Урок математики в 4 классе по теме "Квадратный метр"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Белаева Эльгина Гузаловна

Открытый  урок  по математике в 4 классе

Тема: Квадратный метр.

Цель:

Создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром.

Задачи:

 

Образовательные: ввести понятие «квадратный метр», дать представление о применении новой единицы измерения площади. Актуализировать знания о способах вычисления площади прямоугольника.

Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.

Развивающие: способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации) Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Планируемый результат

Предметные: знать названия единиц измерения площади, уметь находить площадь прямоугольника

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Прямоугольник, длина, ширина, площадь, квадратный дециметр, квадратный метр.

Ресурсы:

М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.Математика. Учебник для 4-го класса. Часть 2. Стр. 38-39

 

 

1.    Презентация Microsoft Power Point

2.    Карточки с числами, с названиями единиц длины и площади

3.    Картинки.

4.    Модель квадратного метра.

5.    Карточки с заданиями для групп

6.    Конверты с наборами геометрических фигур для парной работы.

 

 

 

Ход урока

1.    Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня  зовут Эльгина Гузаловна.  Я у вас  сегодня  проведу  урок  математики. Почему  на конкурс  я  выбрала  именно  урок  математики, потому что я очень люблю  этот  предмет.

А вы любите  математику?

А за  что вы  ее любите?

А чего  вы  ждете  от сегодняшнего урока математики?  Начните  свой ответ  со слов.  Сегодня  на уроке  мне  хотелось бы: (слайд)

А чтобы  все  у нас получилось на уроке, что необходимо?

Мы  себя  настроили  на  деловой  лад  и пусть все  у нас  с вами  получится.

2.                Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Я работаю  в 4 школе. Это очень далеко отсюда(слайд). Когда я ехала к вам  в гимназию, я проехала  2 площади, одна  из них площадь Ленина. Вы, наверное, знаете эту  площадь. Какой  памятник  есть на этой площади? (слайд)

А какие  еще   площади есть  в нашем городе? (Площадь Нефтяников, площадь в парке, площадь Сабантуя Майдан)(слайд) А встречалось ли слово  площадь  в математике?

Как вы думаете,  что такое площадь?

А где  можем найти  точную формулировку этого слова, толкование  этого слова? ( в толковом словаре)

 Я вам приготовила  выписку  из толкового словаря. Послушайте  задание. Там,  оказывается, несколько  значений  слова  площадь.  Ваша  задача: прочитать  все  3 значения  и выбрать только то, которое  относится  к математике. Дети  выполняют в группе. Читает 1 группа. Как вы  думаете, почему  я начала  урок  с этого термина?

 А теперь посмотрите  на слайд. Маша и Саша  вычисляли площадь одного  и того же  прямоугольника. Вот что у них получилось. (слайд)  У Маши  24 кв. ед., у Саши 240 кв. ед.

 Почему так получилось. Кто же  из них прав. Они измеряли  в разных единицах. Возможно, один  из них вычислял в кв. см, а другой в кв. дм.

А теперь  поработаем  в парах с партнерами  по плечу.  Будем вычислять площадь в разных единицах. Задание  написано на обратной  стороне  картины. У меня  на руках   картинки. Ваша задача вычислить площадь этих картинок. На столах у вас есть мерки равные 1 дм. Участники №1 и 2 вам маленькие картинки, а участники №3 и №4 большие. (Дети работают) Отложили картинки. Какой  формулой  вы пользовались, запишем на доску. Также   скажем алгоритм  вычисления.  (слайд)

  А теперь попробуем вычислить площадь  пола класса. Я даю вам мерку  дм. Ляйсан,  поручаем тебе, сможешь.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

В чем затруднение? Почему не получается?

-Очень долго, неудобно, маленькая мерка.

-Возникла проблема. Не знаем, как найти площадь класса.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Предлагайте решения (приём «Мозговой штурм»)

- Какой единицей измерения длины будем пользоваться? (м). В чем измерим площадь? (в кв. м)

- Сформулируйте тему урока.

-Тема: «Квадратный метр» (Слайд ).

- Какую цель поставим перед собой?

-Цель: познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным метром. (Слайд )

Научимся решать задачи с использованием новой единицы площади

5. Реализация построенного проекта.

- Что такое квадратный метр? (Это квадрат со стороной 1 м). (Показывает модель в натуральную величину). Это герой нашего урока. А как запишем 1 м²? (1ученик работает у доски). Запишите: 8 м², 20 м², 30 м².

А для чего нужна эта единица измерения площади?

Когда  нужно измерить  площади больших фигур.

- Найдем площадь класса.

Выходят ученики и измеряют длину и ширину класса, другие  наблюдают.

