального района

    Воронежской области

    РАССМОТРЕНО                               СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДЕНО

    На заседании МО                        Руководитель                                 Приказ №________от

    Протокол №___  от                             методического совета                        «___»________2016 г «__» _________2016г                «___»____________2016г

    Руководитель                           _________И.В. Кувшинкина                

    ___________И.А.Радченко

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по учебному предмету «МАТЕМАТИКА»

     базовый уровень

    класс 4 б

    2016-2017 учебный год

    Разработчик программы:

    Тарарыкова Татьяна Вячеславовна

    учитель начальных классов, первая квалификационная категория

    р.п. Рамонь

    2016 г

    1. Пояснительная записка

           Рабочая программа   предназначена для  4 класса, базового уровня.

           Количество недельных часов – 4.  

           Количество часов в год – 136, из них 27 часов модуль предметно  практико-ориентированной  направленности «Формирование  устных и письменных вычислительных навыков».

          Уровень  рабочей программы – базовый.

      Рабочая программа составлена с учетом плана МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М.Ольденбургской, на основе примерной программы учебного предмета «Математика», примерной основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с  требованиями ФГОС НОО.

    Рабочая программа реализуется средствами предмета «Математика» на основе авторской программы Н.Б. Истоминой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»). Новые разделы и темы не добавлялись.

       

       Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными  документами:              

    • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
    • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ;
    • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

    - от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    - от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

    - от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

    - от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

    • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

    - от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    - от 24.11.2015г.  № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

    • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13

     «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от

    25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;

    • Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего

    образования, программы отдельных учебных предметов;

    • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
    • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

     

       Цель курса «Математика» в начальной школе - ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств, предложить учащемуся соответствующие способы познания окружающей действительности. формирование представления о многообразии и увлекательности художественного творчества во всех уголках земли, у каждого народа, своеобразие национальных культур и их взаимосвязь.

    Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

    • математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
    • развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
    • освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
    • воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

    Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование самоконтроль, самооценка и др.).

    1. Общая характеристика учебного предмета

           В основе начального курса математики  лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

         Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.

           Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

         Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться, которое позволяет не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

         В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

         Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.      

          Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствуют формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

    Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД.

                         3. Описание места учебного предмета в учебном плане

    Согласно  учебному  плану ОУ  всего на изучение  учебного  курса «Математика»  на уровне начального общего образования  в  МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской   выделяется 540 часов , из них в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель), в 3 классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель),  в 4  классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель.)

    1. Описание ценностных ориентиров  содержания учебного  предмета

    Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс  связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

    Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе  научных коммуникаций, в том числе между  разными системами знаний;  использование математического  языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным  житейским, культурным, цивилизованным опытом.

    Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется  приобщение  подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

    Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

    5. Личностные, метапредметные  и  предметные планируемые  результаты

     освоения  учебного предмета «Математика»

     В результате изучения курса математики по данной программе к концу 4 класса у обучающихся будут сформированы предметные (математические) результаты освоения программы, а также  личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия как основа умения учиться: регулятивные, познавательные, коммуникативные).

    В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:

    -        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

    • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
    • готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
    • способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

              Изучение математики способствует формированию   таких личностных качеств, как:

    • любознательность, трудолюбие;
    • способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей;
    • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

              -  умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

    Четвероклассник получит возможность для   формирования:

               -  внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

    • устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    • адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

    Метапредметные результаты изучения курса

             Регулятивные универсальные учебные действия

    Четвероклассник научится:

    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
    • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
    • высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
    • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
    • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

    Четвероклассник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

            - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Четвероклассник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей;
    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
    • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
    • устанавливать аналогии;
    • владеть общим приемом решения задач.

    Четвероклассник получит возможность научиться:

    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и ритерии для указанных логических операций;

    • строить логическое рассуждение;
    • произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Четвероклассник научится:

    -        выражать в речи свои мысли и действия;

              -  строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а    

    что нет;

    -        задавать вопросы;

    -        использовать речь для регуляции своего действия. Четвероклассник получит возможность научиться:

              -  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

              - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной   деятельности;

    -        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

    Предметные результаты

         Числа и величины

    Четвероклассник научится:

    • читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа от нуля до 1000000;
    • устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
    • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
    • читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; год - месяц -неделя - сутки - час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр -сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр), сравнивать названные величины.

