Внеурочное занятие "Умницы и умники"
план-конспект по математике на тему

Бочкаленко Юлия Николаевна

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Разработано в ходе учебной практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie_po_matematike.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             

Технологическая карта занятия

Занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Класс: 2 «В»

Тема занятия: Занятие 22. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Цель занятия: Создать условия для развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.

Задачи:

1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Планируемые результаты: 

Содействовать развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;

Формирование УУД

 Личностные результаты:

- оценивать   ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
  • В предложенных ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  своей деятельности и  товарищей.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить  свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  форме.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения,  следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметными результатами 

  • Выделять существенные признаки предметов;
  • Сравнивать между собой предметы,
  • Обобщать, делать несложные выводы;
  • Определять последовательность событий;
  • Выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Элементы содержания: упражнения для развития творческого воображения, памяти, внимания; знакомство с изографами, задания со спичками.

Технологии, применяемые на уроке: работа в группах, парами, технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, информационные и здоровьесберегающие технологии, технология интерактивного обучения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку,  карточки, для самооценки-флажки, карточки для индивидуальной работы.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный  момент

Обеспечить мотивацию обучающихся на совместную   деятельность.

- Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Учитель проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке.

Проявляют заинтересованность.

Проверяют готовность

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

II.Мозговая гимнастика

Здоровьесберегающая технология

Улучшить мозговую деятельность и профилактика нарушений зрения

- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

Выполняют упражнения под руководством учителя.

Регулятивные (действия под руководством учителя):

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выполнять упражнения для развития психических процессов.  

III. Самоопределение к деятельности

Ребята,  к нам сегодня смешарики пришли!    

Они ждали этой встречи и постарались, как могли!

Интересные задания нас ждут

Пусть царят смекалка, остроумие и внимание.

Всем желаем мы удачи! Итак, в  добрый путь!

  1 задание  предложил для нас Лосяш.  

 Поиграть в игру фантазию.

Мы сейчас немного пофантазируем.

Игра «Изобрази без предмета».

Представьте, что вы артисты и будете изображать следующее: вденьте нитку в иголку; пришейте пуговицу; подбросьте и поймайте мяч; перебрасывайтесь с товарищем мячом. В парах.

- Какие вы молодцы!

- Сегодня мы на уроке будем развивать воображение, наглядно-образное мышление.

Выполняют задания, высказывают свое мнение, фантазируют.

Личностные:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных ситуациях делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

IV.Разминка

Информационные технологии

Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности

Посмотрите – ка, ребятки,    

Вам Бараш принёс загадки,

Ключ к загадкам подберите

И отгадки вы скажите!

- Он возвещает начало школьной перемены. Что это? (звонок)

- Чем пишут на доске?  (мелом)

- «Дождик» из шланга. Что это? (душ)

- Как называются колеса у самолета? (шасси)

-Самый толстый друг незнайки. Кто это? (Пончик)

-Что такое салочки? (игра)

-Что накладывают при переломе? (гипс)

- Какое любимое лакомство мышки? (сыр)

-Как называется площадка для бокса? (ринг)

- У зверушки - на макушке, а у вас- сбоку от глаз. Что это? (уши)

Выполняют задание  коллективно по группам, называют подходящие слова-отгадки.

Личностные:

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы Познавательные:

-уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

V.Развитие быстроты реакции 

Нюша предлагает нам развить быстроту вашей реакции и ответить на вопросы.

  1. Андрей - сын Владимира. Кто Владимир Андрею? (отец)
  2. Евгения – сестра Екатерины. Кто Екатерина Евгении? (сестра)
  3. Антон – брат Виктора. Игорь, Юра, Олег и Петя – друзья Виктора. Кто брат Антона?  (Виктор)
  4. Лена спросила Веру : «Сколько лет твоей сестре?» «А вот догадайся сама, - ответила Вера. – Если сложишь наибольшее число с наименьшим однозначным числом, то ты узнаешь возраст моей сестры». Лена догадалась. А вы? (10 лет)

Изображают действия.

Познавательные

VI. Тренировка концентрации внимания,  совершенствование воображения 

  -Ребята, Ежик предлагает нам многое узнать, многое запомнить и, как настоящие умницы и умники, мы будем делать зарисовки.

Игра «Внимание».

 -Запомните изображения и зарисуйте как можно точнее. Поменяйтесь с соседом  листочками и проверьте его работу.

Приложение 22.

-А теперь дорисуйте  до какого-либо целого изображения любые две фигуры (индивидуальная работа).

Игра «Шифровальщик».

- Представьте, что вы – секретные агенты и получили указание из центра, но оно зашифровано. Используя шифр, как можно быстрее расшифруйте его.

Ответ: Агент ждет тебя около Большого театра, завтра вечером. Бонд.

Задание №3. Как можно быстрее из каждой строчки выбери лишь те буквы, которые не повторяются, и составь из них пожелание.

Ответ: Будьте всегда счастливы.

А что еще принято желать?

 

Учащиеся под руководством учителя выполняют задания:

- рассматривают, запоминают, зарисовывают и дорисовывают до целого изображения.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Расшифровывают слова.

