Технологическая карта урока математики по теме "Умножение трехзначных чисел" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Синяева Наталья Владимировна

Технологическая карта урока математики  по теме "Умножение трехзначных чисел" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_4_kl.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Синяева Н.В.

учитель начальных классов МБУ СОШ № 58

 с углублённым изучением отдельных предметов,

г. Тольятти

                              Технологическая карта урока математики проведенного в 4 «Б» классе МБУ СОШ № 58  22.10.2016г.

Тема урока:

Умножение трехзначных чисел

Тип:

Изучение нового материала.

Авторы УМК: "Математика" 3 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И..

Цели урока: Содержательная цель: Познакомить учащихся  с письменным приемом умножения трехзначных чисел.

Деятельностная цель: учить выполнять умножение трехзначных чисел столбиком.

Задачи: повторить законы умножения чисел;

  • сформулировать алгоритм умножения трехзначных чисел с записью столбиком
  • формировать умение применять его в различных случаях;
  • развивать речь учащихся, активизировать логическое мышление., формировать устойчивость внимания;
  • воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- проявлять интерес к математике;

-осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

-проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

-понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

-искать разные способы решения задачи;

- работать в паре и оценивать товарища;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

- создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового материала;

-повторить умножение трехзначного числа на двузначное с применением распределительного закона умножения ;

-сформулировать алгоритм умножения трехзначных чисел столбиком

-формировать умение применять его в различных случаях;

Планируемые результаты УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

-оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– адекватно воспринимать предложения учителя;

–проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя ;

– принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

– в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

-выполнять задания с использованием материальных объектов; Выполнять задания на основе рисунков и схем;

-выполнять действия по заданному алгоритму;

– проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

– выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

– под руководством учителя проводить аналогию;

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в классе;

– понимать задаваемые вопросы.

– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

Оборудование:

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация ,

У детей на партах: учебник, рабочая тетрадь .

Образовательные ресурсы: Учебник  И.И Аргинская  «Математика», 4 кл., 1 ч (авторы И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.И. Итина, С.Н. Кормишина), Самара: ИД «Федоров, 2012.

Применяемые технологии: технология проблемного обучения, технология игрового моделирования, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Основные этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

 обучающихся

Методы обучения

Содержание урока

Прогнозируемый результат

  1. Организационный этап.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Формулирует правила поведения на уроке и аргументирует их.

Фронтальный метод

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.

Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”. А для чего вы учитесь? Для чего вы учите математику? Очень ли важен урок математики?

Я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями!

-Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)

-Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.

Создание условий для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные:

- проявлять интерес к математике;

-осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

2.Актуализация знаний.

Цель:  актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Организует

фронтальную работу

Устный счет.

1)Блиц-опрос со слайда

Формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Фронтальный метод

Блиц –опрос:

  • Назовите компоненты действия умножения.
  • Если число умножить на 0 , то получится…
  • Как найти неизвестный множитель?
  • Что получится, если число разделить само на себя
  • Если число умножить на 1,то получится…

Разминка (слайд №2)

Повторение способа «прикидки»(на доске)

2

6

5

2

6

5

*

*

*

*

*

*

*

*

2

6

5

2

6

5

*

*

*

*

*

*

*

*

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Владение общими приёмами выполнения заданий.

Познавательные:

– проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

– выделять в явлениях несколько признаков

Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

развитие умения находить ответы на поставленные  вопросы.

Подготовка  и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия.

Цель: повторить устные приемы вычислений

Организует индивидуальную работу

Организует работу для  совершенствования навыков

устных приемов вычисления

Один ученик работает у доски ,а остальные в парах за партами

Ученик выполняет учебное действие

Осуществляет взаимоконтроль.

Целеполагание

Индивидуальная работа

Соотнесите  формулы и название законов умножения:

(а+в).с=ас+вс

а.(в+с)=ав+ас

ав=ва

Проверьте свой вариант с вариантом на доске.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют поставленную задачу

Проверка правильности выполнения задания .

Коммуникативные:

– понимать необходимость использования правил вежливости, умение договариваться и считаться с мнением другого человека;

– использовать простые речевые средства.

3.Целеполагание.

Цель: подведение детей к формулированию темы урока.

Включает учащихся

в обсуждение проблемных

вопросов.

Учитывает степень сложности задания  и определяет для себя

возможность/невозможность его выполнения.

Формулирует тему урока.

Участвует в обсуждении вопросов, учиться

аргументировать свой ответ.

Фронтальный метод

А теперь поработаем с карточками на доске.

725 х100

323 х1000

47 х 5

83  х4

2423 х50

1460 х30

864  х62

352 х29

-На какие 2 группы можно распределить эти произведения (устные и письменные приемы)

-Назовите устные приемы (умножение на разрядную единицу и умножение на однозначное число)

-Выполните устное умножение

-Назовите письменные приемы умножения (умножение на круглое число и умножение на двузначное число)

-Выполните письменное умножение.

Назовите алгоритм .Какой закон использовали.

-С какой проблемой мы встретились?

(очень длинная запись умножения трехзначного числа на трехзначное число.)

- Какова тема нашего урока? Умножение трехзначных  чисел столбиком.)                                                                    

-Чему мы будем учиться на уроке  ?  (Будем учиться строить алгоритм умножения трехзначных чисел столбиком)

Выявление и вербальное фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель

деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Предметные:

- создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа.

 -складывать числа используя устные приемы сложения

Познавательные:

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– выделять несколько существенных признаков объектов.