    Четвероклассник получит возможность научиться:

    • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
    • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия;
    • распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических);
    • сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических), в строках и столбцах несложных таблиц.

             

             Арифметические действия

    Четвероклассник научится:

    • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, арифметических алгоритмов;
    • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
    • вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

    Третьеклассник получит возможность научиться:

    • выполнять действия с величинами;
    • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
    • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, п кидки и оценки результата действия).

    Работа с текстовыми задачами

    Четвероклассник научится:

    • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосв; между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для peL ния задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
    • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифмети ским способом (в 2-3 действия);
    • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

    Четвероклассник получит возможность научиться:

    • решать задачи в 3-4 действия;
    • находить разные способы решения задач;
    • решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.

    Пространственные отношения

    Геометрические фигуры

    Четвероклассник научится:

    • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
    • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ло1 ная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
    • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрег квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
    • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
    • распознавать и называть геометрические тела (куб);
    • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

    Четвероклассник получит возможность научиться:

    • распознавать плоские и кривые поверхности;
    • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
    • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

    Геометрические величины

    Четвероклассник научится:

    • измерять длину отрезка;
    • вычислять периметр прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
    • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

    Четвероклассник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

    Работа с информацией

    Четвероклассник научится:

    • читать несложные готовые таблицы;
    • заполнять несложные готовые таблицы;
    • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

    Четвероклассник получит возможность научиться:

    • читать несложные готовые круговые диаграммы;
    • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
    • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных  

       таблиц и диаграмм;

             - распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы,  

       диаграммы, схемы);  

             - планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с    

       помощью таблиц и диаграмм;

             - интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований    

      (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

             Уравнения. Буквенные выражения.

            Четвероклассник получит возможность научиться:

            - решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;

            - находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.


    6.Содержание учебного предмета

                                                                                                                         

    п/п

    Название темы

     

    Количество

     часов

    Основное содержание темы, термины и понятия.

    Формы организации учебных занятий

    Основные виды учебной деятельности

    1.

    Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором и третьем классах?

    10

    Многозначные числа. Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Разрядный состав многозначных чисел. Решение задач разных видов

    урок

    практическая работа

    измерение величин

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний решение экспериментальных задач анализ графиков, таблиц и схем

    2.

    Умножение многозначного числа на однозначное

           8

    Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Постановка учебной задачи. Анализ и сравнение произведений. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата действий. Умножение многозначных чисел на 1 и на 0

    урок

    Исследовательская работа

    практическая работа

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний решение познавательных задач

    анализ графиков, таблиц и схем

    3.

    Деление с остатком

    14

    Деление с остатком. Предметный смысл. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка). Способы деления с остатком: (подбор делимого, подбор неполного частного) Классификация записей на деление с остатком

    урок

    Исследовательская работа

    практическая работа

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний решение познавательных задач

    анализ графиков, таблиц и схем

    4.

    Умножение многозначных чисел

    10

    Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.

    Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число, оканчивающееся нулём. Способы самоконтроля

    урок

    Исследовательская работа

    практическая работа

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний решение познавательных задач

    анализ графиков, таблиц и схем

    5.

    Деление многозначных чисел

    17

    Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число)

    урок

    Исследовательская работа

    практическая работа

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний решение познавательных задач

    анализ графиков, таблиц и схем

    6.

    Доли и дроби

    3

    Доли и дроби. Знаменатель. Числитель. Предметное изображение долей и дробей. Изображение долей отрезка. Нахождение части от числа и числа по его части

    урок

    практическая работа

    решение экспериментальных задач 

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний

    анализ графиков, таблиц и схем

    7.

    Действия с величинами

    13

    Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса, время). Сравнение величин. Запись в порядке возрастания или убывания. Построение отрезка заданной длины. Поиск закономерности ряда величин. Площадь и периметр прямоугольника. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. Единица объема - литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.

    урок

    Исследовательская работа

    практическая работа

    решение экспериментальных задач

    измерение величин

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний

    8.

    Скорость движения

    18

    Знакомство с единицами скорости в процессе решения арифметических задач. Нахождение скорости движения по известному расстоянию и времени; расстояния – по известным величинам скорости и времени; времени – по известным величинам расстояния и скорости

    урок

    Исследовательская работа

    практическая работа

    решение экспериментальных задач

    измерение величин

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний

    9.

