рабочая программа по математике 4 кл УМК Гармония
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

рабочая программа по математике 4 кл УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_4kl_umk_garmoniya.docx84.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области

РАССМОТРЕНО                               СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО                        Руководитель                                 Приказ №________от

Протокол №___  от                             методического совета                        «___»________2016 г «__» _________2016г                «___»____________2016г

Руководитель                           _________И.В. Кувшинкина                

___________И.А.Радченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «МАТЕМАТИКА»

 базовый уровень

класс 4 б

2016-2017 учебный год

Разработчик программы:

Тарарыкова Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов, первая квалификационная категория

р.п. Рамонь

2016 г

  1. Пояснительная записка

       Рабочая программа   предназначена для  4 класса, базового уровня.

       Количество недельных часов – 4.  

       Количество часов в год – 136, из них 27 часов модуль предметно  практико-ориентированной  направленности «Формирование  устных и письменных вычислительных навыков».

      Уровень  рабочей программы – базовый.

  Рабочая программа составлена с учетом плана МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М.Ольденбургской, на основе примерной программы учебного предмета «Математика», примерной основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с  требованиями ФГОС НОО.

Рабочая программа реализуется средствами предмета «Математика» на основе авторской программы Н.Б. Истоминой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»). Новые разделы и темы не добавлялись.

   

   Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными  документами:              

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ;
  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

- от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- от 24.11.2015г.  № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13

 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от

25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;

  • Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего

образования, программы отдельных учебных предметов;

  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

 

   Цель курса «Математика» в начальной школе - ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств, предложить учащемуся соответствующие способы познания окружающей действительности. формирование представления о многообразии и увлекательности художественного творчества во всех уголках земли, у каждого народа, своеобразие национальных культур и их взаимосвязь.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

  • математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
  • развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
  • освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование самоконтроль, самооценка и др.).

  1. Общая характеристика учебного предмета

       В основе начального курса математики  лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

     Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.

       Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

     Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться, которое позволяет не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

     В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

     Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.      

      Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствуют формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД.

                     3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно  учебному  плану ОУ  всего на изучение  учебного  курса «Математика»  на уровне начального общего образования  в  МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской   выделяется 540 часов , из них в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель), в 3 классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель),  в 4  классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель.)

  1. Описание ценностных ориентиров  содержания учебного  предмета

Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс  связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе  научных коммуникаций, в том числе между  разными системами знаний;  использование математического  языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным  житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется  приобщение  подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

5. Личностные, метапредметные  и  предметные планируемые  результаты

 освоения  учебного предмета «Математика»

 В результате изучения курса математики по данной программе к концу 4 класса у обучающихся будут сформированы предметные (математические) результаты освоения программы, а также  личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия как основа умения учиться: регулятивные, познавательные, коммуникативные).

В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:

-        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
  • готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
  • способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

          Изучение математики способствует формированию   таких личностных качеств, как:

  • любознательность, трудолюбие;
  • способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

          -  умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Четвероклассник получит возможность для   формирования:

           -  внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

  • устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты изучения курса

         Регулятивные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
  • высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

        - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения задач.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и ритерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение;
  • произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

-        выражать в речи свои мысли и действия;

          -  строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а    

что нет;

-        задавать вопросы;

-        использовать речь для регуляции своего действия. Четвероклассник получит возможность научиться:

          -  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

          - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной   деятельности;

-        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты

     Числа и величины

Четвероклассник научится:

  • читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа от нуля до 1000000;
  • устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; год - месяц -неделя - сутки - час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр -сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр), сравнивать названные величины.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических);
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических), в строках и столбцах несложных таблиц.

         

         Арифметические действия

Четвероклассник научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, арифметических алгоритмов;
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, п кидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами

Четвероклассник научится:

  • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосв; между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для peL ния задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифмети ским способом (в 2-3 действия);
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • решать задачи в 3-4 действия;
  • находить разные способы решения задач;
  • решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.

Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Четвероклассник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ло1 ная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрег квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • распознавать плоские и кривые поверхности;
  • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Четвероклассник научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Четвероклассник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией

Четвероклассник научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных  

   таблиц и диаграмм;

         - распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы,  

   диаграммы, схемы);  

         - планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с    

   помощью таблиц и диаграмм;

         - интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований    

  (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

         Уравнения. Буквенные выражения.

        Четвероклассник получит возможность научиться:

        - решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;

        - находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.


6.Содержание учебного предмета

                                                                                                                     

п/п

Название темы

 

Количество

 часов

Основное содержание темы, термины и понятия.

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором и третьем классах?

10

Многозначные числа. Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Разрядный состав многозначных чисел. Решение задач разных видов

урок

практическая работа

измерение величин

слушание

наблюдение

систематизация знаний решение экспериментальных задач анализ графиков, таблиц и схем

2.

