Рабочая программа по математике для 3 класса, УМК "Школа России".
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Лунёва

Материал содержит пояснительную записку и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matem.3_klass_shkola_rossii.docx70.01 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

Автор М.И. Моро.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

- математическое развитие младших школьников;

- формирование системы начальныхматематических знаний;

- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержаниеобучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение иделение).На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различныеприёмы проверки выполненныхвычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать ианализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышленияпослужит базойдля успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного трудаи свои достижения в изучении этого предмета.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1.Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

3. Целостное восприятие окружающего мира.

4. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

5. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

6. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

7. Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

1.Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления.

2.Овладениеспособами выполнения заданий творческого и поискового характера.

3.Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

5. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

6.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

9.Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 10.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

11.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

1.Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.

2.Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

3.Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

4.Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5.Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся (число контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, исследований, проектов, экскурсий и т.п.)

Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт.программой)

1 класс – 132 ч

1

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

8

  1. Контрольная работа (ВШК) – 1.
  2. Тематическая контрольная работа – 2.
  3. Проверка вычислительных навыков – 1.
  4. Проверочная работа -4.
  5. Нестандартные уроки – 26.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-сказка – 3.
  • Урок-игра – 5.
  • Урок-проект – 1.
  • Урок-соревнование – 5.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок-путешествие – 5.
  • Урок «Эврика» - 3.

2

Числа от1 до 10. Число 0.

Нумерация

28

3

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

56

4

Числа от 1 до 20. Нумерация

12

5

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание  (продолжение)

21

6

Итоговое повторение

7

2 класс – 136 ч

1

Числа от 1 до 100.

Нумерация

16

  1. Контрольная работа (ВШК) – 2.
  2. Тематическая контрольная работа – 6.
  3. Проверка вычислительных навыков – 1.
  4. Проверочная работа -6.
  5. Нестандартные уроки – 27.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-сказка – 3.
  • Урок-игра – 5.
  • Уроки, которые ведут ученики – 2.
  • Урок-проект – 1.
  • Урок-соревнование – 4.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок-путешествие – 5.
  • Урок «Эврика» - 3.

2

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

71

3

Числа от 1 до 100. Умножение и деление

17

4

Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление

21

5

Итоговое повторение

11

3 класс - 136 ч                      

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

8

  1. Контрольная работа (ВШК) – 2.
  2. Тематическая контрольная работа – 6.
  3. Проверка вычислительных навыков – 1.
  4. Проверочная работа -6.
  5. Нестандартные уроки – 27.
  • Урок КВН -1.
  • Урок-викторина – 2
  • Урок-игра – 5.
  • Уроки, которые ведут ученики – 2.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-зачет – 2.
  • Урок-соревнование – 2.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-путешествие – 2.
  • Урок-взаимообучения – 2.
  • Урок «Эврика» - 3.

2

Табличное умножение и деление

28

3

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

28

4

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и   деление

28

5

Числа от 1 до 1000. Нумерация

12

6

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

11

7

Умножение и деление

15

8

Итоговое повторение

6

4 класс – 136 ч                      

1

Числа от 1 до 1000. Повторение

12

  1. Контрольная работа (ВШК) – 2.
  2. Тематическая контрольная работа – 6.
  3. Проверка вычислительных навыков – 1.
  4. Проверочная работа -6.
  5. Нестандартные уроки – 27.
  • Урок-викторина – 2
  • Урок-игра – 2.
  • Уроки, которые ведут ученики – 3.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-зачет – 3.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-аукцион – 3.
  • Парный опрос – 3.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-взаимообучения – 2.
  • Урок «Эврика» - 2.

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация

10

3

Величины

14

4

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

11

5

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

79

6

Итоговое повторение

10

Календарно-тематическое планирование по математике на 3 класс 2017-18 учебный  год

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.)

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

1 четверть – 32 часа

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)

1

04.09

Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

урок - викторина

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Обозначать  геометрические фигуры буквами.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

2

05.09

Повторение.  Устные и письменные приемы сложения и вычитания

3

06.09

Выражения с переменной

4

07.09

Решение уравнений

5

11.09

Решение уравнений. Закрепление пройденного

6

12.09

Обозначение геометрических фигур буквами

7

13.09

Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание».

Контрольная работа № 1

8

14.09

Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных. Что узнали? Чему научились?

урок- соревнование

Табличное умножение и деление (28 ч)

9

18.09

Связь между умножением  и делением

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычислять значение выражений в два-три действия со скобками и без скобок.

Использовать  математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий  в числовых выражениях).

Анализировать  текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами.

Объяснять выбор действий для решения задач.

Сравнивать   задачи на  увеличение (уменьшение) числа на несколько  единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснение, пояснять ход решения задачи.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи, при изменении в ее решении.