    Уравнения. Числовые и буквенные выражения

    10

    Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложненных). Решение задач способом составления уравнений. Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв

    урок

    Исследовательская работа

    практическая работа

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний решение познавательных задач

    анализ графиков, таблиц и схем

    10.

    Проверь себя! Чему ты научился в 1-4 классах?

    6

    Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Деление с остатком.

    Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.

    Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).

    Доли и дроби. Действия с величинами. Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).

    Уравнения. Буквенные выражения

    урок

    практическая работа

    решение экспериментальных задач

    измерение величин

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний

    11

    Формирование  устных и письменных  вычислительных навыков

    27

    Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Деление с остатком.

    Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.

    Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).

    Доли и дроби. Действия с величинами. Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).

    Уравнения. Буквенные выражения.

    Викторина, игра-путешествие, конкурсы, самостоятельная работа

    слушание

    наблюдение

    систематизация знаний решение экспериментальных задач

    выполнение творческих заданий

    итого

    136ч

     

                           


                                                7. Календарно-тематическое планирование

     п/п

    Тема урока

    Примерные сроки изучения  

    Дата фактическая

        Примечания

    1

    Сравнение многозначных чисел. Табличное умножение

    01-02.09.2016

    2

    Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий

    01-02.09.2016

    3

    Взаимосвязь компонентов и результата действий. Правило. Арифметические задачи

    05-09.09.2016

    4

    Арифметические задачи

    05-09.09.2016

    5

    Деление на 10, 100, 1000… Соотношение единиц массы, длины, времени

    05-09.09.2016

    6

    Площадь и периметр прямоугольника. Сравнение числовых выражений. Порядок выполнения действий. Многогранник. Прямоугольный параллелепипед.

    05-09.09.2016

    7

    Деление числа на произведение. Диаграмма

    12-16. 09.2016

    8

    Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

    12-16. 09.2016

    9

    Контрольная работа (вводная).

    12-16. 09.2016

    10

    Анализ контрольной работы. Числовые выражения. Развертка куба.

    12-16. 09.2016

    11-12

     Алгоритм умножения на однозначное число.

    19-23.09.2016

    13

    Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное.

    19-23.09.2016

    14

    Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений.

    19-23.09.2016

    15

    Арифметические задачи. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число.

     26-30.09.2016

    16

    Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице.

    26-30.09.2016

    17

    Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число. Многогранник, его развертка.

    26-30.09.2016

    18

    Самостоятельная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»

    26-30.09.2016

    19

    Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком.

    03-07.10.2016

    20

    Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Табличные случаи умножения. Подбор делимого при делении с остатком.

    03-07.10.2016

    21

    Деление с остатком. Подбор неполного частного.

    03-07.10.2016

    22

    Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Классификация выражений.

    03-07.10.2016

    23-24

    Решение арифметических задач. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком.

    10-14.10.2016

    25

    Деление с остатком. Случай, когда делимое меньше делителя. Классификация выражений

    10-14.10.2016

    26

    Контрольная работа  по теме «Деление с остатком».

    10-14.10.2016

    27

    Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Деление с остатком.

    17-21.10.2016

    28

    Решение задач

    17-21.10.2016

    29

    Деление на 10, 100. Решение задач

    17-21.10.2016

    30

    Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач

    17-21.10.2016

    31

    Контрольная работа  по теме «Деление с остатком. Решение задач».

    24-28.10.2016

    32

    Работа над ошибками. Решение задач

    24-28.10.2016

    33-35

    Алгоритм умножения на двузначное число. Правила порядка выполнения действий.

    24-28.10.2016

    31.10.2016-04.11.2016

    36

    Решение задач. Геометрические тела.

    31.10.2016-04.11.2016

    37

    Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Решение задач.

    31.10.2016-04.11.2016

    38

    Решение задач. Классификация многогранников.

    31.10.2016-04.11.2016

    39

    Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.

    14-18.11.2016

    40

    Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное и двузначное

    14-18.11.2016

    41

    Алгоритм умножения многозначных чисел. Решение задач

    14-18.11.2016

    42

    Контрольная работа по теме  «Умножение многозначных чисел»

    14-18.11.2016

    43

    Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Работа с тестовыми заданиями.

    21-25.11.2016

    44

    Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

    21-25.11.2016

    45

    Постановка учебной задачи

    21-25.11.2016

    46

    Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Деление суммы на число. Деление с остатком. Разрядный и десятичный состав многозначного числа.

    21-25.11.2016

    47

    Табличные случаи деления.

