Главные вкладки

    Проект "Разработка технологической карты урока математики во 2 классе на тему «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода"
    проект по математике (2 класс) на тему

    Данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

    Институт психологии и образования

    Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

    Отделение дошкольного и начального образования

                                                                                                    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

                                                                                                    слушателей курсов

    «Реализация системно -деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

    Проект урока математики во 2 классе на тему  «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода

    Авторы проекта:

    Коробейникова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ

    ЛООШ №3Лаишевского муниципального района РТ

    Трифонова Анна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ

    ЛСОШ №2 Лаишевского муниципального района РТ

    Суханова Наталья Петровна, учитель начальных классов МБОУ

    ЛСОШ №2 Лаишевского муниципального района РТ

                                                                                                                                                             Научный руководитель

     Замалетдинова З.И., к.п.н.,

    ст. препод. ПМЦПКиППРО

    Проект допущен к защите:

    «__»____________ 2016 г.

    Казань, 2016


    Аннотация

    В проекте представлен методический материал к уроку математики во 2 классе на тему  «Конкретный смысл действия умножения», включающем в себя технологическую карту урока .Проект урока разработан на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке проекта урока использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системно-деятельностного подхода.

    Актуальность проекта

    Современный ФГОС НОО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. тема сложная для восприятия,  нет готовых методических материалов, недостаточное количество часов для изучения данного материала. недостаточная подготовленность учащихся к изучению нового материала. В связи с тем ,что нет готовых методических материалов нами разработан проект урока по математике во 2 классе. Этот материал может быть использован учителями начальных классов в своей работе.Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено ФГОС НОО   как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Мы, учителя, должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Ученик должен научиться самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение.   Для человека одним из самых важных умений сегодня становится умение работать с информацией: умение добывать информацию; осмысливать ее и преобразовывать; извлекать из нее необходимые знания; применять их для получения новых знаний, Анализ ФГОС НОО и примерной   ООП НОО, показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования, непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности. Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п.

     Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование представлений учащихся об умножении как о новом арифметическом действии.

     Считаем, что данная тема урока математики  имеет большое значение в содержании образования,   занимает важное место в данной программе,  связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.


    Основная часть

    Характеристика темы урока

    Цель проекта: разработка  и реализация технологической карты урока математики во 2 классе на тему  «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно - деятельностного подхода,  в связи с требованиями ФГОС НОО.

    Задачи проекта:

    1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков в рамках реализации СДП.
    2.   2.Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока математики во 2 классе на тему    «Конкретный смысл действия умножения» на основе УМК «Школа России»по учебнику М.И.Моро «Математика» 2 класс.

        .3.Разработать систему творческих (исследовательских, познавательных, развивающих, комплексных,  интегрированных) заданий к уроку для оценки УУД обучающихся.

                                                   Планируемые результаты

    Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):

    научатся: сравнивать числовые выражения  по возможности замены их на новый вид действия; определять способ записи действия умножения; заменять сложение одинаковых слагаемых на умножение.

    Метапредметные  (компоненты  культурно - компетентностного опыта, приобретённая  компетентность):

    Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

    коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

    Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

    Место и роль темы в курсе.

    На изучение математики отводится 136 часов в год.

    Данной теме- 12 часов, в разделе «Умножение» урок 1 «Конкретный смысл действия умножения».

    Уровень изучения и усвоения материала – открытие новых знаний.

    Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

    Методика преподавания – проблемно-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.

    в) Ресурсы:

    - книгопечатная продукция - учебник Моро.М.И. «Математика» 2 класс .Москва: Просвещение, 2015 г.;

    - ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

    -   печатные пособия: карточки с заданиями.

    Дидактический анализ и содержание материала

    Задание 1. Упражнение  на чистописание.

    Формируются УУД  -

    Познавательные:  –  осуществляют поиск  необходимой информации.

              Регулятивные: учатся находить сходства и различия объектов, делать выводы

    Задание 2. Математическая разминка.

    Задание 3.Замена суммы одинаковых слагаемых действием  умножения.

    Познавательные  - поиск и выделение необходимой  информации;  применение методов информационного поиска.

     Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

    Задание 4. Решение выражения 2+2+2+2+2+2+2

     ПУУД -анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий.

    КУУД: - умение работать в паре, умение составлять устное высказывание.

    РУУД: - умение оценивать учебные действия

    Задание 5 :Определение значения каждого числа в выражении.

     ПУУД: - умение извлекать информацию из иллюстраций,  на основе анализа делать вывод).

    КУУД:- умение составлять устное высказывание.

    РУУД:- умение оценивать учебные действия

    Задание 6: Физминутка

    Задание 7:Решение выражений, замены суммы умножением.

    ПУУД  - анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий, создавать модели и схемы для решения задач.