Умножение многозначного числа на однозначное

       8

Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Постановка учебной задачи. Анализ и сравнение произведений. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата действий. Умножение многозначных чисел на 1 и на 0

урок

Исследовательская работа

практическая работа

слушание

наблюдение

систематизация знаний решение познавательных задач

анализ графиков, таблиц и схем

3.

Деление с остатком

14

Деление с остатком. Предметный смысл. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка). Способы деления с остатком: (подбор делимого, подбор неполного частного) Классификация записей на деление с остатком

урок

Исследовательская работа

практическая работа

слушание

наблюдение

систематизация знаний решение познавательных задач

анализ графиков, таблиц и схем

4.

Умножение многозначных чисел

10

Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.

Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число, оканчивающееся нулём. Способы самоконтроля

урок

Исследовательская работа

практическая работа

слушание

наблюдение

систематизация знаний решение познавательных задач

анализ графиков, таблиц и схем

5.

Деление многозначных чисел

17

Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число)

урок

Исследовательская работа

практическая работа

слушание

наблюдение

систематизация знаний решение познавательных задач

анализ графиков, таблиц и схем

6.

Доли и дроби

3

Доли и дроби. Знаменатель. Числитель. Предметное изображение долей и дробей. Изображение долей отрезка. Нахождение части от числа и числа по его части

урок

практическая работа

решение экспериментальных задач 

слушание

наблюдение

систематизация знаний

анализ графиков, таблиц и схем

7.

Действия с величинами

13

Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса, время). Сравнение величин. Запись в порядке возрастания или убывания. Построение отрезка заданной длины. Поиск закономерности ряда величин. Площадь и периметр прямоугольника. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. Единица объема - литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.

урок

Исследовательская работа

практическая работа

решение экспериментальных задач

измерение величин

слушание

наблюдение

систематизация знаний

8.

Скорость движения

18

Знакомство с единицами скорости в процессе решения арифметических задач. Нахождение скорости движения по известному расстоянию и времени; расстояния – по известным величинам скорости и времени; времени – по известным величинам расстояния и скорости

урок

Исследовательская работа

практическая работа

решение экспериментальных задач

измерение величин

слушание

наблюдение

систематизация знаний

9.

Уравнения. Числовые и буквенные выражения

10

Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложненных). Решение задач способом составления уравнений. Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв

урок

Исследовательская работа

практическая работа

слушание

наблюдение

систематизация знаний решение познавательных задач

анализ графиков, таблиц и схем

10.

Проверь себя! Чему ты научился в 1-4 классах?

6

Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Деление с остатком.

Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.

Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).

Доли и дроби. Действия с величинами. Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).

Уравнения. Буквенные выражения

урок

практическая работа

решение экспериментальных задач

измерение величин

слушание

наблюдение

систематизация знаний

11

Формирование  устных и письменных  вычислительных навыков

27

Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Деление с остатком.

Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.

Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).

Доли и дроби. Действия с величинами. Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).

Уравнения. Буквенные выражения.

Викторина, игра-путешествие, конкурсы, самостоятельная работа

слушание

наблюдение

систематизация знаний решение экспериментальных задач

выполнение творческих заданий

итого

136ч

 

                       


                                            7. Календарно-тематическое планирование

 п/п

Тема урока

Примерные сроки изучения  

Дата фактическая

    Примечания

1

Сравнение многозначных чисел. Табличное умножение

01-02.09.2016

2

Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий

01-02.09.2016

3

Взаимосвязь компонентов и результата действий. Правило. Арифметические задачи

05-09.09.2016

4

Арифметические задачи

05-09.09.2016

5

Деление на 10, 100, 1000… Соотношение единиц массы, длины, времени

05-09.09.2016

6

Площадь и периметр прямоугольника. Сравнение числовых выражений. Порядок выполнения действий. Многогранник. Прямоугольный параллелепипед.

05-09.09.2016

7

Деление числа на произведение. Диаграмма

12-16. 09.2016

8

Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

12-16. 09.2016

9

Контрольная работа (вводная).

12-16. 09.2016

10

Анализ контрольной работы. Числовые выражения. Развертка куба.

12-16. 09.2016

11-12

 Алгоритм умножения на однозначное число.

19-23.09.2016

13

Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное.

19-23.09.2016

14

Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений.

19-23.09.2016

15

Арифметические задачи. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число.

 26-30.09.2016

16

Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице.

26-30.09.2016

17

Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число. Многогранник, его развертка.

26-30.09.2016

18

Самостоятельная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»

26-30.09.2016

19

Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком.

03-07.10.2016

20

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Табличные случаи умножения. Подбор делимого при делении с остатком.

03-07.10.2016

21

Деление с остатком. Подбор неполного частного.

03-07.10.2016

22

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Классификация выражений.