    28.11.2016-02.12.2016

    48

    Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

    28.11.2016-02.12.2016

    49

    Алгоритм письменного деления. Прикидка количества цифр в частном.

    28.11.2016-02.12.2016

    50

    Решение задач

    28.11.2016-02.12.2016

    51

    Табличные случаи деления.

    05-09.12.2016

    52

    Задачи на площадь и периметр прямоугольника. Взаимосвязь компонентов деления с остатком и без остатка и результата.

    05-09.12.2016

    53

    Решение задач.

    05-09.12.2016

    54

    Решение задач. Взаимосвязь компонентов и результата деления. Грани и развёртка куба

    05-09.12.2016

    55

    Задачи на площадь и периметр прямоугольника.

    12-16.12.2016

    56

    Итоговая контрольная работа за  I полугодие.

    12-16.12.2016

    57

    Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

    12-16.12.2016

    58

    Алгоритм письменного деления. Грани и развёртка куба.

    12-16.12.2016

    59

    Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями.

    19-23.12.2016

    60

    Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Сравнение выражений. Решение задач

    19-23.12.2016

    61-62

    Алгоритм письменного деления. Решение задач.

    19-23.12.2016

    63

    Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями.

    26-28.12.2016

    64

    Самостоятельная работа по теме « Деление многозначных чисел».

    26-28.12.2016

    65

    Работа с тестовыми заданиями.

    16-20.01.2017

    66

    Постановка учебной задачи. Терминология. Предметный смысл дроби (доли)

    16-20.01.2017

    67

    Предметный смысл дроби. Часть от целого.

    16-20.01.2017

    68

    Нахождение дроби от числа и числа по дроби

    16-20.01.2017

    69

    Величины на практике. Единицы длины и их соотношения.

    23-27.01.2017

    70

    Сравнение величин, сложение и вычитание величин.

    23-27.01.2017

    71-72

    Решение задач с величинами.

    23-27.01.2017

    73

    Решение задач с величинами.

    30.01.2017-03.02.2017

    74

    Решение задач с величинами.

    30.01.2017-03.02.2017

    75

    Самостоятельная работа по теме « Действия с величинами».

    30.01.2017-03.02.2017

    76        

    Сложение и вычитание величин. Поиск закономерностей. Решение задач.

    30.01.2017-03.02.2017

    77

    Решение задач с величинами.

    06-10.02.2017

    78

    Соотношение единиц времени. Решение задач

    06-10.02.2017

    79-80

    Единицы длины, массы и времени. Поиск закономерности.

    06-10.02.2017

    81

    Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями.

    13-17.02.2017

    82-84

    Решение задач с различными величинами.

    13-17.02.2017

    85

    Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями.

    20-24.02.2017

    86-87

    Решение задач с различными величинами.  Единицы объёма. Кубический сантиметр, кубический дециметр (литр).

    20-24.02.2017

    88

    Контрольная работа  по теме « Действия с величинами».

    20-24.02.2017

    89

    Устные приемы вычислений.

    27.02.2017-3.03.2017

    90

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

    27.02.2017-3.03.2017

    91

    Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице

    27.02.2017-3.03.2017

    92

    Соотношение единиц скорости. Решение задач

    27.02.2017-3.03.2017

    93        

    Устные приемы вычислений.

    06-10.03.2017

    94-95

    Соотношение единиц скорости. Решение задач

    06-10.03.2017

    96

    Устные приемы умножения многозначного числа на однозначное.

    13-17.03.2017

    97-99

    Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач.

    13-17.03.2017

    100

    Устные приемы деления многозначного числа на однозначное.

    20-24.03.2017

    101

    Самостоятельная работа  по теме  «Скорость движения»

    20-24.03.2017

    102

    Решение задач на движение двух тел в одном направлении, когда одно тело догоняет второе

    20-24.03.2017

    103        

    Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях.

    20-24.03.2017

    104

    Решение задач на движение.  Работа с тестовыми заданиями.

    03-07.04.2017

    105-107

    Решение задач на движение.

    03-07.04.2017

    108

    Решение задач на движение.  Работа с тестовыми заданиями.

    10-14.04.2017

    109

    Решение задач на движение

    10-14.04.2017

    110

    Контрольная работа  по теме  «Скорость движения».

    10-14.04.2017

    111

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    10-14.04.2017

    112

    Решение задач на движение.  Работа с тестовыми заданиями.

