|
|
|
|
| Анна Дмитриевна |
|
|
Предмет, УМК | Математика, УМК «Начальная школа XXI века» |
|
|
Тема урока | Угол. Прямой угол |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель освоения учебного содержания | Создать условия для формирования первоначального понимания понятия «угол», умения определять прямой угол, строить и называть его ; освоение данных понятий с целью применения в жизненной ситуации. |
Образовательный аспект | Сформировать понятие «угол», умение строить и определять прямые углы. |
Развивающий аспект | Умение определять и формулировать цель на уроке в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи; планировать свое действие в соответствии поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения, на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок; высказывать свое предположение. |
Воспитательный аспект | Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. |
Технология построения урока: технология проблемно-диалогического обучения | Методы: словесные, наглядные, практические. |
Основные термины, понятия | Угол, вершина, сторона, линейка-угольник. |
Формируемые УУД |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Умения: определять понятие «угол», строить прямой угол, определять прямой угол, называть прямой угол; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. | Регулятивные – умения действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; способность ценить научные знания, облегчающие жизнь человека; формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций. |
Организация пространства |
Формы работ: фронтальная, индивидуальная. | Ресурсы: учебник для 2 класса. Математика Ч.2 Рудницкая В.Н. Электронные ресурсы: ПК, проектор. - Видеоматериалы: презентация «Угол. Прямой угол»
- Разного вида изображения.
|
Деятельность учителя | Содержание | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Этап мотивации к учебной деятельности. Цель: подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Приветствует Создает эмоциональный настрой Называет критерии готовности к уроку Мотивирует на продуктивную деятельность
| Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Дмитриевна. Сегодня вы мои ученики, а я ваш учитель. Садитесь. Я рада вас видеть.
Вспомните, как нужно правильно сидеть за партой. Я уверена, что у нас все получится. |
| Приветствуют Эмоционально настраиваются на урок Проверяют свою готовность к уроку Воспринимают речь учителя Настраиваются на продуктивную деятельность | Л.: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, умение выражать положительное отношение к процессу познания. Р.: умение настраиваться на продуктивную деятельность. К.: умение слушать и воспринимать речь учителя. |
2 . Актуализация индивидуального опыта (знаний, умений) и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: создать соответствующий эмоциональный настрой, прежние знания сделать актуальными в данный момент. |
Актуализирует знания обучающихся. Организует устный счёт с целью актуализации знаний. Формулирует вопросы. | Запишите число и классная работа. -Выполните математический диктант. 1) Устный счет Игра «Весёлая примера» Слушайте внимательно задание и в своих тетрадях запишите и решите примеры. К числу ног у паука прибавьте количество колес на автомобиле (8+4=12) К любимой оценке ученика прибавьте количество цветов радуги (5+7=12) К количеству месяцев в году прибавьте число голов у Змея Горыныча (12+3=15) Из количества пальцев на двух руках вычесть порядковый номер субботы (10-6=4) Из самого большого двузначного числа вычесть самое маленькое двузначное число (99-10=89) 2) Математический диктант Записывайте только ответы в строчку. На столе лежали 7 гвоздик, 13 груш, 12 яблок и 15 ромашек. Сколько всего цветов лежало на столе? (22) К какому числу нужно прибавить два десятка, чтобы получить число 65? (45) Из половины муки бабушка испекла пирожки, а остальные 2 кг муки ушло на ватрушки. Сколько килограммов муки ушло у бабушки? (4) Средняя длина тела речного бобра 58см, а длина его хвоста 20см. Какова общая длина этого животного? (78) У Юли 25 фотографий. Она заполнила ими ровно половину альбома. Сколько всего фотографий поместится в альбоме? (50) 22 45 4 78 50 На какие группы можно разделить эти числа? (четные/нечетные, двузначные/однозначные и т.д.) | Выполняют задания в тетради. Отвечают на вопросы.
Четные, нечетные, однозначные….
| Л.: умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. К.: умение воспринимать речь собеседника. Р.: умение осознать задачу. П.: осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме, умение определять основную информацию от второстепенной. |
3 . Выявление места и причины затруднения. Цель: осознать в чем состоит недостаточность знаний, умений, навыков обучающихся. |
Организует формулировку темы и цели урока обучающимися.
На слайде «УГОЛ»
| Рассмотрите чертеж на доске (квадрат, треугольник, трапеция, ромб, угол, пятиугольник) Какая из данных фигур лишняя? Как называется эта фигура?
