Занимательная математика
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Азиханова Голлия Зуфяровна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

Утверждено

педагогическим советом МБОУ «СШ№8»

протокол № ___

от   ________ года

«Утверждена»

приказом директора школы        от 31.08.2020 № 492

Директор МБОУ «СШ№8»

_________О.С.Серебренникова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Наименование программы

Занимательная математика

Вид программы

дополнительная общеобразовательная:

общеразвивающая

Направленность программы [1]

общеинтеллектуальная

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)

очная

Категория обучающихся

обучающиеся  4класса

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

1 учебный год

Срок освоения программы  в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 учебный год

Количество часов всего

34

Количество часов в неделю

в соответствии с расписанием

г. Нижневартовск

1. Пояснительная записка

  1. Направленность программы:

Программа «Занимательная математика» имеет общеинтеллектуальную направленность.

  1. Автор программы:

Азиханова Голлия Зуфяровна, учитель начальных классов

  1. Актуальность программы: 

определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике и стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.              

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.            

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.          

             Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

  1. Педагогическая целесообразность программы:         

Данная программа направлена на обучение воспитанников применять рациональные и нестандартные способы решения математических задач. 

1.5. Цель и задачи программы:

     Цель: создание условий для математического развития младших школьников, вовлечение учащихся в процесс приобретения ими новых знаний и умений .

     Задачи:

  1. Познакомить с приемами и упражнениями, расширяющими математический кругозор обучающихся.
  2. Освоить правильные способы применения математической терминологии и символики.
  3. Рассмотреть приемы решения логических задач.
  4. Упражняться в умении обосновывать свои мысли, формулировать выводы и обобщения.
  5. Получить практический опыт работы с количественными характеристиками.

1.6. Возраст и количество слушателей:

Возраст: 9-10 лет (4 класс)        

Количество слушателей в группе до 15 человек.

1.7. Сроки реализации программы:

01.09.2020 – 25.05.2021 гг.

1.8. Распределение часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная  работа

34

4

27

3

1.9. Формы и режим занятий:

Освоение программы предусматривает 4 теоретических часа и 30 практических часов, практикоориентированность составляет 88 %.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность одного занятия 40 минут.

Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:

- технология  проектирования и организации  занятия в соответствии с деятельностным подходом;

- информационно-коммуникационные  технологии;

- технология проекта;

- деловые игры, исследовательские  и проблемные методы обучения;

1.10. Ожидаемые  результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения программы «Занимательная математика» являются:

  • Развитие наблюдательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.

Метапредметными результатами являются следующие универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  •  Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа.
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать алгоритм решения задачи.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

1.11. Аттестация по итогам освоения программы:

Практическое задание. Составление индивидуального плана развития.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план программы

Раздел, тема

Виды занятий (в часах)

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Форма промежуточной аттестации

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Тест

Как люди научились считать.

1

Сообщение

Интересные приемы устного счёта.

1

Практическая демонстрация

Решение занимательных задач в стихах.

1

Тест

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

Устный опрос

Учимся отгадывать ребусы.

1

Конкурс на лучшую презентацию

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

Викторина

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

Викторина

Решение ребусов и логических задач.

1

Математический диктант

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Тест

Загадки- смекалки.

1

Математический диктант

Игра «Знай свой разряд».

1

Тест

Обратные задачи.

1

Устный опрос

Практикум «Подумай и реши».

1

Устный опрос

Задачи с изменением вопроса.

1

Устный опрос

«Газета любознательных».

1

Устный опрос

Решение нестандартных задач.

1

Решение олимпиадных задач.

1

Участие в олимпиаде

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

Участие в олимпиаде

 Школьная олимпиада

1

Участие в олимпиаде

Игра «Работа над ошибками»

1

Тест

Математические горки.

1

Конкурс на лучшую презентацию

Наглядная алгебра. Задачи с многовариантными решениями.

1

Викторина

Решение логических задач.

