Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики по теме "Умножение трехзначных чисел" 4 класс
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Синяева Наталья Владимировна

    Технологическая карта урока математики  по теме "Умножение трехзначных чисел" 4 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_4_kl.doc157 КБ

    Предварительный просмотр:

    Синяева Н.В.

    учитель начальных классов МБУ СОШ № 58

     с углублённым изучением отдельных предметов,

    г. Тольятти

                                  Технологическая карта урока математики проведенного в 4 «Б» классе МБУ СОШ № 58  22.10.2016г.

    Тема урока:

    Умножение трехзначных чисел

    Тип:

    Изучение нового материала.

    Авторы УМК: "Математика" 3 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И..

    Цели урока: Содержательная цель: Познакомить учащихся  с письменным приемом умножения трехзначных чисел.

    Деятельностная цель: учить выполнять умножение трехзначных чисел столбиком.

    Задачи: повторить законы умножения чисел;

    • сформулировать алгоритм умножения трехзначных чисел с записью столбиком
    • формировать умение применять его в различных случаях;
    • развивать речь учащихся, активизировать логическое мышление., формировать устойчивость внимания;
    • воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

     

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    - проявлять интерес к математике;

    -осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

    -проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

    -понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

    - планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

    -искать разные способы решения задачи;

    - работать в паре и оценивать товарища;

    - выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

    - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового материала;

    -повторить умножение трехзначного числа на двузначное с применением распределительного закона умножения ;

    -сформулировать алгоритм умножения трехзначных чисел столбиком

    -формировать умение применять его в различных случаях;

    Планируемые результаты УУД

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

    –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    – адекватно воспринимать предложения учителя;

    –проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

    – осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

    – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя ;

    – принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

    – в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

    -выполнять задания с использованием материальных объектов; Выполнять задания на основе рисунков и схем;

    -выполнять действия по заданному алгоритму;

    – проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

    – выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

    – под руководством учителя проводить аналогию;

    – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

    – под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

    – проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

    – принимать участие в работе парами и группами;

    – воспринимать различные точки зрения;

    – воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

    – понимать необходимость использования правил вежливости;

    – использовать простые речевые средства;

    – контролировать свои действия в классе;

    – понимать задаваемые вопросы.

    – использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

    Оборудование:

     Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация ,

    У детей на партах: учебник, рабочая тетрадь .

    Образовательные ресурсы: Учебник  И.И Аргинская  «Математика», 4 кл., 1 ч (авторы И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.И. Итина, С.Н. Кормишина), Самара: ИД «Федоров, 2012.

    Применяемые технологии: технология проблемного обучения, технология игрового моделирования, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

    Основные этапы урока

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность

     обучающихся

    Методы обучения

    Содержание урока

    Прогнозируемый результат

    1. Организационный этап.

    Цель:

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

    Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

    Формулирует правила поведения на уроке и аргументирует их.

    Фронтальный метод

    -Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.

    Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

    Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”. А для чего вы учитесь? Для чего вы учите математику? Очень ли важен урок математики?

    Я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями!

    -Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)

    -Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.

    Создание условий для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Личностные:

    - проявлять интерес к математике;

    -осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

    2.Актуализация знаний.

    Цель:  актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

    Организует

    фронтальную работу

    Устный счет.

    1)Блиц-опрос со слайда

    Формулирует собственное мнение и аргументирует его.

    Фронтальный метод

    Блиц –опрос:

    • Назовите компоненты действия умножения.
    • Если число умножить на 0 , то получится…
    • Как найти неизвестный множитель?
    • Что получится, если число разделить само на себя
    • Если число умножить на 1,то получится…

    Разминка (слайд №2)

    Повторение способа «прикидки»(на доске)

    2

    6

    5

    2

    6

    5

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    2

    6

    5

    2

    6

    5

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

    Владение общими приёмами выполнения заданий.

    Познавательные:

    – проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

    – выделять в явлениях несколько признаков

    Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

    развитие умения находить ответы на поставленные  вопросы.

    Подготовка  и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия.

    Цель: повторить устные приемы вычислений

    Организует индивидуальную работу

    Организует работу для  совершенствования навыков

    устных приемов вычисления

    Один ученик работает у доски ,а остальные в парах за партами

    Ученик выполняет учебное действие

    Осуществляет взаимоконтроль.