Ребята вы правильно определили, но сегодня эта фигура для нас важная. Прочитайте тему урока. Запишите в тетрадь тему урока. | Воспринимают речь учителя. Высказывают предположения. Угол
Формулируют тему
Пишут тему в тетрадь | Л.: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. К.: умение воспринимать речь учителя и собеседника, умение высказывать свое мнение. П.: формулирование учебной цели и темы урока. Р.: умение планировать свои действия, умение принимать задачу. |
4 . Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить план урока. |
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. | Как вы думаете, что такое угол? Проверим наше предположение в учебнике на стр.105 Угол – это геометрическая фигура. Ее образуют два луча, исходящие из одной точки. Точка О – вершина угла. Покажите вершину угла. Каждый угол имеет свое имя, название. Догадайтесь, как называется угол? Верно, угол АОМ, МОА или угол О.
| Воспринимают речь учителя. Высказывают предположения. Отвечают на вопросы.
| Л.: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. К.: умение воспринимать речь учителя и собеседника, умение высказывать свое мнение. П.: формулирование учебной цели и темы урока. Р.: умение планировать свои действия, умение принимать задачу. |
5 . Реализация построенного проекта выхода из затруднения. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Показывает рисунки многоугольников.
План работы на доске.
На слайде «УГОЛ. ПРЯМОЙ УГОЛ» | Записывают это так: <АОМ, <МОА или <О Игра «Им угол имя подарил» - Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.
Что общего в названиях фигур?
Почему первая часть у слов разная?
Углы бывают разные. Сейчас мы будем говорить о прямом угле. Возьмите лист бумаги пополам, а затем еще раз пополам. Разверните. Обведите линии сгиба красным карандашом. На сколько частей прямые разделили плоскость? Сколько углов образовали эти прямые? Это особенные углы. Может быть кто-то знает названия этих углов? Это прямые углы. Заштрихуйте прямой угол. Допишите тему нашего урока. | Воспринимают речь учителя. Смотрят картинки. Высказывают свое предположение.
Треугольник, четырехугольник, шестиугольник.
-угольник
Обозначает количество углов фигуры.
На четыре. 4
Пишут тему урока в тетрадь. | Л.: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. К.: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение слушать партнера по общению не перебивая, говорить после того, как закончит собеседник, умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка). Р.: умение планировать свои действия, умение контролировать и адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников. П.: умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее, умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного, умение выделять существенную информацию из текста, умение осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом, умение осуществлять поиск информации в учебнике. |
6 . Физминутка. Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления и напряжения на уроке. |
Рассказывает правила выполнения. Показывает движения. | Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Я буду показывать вам геометрические фигуры, если в них есть прямой угол – надо присесть, а если нет – поднять руки вверх.
| Воспринимают речь учителя. Выполняют движения. | Л.: умение расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности, укрепление здоровья.
|
7 . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение обучающимися нового способа действия. |
Формулирует вопросы.
Показывает как определить прямой угол.
Показывает как строить прямой угол. | Как определяли, есть ли в фигурах прямые углы или нет? Измеряя на глаз, мы можем ошибаться. Как вы думаете, как можно использовать линейку-угольник для построения прямого угла? Для этого используют линейку-угольник или транспортир, с которым вы будете работать в старших классах. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике. С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол при помощи плана в учебнике на стр. 107, каждый сам назовет его одной или тремя буквами. Проверка. | На глаз.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание в тетрадях. | Р.: умение осознавать задачу, принимать ее. К.: умение выслушивать собеседника. Л.: умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. П.: умение представить информацию в вербальном виде. |
8 . Самостоятельная работа и проверка по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
Организует работу в учебнике. | Откройте стр. 106 и выполните №3. Проверка. | Работают в учебнике. | Р.: умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном, умение осознавать задачу, принимать ее. К.: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение ориентироваться на позицию партнера в общении, взаимодействии. Л.: умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. П.: умение представить информацию в вербальном виде. |
9 . Включение нового знания в систему знаний. Цель: обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных новых ситуациях; проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия. |
Раздает карточки с заданиями. | У вас на партах есть карточки с заданиями. Подпишите их и выполните задание. | Воспринимают речь учителя. Выполняют задание. Проверяют. | Р.: умение соотнести способ действия и его результат с данным эталоном. К.: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. П.: осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме. |
10 . Подведение итогов, рефлексия. Цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения границ и применения нового способа действия. |
Схема рассказа на доске. | Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики? Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я бы хотел… Новые знания мне пригодятся… Спасибо за урок! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Л.: анализируют эмоциональные состояния, полученные от деятельности. |