Выступление на ГМО
методическая разработка по математике на тему

Габибова Людмила Владимировна

Развитие познавательного интереса у обучающихся

на адаптивном уроке математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_material.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у обучающихся

на адаптивном уроке математики

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

На уроках я использую такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического.

1. Задачи на смекалку 2. Задачи шутки 3. Числовые фигуры 4. Задачи с геометрическим содержанием 5. Логические упражнения со словами 6. Математические игры и фокусы 7. Кроссворды и ребусы 8. Комбинаторные задачи

1. Запомни двузначные числа. 2. Запомни математические термины. 3. Цепочка слов. 4. Рисуем по памяти узоры. 5. Запомни и воспроизведи рисунки 6. Зрительные диктанты 7. Слуховые диктанты

Разминки

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут. В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка. Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе «+». (Приложение 1)

Буквенный диктант

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово. При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов. Прием ценен для развивающего обучения, но еще мало разработан как в теории, так и в практике.

Числовой диктант

При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во- первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В- третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.

Цифровой диктант

Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока). Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.

Задания со сменой установки

Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему прием носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть «обманываем» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решим задачу, выполним упражнение» и т. д. Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала. Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя (отвечают хором) или письменно в тетрадях.

Приемы повышения интереса учащихся к обучению, о которых было сказано, показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучных умений и навыков для повышения мотивации их деятельности, создания ситуации успеха и творческой активности.

Логогрифы

 

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говориться вначале. Затем в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь во многих строчках,

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.

Ответ:  плюс-полюс.

Я - нелюбимая оценка в дневнике,

Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа,

Но если внутрь меня поставить «е»,

То среди женского я рода.

Ответ: два - дева.

Число я меньше десяти,

Тебе легко меня найти,

Но если букве «я» прикажешь рядом встать,

Я все – отец и ты, и дедушка, и мать.

Ответ: семь - семья.

Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну, я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

Ответ: шест - шесть.

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено.

Ответ: дача-задача.  

Ребусы

Название этой популярной головоломки произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: « Не словами, а при помощи букв». Первый печатный сборник ребусов вышел во Франции в 1582 году. Составил его Э. Табуро. В нашей стране этот вид головоломки появился в 1845 году на страницах журнала « Иллюстрация».

Ребус- это такая головоломка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать.

На занятиях по математике детям надо предлагать, не какие угодно ребусы, а только те, которые имеют определённую связь с математикой: либо в изображении встречаются математические знаки, либо в ответе содержится математический термин, либо имеет место первый и второй признаки одновременно.

                             Ш М Е Л Ь

                             Ш М Е Л Ь

                         Ж У Ж Ж А Т

Задание:

Расшифруйте запись, соблюдая условия: одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, а разные буквы - разные цифры.

Ответ.

ШМЕЛЬ - соответствует числу 90573,а слово ЖУЖЖАТ - числу 181146

ШМЕЛЬ - соответствует числу 90567, а слово ЖУЖЖАТ - числу 181134.

                      9 0 5 7 3                            9 0 5 6 7  

                      9 0 5 7 3                            9 0 5 6 7          

                   1 8 1 1 4 6                         1 8 1 1 3 4  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....