Урок по теме "Радиус и диаметр окружности"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Данный урок по типу является уроком усвоения новых знаний.

Цели:

Ø Научить различать окружность и круг, познакомиться с новыми понятиями «радиус» и «диаметр», научиться различать радиус и диаметр окружности, вывести их соотношение с помощью практической работы, учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности произвольного и заданного радиуса, повторить понятия увеличить в несколько раз, уменьшить в несколько раз.

Ø развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся, творческие способности, воображение;

Ø воспитывать чувство коллективизма, культуру общения и поведения в учебном процессе, аккуратности, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Ø Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам математики; интерес к предметно- исследовательской деятельности.

Ø Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решений.

Ø Познавательные УУД: через создание проблемной ситуации организовать деятельность учащихся по ознакомлению с радиусом и диаметром;  проводить классификацию, сравнение; анализировать и делать выводы.

Ø Коммуникативные УУД: активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые средства; работать в группах; аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: циркули, линейки, карточки с творческим заданием для групповой работы, тест, презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radius_i_diametr_okruzhnosti_2.docx57.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Радиус и диаметр окружности.»

Цели урока:

  • Научить различать окружность и круг, познакомиться с новыми понятиями «радиус» и «диаметр», научиться различать радиус и диаметр окружности, вывести их соотношение с помощью практической работы, учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности произвольного и заданного радиуса, повторить понятия увеличить в несколько раз, уменьшить в несколько раз.
  • развивать умение строить окружность с помощью циркуля, расширять представление учащихся об окружающем мире, развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся, творческие способности, воображение; 
  • воспитывать чувство коллективизма, культуру общения и поведения в учебном процессе, аккуратности, формировать самооценку; заботиться о здоровьесбережении.
  • Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам математики; интерес к предметно- исследовательской деятельности.
  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решений.
  • Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формировать проблему; проводить классификацию, сравнение; анализировать и делать выводы.
  • Коммуникативные УУД: активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые средства; аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: циркули, линейки, карточки с творческим заданием для групповой работы, тест, презентация к уроку.

План урока.

1.Оргмомент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «5»!

Сегодня мы продолжим открывать тайны математики.

2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

Внимание! Чёрный ящик! (слайд 1)

Какое слово созвучно со словом циркуль? – ЦИРК.  

Что общего между циркулем и цирком? (Слайд 2)

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.

5 – р

4 – у

0 - г

7 - к

Ответ: http://festival.1september.ru/articles/411439/fig2.jpg

У: С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

Д: Многие предметы в быту имеют форму круга: пуговица, монета, тарелка, зеркало, апельсин, глобус, циферблат на часах, крышка от банки, печенье…

У: Заполните пропуск

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность!

Она идёт по краю круга

И называется-   окружность!

Игра «Круг и окружность» распределить на 2 группы слова: крышка, тарелка, бублик, кольцо, блин, пяльцы, монета, браслет, обруч, диск.

  У: Окружность и круг. Это одно и то же или нет? А чем отличается окружность от круга? (Слайд 3)

Д: Окружность можно начертить циркулем, а её внутренняя (закрашенная) часть называется кругом.

  У: Мы познакомимся со словами, связанные с понятием «круг» и «окружность», выполнив данные задания:

 10 см = …(Дециметр)

Чертёжный инструмент, при помощи которого можно построить окружность. (Циркуль)

Отрезок, соединяющий центр и любую точку, лежащую на окружности. (Радиус)

10 мм =…(Сантиметр)

 Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр. (Диаметр)

Место, в котором находится иголка циркуля, называется …(Центр)

100 см = …(Метр) 

У: Какой вопрос оказался самым сложным

Д: Я считаю, что про радиус и диаметр.

Сформулируйте цель урока: познакомиться с новыми понятиями «радиус» и «диаметр», научиться различать радиус и диаметр окружности и чертить их в окружности.

3. Открытие нового знания.

У: Как можно изобразить круг на бумаге?

Д: Обвести с помощью циркуля. 

У: Циркули бывают ученические, для работы на доске, чертёжные, циркули по металлу. Сегодня мы продолжаем работать циркулем в тетради. А когда вы вырастите, кто–то из вас может стать инженером, строителем, конструктором. И ему необходимо будет правильно пользоваться циркулем.

 Правила пользования циркулем. (Рассказывают дети)

Д: Циркуль – чертёжный инструмент, с ним надо работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и передавать соседу иглой вперёд. Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Слайд 4)

У: Отметьте на бумаге в середине точку и назовите её буквой О (это будет центр окружности).  Возьмите циркуль и линейку, отмерьте расстояние 3 см между «ножками» циркуля. Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» с грифелем начертите замкнутую линию (окружность).

 Вырежьте круг и согните его так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?

Д: Круг разделили на две части. Получилось две половины.

У: Какие получились части?

Д: Я думаю, одинаковые части. На равные части разделили круг.

