Конспект урока математики 3 класс " Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Кошечкина Людмила Геннадьевна

Урок закрепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок закрепления45.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Современный урок в условиях введения ФГОС второго поколения»

Кошечкина Людмила Геннадьевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №145 г.о. Самара

Урок с использованием ИКТ

Программа « Школа России», учебник Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.- М.: Просвещение, 2010.

Урок  математики « Деление с остатком» 3 класс

                                         г.о. Самара, 2017г.

                               

                                           Аннотация к уроку

В классе обучается 23 человека: 12 мальчиков и 11 девочек.

Психологическое обследование позволяет сделать следующие выводы:

у 88% учащихся- высокая мотивация и положительное отношение к школе,

 у 96% благоприятный фон развития эмоциональной сферы.

Уровни самостоятельности:

3 уровень-19 человек

2 уровень-2 человека

1 уровень-2 человека.

По модальности:

Визуалы-18человек

Аудиалы-2человека

Кинестетики-3человека

Цели урока(для учителя): :      

  1. Способствовать осознанию теоретической и практической ценности                изучения нового математического понятия – деления с остатком – для расширения представлений детей об операции деления; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; совершенствовать вычислительные навыки.
  2. Развитие мышления,речи, памяти,исследовательской деятельности. Рефлексии и адекватной самооценки собственной деятельности.

  3. Продолжить работу по  сбережению здоровья детей, способствовать укреплению зрения, развитие мелкой моторики рук, избегать переутомления, строить процесс обучения, опираясь на индивидуальные особенности  каждого ребёнка.

 Задачи    урока:

Образовательные задачи:

-актуализировать знание алгоритмов:   умножения  на однозначное число;

 деления двузначного на однозначное число; связи умножения и деления;

деления двузначного на двузначное число; деления суммы на число;

умножения суммы на число;

-совершенствовать вычислительные навыки .

Задачи развития мышления, речи:

 -развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.

 -развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез.

-развивать умение рассуждать.

Задачи развития воли:

-развивать адекватную самооценку, сопереживания за других, выдержку, самообладание,  целеустремленность.

-развивать волевую саморегуляцию- способность к преодолению препятствий.

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувства взаимопомощи; работать в коллективе, самоконтроль.

-формировать интерес к новому;

-формировать умения слушать и понимать речь других.

 Задачи развития когнитивных способностей:

-самостоятельное выделение и формулирование цели, информации;

-умение адекватно , осознанно строить высказывания в устной и письменной речи;

-постановка и формулирование учебной проблемы;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-действие со знаково- символическими средствами.

Цели урока ( для ученика):

1.Деятельностная цель:  самостоятельно строить и применять новое знание (деление с остатком);

2.Содержательная цельрасширение  понятийной базы за счет включения  в нее новых элементов.

Тип урока: 

изучение нового материала

Вид урока:

 урок открытия новых знаний.

Методы урока:

 словесный, наглядный, практический.

Технологии , используемые на уроке:

-технология деятельностного подхода

 –групповые технологии

-ИКТ технологии

-технология уровневой дифференциации обучения

-игровые технологии

-здоровье сберегающая технология

Формы организации урока:

индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

Средства обучения:

-учебник « Математика» 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др.

-презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка, электронное приложение к учебнику «Математика» 3 класс(урок « Деление с остатком»)

-алгоритмы  к уроку « Построй свою математику»

- смайлики к уроку « Учимся учиться»

-карточки с заданиями для индивидуальной, групповой работы

-демонстрационный наглядный материал

                                             Ход урока.

этапа урока

Время

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность детей

Оборудование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

1мин.

2мин.

10мин.

2мин.

2мин.

1мин.

1мин.

2мин.

5мин.

5мин.

5мин.

1мин.

2мин.

1мин.

Психологический настрой детей на урок.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Фиксация затруднения.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта и выход из затруднения.

Реализация построения проекта.

Физическая минутка:

 Первичное закрепление.

Вторичное закрепление

Самостоятельная работа по алгоритму.

Включение в систему знаний.

Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?  (Игра «Обмен настроением»)

(сигнальные карточки)

 Я рада видеть каждого из вас.

   И пусть прохлада в окна дышит.

  Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

   Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Итак, начнём урок математики.

« Не по чужой, по доброй воле, он стал разумен и велик.»Ребята! А как вы думаете, о ком так говорят? Да, действительно. Это сказано о великом человеке. О Ломоносове М.В.А кто из вас хочет стать разумным и великим? Что для этого надо сделать? (выход на ответ - познавать, узнавать)

Значит, вперед! Сегодня мы будем много исследовать, и открывать новые знания!

Откройте свои журналы для исследованийВозьмите лист для исследований.