03-07.10.2016

23-24

Решение арифметических задач. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком.

10-14.10.2016

25

Деление с остатком. Случай, когда делимое меньше делителя. Классификация выражений

10-14.10.2016

26

Контрольная работа  по теме «Деление с остатком».

10-14.10.2016

27

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Деление с остатком.

17-21.10.2016

28

Решение задач

17-21.10.2016

29

Деление на 10, 100. Решение задач

17-21.10.2016

30

Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач

17-21.10.2016

31

Контрольная работа  по теме «Деление с остатком. Решение задач».

24-28.10.2016

32

Работа над ошибками. Решение задач

24-28.10.2016

33-35

Алгоритм умножения на двузначное число. Правила порядка выполнения действий.

24-28.10.2016

31.10.2016-04.11.2016

36

Решение задач. Геометрические тела.

31.10.2016-04.11.2016

37

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Решение задач.

31.10.2016-04.11.2016

38

Решение задач. Классификация многогранников.

31.10.2016-04.11.2016

39

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.

14-18.11.2016

40

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное и двузначное

14-18.11.2016

41

Алгоритм умножения многозначных чисел. Решение задач

14-18.11.2016

42

Контрольная работа по теме  «Умножение многозначных чисел»

14-18.11.2016

43

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Работа с тестовыми заданиями.

21-25.11.2016

44

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

21-25.11.2016

45

Постановка учебной задачи

21-25.11.2016

46

Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Деление суммы на число. Деление с остатком. Разрядный и десятичный состав многозначного числа.

21-25.11.2016

47

Табличные случаи деления.

28.11.2016-02.12.2016

48

Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

28.11.2016-02.12.2016

49

Алгоритм письменного деления. Прикидка количества цифр в частном.

28.11.2016-02.12.2016

50

Решение задач

28.11.2016-02.12.2016

51

Табличные случаи деления.

05-09.12.2016

52

Задачи на площадь и периметр прямоугольника. Взаимосвязь компонентов деления с остатком и без остатка и результата.

05-09.12.2016

53

Решение задач.

05-09.12.2016

54

Решение задач. Взаимосвязь компонентов и результата деления. Грани и развёртка куба

05-09.12.2016

55

Задачи на площадь и периметр прямоугольника.

12-16.12.2016

56

Итоговая контрольная работа за  I полугодие.

12-16.12.2016

57

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

12-16.12.2016

58

Алгоритм письменного деления. Грани и развёртка куба.

12-16.12.2016

59

Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями.

19-23.12.2016

60

Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Сравнение выражений. Решение задач

19-23.12.2016

61-62

Алгоритм письменного деления. Решение задач.

19-23.12.2016

63

Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями.

26-28.12.2016

64

Самостоятельная работа по теме « Деление многозначных чисел».

26-28.12.2016

65

Работа с тестовыми заданиями.

16-20.01.2017

66

Постановка учебной задачи. Терминология. Предметный смысл дроби (доли)

16-20.01.2017

67

Предметный смысл дроби. Часть от целого.

16-20.01.2017

68

Нахождение дроби от числа и числа по дроби

16-20.01.2017

69

Величины на практике. Единицы длины и их соотношения.

23-27.01.2017

70

Сравнение величин, сложение и вычитание величин.

23-27.01.2017

71-72

Решение задач с величинами.

23-27.01.2017

73

Решение задач с величинами.

30.01.2017-03.02.2017

74

Решение задач с величинами.

30.01.2017-03.02.2017

75

Самостоятельная работа по теме « Действия с величинами».

30.01.2017-03.02.2017

76        

Сложение и вычитание величин. Поиск закономерностей. Решение задач.

30.01.2017-03.02.2017

77

Решение задач с величинами.

06-10.02.2017

78

Соотношение единиц времени. Решение задач

06-10.02.2017

79-80

Единицы длины, массы и времени. Поиск закономерности.

06-10.02.2017

81

Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями.

13-17.02.2017

82-84

Решение задач с различными величинами.

13-17.02.2017

85

Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями.

20-24.02.2017

86-87

Решение задач с различными величинами.  Единицы объёма. Кубический сантиметр, кубический дециметр (литр).

20-24.02.2017

88

Контрольная работа  по теме « Действия с величинами».

20-24.02.2017

89

Устные приемы вычислений.

27.02.2017-3.03.2017

90

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

27.02.2017-3.03.2017

91

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице

27.02.2017-3.03.2017

92

Соотношение единиц скорости. Решение задач

27.02.2017-3.03.2017

93        

Устные приемы вычислений.

06-10.03.2017

94-95

Соотношение единиц скорости. Решение задач

06-10.03.2017

96

Устные приемы умножения многозначного числа на однозначное.

13-17.03.2017

97-99

Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач.

13-17.03.2017

100

Устные приемы деления многозначного числа на однозначное.

