Технологическая карта урока по математике в 3 классе "Величины и геометрические фигуры"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Самарец Александра Евгеньевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_s_tehnologiyami.docx50.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 170 с кадетским отделением-интернатом

имени Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской»

городского округа Самара

«Открытый» урок математики на тему: «Величины и геометрические фигуры»

в 3 классе

Выполнил:

Самарец Александра Евгеньевна,

учитель начальных классов МБОУ Школы №170 г.о. Самара

Посетил:

Кошкина Ольга Александровна,

заместитель директора по УВР МБОУ Школы №170 г.о. Самара

___________________________

Дата проведения урока: 20.05.2015 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Величины и геометрические фигуры»

ФИО:

Самарец Александра Евгеньевна

Место работы

МБОУ Школа №170 г.о. Самара

Должность

учитель начальных классов

Предмет

математика

Класс

3 класс

Базовый учебник

Учебник «Математика», 2-я ч., 3-й кл. (авт. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова и др.) для ОС «Школа 2100».

Цель  урока: начать формировать представления о плоскости.

Задачи:

- обучающие: 1.  Формировать представления о плоских геометрических фигурах как части плоскости и обучать видеть внутреннюю часть плоской фигуры (пропедевтика площади). 2. Продолжить работу по классификации геометрических фигур по различным основаниям. 3. Продолжить формирование представлений о рационализации вычислений на основе изучаемых правил.

-развивающие: 1. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать эти умения для проверки решения. 2. Продолжать работать над занимательными задачами (танграм). 3. Развивать логическое мышление, умение анализировать.

-воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Развиваем умения: 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения: 1. – работать в команде разного наполнения: паре, малой группе, целым классом; 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;  4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. – ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят; 10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

Регулятивные УУД

Развиваем умения: 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана

действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

Личностные: 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа с текстом учебника, работа с раздаточным материалом, практическая работа в парах, самостоятельная работа, самопроверка, самооценка.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Оборудование: модель танграма, раздаточный материал (листы со схемой танграма, листы самопроверки), ножницы, лоскут ткани.

Структура и ход  урока

Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Применяемые СОТ

1

Организационный момент.

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята! Подарим друг другу хорошее настроение – повернитесь лицом к своему соседу по парте и улыбнитесь. Давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем сидящих в классе тихо, негромко, вполголоса.

- На этом уроке вам предстоит узнать о новом математическом понятии.

Приветствие учащихся.

Приветствуют друг друга улыбкой и тихим: «Здравствуйте!»

1 мин

Здоровьесберегающие технологии

2

Актуализация знаний.

Презентация слайд

Презентация слайд

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с № 1 и № 2 на интерактивной доске.

- На какие группы можно разбить фигуры на рисунке?

- У каких из предметов, изображенных на рисунке, есть объем?

3. Фронтальная работа.

- На прошлом уроке мы повторили названия геометрических фигур и находили их в окружающих нас предметах. Кто помнит названия некоторых из них? Назовите.

- А сейчас я предлагаю вам необычный для математики предмет. Это лоскут ткани. Возьмите его вдвоем с соседом и растяните с четырёх сторон.

- Попробуйте назвать фигуру, на которую похожа наша ткань.

Ответы учащихся.

- Фигуры можно разбить на 2 группы: плоские и объемные.

- Плоские фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, трапеция, ромб и др.

- Объемные фигуры: шар, цилиндр, куб, конус, пирамида и др.

- Объем есть у кастрюли, кружки и коробки.

Работа в парах – с лоскутом ткани.

- Она похожа на прямоугольник, на плоскую фигуру.

4-5 мин

ИКТ - технологии

Проблемно-диалогическая технология

Педагогика сотрудничества

3

Формулирование нового знания (узнаём новое).

Презентация слайд

Работа с текстом на доске.

- В математике – в разделе геометрия -  есть понятие – плоскость.

- У плоскости края нет. Её можно продолжить во всех направлениях.

Чтение учащимися текста:

- Плоскость можно  представлять себе в виде очень тонкой, туго натянутой ткани, которая не провисает.

Плоскость бесконечна.

В реальной жизни представление о плоскости дает поверхность стола, поверхность озера в безветренную погоду.

Каждая плоская фигура представляет собой часть плоскости.

3-4 мин

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения)

ИКТ - технологии

4

Формулирование темы и целей урока.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какова цель нашего урока?

- Плоскость.

- Изучить понятие плоскости и продолжать работать с плоскими геометрическими фигурами.

1-2 мин

Проблемно-диалогическая технология

5

Первичное закрепление.

Презентация слайд

Словарь

Схемы

Презентация слайд

Практическая работа в парах: работа с раздаточным материалом.

- Посмотрите на листы, которые лежат перед вами.

- Можно ли назвать частью плоскости лист бумаги?