    17-21.04.2017

    113

    Постановка учебной задачи. Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология

    17-21.04.2017

    114

    Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме

    17-21.04.2017

    115

    Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче. Составление уравнения по рисунку, по схеме

    17-21.04.2017

    116

    Решение уравнений.

    24-28.04.2017

    117

    Составление уравнения по данному тексту (по задаче)

    24-28.04.2017

    118

    Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту

    24-28.04.2017

    119

    Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту. Сравнение числовых и буквенных выражений

    24-28.04.2017

    120

    Решение уравнений.

    02-05.05.2017

    121

    Усложнённые уравнения. Их решение.

    02-05.05.2017

    122

    Решение задач способом составления уравнений

    02-05.05.2017

    123

    Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме.

    10-12.05.2017

    124

    Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение

    10-12.05.2017

    125

    Самостоятельная работа по теме «Числовые и буквенные выражения».

    10-12.05.2017

    126

    Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.  Работа с тестовыми заданиями.

    15-19.05.2017

    127

    Повторение изученного материала.

    15-19.05.2017

    128

    Итоговая контрольная работа.

    15-19.05.2017

    129

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    15-19.05.2017

    130

    Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Работа с тестовыми заданиями.

    22-26.05.2017

    131-133

    Повторение изученного материала.

    22-26.05.2017

    134-135

    Решение задач.

    29-31.05.2017

    136

    Резерв

    29-31.05.2017


                                                         

                 

     Календарно- тематическое планирование модуля «Формирование устных и письменных вычислительных навыков»

      №

    п/п 

    Тема урока

    Примерные  сроки изучения

    Дата фактическая

        Примечания

    1

    Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.

    14-18.11.2016

    2

    Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Работа с тестовыми заданиями.

    21-25.11.2016

    3-4

    Табличные случаи деления.

    28.11.2016-02.12.2016

    05-09.12.2016

    5

    Задачи на площадь и периметр прямоугольника.

    12-16.12.2016

    6-7

    Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями.

    19-23.12.2016

    26-28.12.2016

    8

    Работа с тестовыми заданиями.

    16-20.01.2017

    9

    Величины на практике. Единицы длины и их соотношения.

    23-27.01.2017

    10-11

    Решение задач с величинами.

    30.01.2017-03.02.2017

    06-10.02.2017

    12-13

    Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями.

    13-17.02.2017

    20-24.02.2017

    14-15

    Устные приемы вычислений.

    27.02.2017-3.03.2017

    06-10.03.2017

    16

    Устные приемы умножения многозначного числа на однозначное.

    13-17.03.2017

    17

    Устные приемы деления многозначного числа на однозначное.

    20-24.03.2017

    18-20

    Решение задач на движение.  Работа с тестовыми заданиями.

    03-07.04.2017

    10-14.04.2017

    17-21.04.2017

    21-22

    Решение уравнений.

    24-28.04.2017

    02-05.05.2017

    23

    Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме.

    10-12.05.2017

    24

    Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.  Работа с тестовыми заданиями.

    15-19.05.2017

    25

    Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Работа с тестовыми заданиями.

    22-26.05.2017

    26-27

    Решение задач.

    29-31.05.2017


    8.  Учебно-методическое обеспечение:

    Класс

    Программа

    Учебник

    Учебно-методическое обеспечение

    4

    Гармония

    Истомина, Н.Б. Математика: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.  В 2частях. -11-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 120с.: ил.

    1.Истомина, Н.Б., Редько, З.Б. Тетради по математике №1, №2. 4класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

    2. Истомина, Н.Б., Горина, А.В. Тестовые задания по математике 4класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

    3.Истомина, Н.Б., Шмырева, Г.Г. Контрольные работы по математике. 4 класс (три уровня). - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

    • мультимедийный проектор;
    • демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
    • демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 2 класс "Гармония"

    Программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой и полностью соответствует ФГОС-2. Содержит систему оценки планируемых результатов второклассников, тематическое планирование с опреде...

    Рабочая программа по математике 1 класс "Гармония"

    Календарно- тематическое планирование...

    Рабочая программа по математике 4кл УМК Гармония

    Рекомендую  рабочую  программу  педагогам,  работающим  по  УМК  "Гармония".  Программа  составлена  в  соответствии  со  стандартами ...

    Рабочая программа по математике 1 класс Гармония

          Рабочая программа  по учебному предмету   «Математика»   составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  началь...

    Рабочая программа по математике 3 класс "Гармония"

    Программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по ум "Гармония" 3 класс...