 -увеличьте 12 в 4 раза

-уменьшите 48 в 3 раза

-Ломоносов закупил для опытов 16 пробирок для соли, а для воды 80 пробирок. На сколько больше пробирок  он закупил для воды, чем для соли?

-делимое 88, делитель 11, чему равно частное?

- из 96 вычесть произведение чисел 7 и 8

-1/8 часть площади стола у М.В. составляет 4дм.кв. и занята книгами. Чему равна площадь всего стола?

Ребята, откройте учебник на стр.24 и  найдите похожую задачу. Сегодня дома вы будете выполнять эту задачу.

Продолжаем устный счет.

- за 4дня  Михайло Ломоносов изучил28 букв латинского алфавита. Сколько букв он изучит  за 3 дня?

-сумму чисел 60 и 40 уменьшите на произведение чисел 11 и 4

-я загадала число: в нем 4 ед. 1 разряда, а единиц 2 разряда в 2 раза меньше. Что это за число?

Возьмите звездочку, кто выполнил устный счет без ошибок.

Расположите ответы в порядке возрастания.

Найдите числа кратные числу 8.

Все ли числа кратны 8?

Какое число вызвало затруднение? (21)

Остальные числа соответствуют букве. Что это за слово? (философы)

8, 16, 21 24, 32, 40, 48, 56, 64,

Ф  и          л    о     с  о    ф   ы

Запишем этот пример, мои дорогие философы.(21:8).Можем ли мы его решить?

Так, значит, что мы сейчас должны сделать? (остановиться и подумать).

Давайте, вспомним, а какие знания мы применяли сегодня?

Почему не смогли разделить? Прочитаем  имя урока. Какое слово зашифровано? (остаток)

Значит, какая будет цель?

Наш 1 шаг:

вспомнить знакомые алгоритмы.

Наш 2 шаг: проанализировать, откорректировать и применить к новому.

Сегодня мы будем работать в группах по этому плану.

Выводим новый алгоритм

При делении а:в устанавливается , сколько раз по в содержится в а. Делимое равно произведению делителя и частного + остаток( остаток меньше делителя)

а= в х с+r (r меньше в)

Молодцы! Мои дорогие маленькие философы! Я думаю, что М.В. был бы за вас рад!

Потрудились вы на славу, пора и отдохнуть!

Вы сегодня потрудились для души,

До чего же вы, ребята, хороши,

А сейчас мы все немного отдохнем

И работать с новой силою начнем.

Вспомним мы Михайло и дорогу.

(поднимаем ноги, шагаем)

Ничему не удивляйтесь,

 Вот сейчас, там обоз в снегу увяз.

Мы поможем, вытащим из снега

(наклоны вперед)

Ой, снежок попал в сапог.

Попрыгаем на ножке правой, левой понемножку

(прыгаем)

Улыбнемся мы друг другу!

Пальчики замерзли?

Посгибаем по порядку пальцы правой, левой рук

(сгибаем пальчики)

Не коснется нас недуг!

До Москвы мы добрались

(руки вверх)

В класс вернулись, потянулись!

Друг на друга посмотрели,

А потом все дружно сели!

Посмотрим на экран и послушаем объяснение диктора.

А как, вы думаете, мои маленькие философы, достаточно ли имеющегося алгоритма у нас?

 Давайте ответим на этот вопрос, поработав в учебнике- нашем друге и помощнике.

( стр.№24 № 2 - 1, 2, 3 примеры)

Такая работа проводится и с другими примерами.

Молодцы! Кто комментировал примеры, возьмите звездочку. Думаю, что вы готовы  проверить свои знания самостоятельно.

У кого нет ошибок, поставьте +  возьмите звездочку.

У кого есть вопросы? Что не получилось? Сверим с алгоритмом. А теперь у кого  вопросы? Коррекция ошибок.

Поставьте +  возьмите звездочку. Молодцы!

Перед вами карточка с задачей, давайте прочитаем:

Во время эксперимента, который проводил М.В. Ломоносов, он взял 68 медных шариков , 26 шариков расплавил, а остальные разложил в 5 пробирок. Сколько шариков получилось в каждой пробирке?

Что известно в задаче?  

Что надо найти?

Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Ученик, который решал задачу, берет себе звездочку.

Спасибо! Вы хорошо справились с этим заданием.

 А сейчас для вас очень интересное задание. М.В. Ломоносов идя в Академию наук к студентам, рассыпал по дороге все заранее приготовленные задания. В результате, вот что получилось:

Найди ошибки, обоснуй.

Какую цель ставили?

С какими затруднениями столкнулись?

 Какого результата достигли?

 Кто в  самостоятельной работе не выполнил задание, а потом разобрался и исправил ошибки? ( похлопайте в ладоши)

Кто в работе выполнил все задания без ошибок? (похлопайте в ладоши)

Кто смог составить алгоритм  нового знания ( похлопайте в ладоши)

Вот это шквал аплодисментов! И я, и М.В. конечно рады, что вы такие отличные философы- исследователи!