- Разрежьте заготовку по линиям.

- Какие фигуры получились. Перечислите их.

- Сделайте вывод о данных фигурах (внешние границы, внутренняя часть).

Работа с моделью танграма.

- Плоская фигура, которую вы разрезали по линиям, называется ТАНГРАМ (с кит., «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

- Я предлагаю составить из ваших семи частей танграма любую фигуру.

- На доске представлены схемы, выберите любую из них. А тем ребятам, кто уверен в своих силах, предлагаю лишь контуры фигур, чтобы сами подумали, как расположить ту или иную часть.

- Посмотрим, что у вас получилось.

Лист бумаги – это изображение плоскости.

- Все фигуры плоские.

- У каждой фигуры есть граница – замкнутая ломаная линия (внешняя часть) и есть внутренняя часть.

Дифференцированная работа с моделью танграма.

Обсуждение полученных результатов.

8-9 мин

Педагогика сотрудничества

ИКТ - технологии

Здоровьесберегающие технологии

Проблемно-диалогическая технология

Технология развития критического мышления

Технология дифференцированного обучения

Игровые технологии

Технология оценивания учебных успехов

Физкультминутка

Разминка с ориентацией на пространственное мышление.

- Сейчас нам необходимо отдохнуть.

Активный отдых детей.

1-2 мин

Здоровьесберегающие технологии

6

Систематизация и повторение.

Презентация слайд

Работа с учебником.

а) Задание № 3, с. 96.

- Назовите фигуры на этом рисунке. Плоские они или объемные?

- Назовите фигуры, у которых есть прямые углы.

- Найдите среди них фигуры, у которых только прямые углы.

б) Задание № 4, с. 96 (по вариантам) - самостоятельная работа.

- Потренируйтесь решать задания удобным для вас способом.

в) Задание № 5, с. 96 - решение задачи.

- Плоские фигуры.

- Прямоугольник, квадрат, трапеция.

- Прямоугольник, квадрат.

Самостоятельная работа. Самопроверка с листа.

Работа у доски.

10-12 мин

Технология развития критического мышления

Технология дифференцированного обучения

Тренинговые технологии

7

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Презентация слайд

Презентация слайд

Работа с интерактивной доской.

- Какие фигуры приготовил мальчик на жёлтом поле?

- Что общего у всех фигур?

 - Урок подходит к концу. Вам было интересно на уроке математики? Почему?

Работа над самооценкой учащихся.

- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетради улыбку, если все выполнили правильно, серьезное личико, если были какие-то недочеты, и грустную рожицу – если вам не удалось добиться результатов.

- Все фигуры плоские, ограничены замкнутой ломаной, есть внутренняя часть.

- Да. Мы интересно работали с геометрическими фигурами. Решали задачу, находили значение выражения и думали над китайской головоломкой – танграм.

2-3 мин

Технология развития критического мышления

Личностно-ориентированная технология

Технология оценивания учебных успехов

8

Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и

вариант).

Презентация слайд

Тренажер

Задание №4, с.96 (др. вариант).

Задание № 6* или 7*, с. 97.

Доп. задание: посетить интернет-сайт «Игры-онлайн с танграмами»: http://www.game-game.com.ua/20341/

Спасибо за урок!

1-2 мин

Технология дифференцированного обучения

Личностно-ориентированная технология

ИКТ-технологии

Тренинговые технологии

Приложение

плану-конспекту урока «Плоскость».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация к уроку.

мультимедиа

Презентация.

2

Конспект урока (образец).

Интернет-сайт «Школа 2100»

Технологическая карта урока.

http://www.school2100.ru/

3

Словарь.

интернет

Презентация.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%ED%E3%F0%E0%EC

4

Схемы фигур.

интернет

Иллюстрация.

http://www.7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki/694-tangram.html

5

Тренажер.

онлайн

Игра «Танграм».

http://www.game-game.com.ua/20341/

C:\Users\Саша\Desktop\математика\танграм.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс "Пересечение геометрических фигур"

Конспект урока по математике для учащихся 2-х классов "Пересечение геометрических фигур"...

Технологическая карта урока по математике "Преобразование фигур" (УМК «Перспектива» 3 класс

Цель урока: формирование умения для овладения обучающимися знаниями о преобразовании фигур на плоскости – параллельным переносом. Задачи урока Дидактические:Формировать...

Технологическая карта урока по математике для 2 класса. По теме «Пересечение геометрических фигур»

Класс: 2Четверть: 2Тема урока: «Пересечение геометрических фигур»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: сформировать представление о пересечении геометрических фигурЗадачи урока:Обра...

Технологическая карта урока по математике, тема: "Части фигур", 1 класс

Цель: обобщение представленияо разбивке фигур на части, развитие умения устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить геометрические фигуры;2. Закр...

Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс

В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....