    Целеполагание

    Индивидуальная работа

    Соотнесите  формулы и название законов умножения:

    (а+в).с=ас+вс

    а.(в+с)=ав+ас

    ав=ва

    Проверьте свой вариант с вариантом на доске.

    Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют поставленную задачу

    Проверка правильности выполнения задания .

    Коммуникативные:

    – понимать необходимость использования правил вежливости, умение договариваться и считаться с мнением другого человека;

    – использовать простые речевые средства.

    3.Целеполагание.

    Цель: подведение детей к формулированию темы урока.

    Включает учащихся

    в обсуждение проблемных

    вопросов.

    Учитывает степень сложности задания  и определяет для себя

    возможность/невозможность его выполнения.

    Формулирует тему урока.

    Участвует в обсуждении вопросов, учиться

    аргументировать свой ответ.

    Фронтальный метод

    А теперь поработаем с карточками на доске.

    725 х100

    323 х1000

    47 х 5

    83  х4

    2423 х50

    1460 х30

    864  х62

    352 х29

    -На какие 2 группы можно распределить эти произведения (устные и письменные приемы)

    -Назовите устные приемы (умножение на разрядную единицу и умножение на однозначное число)

    -Выполните устное умножение

    -Назовите письменные приемы умножения (умножение на круглое число и умножение на двузначное число)

    -Выполните письменное умножение.

    Назовите алгоритм .Какой закон использовали.

    -С какой проблемой мы встретились?

    (очень длинная запись умножения трехзначного числа на трехзначное число.)

    - Какова тема нашего урока? Умножение трехзначных  чисел столбиком.)                                                                    

    -Чему мы будем учиться на уроке  ?  (Будем учиться строить алгоритм умножения трехзначных чисел столбиком)

    Выявление и вербальное фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель

    деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

    Предметные:

    - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа.

     -складывать числа используя устные приемы сложения

    Познавательные:

    – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

    – выделять несколько существенных признаков объектов.

    Выявление и вербальное

    фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

    Предметные:

    - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового материала.

    Познавательные:

    – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

    – выделять несколько существенных признаков объектов.

    4. Этап открытия нового знания.

    Цель: усвоение  обучающимися новых знаний.

    Составить алгоритм умножения трехзначных чисел.

     Учить учащихся умножать трехзначные числа по алгоритму с комментированием

    Включает  учащихся

    в обсуждение проблемных вопросов.

    Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

    Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным

    вариантом.

    Оценивает свою работу.

    Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

    Ищет и выделяет необходимую информацию на основе иллюстрации и образца.

    Фронтальный метод

    Побуждающ. диалог 

    Работа в группах

    -Посмотрите на карточки помощники ,обсудите в группах ответы на поставленные вопросы .

        -Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом умножения на однозначное  число.)

    -Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг.

    -Как будем вести умножение? ( Так же по разрядам.)

    (см приложение)

    -Повторите ещё раз алгоритм умножения трехзначных чиселстолбиком. (Одновременно выставляются карточки-помощники( шаги алгоритма) на доске.)

    -Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод , данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.)

    -Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм.

    Учащиеся преодолевают возникшие трудности с помощью учителя.

    Предметные:

    - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа.

     -умножать числа используя устные приемы умножения

    -составлять алгоритм письменного приема умножения трехзначных чисел

    Познавательные:

    – выделять несколько существенных признаков объектов;

    – под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

    Физминутка

    Цель:

    восстановление физических и духовных сил

    Организует выполнение физминутки.

    Выполняет упражнение.

    А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным.

    -Раз, два, три, четыре-
    В космос мы лететь решили!

    Чтобы в космос полететь,
    Нужно многое уметь!

    Вправо, влево наклонись
    И нисколько не ленись!

    Руки вверх, вперед и вниз.
    Космонавтом становись!

    Улучшает внимание, координацию движений

    Первичное закрепление с проговариванием.

    Цель:

    Зафиксировать способ письменного умножения 

     Цель: научить применять новый алгоритм

    Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

    Осуществляет взаимоконтроль.

    Оценивает свою работу

    Строит логическую цепь рассуждений.

    Устанавливает закономерность.

    Формулирует собственное мнение и аргументирует его.

    Индивидуальный метод,работа в парах,

    взаимопроверка.

     Какое открытие мы с вами сделали? Пользуясь выведенным алгоритмом, выполнимпримеры с доски.

     х276

    х248

           32

    82

    -В чем ошибка в записях.

