Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

 В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это непростое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.

Вопросы самостоятельности и формирования активности мышления учащихся в условиях начальной школы нестандартны. Постоянное наличие отвлекающих помех, большая доля самостоятельной работы на уроке – всё это требует особого подхода к организации и проведению урока математики. Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя. Поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и место её организации. Только в этом случае самостоятельная работа будет выполняться учащимися сознательно. При этом необходимо предусматривать уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения.

Карточка №1”а”.

“В одной вазе лежало 9 яблок. В другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок лежало в двух вазах?”

Реши задачу. Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

Карточка №1”б”.

“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?”

Запиши краткую запись и реши задачу.

I - … ябл.

II - ? на сколько яблок меньше

Карточка №1”в”

“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько всего яблок в двух вазах?”

1. Найди, сколько яблок в другой вазе.

2. Ответь на вопрос задачи.

Карточка №1”г”

“ В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?”

Запиши краткую запись и решение задачи. Сделай пояснение к каждому действию.

I- 9ябл.

II- ? на … меньше

1) 9-3=6

2) 9+6= …

При составлении карточек необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объём работы, в других случаях предложить задания творческого характера. Например, при решении задачи: “ В одном куске 9 м ткани, а в другом куске на 2 м больше. Сколько метров ткани в двух кусках?” – можно предложить ученикам карточки с учётом уровня их способностей:

1. Закончи краткую запись:

I- … м

II-? на 2 м больше

Запиши выражение для ответа на вопрос “ Сколько метров ткани во втором куске?”

9+…=

Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ:

( 9+…)+…=…

2. Закончи краткую запись:

I-…

II- ? на … м больше

Использую схему, составь по задаче выражение и вычисли его значение:

( …+… )+…=…

3. Используя опорные слова, сделай краткую запись:

I- …

II- …

Составь выражение, реши задачу, запиши ответ.

Замени в условии слово “больше” на “меньше”. Запиши решение этой задачи. Измени вопрос так, чтобы задача решалась одним действием.

Учащимся с низким уровнем обучаемости полезнее предлагать задачи помощники ( более простая задача или задача, которая является частью другой задачи). Например, перед решением задачи: “ Совхоз отправил 12 850 ц ржи и пшеницы, причём пшеницы отправил на 7 156 ц больше. Какого зерна совхоз отправил больше и на сколько?”- предлагается задача: “ В магазин привезли 12 ящиков помидоров и огурцов, причём огурцов – на 7 ящиков больше. Каких овощей привезли больше и на сколько ящиков?” Решение более лёгкой задачи поможет установить общее и различное в задачах, снять боязнь ученика приступить к решению из-за включения в текст задачи больших чисел.

Активизации мышления учеников помогает форма работы в паре. Так, при подготовке к решению простых задач даются чёткие указания к выполнению задания, записанные на карточке

Сидящему слева:

Cпиши числа. Прибавь к каждому числу 2. Запиши полученные числа: 3,7,4,9,6,5.

Сравни свои результаты с результатами ученика, сидящего рядом. Найди и исправь ошибки.

Сидящему справа:

Спиши числа. Вычти из каждого числа 2. Запиши полученные результаты: 5,9,6,11,8,7.

Сравни свои результаты с результатами ученика, сидящего рядом. Найди и исправь ошибки.

С большим интересом учащиеся работают в паре при решении задач “цепочек”, основной целью которых является отработка умения решать простые задачи и подготовиться к решению составных задач.

Карточка, сидящему слева:

Было 25 вёдер воды. Стало

Взяли 14 вёдер. …

Добавили 8 вёдер …

Взяли 9 вёдер …

Найди, сколько вёдер стало в двух бочках. Хватит ли этой воды, если для поливки требуется 19 вёдер.

Карточка, сидящему справа:

Было 25 вёдер воды. Стало

Взяли 12 вёдер …

Добавили 10 вёдер …

Взяли 13 вёдер …

Найди, сколько вёдер воды стало в двух бочках. Хватит ли этой воды, если для поливки требуется 19 вёдер.

Для закрепления вычислительных навыков полезна карточка самоконтроля.

Карточка №2.

Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши её в первом квадрате. Найди разность трёхзначных чисел и запиши во втором квадрате. Заполни третий квадрат.

24, 51, 136, 2, 8, 19, 221

Карточка №3.

Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры. Проверь себя: в записи числа, полученного в результате сложения, используются цифры 0, 1, 8.

520, 71, 135, 84, 97, 315, 106, 351.

Карточка №4.

Продолжи запись:

4+4=8

8+8=16

16+16=32

32+…=…

…+…=…

…+…=….

…+…=512

Эти упражнения формируют умения работать самостоятельно и совместно над выполнением задания. Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Дети чувствуют себя свободней, так как поиск решения не контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг другу в поиске ошибок. Всё это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в процесс познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....

Карточки по математике для самостоятельной работы учащихся

Карточки по математике для самостоятельной работы учащихся 2 класс УМК "Перспектива"...