20-24.03.2017

101

Самостоятельная работа  по теме  «Скорость движения»

20-24.03.2017

102

Решение задач на движение двух тел в одном направлении, когда одно тело догоняет второе

20-24.03.2017

103        

Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях.

20-24.03.2017

104

Решение задач на движение.  Работа с тестовыми заданиями.

03-07.04.2017

105-107

Решение задач на движение.

03-07.04.2017

108

Решение задач на движение.  Работа с тестовыми заданиями.

10-14.04.2017

109

Решение задач на движение

10-14.04.2017

110

Контрольная работа  по теме  «Скорость движения».

10-14.04.2017

111

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

10-14.04.2017

112

Решение задач на движение.  Работа с тестовыми заданиями.

17-21.04.2017

113

Постановка учебной задачи. Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология

17-21.04.2017

114

Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме

17-21.04.2017

115

Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче. Составление уравнения по рисунку, по схеме

17-21.04.2017

116

Решение уравнений.

24-28.04.2017

117

Составление уравнения по данному тексту (по задаче)

24-28.04.2017

118

Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту

24-28.04.2017

119

Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту. Сравнение числовых и буквенных выражений

24-28.04.2017

120

Решение уравнений.

02-05.05.2017

121

Усложнённые уравнения. Их решение.

02-05.05.2017

122

Решение задач способом составления уравнений

02-05.05.2017

123

Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме.

10-12.05.2017

124

Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение

10-12.05.2017

125

Самостоятельная работа по теме «Числовые и буквенные выражения».

10-12.05.2017

126

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.  Работа с тестовыми заданиями.

15-19.05.2017

127

Повторение изученного материала.

15-19.05.2017

128

Итоговая контрольная работа.

15-19.05.2017

129

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

15-19.05.2017

130

Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Работа с тестовыми заданиями.

22-26.05.2017

131-133

Повторение изученного материала.

22-26.05.2017

134-135

Решение задач.

29-31.05.2017

136

Резерв

29-31.05.2017


                                                     

             

 Календарно- тематическое планирование модуля «Формирование устных и письменных вычислительных навыков»

  №

п/п 

Тема урока

Примерные  сроки изучения

Дата фактическая

    Примечания

1

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.

14-18.11.2016

2

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Работа с тестовыми заданиями.

21-25.11.2016

3-4

Табличные случаи деления.

28.11.2016-02.12.2016

05-09.12.2016

5

Задачи на площадь и периметр прямоугольника.

12-16.12.2016

6-7

Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями.

19-23.12.2016

26-28.12.2016

8

Работа с тестовыми заданиями.

16-20.01.2017

9

Величины на практике. Единицы длины и их соотношения.

23-27.01.2017

10-11

Решение задач с величинами.

30.01.2017-03.02.2017

06-10.02.2017

12-13

Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями.

13-17.02.2017

20-24.02.2017

14-15

Устные приемы вычислений.

27.02.2017-3.03.2017

06-10.03.2017

16

Устные приемы умножения многозначного числа на однозначное.

13-17.03.2017

17

Устные приемы деления многозначного числа на однозначное.

20-24.03.2017

18-20

Решение задач на движение.  Работа с тестовыми заданиями.

03-07.04.2017

10-14.04.2017

17-21.04.2017

21-22

Решение уравнений.

24-28.04.2017

02-05.05.2017

23

Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме.

10-12.05.2017

24

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.  Работа с тестовыми заданиями.

15-19.05.2017

25

Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Работа с тестовыми заданиями.

22-26.05.2017

26-27

Решение задач.

29-31.05.2017


8.  Учебно-методическое обеспечение:

Класс

Программа

Учебник

Учебно-методическое обеспечение

4

Гармония

Истомина, Н.Б. Математика: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.  В 2частях. -11-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 120с.: ил.

1.Истомина, Н.Б., Редько, З.Б. Тетради по математике №1, №2. 4класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

2. Истомина, Н.Б., Горина, А.В. Тестовые задания по математике 4класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

3.Истомина, Н.Б., Шмырева, Г.Г. Контрольные работы по математике. 4 класс (три уровня). - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • мультимедийный проектор;
  • демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс "Гармония"

Программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой и полностью соответствует ФГОС-2. Содержит систему оценки планируемых результатов второклассников, тематическое планирование с опреде...

Рабочая программа по математике 1 класс "Гармония"

Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по математике 4кл УМК Гармония

Рекомендую  рабочую  программу  педагогам,  работающим  по  УМК  "Гармония".  Программа  составлена  в  соответствии  со  стандартами ...

Рабочая программа по математике 1 класс Гармония

      Рабочая программа  по учебному предмету   «Математика»   составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  началь...

Рабочая программа по математике 3 класс "Гармония"

Программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по ум "Гармония" 3 класс...