Сопоставлять  план решения задачи.

Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и  способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Воспроизводить  по памяти таблицу умножения и соответствующие  случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел геометрических фигур, математических терминов.

Работать в паре. Оценивать ход и результат работы.

10

19.09

Связь между умножением  и делением

11

20.09

Четные и нечетные числа

урок «Эврика»

12

21.09

Таблица умножения и деления с числом 3

13

25.09

Решение задач с  величинами «цена», «количество», «стоимость»

14

26.09

Решение задач с  величинами «цена», «количество», «стоимость»

15

27.09

Решение задач с понятиями «масса» и «количество».

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

16

28.09

Решение задач с понятиями «масса» и «количество». Закрепление пройденного

17

02.10

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок

18

03.10

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок

19

04.10

Контрольная работа  по теме «Умножение и деление на 2 и 3».

Контрольная работа № 2

20

05.10

Анализ контрольной работы

21

09.10

Страничка для любознательных. Что узнали? Чему научились?

урок - проект

22

10.10

Таблица умножения и деления с числом 4

23

11.10

Таблица Пифагора. Таблица умножения и  деления с числом 4

урок - путешествие

24

12.10

Задачи на увеличение числа в несколько раз

25

16.10

Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление пройденного

26

17.10

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

27

18.10

Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа

28

19.10

Таблица умножения и  деления с числом 5

29

23.10

Задачи на разностное сравнение чисел

30

24.10

Задачи на кратное сравнение чисел. Проверочная работа

Проверочная работа № 1

31

25.10

Задачи на кратное и разностное сравнение

32

26.10

Таблица умножения и  деления с числом 6

2 четверть  - 32 часа

33

06.11

Контрольная работа  по теме «Табличное умножение и деление»

Контрольная

работа № 3

34

07.11

Анализ контрольной работы. Закрепление. Решение задач

урок - соревнование

35

08.11

Задачи на нахождение четвертого пропорционального

36

09.11

Закрепление. Решение задач

Табличное умножение и деление (28 ч.)

37

13.11

Таблица умножения и деления с числом 7

38

14.11

Странички для любознательных. Наши проекты «Математические сказки»

урок - проект

39

15.11

Что узнали? Чему научились?

урок, который ведут ученики

40

16.11

Площадь. Сравнение площадей фигур

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (крут) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Находить долю "величины и величину по её доле.

Сравнивать разные доли одной и той же величины.

Описывать  явления и события с использованием величин времени.

Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Дополнять  задачи-расчеты недостающими данными и решать их. Оценивать  результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

41

20.11

Единица площади  – квадратный сантиметр

42

21.11

Площадь прямоугольника. Проверочная работа

Проверочная работа № 2

43

22.11

Таблица умножения  и  деления с числом 8

44

23.11

Закрепление по теме «Умножение на 6, 7, 8»

45

27.11

Закрепление изученного. Решение задач

урок-викторина

46

28.11

Таблица умножения и  деления с числом 9

47

29.11

Единица площади  - квадратный дециметр

48

30.11

Закрепление изученного. Решение задач

49

04.12

Единица площади  - квадратный метр

50

05.12

Странички для любознательных

урок, который ведут ученики

51

06.12

Что узнали? Чему научились?

52

07.12

Контрольная работа  по теме  «Табличное умножение и деление. Площадь»

Контрольная работа  № 4

53

11.12

Анализ контрольной работы. Что узнали?

Чему научились?

урок - игра

54

12.12

Умножение на 1

55

13.12

Умножение на 0

56

14.12

Умножение и деление с числами 1, 0

57

18.12

Деление нуля на число

58

19.12

Закрепление изученного

59

20.12

Контрольная работа  за первое полугодие

ВШК.

Контрольная работа  за первое полугодие

60

21.12

Анализ контрольной работы. Доли. Образование долей

61

25.12

 Странички для любознательных

урок открытых мыслей

62

26.12

Окружность.  Круг

63

27.12

Диаметр окружности (круга)

64

28.12

Единицы времени: год, месяц, сутки

Числа от 1 до 100

Внетабличное умножение и деление (28 ч) 

3 четверть – 40 часов

Выполнять внетабличное  умножение и деление в пределах 100 разными способами.

Использовать  правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.

Сравнивать  разные способы вычислений, выбирать наиболее удобней.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

Решать  уравнения на нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Выполнять  задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не…, то», « если…, не..то; выполнять  преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

Составлять и решать  практические задачи с жизненными сюжетами

Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задач.

Работать  в парах, анализировать и оценивать результат работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

65

11.01

Приемы умножения и деления для случаев вида

20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 69 : 3

66

15.01

Приемы деления для случаев 80:20

67

16.01

Умножение суммы на число

68

17.01

Закрепление. Умножение суммы на число.