А, как вы считаете, надо ли потренироваться в  решении примеров на деление  с остатком?

Тогда запишем домашнее задание.

Учебник стр.24№4 Второе задание -творческое на выбор. (составить карточки для сам. работы)

1 карточка: примеры с остатком.

2 карточка: задача с остатком.

3 карточка: примеры и задача с остатком.

4 карточка: уравнение с остатком, задача с остатком, примеры с остатком.

5 карточка: мое воображение.

А теперь поднимите руки те, у кого 4-5 звездочек - ребята получают отметки «5», у кого 3 звездочки, получают- «4». Остальные постарайтесь  потренироваться  дома и на следующем уроке вы обязательно получите высокие отметки.

 Мои дорогие философы, вспомним еще раз имя урока:

-Какое важное открытие для себя вы сделали  сегодня?

-Чем отличается деление, которое мы встречали ранее, от нового случая?

-Что запомнили про остаток?

- Но мы узнали не всё про деление с остатком, это предстоит нам на следующем уроке.

- За что вы можете себя похвалить? +Благодарю за работу, за активность, за умные ответы.

-А какое настроение у вас в конце нашего урока?

-А сейчас вы оцените собственные успехи на солнышке:

-Длинный луч возьмут те, кто считает, что справился со всеми заданиями без проблем.

-Средний луч возьмут те, у кого не совсем что-то получалось.

-Короткий луч возьмут те, кому сегодня было очень трудно работать на уроке.

Урок окончен. Спасибо за урок!

 

Дети

отвечают.

Записывают ответы в тетрадь,одновременно показывая карточку с ответом учителю.

Рассуждают, находят правильное решение.

Ответы детей: я не могу, а если могу, то не могу обосновать ответ.

Повторяли

алгоритмы деления 2:1; увеличение и уменьшения на несколько единиц; нахождение частного по знакомому делимому и делителю; увеличение и уменьшения в несколько раз; связь умножения и деления; деления двузначного на двузначное)

Не знаем алгоритма деления с остатком.

Узнать алгоритм

деления с остатком.

Идет работа в группах; проверка и защита проекта от групп.

Делают зарядку.

Смотрят и слушают объяснение на экране.

Дети комментируют вслух решение примеров.

7:3 ( надо узнать сколько раз по 3 содержится в 7  ( 2 раза + остаток 1). Проверяю: делимое 7 равно произведению делителя 3, частного 2 + остаток 1.

Карточка на каждого ученика по вариантам.

-самопроверка с учителем.

Читают задачу.

Разбор задачи и составление краткой  записи.

( сколько шариков в каждой пробирке)

( не знаем сколько шариков осталось, когда 26 расплавил)

Задачу решает 1 человек с комментированием у доски.

1)68-26=42(ш.)- осталось, когда 26 расплавил.

2)42:5=8 ш.(ост. 2)- в каждой пробирке.

(комментарий 2 действия: 42 без остатка не делится на значит, узнаю сколько раз по 5 содержится в 42 ( 8 и 2 остаток). Проверяю: делимое 42 равно произведению делителя 5 и частного8 + остаток 2.

Обсуждают с соседом по парте.

Ученики, которые комментировали данное задание, берут звездочку.

Дети отвечают на вопросы.

( научиться делить с остатком)

(не знали алгоритма)

(вывели алгоритм, применили его.)

Хлопают в ладоши.

Записывают д/з в дневники.

+узнали, что не все числа можно разделить без остатка.

(слайд№1)

(слайды №2-3).

(слайд№4)

Компьютер выключается, а числовой ряд  отображен на доске.

Электронное приложение  к учебнику , урок

« Деление с остатком»

Постепенно на доске – карточки

( взял, расплавил, разложил)

На доске примеры:

29:4=7(ост.1)

88:44=2

13:4=2(ост.5)

( презентация стихотворения Делим солнце! Чур, на всех!

Делим дождик! Чур, на всех!

Но часто получается, не делится на всех.

Разделим то, что делится,

А он пусть останется!

Ведь ничего не сделаешь,

Так в жизни получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики + презентация "Деление с остатком" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию Конспект урока математики + презентация  "Деление с остатком" 3 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока математики "Проверка деления с остатком" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков деления с остатком; формирование навыков соблюдения порядка выполнения действий со скобками и без скобок; формирование умения решать пройденные зад...

Конспект урока математики "Письменное деление с остатком на двузначное число" (4 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование умения выполнять деление на двузначное число с остатком; совершенствовать вычислительные навыкиПланируемые результатыПредметные:-знать алгоритм деления в столби...