    Работаем с комментированием.

                    (Один ученик у доски.)

    Два последних примера – самостоятельно .  (Взаимопроверка.)

    Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

    Проверка правильности выполнения задания . Предметные: 

    -складывать числа используя устные приемы сложения

    -составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел

    Регулятивные:

    -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

    –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

    5.Закрепление изученного материала (Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону. )

     

    Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм умножения трехзначных чисел

     

    Включает учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.

    Организует индивидуальную работу для  закрепления.

    Работа на индивидуальных карточках.

    Учитывает степень сложности задания  и определяет для себя возможность/невозможность его выполнения.

    Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным вариантом.

    Оценивает свою работу.

    Фронтальный метод,побуждающий диалог

      Выполните данные примеры самостоятельно  

    х91

    х218

    х594

    34

        94

         37

    -Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону

    Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия.

    Предметные:

    --умножать числа используя устные приемы умножения

    -составлять алгоритм письменного приема умножения трехзначных чисел

    Регулятивные:

    -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

    –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

    – воспринимать различные точки зрения;

    – воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

    – понимать необходимость использования правил вежливости;

    – использовать простые речевые средства.

    6. Включение  нового знания в систему знаний .

    Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм умножения трехзначных чисел

    Включает учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.

    Организует индивидуальную работу для  закрепления знаний состава чисел

    Фронтальный метод,побуждающий диалог

    .

    -Прочитайте задачи на карточках.

                                               Задача № 1.

    Автомобиль и автобус выехали одновременно навстречу друг другу и встретились через 17 часов . Какое расстояние они проехали, если автомобиль двигался со скоростью 90 км/ч, а автобус со скоростью 74 км/ч.?

    Сколько километров будет составлять 1/4 пути?

    -Какой вид задачи?

    -О чем говорится в задаче?

    -Что  известно в задаче?

    -Какой вопрос?

    -Что для этого надо знать?

    -Все ли нам для этого известно?

    -Можем узнать?

    -Как?

    -Запишите решение задачи самостоятельно. Умножение выполните столбиком

    (Один ученик работает у доски.)

    1)90+74=164( км-ч)-скорость сближения.

    2) 164х17=2788(км)-пройденное расстояние.

    3)2788:4=697(км)

    Ответ:697км составляет 1-4 часть пути.

     

    Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия.

    Предметные:

    --складывать числа используя устные приемы сложения

    -составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел

    -находить неизвестный компонент, используя связь компонентов при сложении и вычитании

    Регулятивные:

    -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

    –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

    – воспринимать различные точки зрения;

    – воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

    – понимать необходимость использования правил вежливости;

    – использовать простые речевые средства.

    7.

    Самооценка.

    Рефлексия.

    Подвести итог проделанной работе на уроке. 

    Цель: контроль действий.

    Оказывает  помощь при формулировании вывода по изученной теме.

    Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

    Оценивает свою работу на уроке с помощью опорных слов

    Фронтальный метод

    Оцените свою работу на уроке Закончи предложение:

    - Сегодня на занятии я узнал …

    - Сегодня на занятии я вспомнил …

    - Сегодня на занятии я научился …

    - Сегодня на занятии мы делали …- Мне это пригодится …

    - Мне понравилось …

    Анализ работы на уроке.

    Регулятивные:

    – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя ;

    – принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

    Карточка-образец

    1 шаг                         2 шаг

    Ответьте на вопросы:

    -Как записывали множители?

    -Какой закон использовали ?

    -На что умножали сначала?

    -Где записывали первое неполное произведение?

    -На что умножали потом?

    -Где начинали записывать второе неполное произведение?

    -Что делали с неполными произведениями?

    1

    6

    2

    1

    6

    2

    4

    7

    4

    7

    1

    1

    3

    4

    1

    1

    3

    4

    6

    4

    8

    7

    6

    1

    4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

    В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

    Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Поэзия Есенина" с презентацией к уроку

    ФГОС.       Разработка обобщающего урока по поэзии С.Есенина . Презентация к уроку в соответствии с планом урока....

    Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.

    Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...

    Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

    Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

    Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

    Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

    Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. План урока английского языка в 4 классе по учебнику Комаровой Ю.А, Ларионовой И.В.

    Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. УМК :Английский язык. Brilliant. Авторы: Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перрет Ж., соответствующий ФГОСПлан урока английского языка в 4 клас...