69

18.01

Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4,  4 ∙ 23

70

22.01

Закрепление изученного. Проверочная работа

Проверочная работа № 3

71

23.01

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального

урок «Эврика»

72

24.01

Выражение с двумя переменными

73

25.01

Деление суммы на число

урок взаимообучения

74

29.01

Деление суммы на число

75

30.01

Прием деления 78:2, 69:3

76

31.01

Связь между числами при делении

77

01.02

Проверка деления умножением

78

05.02

Прием деления для случаев вида  87:29, 66:22

79

06.02

Проверка умножения с помощью деления

Проверочная работа

Проверочная работа № 4

80

07.02

Решение уравнений

81

08.02

Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?

урок - игра

82

12.02

Контрольная работа по теме «Решение уравнений»

Контрольная

работа № 5

83

13.02

Анализ контрольной работы. Деление с остатком

84

14.02

Проверка письменных и устных вычислительных навыков

ВШК.

Проверка письменных и устных вычислительных навыков

85

15.02

Деление с остатком

урок взаимообучения

86

19.02

Приемы нахождения частного и остатка

87

20.02

Приемы нахождения частного и остатка

88

21.02

Решение задач на деление с остатком

89

22.02

Деление меньшего числа на большее

90

26.02

Проверка деления с остатком

91

27.02

Что узнали? Чему научились?

урок «Парный опрос»

92

28.02

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

Контрольная работа № 6

Числа от 1 до 1000

Нумерация (12 ч)

93

01.03

Анализ контрольной работы. Устная и письменная нумерация. Образование и названия трехзначных чисел

Читать и записывать  трехзначные числа.

Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения.

Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать  правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа.

Группировать  числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.

Переводить  одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более  мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать  предметы по массе, упорядочивать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную системе счисления с римской непозиционной системой записи  чисел. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов деятельности.

94

05.03

Запись и чтение чисел в пределах 1000

95

06.03

Натуральная последовательность трехзначных чисел

урок «Эврика»

96

07.03

Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, 100 раз

97

12.03

Замена числа  суммой разрядных слагаемых

98

13.03

Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений

99

14.03

Сравнение трехзначных чисел

100

15.03

Контрольная работа  по теме «Нумерация в пределах 1000»

Контрольная работа № 7

101

19.03

Анализ контрольной работы. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе

урок - зачёт

102

20.03

Странички для любознательных

103

21.03

Единицы массы – грамм, килограмм

104

22.03

Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?

урок - КВН

                                                                                                       Числа от 1 до 1000

                                                                                                Сложение и вычитание (11 ч)

4 четверть – 32 часа

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений.

Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Работать в паре.

Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника. Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.

105

02.04

Приемы устных вычислений

урок открытых мыслей

106

03.04

Приемы устных вычислений 450 + 30, 620 – 200

107

04.04

Приемы устных вычислений470+80, 560-90

108

05.04

Приемы устных вычислений 260 + 310, 670 – 140

109

09.04

Приемы письменных вычислений

110

10.04

Алгоритм сложения трехзначных чисел

111

11.04

Алгоритм вычитания трехзначных чисел

Проверочная работа.

Проверочная работа № 5

112

12.04

Виды треугольников

урок - путешествие

113

16.04

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

Контрольная работа № 8

114

17.04

Анализ контрольной работы

115

18.04

Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?

урок - игра

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (15 ч)

116

19.04

Приемы устных вычислений в умножении

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием кулькулятора.

117

23.04

Приемы устных вычислений в делении.

118

24.04

Приемы устных вычислений. Закрепление пройденного

119

25.04

Виды треугольников

урок - игра

120

26.04

Закрепление пройденного. Приемы устных вычислений

121

28.04

Контрольная работа.

Контрольная работа

№ 9

122

03.05

Анализ контрольной работы. Прием письменного умножения на однозначное число

123

07.05

Прием письменного умножения на однозначное число

124

08.05

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное

125

10.05

Прием письменного деления на однозначное число

126

14.05

Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное

127

15.05

Проверка деления

урок « Парный опрос»

128

16.05

Итоговая контрольная работа за год

ВШК.

Итоговая контрольная работа  за год

129

17.05

Анализ контрольной работы. Знакомство с калькулятором

130

21.05

Знакомство с калькулятором

Повторение (6 ч)

131

22.05

Повторение  пройденного «Что узнали. Чему научились».

Проверочная работа

Проверочная работа № 6

132

23.05

Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание

133

24.05

Повторение. Умножение и деление

134

28.05

Повторение. Решение задач

урок - зачёт

135

29.05

Повторение. Геометрические фигуры и величины

136

30.05

Обобщающий урок. Игра «По океану математики»

урок - игра