1

Тест

Игра «У кого какая цифра»

1

Викторина

Знакомьтесь: Архимед!

1

Конкурс на лучшую презентацию

Задачи с многовариантными решениями.

1

Конкурс знатоков

Знакомьтесь: Пифагор!

1

Конкурс на лучшую презентацию

Задачи с многовариантными решениями.

1

Математический диктант

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Устный опрос

Комбинирование элементов знаковых систем.

1

Устный опрос

Комбинирование элементов знаковых систем.

1

Устный опрос

Комбинирование элементов знаковых систем.

1

Тест

Комбинирование элементов знаковых систем. Круглый стол «Подведем итоги»

1

Круглый стол

ИТОГО

4

27

3

Форма итоговой аттестации: тест

2.2. Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.

Тема 1.1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

Раздел 2. Как люди научились считать – 3 ч.

Тема 2.1. Как люди научились считать

Тема 2.2. Интересные приемы устного счёта.

Тема 2.3. Решение занимательных задач в стихах.

Раздел 3. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)– 4 ч.

Тема 3.1. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

Тема 3.2. Учимся отгадывать ребусы.

Тема 3.3. Числа-великаны. Коллективный счёт.

Тема 3.4. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

Раздел 4. Решение ребусов и логических задач– 8 ч.

Тема 4.1. Решение ребусов и логических задач.

Тема 4.2. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

Тема 4.3. Загадки - смекалки

Тема 4.4. Игра «Знай свой разряд»

Тема 4.5. Обратные задачи

Тема 4.6. Практикум «Подумай и реши».

Тема 4.7. Задачи с изменением вопроса.

Тема 4.8. «Газета любознательных»

Раздел 5. Решение нестандартных задач – 9 ч.

Тема 4.1. Решение нестандартных задач.

Тема 4.2. Решение олимпиадных задач.

Тема 4.3. Решение задач международной игры «Кенгуру»

Тема 4.4. Школьная олимпиада

Тема 4.5. Игра «Работа над ошибками»

Тема 4.6. Математические горки.

Тема 4.7. Наглядная алгебра. Задачи с многовариантными решениями.

Тема 4.8. Решение логических задач.

Тема 4.9. Игра «У кого какая цифра».

Раздел 6. Знакомство с учеными– 4 ч.

Тема 6.1. Знакомьтесь: Архимед!

Тема 6.2. Задачи с многовариантными решениями.

Тема 6.3. Знакомьтесь: Пифагор!

Тема 6.4. Задачи с многовариантными решениями.

Раздел 7. Элементы знаковых систем – 5 ч.

Тема 7.1. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Тема 7.2. Комбинирование элементов знаковых систем.

Тема 7.3. Комбинирование элементов знаковых систем.

Тема 7.4. Комбинирование элементов знаковых систем.

Тема 7.5. Комбинирование элементов знаковых систем. Круглый стол «Подведем итоги»

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству слушателей;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер;

-  мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

     -программное обеспечение, наглядные средства обучения, ТСО и др.;

     -перечень рекомендуемых учебных изданий

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2015.
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2015
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2016
  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2018.
  5. Волина В.В., « Праздник числа. Занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2013.
  6. Жикалкина Т.К., «Игровые и занимательные задания по математике для  четырехлетней начальной школы», – М.: Просвещение, 2015.
  7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2018
  8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига /Учебник, 2015
  9. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2017
  10. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2017
  11. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2015
  12. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2018
  13. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016
  14. «Начальная школа»,  Ежемесячный научно-методический журнал.
  15. Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru
  16. Сайт «ФГОС: начальное общее образование» http://standart.edu.ru
  17. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
  18. Решение текстовых задач по математике с помощью унифицированных схем в начальных классах - http://festival.1september.ru/articles/311614/
  19. Развитие логического мышления школьников при построении вспомогательных моделей. - http://studhelps.ru/11/dok.php?id=s015 
  20. - Методика обучения решению простых текстовых задач на уроках математики http://www.openclass.ru/node/82435 



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...