На доске: а - 7 м

в – 7 м

S = 7х7 S= 49м²

 

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

В вашей  гимназии   очень много еще кабинетов, которые  имеют разные  площади. А вы знаете, в каком году  было построено это здание  гимназии.  В 1996 году. А  кто проектирует здания? Архитекторы. Они  должны  уметь находить площадь объектов и выполнять необходимые расчеты. Какими качествами  должен обладать архитектор. (умный, аккуратный..) Теперь мы  поработаем  в роли архитекторов. Это  будет  у нас не класс, а проектное бюро. Мы  строим  школу  будущего  и сегодня  будем  делать  расчеты. Каждая  команда  получает  план  определенной  части  школы и вычисляет   общую площадь. Все  расчеты  делаем  на  этом  листке. Работаем  все.

ПОДНЯТЬ ЭКРАН.

2 команды презентуют  свои работы.

А работы  других команд  проверяют эксперты.  (3 ученикам  индивидуальное  задание  на дом)

 

7.Включение в систему знаний и повторение.

Мы  проектировали  здание  школы будущего, а перед школой  бывает  территория.  Давайте  решим  задачу №5 на стр. 39 про территорию школы.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог урока. Вспомните, какую цель ставили перед собой.

- Оцените свою работу на уроке. Давайте заполним  площадь  прямоугольника  стикерами.  Если вам  было понятно, прикрепляете  зеленые, а если  были  затруднения, то красные. Площадь  должна быть полностью заполнена.

Молодцы, ребята, вы поняли тему.

Я хочу подарить  вам  вот эту    5.

Домашнее задание по выбору: 1.№4, стр. 38. 

2. Найти площадь своей комнаты.

3.Кто знает, сегодня  кто отмечает свой  профессиональный праздник. Оказывается, сегодня  день ледовара. Это люди, которые  заливают каток льдом. На площади ДК «Нефтьче» есть каток, вы там не раз наверное, катались. Даю задание  по желанию. Узнайте  площадь  этого катка. Можете пользоваться  интернетом или измерить самостоятельно .

Спасибо за урок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по математике в 4 классе

Тема: Квадратный метр.

Цель:

Создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром.

Задачи:

Образовательные: ввести понятие «квадратный метр», дать представление о применении новой единицы измерения площади. Актуализировать знания о способах вычисления площади прямоугольника.

Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.

Развивающие: способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации) Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Планируемый результат

Предметные: знать названия единиц измерения площади, уметь находить площадь прямоугольника

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Прямоугольник, длина, ширина, площадь, квадратный дециметр, квадратный метр.

Ресурсы:

М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.Математика. Учебник для 4-го класса. Часть 2. Стр. 38-39

  1. Презентация Microsoft Power Point
  2. Карточки с числами, с названиями единиц длины и площади
  3. Картинки.
  4. Модель квадратного метра.
  5. Карточки с заданиями для групп
  6. Конверты с наборами геометрических фигур для парной работы.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня  зовут Эльгина Гузаловна.  Я у вас  сегодня  проведу  урок  математики. Почему  на конкурс  я  выбрала  именно  урок  математики, потому что я очень люблю  этот  предмет.

А вы любите  математику?

А за  что вы  ее любите?

А чего  вы  ждете  от сегодняшнего урока математики?  Начните  свой ответ  со слов.  Сегодня  на уроке  мне  хотелось бы: (слайд)

А чтобы  все  у нас получилось на уроке, что необходимо?

Мы  себя  настроили  на  деловой  лад  и пусть все  у нас  с вами  получится.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Я работаю  в 4 школе. Это очень далеко отсюда(слайд). Когда я ехала к вам  в гимназию, я проехала  2 площади, одна  из них площадь Ленина. Вы, наверное, знаете эту  площадь. Какой  памятник  есть на этой площади? (слайд)

А какие  еще   площади есть  в нашем городе? (Площадь Нефтяников, площадь в парке, площадь Сабантуя Майдан)(слайд) А встречалось ли слово  площадь  в математике?

Как вы думаете,  что такое площадь?

А где  можем найти  точную формулировку этого слова, толкование  этого слова? ( в толковом словаре)

 Я вам приготовила  выписку  из толкового словаря. Послушайте  задание. Там,  оказывается, несколько  значений  слова  площадь.  Ваша  задача: прочитать  все  3 значения  и выбрать только то, которое  относится  к математике. Дети  выполняют в группе. Читает 1 группа. Как вы  думаете, почему  я начала  урок  с этого термина?

 А теперь посмотрите  на слайд. Маша и Саша  вычисляли площадь одного  и того же  прямоугольника. Вот что у них получилось. (слайд)  У Маши  24 кв. ед., у Саши 240 кв. ед.