    КУУД: - умение работать в паре, умение составлять устное высказывание.

    РУУД:- умение оценивать учебные действия

    Задание 8: Соотнесение выражений.

    ПУУД - анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений.

    ЛУУД- ученик научится  проявлять познавательную инициативу.

    КУУД- формулировать собственное мнение и позицию.

    РУУД- оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

    Задание 9: Решение задач на умножение (по вариантам)

    ЛР:- ученик научится  проявлять познавательную инициативу.

    ПУУД:- самостоятельное  решение проблем поискового характер

    КУУД:- умение работать в паре, умение составлять устное высказывание.

    РУУД:- планировать свои действия, умение оценивать учебные действия.

    Задание 10:Заполнение рефлексивного листа

    ПУУД:- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    ЛУУД:-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки

    Задание 11:

    Домашнее задание:

    ЛУУД:- ученик научится  проявлять познавательную инициативу.

    Тема: «Конкретный смысл действия умножения»

    Тип урока: Открытие новых знаний

    Цель урока: Создать условия для раскрытия  конкретного смысла действия умножения как сложения одинаковых слагаемых.

    Задачи урока:

    - Познакомить учащихся с конкретным смыслом действия умножения; формировать умение заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием- умножением;

    -    Создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; математической речи  учащихся;  способствовать развитию познавательного интереса к предмету;

    -   Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

    Таблица 1

    Технологическая карта урока математики (УМК «Школа России»)  во 2 классе по теме «Конкретный смысл действия умножения»

    N

    п/п

    Этап урока

    и вид деятельности

    Ресурсы

    Деятельность

    Обучающихся

    Форма организации

    учебной деятельности

    Содержание материала

    Формируемые УУД

    1.

    Организационный момент

    Слайд на д

    Слушают, определяют и доказывают закономерность в последовательности чисел в числовом ряду

    Оценивают свою работу в баллах, дают индивидуальную оценку своей деятельности

    фронтальная

    Задание 1.Упражнение на чистописание?

    -Как вы догадались? Выскажите свое мнение.

    Вывод:  минутка чистописания  (цифра 5.)

    РУУД

    ПУУД

    ЛУУД

    2.

    Актуализация знаний

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Слайд №2

    Слайд №3

    Считают устно, организуют работу в тетрадях, записывая значение выражения в тетрадь.

    Проверяют по эталону.

    Сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в объединении объектов в группы. Обсуждают план по поиску решения проблемы.

    Индивидуальная

    Фронтальная

    Задание 2.Математическая разминка

     35+35=         21+21=

    14+14=         43+43=

    27+27=         18+18=

    2+2+2+2+2+2+2=

    Задание3.Замена суммы одинаковых слагаемых действием умножения.

    -Что общего в этих выражениях?

    -В чем отличие?

    -Как вы думаете, удобно ли так считать?

    _Может, кто-то предложит свой способ  нахождения суммы нескольких одинаковых слагаемых?

    -Где мы можем найти информацию об этом?

    Вывод: В математике существует  специальный знак для записи умножения  2*7

    КУУД

    РУУД

    КУУД

    ПУУД

    3.

    Обобщение и систематизация знаний

    Слайд №

    Работают в тетрадях. Записывают примеры в тетради.

    индивидуальная

    Задание 4: Решение выражения 2+2+2+2+2+2+2

    Вывод: 14

    ПУУД

    КУУД

    РУУД

    4.

    Применение знаний и умений в новой ситуации

    учебник

    Отвечают на вопросы, читают выражение разными способами, делают выводы.

    Работают по учебнику №1.

    Оценивают свою работу в парах.

    Работа в парах

    Задание 5:Определение значения каждого числа в выражении.

    Какое слагаемое повторяется?

    -Какой знак поставим  при записи выражения?

    - Сколько раз повторяется слагаемое 2?

    - попробуйте прочитать новый пример.

    Сделайте вывод: что показывает первое число при умножении?

    - Сделайте вывод, что показывает второе число при умножении?

    Вывод: Первое число показывает, какое слагаемое прибавляли, второе число – сколько раз прибавляли слагаемое.

    РУУД

     ПУУД

    КУУД

    5

    Физминутка

    Слайд, музыкальное сопровождение «Дважды два четыре»

    Учащиеся выполняют упражнения под музыкальное сопровождение.

    фронтальная

    Задание 6 . Упражнения под музыку

    Вывод: Ф\м на уроке позволяет снять напряжение , отдохнуть

    ЛУУД

    КУУД

    6

    7

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

          Первичное закрепление

    Включение нового знания в систему знаний

    Самостоятельная работа. Моделирование

    Карточки с выражениями

    Карточки с заданиями

    слайд

    Учащиеся работают по карточкам самостоятельно. Проверяют по эталону. Оценивают свою работу.