У: Почему вы думаете, что они равные?

Д: Они подходят, если приложить одну часть к другой.

У: Молодцы. А какая линия сгиба?

Д: Она ровная, прямая.

У: Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?

Д: Есть.

У: А как она называется?

Д: Мне кажется, что это отрезок.

У: Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге. Чем отличается первый отрезок от всех остальных? (Учитель делает в круге еще несколько сгибов параллельно диаметру.)

http://festival.1september.ru/articles/411439/fig5.jpg

У: А ещё чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?

Д: Он проходит через центр.

У: Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный.

У: Согните ваш круг по диаметру. (Дети складывают.) Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название – сектор. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус.

У: Сколько радиусов на вашем круге?

Д: У меня получилось 4 радиуса.

У: Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.

Д: Радиусы одинаковые, равны.

 Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой.

Физминутка

Нарисуем 2 квадрата,

А на них огромный круг,

А потом ещё кружок-

Треугольный колпачок

Вот и вышел очень- очень

Развесёлый чудачок. (дети глазами рисуют геометрические фигуры)

4.Первичная проверка понимания.

Работа в тетрадях

У: Постройте окружность и определите радиус. (Слайд 5-6)

У: Сколько радиусов можно провести в окружности?

У: Что можно сказать про их длину?

Д: Они одинаковые.

У: Запишите в тетрадях ОА= ОМ= R

У: Посмотрите внимательно на рисунок. На что похоже изображение?

(Слайд 7)

Д: Это колесо. (Слайд 8)

У: Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью. Обозначьте точку пересечения буквой К. Отрезок АК – диаметр окружности и обозначается

АК=d. (Слайд 9)

У: Сравните радиус окружности и её диаметр. (Слайд 10)

Д: Диаметр равен 2 радиусам.

У: Запишите формулу d= 2R

У: Сколько диаметров можно провести в окружности?

Д: Думаю, что диаметров может быть много.

У: Какие они все по длине?

Д: Они одинаковые или равные.

У: Выберите на рисунке те окружности, в которых проведен диаметр.

(Слайд 11)

У: Теперь нам предстоит выполнить задание повышенной сложности, но я думаю, что вы с ним обязательно справитесь. На рисунке диаметр меньшей окружности равен 6см. Чему равен диаметр большей окружности? Чему равен её радиус? (Слайд 12)

Д: 12см; 6см.

5. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа. (Слайд 13)

Ответить на вопросы теста.  (Тесты у детей на партах.)

1. Окружность – это:

А. Замкнутая кривая линия.

Б. Ломаная линия с центром в точке О.

В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности.

2. Диаметр - это:

А. Прямая, проходящая через центр окружности.

Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.

В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.

3. Все радиусы одной окружности:

А. Являются лучами.

Б. Равны между собой.

В. Имеют разную длину.

4. Радиус окружности – это:

А. Отрезок, соединяющий две точки окружности.

Б. Прямая, проходящая через центр.

В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.

Самопроверка.

У: Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

 Работа в группах.

У: Каждая группа получает лист бумаги с окружностями. Задание: измерьте радиусы и запишите их в порядке возрастания, после чего замерить диаметр и записать ниже.

Во сколько раз диаметр больше радиуса?

Д: Защита работ.

У: На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветные круги и вам нужно их наклеить так:

  • красный круг -  справились с работой;
  • синий круг – не справились с работой;
  • зеленый круг – в работе допустили ошибку.

Физминутка

6.Работа в ТПО с. 24

7. Информация о д/з.

Придумать и начертить образ животного, который состоит из окружностей.

 8. Итог урока. Рефлексия.

У: На протяжении урока вы были активны и внимательны.

 Давайте вспомним, какую задачу мы ставили   вначале урока?

Справились ли мы с вами с поставленными задачами?

Что узнали нового?

 Что на уроке вам больше всего понравилось?

 Если вам понравился урок, поднимите смайлик с улыбкой, а если нет – с грустной.

Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Констект урока математики по теме "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" 3 класс

Данный урок разработан для  знакомства учащихся  3 класса с темой "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" ....

Презентация "Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности."

Презентация по предмету "Математика и конструирование" для 2 класса На тему :"Окружность."...

Диаметр окружности

Урок по математике в 3 классе по теме "Диаметр окружности". Тип урока: изучение нового материала....

Открытый урок на тему: Диаметр. Окружность. 3 класс, математика.

Фестиваль открытых уроков  декабрь  2017гКласс:  3классПредмет: МатематикаМесто проведения: МБОУ СОШ №3 г. ЧаданаПроводила: Куулар Ульяна Александровна – учитель начальных классов...

Конспект урока математики по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности" 2 класс

Конспект урока математики во 2 классе по программе ПНШ по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности"....

Конспект урока математики: «Радиус и диаметр окружности», 3 класс, УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство обучающихся с радиусом и диаметром окружности, развитие измерительных навыков, счёта.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обу...