Конспект урока математики по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности" 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

Конспект урока математики во 2 классе по программе ПНШ по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Окружность. Радиус и диаметр окружности».

Тип  урока: Урок «открытия» новых знаний

Цели:

- познакомить учащихся с понятиями: окружность и круг, центр окружности, радиус окружности, научить находить радиусы на рисунках, чертить их;

- учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности, соблюдая правила  безопасности;

- развивать логическое мышление, познавательную активность и речь в процессе исследовательской деятельности;

- развивать умение общаться, работать в группах и парах, развивать самооценку.

Планируемые результаты:

1)учащиеся знакомятся с правилами  работы с циркулем; 2) будут учиться чертить окружности, радиусы и диаметр окружности; 3) научатся  различать понятия «круг», «окружность».

Вид: Комбинированный на деятельностной основе.

Оборудование: презентация ;

- модели геометрических фигур;

- циркули;

- индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный счет

- Отгадайте загадку?

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Мы сейчас построим эту

Межпланетную ….     (ракету)

-Нам надо построить ракету, выполняя задания:        

- Назовите фигуры, из которых состоит ракета, и выполните задания:

   1 Треугольник      (нажать)               5·7=  (нажать)      35

   2 Прямоугольник (нажать) в полёт космонавты приготовил 18 пакетов молока, кефира  в 3 раза меньше. Сколько пакетов кефира приготовил незнайка для полёта?    6

   3  Трапеция (нажать)   6·5 =   (нажать)   30

   4 Круг  (нажать)  первый  раз  космонавт в телескоп увидел 8 звёзд, а когда посмотрел второй раз внимательней, то увидел в 3 раза больше. Сколько звёзд увидел космонавт во второй раз?    24

3. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на геометрические фигуры, из которых мы построили межпланетную ракету.

- Какая фигура лишняя? Почему?

- Как, одним словом назвать остальные фигуры? Почему?

- На столах у вас конверты.

- Откройте их.

- Назовите предмет, который там находится (крышка).

- Какой  она формы? (круга)

- Обведите крышку в тетради.

- Какая фигура получилась? (круг)

- Обведите красным карандашом границу круга.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность!

Она идёт по краю круга

И называется – окружность!

- Как вы понимаете, что такое окружность?

- Итак, окружность – это граница круга.

- Тема нашего урока «Окружность».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке.

- Правильна, мы будем учиться строить окружности, научимся отличать окружность от круга и узнаем еще много нового.

Показываем крышку.

- Итак, какой формы крышка? (Она имеет форму круга)

Достаем резинку от крышки.

- А это что? (окружность).

- Разделите предметы на группы (баранка, браслет, кольцо, тарелка, пуговица, гайка, зеркало, эспандер, диск, салфетка)

- Почему так разделили предметы?

4. Знакомство с новым материалом.

- Кто попробует на доске начертить от руки окружность? (к доске вызвать 2-х человек).

- Посмотрите, что вы можете сказать о чертежах?

- Можно ли это назвать окружностью?

- Чтобы начертить окружность, нужен специальный инструмент. Как называется этот инструмент, узнаем, отгадав загадку.

Он не ежик, и не елка

У него одна нога,

Не танцор, а танцует,

И окружности рисует.

(Циркуль)

-Правильно, ребята Циркуль. Циркуль (от латинского «циркулюс» - круг).

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а на конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем.

Расскажите правила пользования циркулем.

1.Не держи циркуль концами вверх. 

2. Не оставляй циркуль раскрытым.

3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед. 
- Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. 

- Какой ножкой циркуль чертит?

-Циркуль чертит грифелем.

- Давайте попробуем начертить окружность при помощи этого инструмента.

(Учитель показывает на доске, а дети чертят в тетрадях)

- Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки.

- Это центр окружности, его обозначают точкой О.

- Отметьте на окружности точку А.

- Соедините точку А с центром О.

- Как называется фигура ОА? (отрезок)

- Отрезок ОА – это радиус окружности или круга. Радиус окружности и радиус круга это одно и то же.

- Отметьте точку В, лежащую на окружности. Соедините ее с центром окружности.

- Как называется отрезок ОВ?

 - У вас на партах желтые листочки, на которых начерчена окружность.

- Отметьте на окружности точку А и проведите радиус.

- Измерьте длину радиуса ОА.

- Проведите радиус ОВ. Измерьте его длину.

- Что можете сказать о длинах радиусов? (они равны)

- Отметьте еще 4 точки на окружности и соедините их с центром окружности.

-Как называются полученные линии?

- Как вы думаете, какой длины будут эти радиусы?

- Какой вывод можно сделать? (Все радиусы имеет одинаковую длину)

- Сколько можно провести радиусов в окружности? (множество)

- Посмотрите на ваш чертеж?

- На что это похоже? (на колесо)

-Да, верно! Это колесо. Колесо - одно из великих изобретений, которое было сделано в IV тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке.  

- Для чего же мы вспомнили про колесо?

- В древности термина радиус не было. Его ввел в XVII веке французский математик  Франсуа Виет, в переводе с латинского радиус  означает «спица колеса».

5. Практическая работа в парах. (нажать)               

- Ребята, на ваших столах модели кругов.

- Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба.

- Красным карандашом при помощи линейки проведите по линии сгиба.

Линия сгиба – это диаметр.

- Диаметр делит круг или окружность пополам,  на две равные части.

- Слово «диаметр» пришло к нам из греческого языка и переводится как «поперечник».

- Сложите еще раз круг пополам, но по- другому.

- Обведите линию сгиба по линейке, синим карандашом.

- Как называется синий отрезок?

- Отметьте точку, в которой пересеклись линии.

- Как называется эта точка? (центр окружности)

- Мы видим, что диаметр обязательно проходит через какую точку окружности? (через центр)

- Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины. Сделаем вывод.

Диаметр это - отрезок, который соединяет две точки окружности, проходит через центр. Диаметр делит круг на две равные части.

- Возьмите зеленую карточку.

- Укажите, на каком чертеже правильно проведен диаметр.

- Как называется линия на третьем чертеже? (радиус)

- Измерьте длину радиуса.

- Можно ли радиус превратить в диаметр? Как?

- Достройте радиус до диаметра.

- Можете ли вы без измерения линейкой узнать длину диаметра?

- Из скольких радиусов состоит диаметр?

6. Итог.

- Возьмите белый  лист на ваших партах. Выполните тест. Буквы правильных ответов обведите красным карандашом.

- Если вы правильно ответили на все вопросы, то у вас должно получиться слово.

- Прочитайте его (ОТЛИЧНО).

- Поднимите руку, у кого получилось слово.

- За выполнение теста вы получаете оценку «отлично».

7. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Вы себе в уроке понравились?

- Мне очень понравилось, как вы работали.

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"

Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...

Конспект урока математики по теме "Расставляем по порядку" 1 класс

Конспект данного урока математики в 1 классе составлен в соответствии с новыми стандартами. В данном конспекте даются комментарии и виды универсальных учебных действий к каждому этапу урока, что облег...

Конспект урока математики по теме: "Единица времени - неделя." 3 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен с использованием проблемно - диалогической технологии, с использованием фронтальной и парной форм работы....

План-конспект урока математики по теме "Умножение и деление" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока математики по теме "Умножение и деление"  3 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока математики по теме "Выбираем способ сложения." 2 класс Планета знаний

Подробный конспект урока по математике по теме "Выбираем способ сложения",2 класс, Планета знаний. Урок построен по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева", содержит педагогические рекомендации, метод...