Основные этапы урока Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы обучения | Содержание урока | Прогнозируемый результат |
- Организационный этап.
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
| Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Формулирует правила поведения на уроке и аргументирует их. | Фронтальный метод | -Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным. Давайте прочитаем слова, записанные на доске: Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”. А для чего вы учитесь? Для чего вы учите математику? Очень ли важен урок математики? Я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями!
-Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.) -Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.
| Создание условий для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностные: - проявлять интерес к математике; -осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
|
Организует фронтальную работу
| Устный счет. 1)Блиц-опрос со слайда
Формулирует собственное мнение и аргументирует его. | Фронтальный метод
| Блиц –опрос: - Назовите компоненты действия умножения.
- Если число умножить на 0 , то получится…
- Как найти неизвестный множитель?
- Что получится, если число разделить само на себя
- Если число умножить на 1,то получится…
Разминка (слайд №2) Повторение способа «прикидки»(на доске)
| 2 | 6 | 5 |
|
| 2 | 6 | 5 |
|
|
| * |
|
|
|
|
| * |
|
| * | * | * |
|
| * | * | * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | 6 | 5 |
|
| 2 | 6 | 5 |
|
|
|
| * |
|
|
|
| * |
| * | * | * | * |
|
|
| * | * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Владение общими приёмами выполнения заданий. Познавательные: – проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению); – выделять в явлениях несколько признаков |
Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; развитие умения находить ответы на поставленные вопросы.
Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия. Цель: повторить устные приемы вычислений
| Организует индивидуальную работу Организует работу для совершенствования навыков устных приемов вычисления
| Один ученик работает у доски ,а остальные в парах за партами
Ученик выполняет учебное действие Осуществляет взаимоконтроль.
Целеполагание | Индивидуальная работа | Соотнесите формулы и название законов умножения: (а+в).с=ас+вс а.(в+с)=ав+ас ав=ва Проверьте свой вариант с вариантом на доске.
| Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют поставленную задачу
Проверка правильности выполнения задания .
Коммуникативные: – понимать необходимость использования правил вежливости, умение договариваться и считаться с мнением другого человека; – использовать простые речевые средства. |
3.Целеполагание. Цель: подведение детей к формулированию темы урока.
| Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
| Учитывает степень сложности задания и определяет для себя
возможность/невозможность его выполнения.
Формулирует тему урока. Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ. |
Фронтальный метод
| А теперь поработаем с карточками на доске. 725 х100 323 х1000 47 х 5 83 х4 2423 х50 1460 х30 864 х62 352 х29
-На какие 2 группы можно распределить эти произведения (устные и письменные приемы)
-Назовите устные приемы (умножение на разрядную единицу и умножение на однозначное число) -Выполните устное умножение -Назовите письменные приемы умножения (умножение на круглое число и умножение на двузначное число) -Выполните письменное умножение. Назовите алгоритм .Какой закон использовали.
-С какой проблемой мы встретились? (очень длинная запись умножения трехзначного числа на трехзначное число.) - Какова тема нашего урока? Умножение трехзначных чисел столбиком.) -Чему мы будем учиться на уроке ? (Будем учиться строить алгоритм умножения трехзначных чисел столбиком)
| Выявление и вербальное фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. Предметные: - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа. -складывать числа используя устные приемы сложения Познавательные: – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; – выделять несколько существенных признаков объектов. Выявление и вербальное фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. Предметные: - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового материала. Познавательные: – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; – выделять несколько существенных признаков объектов.
|
4. Этап открытия нового знания. Цель: усвоение обучающимися новых знаний.
Составить алгоритм умножения трехзначных чисел. Учить учащихся умножать трехзначные числа по алгоритму с комментированием | Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.
| Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным вариантом.
Оценивает свою работу.
Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.
Ищет и выделяет необходимую информацию на основе иллюстрации и образца. | Фронтальный метод Побуждающ. диалог Работа в группах | -Посмотрите на карточки помощники ,обсудите в группах ответы на поставленные вопросы . -Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом умножения на однозначное число.) -Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг. -Как будем вести умножение? ( Так же по разрядам.) (см приложение)
-Повторите ещё раз алгоритм умножения трехзначных чиселстолбиком. (Одновременно выставляются карточки-помощники( шаги алгоритма) на доске.)
-Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод , данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.) -Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм. | Учащиеся преодолевают возникшие трудности с помощью учителя. Предметные: - создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа. -умножать числа используя устные приемы умножения -составлять алгоритм письменного приема умножения трехзначных чисел Познавательные: – выделять несколько существенных признаков объектов; – под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
|
Физминутка Цель: восстановление физических и духовных сил | Организует выполнение физминутки. | Выполняет упражнение. |
| А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным. -Раз, два, три, четыре- В космос мы лететь решили! Чтобы в космос полететь, Нужно многое уметь! Вправо, влево наклонись И нисколько не ленись! Руки вверх, вперед и вниз. Космонавтом становись! |
Улучшает внимание, координацию движений
|
Первичное закрепление с проговариванием. Цель: Зафиксировать способ письменного умножения Цель: научить применять новый алгоритм
| Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение. | Осуществляет взаимоконтроль.
Оценивает свою работу
Строит логическую цепь рассуждений.
Устанавливает закономерность.
Формулирует собственное мнение и аргументирует его. | Индивидуальный метод,работа в парах, взаимопроверка. | Какое открытие мы с вами сделали? Пользуясь выведенным алгоритмом, выполнимпримеры с доски.
-В чем ошибка в записях. Работаем с комментированием. (Один ученик у доски.)
Два последних примера – самостоятельно . (Взаимопроверка.)
| Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Проверка правильности выполнения задания . Предметные: -складывать числа используя устные приемы сложения -составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел
Регулятивные: -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
|
5.Закрепление изученного материала (Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону. ) Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм умножения трехзначных чисел
| Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует индивидуальную работу для закрепления. | Работа на индивидуальных карточках. Учитывает степень сложности задания и определяет для себя возможность/невозможность его выполнения.
Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным вариантом.
Оценивает свою работу. | Фронтальный метод,побуждающий диалог
| Выполните данные примеры самостоятельно -Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону | Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия. Предметные: --умножать числа используя устные приемы умножения -составлять алгоритм письменного приема умножения трехзначных чисел Регулятивные: -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. – воспринимать различные точки зрения; – воспринимать мнение других людей о математических явлениях; – понимать необходимость использования правил вежливости; – использовать простые речевые средства. |
6. Включение нового знания в систему знаний . Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм умножения трехзначных чисел
| Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует индивидуальную работу для закрепления знаний состава чисел |
| Фронтальный метод,побуждающий диалог
| . -Прочитайте задачи на карточках. Задача № 1. Автомобиль и автобус выехали одновременно навстречу друг другу и встретились через 17 часов . Какое расстояние они проехали, если автомобиль двигался со скоростью 90 км/ч, а автобус со скоростью 74 км/ч.? Сколько километров будет составлять 1/4 пути? -Какой вид задачи? -О чем говорится в задаче? -Что известно в задаче? -Какой вопрос? -Что для этого надо знать? -Все ли нам для этого известно? -Можем узнать? -Как? -Запишите решение задачи самостоятельно. Умножение выполните столбиком (Один ученик работает у доски.) 1)90+74=164( км-ч)-скорость сближения. 2) 164х17=2788(км)-пройденное расстояние. 3)2788:4=697(км)
Ответ:697км составляет 1-4 часть пути.
| Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия. Предметные: --складывать числа используя устные приемы сложения -составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел -находить неизвестный компонент, используя связь компонентов при сложении и вычитании Регулятивные: -оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; –принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. – воспринимать различные точки зрения; – воспринимать мнение других людей о математических явлениях; – понимать необходимость использования правил вежливости; – использовать простые речевые средства. |
7. Самооценка. Рефлексия. Подвести итог проделанной работе на уроке. Цель: контроль действий.
| Оказывает помощь при формулировании вывода по изученной теме. | Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ. Оценивает свою работу на уроке с помощью опорных слов | Фронтальный метод | Оцените свою работу на уроке Закончи предложение: - Сегодня на занятии я узнал … - Сегодня на занятии я вспомнил … - Сегодня на занятии я научился … - Сегодня на занятии мы делали …- Мне это пригодится … - Мне понравилось … | Анализ работы на уроке. Регулятивные: – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя ; – принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
|