    Работают в парах .Обсуждают и соотносят подходящие выражения. Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Осуществляют контроль своей деятельности по заданному образцу

    Работают над задачей.  Слушают, анализируют, находят верное решение задачи. Оценивание своей работы «Лестница успеха»

    Индивидуальная

    Работа в парах

    индивидуальная

    Задание7: Решение выражений, замена суммы умножением.

    - Постарайтесь записать эти примеры,  используя новые полученные знания.

    3+3+3+3=

    5+5+5+5=

    Вывод:  нужно закрепить свои знания по теме «Умножение», узнать, как называются числа при умножении.

    Задание 8:Соотнесение выражений.

    -Соотнесите подходящие записи сложения и умножения

    12+12+12=             8*6=

    7+7+7+7=           12*3=

    8+8+8+8+8+8=      13*4=

    13+13+13+13=     7*5=

    -Какое выражение лишнее?

    -Почему

    Вывод: Запись одинаковых слагаемых с помощью умноже ния. Что такое умножение?

             Это умное сложение.

            Ведь умней умножить раз,

           Чем слагать всё целый час!

    Задание 9:Решение задач на умножение.

    1 вариант

    -У совы 4 совёнка. Каждому совёнку она принесла по 3 мышки. Сколько мышек принесла мама сова?

    - Что обозначают числа в записи выражения?

    Вывод: Чтобы ответить на вопрос задачи надо  взять 4 раза по 3   3*4=12(мышек)

    Решите задачу : 2 вариант

    У мамы 3 детей. Каждому она купила по 10 конфет. Сколько конфет купила мама?

    Вывод: чтобы ответить на вопрос задачи надо 10 взять 3 раза 10 *3 =30 (конфет)

    -Что обозначают числа в записи выражения?

    -Оцените свою работу.

    ПУУД

    РУУД

    КУУД

    КУУД

    РУУД

    ЛУУД

    ПУУД

    ЛУУД

    РУУД

    ПУУД

    7.

    Рефлексия

    Слайд

    Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают своё мнение

    фронтальная

    Задание 10: Заполнение рефлексивного листа.

    -Выскажите своё мнение: Где мы можем применить умножение в нашей жизни? Вы хорошо поработали на уроке, давайте подведем итог.

    Посмотрите на слайд и закончите предложения.

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

     Я выполнял задания…

    Я понял, что…

    Я хочу поблагодарить…

    А теперь каждый из вас даст самооценку своей работе. Работаем с «лесенкой успеха»

    -Задание 11:

    Дом.задание5 с.44 №3 (р/т)

    ПУУД

    ЛУУД

                                                                                    Заключение

    Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО.  Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Математика» 2 класс под редакцией М.И.Моро. Разработана  технологическая карта для проведения урока, которая позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержание, средства обучения, организация ориентированы на личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно - деятельностного подхода  в практике начальной школы.

    Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку математики во 2 классе на тему: «Конкретный смысл умножения», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, направленного на  формирование представления об умножении, позволяющего повысить  уровень знаний обучающихся достигнута  полностью 

    Математика – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.

    В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. 

    Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

    Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков  математики во 2 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.


                                                         Литература

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года регистрационный №15785).

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).

    Примерная основная образовательная программа одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

    М.И. Моро, М.А.Бантова  учебник «Математика» 2 класс, Москва «Просвещение»,2015г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики во 2 классе по УМК "Гармония". "Смысл действия умножения.Решение задач"

    Урок математики во 2 классе по УМК «Гармония». Тема: "Смысл действия умножения. Решение задач". На уроке продолжается работа по усвоению смысла действия умножения, на примере решения задач закрепляютс...

    контрольная работа по математике во 2 классе по темам "Конкретный смысл действий умножение и деление" по учебнику МОРО

    контрольная работа в двух вариантах по учебнику МОРО 2 класс по теме "Конкретный смысл действий умножение и деление"...

    Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.

    Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....

    Конспект по математике 2 класс на тему: "Конкретный смысл действия умножения"

    Предмет:математикаКласс:2гТема урока: «Конкретный смысл действия умножения.»Цели урока: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; развивать логическое мышление. П...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Математики ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «Квадрат. Закрепление» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Математики ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «Квадрат. Закрепление» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

    Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия умножения"

    Данный урок создан специально для изучения темы, которая входит в школьный курс математики за 2 класс. Опираясь на конкретный смысл умножения, его свойства, раскрываются приёмы устных и письменных выч...

    Конспект урока по математике 2 класс на тему: "Конкретный смысл действия умножения" УМК "Школа России"

    Конспект урока по математике по учебнику М.И.Моро и другие 2 класс на тему: "Конкретный смысл действия умножения"...