 Почему так получилось. Кто же  из них прав. Они измеряли  в разных единицах. Возможно, один  из них вычислял в кв. см, а другой в кв. дм.

А теперь  поработаем  в парах с партнерами  по плечу.  Будем вычислять площадь в разных единицах. Задание  написано на обратной  стороне  картины. У меня  на руках   картинки. Ваша задача вычислить площадь этих картинок. На столах у вас есть мерки равные 1 дм. Участники №1 и 2 вам маленькие картинки, а участники №3 и №4 большие. (Дети работают) Отложили картинки. Какой  формулой  вы пользовались, запишем на доску. Также   скажем алгоритм  вычисления.  (слайд)

  А теперь попробуем вычислить площадь  пола класса. Я даю вам мерку  дм. Ляйсан,  поручаем тебе, сможешь.

3. Выявление места и причины затруднения.

В чем затруднение? Почему не получается?

-Очень долго, неудобно, маленькая мерка.

-Возникла проблема. Не знаем, как найти площадь класса.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Предлагайте решения (приём «Мозговой штурм»)

- Какой единицей измерения длины будем пользоваться? (м). В чем измерим площадь? (в кв. м)

- Сформулируйте тему урока.

-Тема: «Квадратный метр» (Слайд ).

- Какую цель поставим перед собой?

-Цель: познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным метром. (Слайд )

Научимся решать задачи с использованием новой единицы площади

5. Реализация построенного проекта.

- Что такое квадратный метр? (Это квадрат со стороной 1 м). (Показывает модель в натуральную величину). Это герой нашего урока. А как запишем 1 м²? (1ученик работает у доски). Запишите: 8 м², 20 м², 30 м².

А для чего нужна эта единица измерения площади?

Когда  нужно измерить  площади больших фигур.

- Найдем площадь класса.

Выходят ученики и измеряют длину и ширину класса, другие  наблюдают.

На доске: а - 7 м

в – 7 м

S = 7х7 S= 49м²

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

В вашей  гимназии   очень много еще кабинетов, которые  имеют разные  площади. А вы знаете, в каком году  было построено это здание  гимназии.  В 1996 году. А  кто проектирует здания? Архитекторы. Они  должны  уметь находить площадь объектов и выполнять необходимые расчеты. Какими качествами  должен обладать архитектор. (умный, аккуратный..) Теперь мы  поработаем  в роли архитекторов. Это  будет  у нас не класс, а проектное бюро. Мы  строим  школу  будущего  и сегодня  будем  делать  расчеты. Каждая  команда  получает  план  определенной  части  школы и вычисляет   общую площадь. Все  расчеты  делаем  на  этом  листке. Работаем  все.

ПОДНЯТЬ ЭКРАН.

2 команды презентуют  свои работы.

А работы  других команд  проверяют эксперты.  (3 ученикам  индивидуальное  задание  на дом)

7.Включение в систему знаний и повторение.

Мы  проектировали  здание  школы будущего, а перед школой  бывает  территория.  Давайте  решим  задачу №5 на стр. 39 про территорию школы.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог урока. Вспомните, какую цель ставили перед собой.

- Оцените свою работу на уроке. Давайте заполним  площадь  прямоугольника  стикерами.  Если вам  было понятно, прикрепляете  зеленые, а если  были  затруднения, то красные. Площадь  должна быть полностью заполнена.

Молодцы, ребята, вы поняли тему.

Я хочу подарить  вам  вот эту    5.

Домашнее задание по выбору: 1.№4, стр. 38. 

2. Найти площадь своей комнаты.

3.Кто знает, сегодня  кто отмечает свой  профессиональный праздник. Оказывается, сегодня  день ледовара. Это люди, которые  заливают каток льдом. На площади ДК «Нефтьче» есть каток, вы там не раз наверное, катались. Даю задание  по желанию. Узнайте  площадь  этого катка. Можете пользоваться  интернетом или измерить самостоятельно .

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики во 2 классе. Тема урока: "Метр"

Урок составлен в соответствии с ФГОС...

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Метр"

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Метр" УМК "Перспектива"...

Урок математики для 2 класса по теме "Метр"

В материале представлен конспект урока математики по теме "Метр" (учебник Истоминой Н. Б.) по ФГОС. Использовался в УМК Гармония. Может использоваться в любом УМК....

конспект урока математики во 2 классе на тему "Метр"

разработка конспекта по новому ФГОС, система Н.Ф. Виноградова...

Урок математики во 2 классе по теме «Метр»

Урок математики во 2 классе по теме «Метр»...

Фрагмент урока математики во 2 классе по теме:"Метр"

Фрагмент урока показывает, как учителю вывести детей на проблему....