Составляют пожелание.

Регулятивные:

- выполнять действия, оценка результатов работы.

Познавательные: 

-анализ, сравнение.

Коммуникативные:

-сотрудничать с товарищами;

- осуществлять взаимопроверку.

Личностные:

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества;

 - делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

Познавательные: 

-анализ, сравнение.

Коммуникативные:

-сотрудничать с товарищами;

- осуществлять взаимопроверку;

- участвовать в диалоге;

- высказывать  свою точку

зрения;

- оформлять  свои мысли в устной речи.

 VII.Физкультминутка

Здоровьесберегающая

технология

    - Молодцы, мы справились с важными заданиями.   Чтобы дальше быть внимательными мы вместе с Копатычем, сделаем гимнастику для глаз: «Письмо носом». Можно, например, написать различные буквы, названия предметов, небольшое письмо знакомому. Можно, например, нарисовать какую-то геометрическую фигуру, домик и прочие желаемые элементы.

Выполняют упражнения.

Регулятивные.

VIII. Логически-поисковые задания.

Технология применения нового материала.

 Задание №4. Игра « Так же, как…».

А) Проверка: какое слово получилось при перестановке? Ответ: слово «СНЕТА». Почему?

Б) Проверка: какая перестановка была сделана в слове «КОФТА»? Что получилось при перестановке из слова «НОСИК»? Ответ: «КОСИН».

В) Проверка: что получилось, когда выполнили такую же перестановку в слове «ЛОДКА»? Ответ: «ЛОАКД».

-Давайте вместе с Крошем разгадаем загадку.

Бабушка сварила варенье из малины. При этом на каждые 2 стакана ягод она брала 3 стакана сахару. Сколько стаканов ягод бабушка взяла для варенья, если всего она израсходовала 12 стаканов сахара?

Ответ: 8 стаканов ягод взяла бабушка для варенья.

Задание №6.

Носатики живут в другой Галактике. Их деньги отличаются от  наших. Давайте поможем им ответить на вопросы.

Проверка: сколько же нанупов в одном дукле? (два) Почему? (8 – это 4 и 4, то есть два раза по четыре). Сколько пого в одной дукле? (четыре) Сколько пого в одном нанупе? (два)

Задание №7.

Рисунок стр.12. Ответ: 4 треугольника.

Задание №8.

-Ребята, кого мы называем грамотным учеником? (Того, кто пишет без ошибок).

-А что тогда означает выражение «грамотный инженер», «грамотный строитель»?

Ответ: инженер, обладающий обширными знаниями, сведениями в своей профессии; не допускающий ошибок в работе.

-Давайте подберем нужные антонимы к многозначным словам.

Ответ: Свободный стул -  занятый. Свободный костюм – тесный. Мягкий хлеб – черствый. Мягкий шаг – тяжелый. Мелкий дождь – частый. Мелкий ручей – глубокий. Крупный орех – мелкий. Крупный ребенок – мелкий. Худой человек – толстый. Худой карман – целый.

Работа в группах.

Ответы детей

 

Выполняют задание

Познавательные:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 - делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

IX. Коррегирующая гимнастика для глаз.

 «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не станет двоиться. Повторить 6 - 8 раз).

«Зоркие глазки»  глазами нарисуйте 6 кругов по часовой и  6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами». Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5 -6 раз не спеша.

Правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить «к себе».

Выполняют задания.

Регулятивные.

X. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Задание №9.

Давайте выберем верный ответ.

Сережа, Миша, Коля, Катя и Галя занимались спортом: трое играли в волейбол, а двое – в теннис. Кто во что играл, если Миша с Катей и Миша с Сережей занимались разными видами, а Коля и Галя – одним видом спорта?

Ответ: Миша, Коля, и Галя играли в волейбол, Сережа и Катя – в теннис.

Задание № 10.

Найди закономерность, впиши номер нужной фигуры.

Ответ: №5.

Групповая работа по два ребуса на группу.

Познавательные:

-перерабатывать,  систематизировать полученную информацию:

 - делать выводы в результате  совместной  работы.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядностью.

XIII. Итог.

Рефлексия 

- Молодцы, ребята. Вы настоящие умницы умники: дружные, смелые, находчивые, сообразительные.

- Удалось ли нам  выполнить поставленную цель?

- Какое задание показалось вам наиболее сложным?  

 - Какое задание было самым легким?

- А сейчас предлагаю вам оценить свою работу. Вам нужно будет раскрасить флажок.

Красный- все получилось отлично

Желтый – все хорошо.

Зекленый – только часть заданий выполнено так, как хотелось.

Синий – не получилось так, как хотелось

- Вы работали очень хорошо, мы много сделали . Даже если у кого-то не получилось, это не беда. На следующем занятии всё получится!  

Высказывают своё мнение.

Высказывают свои впечатления от работы

Оценивают себя

Регулятивные:

- уметь  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса

В данной разработке предложена пояснительная записка, цели  и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс для студентов Владимирского Педагогического университета в рамках опытно-экспериментальной работы..Тема занятия:Развитие ко...

Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"

конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО  Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...