Выявление и вербальное

фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Предметные:

- создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового материала.

Познавательные:

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– выделять несколько существенных признаков объектов.

4. Этап открытия нового знания.

Цель: усвоение  обучающимися новых знаний.

Составить алгоритм умножения трехзначных чисел.

 Учить учащихся умножать трехзначные числа по алгоритму с комментированием

Включает  учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным

вариантом.

Оценивает свою работу.

Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Ищет и выделяет необходимую информацию на основе иллюстрации и образца.

Фронтальный метод

Побуждающ. диалог 

Работа в группах

-Посмотрите на карточки помощники ,обсудите в группах ответы на поставленные вопросы .

    -Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом умножения на однозначное  число.)

-Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг.

-Как будем вести умножение? ( Так же по разрядам.)

(см приложение)

-Повторите ещё раз алгоритм умножения трехзначных чиселстолбиком. (Одновременно выставляются карточки-помощники( шаги алгоритма) на доске.)

-Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод , данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.)

-Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм.

Учащиеся преодолевают возникшие трудности с помощью учителя.

Предметные:

- создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа.

 -умножать числа используя устные приемы умножения

-составлять алгоритм письменного приема умножения трехзначных чисел

Познавательные:

– выделять несколько существенных признаков объектов;

– под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

Физминутка

Цель:

восстановление физических и духовных сил

Организует выполнение физминутки.

Выполняет упражнение.

А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным.

-Раз, два, три, четыре-
В космос мы лететь решили!

Чтобы в космос полететь,
Нужно многое уметь!

Вправо, влево наклонись
И нисколько не ленись!

Руки вверх, вперед и вниз.
Космонавтом становись!

Улучшает внимание, координацию движений

Первичное закрепление с проговариванием.

Цель:

Зафиксировать способ письменного умножения 

 Цель: научить применять новый алгоритм

Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

Осуществляет взаимоконтроль.

Оценивает свою работу

Строит логическую цепь рассуждений.

Устанавливает закономерность.

Формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Индивидуальный метод,работа в парах,

взаимопроверка.

 Какое открытие мы с вами сделали? Пользуясь выведенным алгоритмом, выполнимпримеры с доски.

 х276

х248

       32

82

-В чем ошибка в записях.

Работаем с комментированием.

                (Один ученик у доски.)

Два последних примера – самостоятельно .  (Взаимопроверка.)

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Проверка правильности выполнения задания . Предметные: 

-складывать числа используя устные приемы сложения

-составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел

Регулятивные:

-оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

5.Закрепление изученного материала (Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону. )

 

Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм умножения трехзначных чисел

 

Включает учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.

Организует индивидуальную работу для  закрепления.

Работа на индивидуальных карточках.

Учитывает степень сложности задания  и определяет для себя возможность/невозможность его выполнения.

Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным вариантом.

Оценивает свою работу.

Фронтальный метод,побуждающий диалог

  Выполните данные примеры самостоятельно  

х91

х218

х594

34

    94

     37

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия.

Предметные:

--умножать числа используя устные приемы умножения

-составлять алгоритм письменного приема умножения трехзначных чисел

Регулятивные:

-оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

– воспринимать различные точки зрения;

– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства.

6. Включение  нового знания в систему знаний .

Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм умножения трехзначных чисел

Включает учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.

Организует индивидуальную работу для  закрепления знаний состава чисел

Фронтальный метод,побуждающий диалог

.

-Прочитайте задачи на карточках.

                                           Задача № 1.

Автомобиль и автобус выехали одновременно навстречу друг другу и встретились через 17 часов . Какое расстояние они проехали, если автомобиль двигался со скоростью 90 км/ч, а автобус со скоростью 74 км/ч.?

Сколько километров будет составлять 1/4 пути?

-Какой вид задачи?

-О чем говорится в задаче?

-Что  известно в задаче?

-Какой вопрос?

-Что для этого надо знать?

-Все ли нам для этого известно?

-Можем узнать?

-Как?

-Запишите решение задачи самостоятельно. Умножение выполните столбиком

(Один ученик работает у доски.)

1)90+74=164( км-ч)-скорость сближения.

2) 164х17=2788(км)-пройденное расстояние.

3)2788:4=697(км)

Ответ:697км составляет 1-4 часть пути.

 

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия.

Предметные:

--складывать числа используя устные приемы сложения

-составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел

-находить неизвестный компонент, используя связь компонентов при сложении и вычитании

Регулятивные:

-оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

– воспринимать различные точки зрения;

– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства.

7.

Самооценка.

Рефлексия.

Подвести итог проделанной работе на уроке. 

Цель: контроль действий.

Оказывает  помощь при формулировании вывода по изученной теме.

Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Оценивает свою работу на уроке с помощью опорных слов

Фронтальный метод

Оцените свою работу на уроке Закончи предложение:

- Сегодня на занятии я узнал …

- Сегодня на занятии я вспомнил …

- Сегодня на занятии я научился …

- Сегодня на занятии мы делали …- Мне это пригодится …

- Мне понравилось …

Анализ работы на уроке.

Регулятивные:

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя ;

– принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

Карточка-образец

1 шаг                         2 шаг

Ответьте на вопросы:

-Как записывали множители?

-Какой закон использовали ?

-На что умножали сначала?

-Где записывали первое неполное произведение?

-На что умножали потом?

-Где начинали записывать второе неполное произведение?

-Что делали с неполными произведениями?

1

6

2

1

6

2

4

7

4

7

1

1

3

4

1

1

3

4

6

4

8

7

6

1

4